|
Правовая деятельность и управлениеПотребность в управлении следует из системной природы общества, когда необходимо согласовывать, регулировать, соподчинять различные элементы системы. Стихийные механизмы управления возникают с появлением первых общественных коллективов. Так, в примитивных племенах не допускались близкородственные брачные связи, т.е. брачные отношения стихийно регулировались — но не специализированными субъектами управления, а всем родом как социальным коллективом. С развитием племенной организации формируются социальные институты (обычаи, обряды, традиции, совет старейшин, вожди), выполняющие управленческие функции. С появлением государства и права возникает система управления правовой сферой жизнедеятельности общества. Управление — процесс целенаправленного информационного и организационного воздействия субъекта управления на объект с целью поддержания системы в оптимальном состоянии, позволяющем ей успешно функционировать. В сложноорганизованных социальных системах выделяют несколько разновидностей управления — стихийное и сознательное, научное и эмпирическое. Управление правовой сферой — процесс целенаправленного информационного и организационного воздействия органов, организаций и учреждений государства (субъект управления) на правовые отношения граждан, их объединений и организаций (объект управления) с целью обеспечения правопорядка как базового условия оптимального функционирования общества. Любое управление — это деятельность. Она имеет общие принципы, функции, алгоритмы осуществления. Вместе с тем каждая сфера отличается спецификой: понятно, что в экономике, политике, искусстве и в армии управление разное. Специфика управленческой деятельности в правовой сфере выражается, прежде всего, в ее функциях. Основная из них — поддержание правопорядка. Правопорядок, как уже отмечалось, обеспечивает устойчивость социальной системы, предохраняет ее от хаоса, дезинтеграции, разрушения. Поэтому деятельность правовой сферы в той или иной мере направлена на создание, упрочение и поддержание правопорядка. Этой генеральной по сути функции подчинены другие функции управленческой деятельности: планирование — процесс постановки цели и определения последовательности, сроков, средств и способов ее достижения; организация — выполнение задач, распределение средств, порядок взаимодействия между элементами; регулирование — перераспределение сил и средств в ходе выполнения задач, корректировка принятых ранее планов и поставленных задач; контроль — процесс установления соответствия деятельности объекта управления поставленным задачам и помощь в исправлении недостатков. Алгоритм управленческого действия включает получение или определение цели (задачи), анализ и оценку правовой ситуации, принятие управленческого решения, постановку задач подчиненным элементам правовой системы, контроль над деятельностью подчиненных элементов по выполнению поставленных задач. Стержнем управления правовой сферой является власть, выступающая в триединой форме — законодательной, исполнительной и судебной. Она управляет по следующим основным направлениям: рационализация правовой деятельности; информационное обеспечение; прогнозирование и моделирование правовой ситуации и необходимых форм и приемов деятельности по ее удержанию или изменению. Рационализация деятельности в правовой сфере — это обоснование необходимости изменения (или сохранения неизменной) правовой реальности на основе правовых программ, норм, юридических законов в целях избежания структурных и системных кризисов. Причем каждый класс, властный «клан», правящая элита стремятся рационализировать собственную деятельность в соответствии со своими целями и интересами. Нередко власть выдвигает цели, реализация которых невозможна или нежелательна с точки зрения большинства граждан государства. Политики и «придворные» юристы стремятся дать правовое обеспечение таким целям (вспомним «ваучеризацию всей страны»), однако принимаемые в этих случаях юридические законы обычно нежизненны. Их Прогнозирование развития правовой ситуации осуществляется специальными государственными учреждениями (аналитическими центрами, научно-исследовательскими институтами), партийными фракциями в парламенте, отдельными депутатами. От точного прогноза во многом зависит действенность практических мер. К сожалению, это направление управленческой деятельности часто недооценивается. И тогда принимаемые решения в лучшем случае соответствуют крылатой для современной российской действительности фразе: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Управленческая деятельность имеет две основные формы — научную и эмпирическую. Научное управление правовой сферой — это деятельность, опирающаяся на знание и использование объективных законов общества как целостной системы и его элементов — права, экономики, политики, идеологии и др., в том числе и закономерностей формирования жизненного мира человека. Степень научности управления правовой сферой — это соответствие требований объективных законов и объективной правовой ситуации субъективным решениям, принимаемым властью для обеспечения правопорядка. Эмпирическое управление основывается на жизненном опыте, здравом смысле, традициях, зачастую осуществляется методом проб и ошибок и больше подвержено ситуативным факторам. Как и любая иная деятельность, управленческая деятельность в правовой сфере может быть актуальной и аккумулятивной. Актуальное управление, т.е. планирование, реализацию и контроль ежедневной деятельности в сфере права осуществляет Правительство Российской Федерации (например, надзор прокураторы за исполнением законов, прав и свобод человека федеральными министерствами и ведомствами, координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью). В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации, оно наделено правом принимать меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Аккумулятивное управление — это система правовых норм и юридических законов, сохраняющих преемственность с ранее действовавшими нормами и законами и учитывающих традиции, менталитет народа. Так, стремление прозападных политиков и юристов «вестернизировать» правовую систему России, возвести в культ индивидуализм наталкивается на пока еще прочно удерживающийся коллективизм как ментальную черту народов, населяющих нашу страну. Правовая деятельность как разновидность социальной деятельности характеризуется и общими с ней, и специфическими чертами. По сути правовая деятельность — способ существования права. Она имеет структуру, формы и служит методологической основой для познания и преобразования правовой ситуации в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности человека. Основные правовые цели общества реализуются благодаря одной из разновидностей правовой реальности — управленческой деятельности. От степени ее научности, научной подготовки субъектов управления зависит формирование правового, демократического, социально ориентированного государства и правового человека.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|