Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовая деятельность и управление





Потребность в управлении следует из системной приро­ды общества, когда необходимо согласовывать, регулировать, соподчинять различные элементы системы. Стихийные ме­ханизмы управления возникают с появлением первых обще­ственных коллективов. Так, в примитивных племенах не до­пускались близкородственные брачные связи, т.е. брачные отношения стихийно регулировались — но не специализиро­ванными субъектами управления, а всем родом как социаль­ным коллективом.

С развитием племенной организации формируются социаль­ные институты (обычаи, обряды, традиции, совет старейшин, вожди), выполняющие управленческие функции. С появлением государства и права возникает система управления правовой сферой жизнедеятельности общества.

Управление — процесс целенаправленного информаци­онного и организационного воздействия субъекта управления на объект с целью поддержания системы в оптимальном со­стоянии, позволяющем ей успешно функционировать. В сложноорганизованных социальных системах выделяют несколько разновидностей управления — стихийное и сознательное, на­учное и эмпирическое.

Управление правовой сферой — процесс целенаправ­ленного информационного и организационного воздействия органов, организаций и учреждений государства (субъект управления) на правовые отношения граждан, их объедине­ний и организаций (объект управления) с целью обеспечения правопорядка как базового условия оптимального функцио­нирования общества.

Любое управление — это деятельность. Она имеет общие принципы, функции, алгоритмы осуществления. Вместе с тем каждая сфера отличается спецификой: понятно, что в экономи­ке, политике, искусстве и в армии управление разное.

Специфика управленческой деятельности в правовой сфере выражается, прежде всего, в ее функциях.

Основная из них — поддержание правопорядка. Право­порядок, как уже отмечалось, обеспечивает устойчивость со­циальной системы, предохраняет ее от хаоса, дезинтеграции, разрушения. Поэтому деятельность правовой сферы в той или иной мере направлена на создание, упрочение и поддержание правопорядка.

Этой генеральной по сути функции подчинены другие функ­ции управленческой деятельности: планирование — процесс постановки цели и определения последовательности, сроков, средств и способов ее достижения; организация — выполне­ние задач, распределение средств, порядок взаимодействия между элементами; регулирование — перераспределение сил и средств в ходе выполнения задач, корректировка принятых ранее планов и поставленных задач; контроль — процесс уста­новления соответствия деятельности объекта управления по­ставленным задачам и помощь в исправлении недостатков.

Алгоритм управленческого действия включает получение или определение цели (задачи), анализ и оценку правовой ситуации, принятие управленческого решения, постановку задач подчиненным элементам правовой системы, контроль над деятельностью подчиненных элементов по выполнению поставленных задач.

Стержнем управления правовой сферой является власть, выступающая в триединой форме — законодательной, испол­нительной и судебной. Она управляет по следующим основ­ным направлениям: рационализация правовой деятельности; информационное обеспечение; прогнозирование и модели­рование правовой ситуации и необходимых форм и приемов деятельности по ее удержанию или изменению.

Рационализация деятельности в правовой сфере — это обоснование необходимости изменения (или сохранения неиз­менной) правовой реальности на основе правовых программ, норм, юридических законов в целях избежания структурных и системных кризисов. Причем каждый класс, властный «клан», правящая элита стремятся рационализировать собственную дея­тельность в соответствии со своими целями и интересами.

Нередко власть выдвигает цели, реализация которых невоз­можна или нежелательна с точки зрения большинства граждан государства. Политики и «придворные» юристы стремятся дать правовое обеспечение таким целям (вспомним «ваучеризацию всей страны»), однако принимаемые в этих случаях юридиче­ские законы обычно нежизненны. Их

Прогнозирование развития правовой ситуации осущест­вляется специальными государственными учреждениями (ана­литическими центрами, научно-исследовательскими инсти­тутами), партийными фракциями в парламенте, отдельными депутатами. От точного прогноза во многом зависит действен­ность практических мер. К сожалению, это направление управ­ленческой деятельности часто недооценивается. И тогда при­нимаемые решения в лучшем случае соответствуют крылатой для современной российской действительности фразе: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Управленческая деятельность имеет две основные формы — научную и эмпирическую.

Научное управление правовой сферой — это деятель­ность, опирающаяся на знание и использование объективных законов общества как целостной системы и его элементов — права, экономики, политики, идеологии и др., в том числе и за­кономерностей формирования жизненного мира человека.

Степень научности управления правовой сферой — это со­ответствие требований объективных законов и объективной правовой ситуации субъективным решениям, принимаемым властью для обеспечения правопорядка.

Эмпирическое управление основывается на жизненном опыте, здравом смысле, традициях, зачастую осуществляется методом проб и ошибок и больше подвержено ситуативным факторам.

Как и любая иная деятельность, управленческая деятельность в правовой сфере может быть актуальной и аккумулятивной.

Актуальное управление, т.е. планирование, реализацию и контроль ежедневной деятельности в сфере права осущест­вляет Правительство Российской Федерации (например, надзор прокураторы за исполнением законов, прав и свобод челове­ка федеральными министерствами и ведомствами, координа­ция прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью). В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации, оно наделено правом принимать меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Аккумулятивное управление — это система правовых норм и юридических законов, сохраняющих преемственность с ранее действовавшими нормами и законами и учитывающих традиции, менталитет народа. Так, стремление прозападных политиков и юристов «вестернизировать» правовую систему России, возвести в культ индивидуализм наталкивается на пока еще прочно удерживающийся коллективизм как ментальную черту народов, населяющих нашу страну.

Правовая деятельность как разновидность социальной дея­тельности характеризуется и общими с ней, и специфическими чертами. По сути правовая деятельность — способ существо­вания права. Она имеет структуру, формы и служит методоло­гической основой для познания и преобразования правовой ситуации в целях создания благоприятных условий для жиз­недеятельности человека.

Основные правовые цели общества реализуются благодаря одной из разновидностей правовой реальности — управленче­ской деятельности. От степени ее научности, научной подго­товки субъектов управления зависит формирование правового, демократического, социально ориентированного государства и правового человека.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.