Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура бюджетной системы РФ





Бюджетная система Российской Федерации- основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регу­лируемая законодательством РФ совокупность федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов.

Нормативно-правовой базой развития бюджетной системы являются Конституция РФ (ст. 71 и 132), Бюджетный кодекс РФ (гл. 3).

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов РФ;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных госу­дарственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.

Необходимо помнить, что форма разработки и утверждения бюджетовразлична.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме феде­ральных законов.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актовпредставительных органов муниципальных образований.

3 Организационные основы бюджетного планирования

3.1 Экономические основы бюджетного планирования

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Бюджетная политика Российской Федерации определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Бюджетном послании о бюджетной политике, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства РФ и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны. При подготовке документа учитываются прогнозные данные федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Банка России.

3.2 Принципы и задачи бюджетного планирования

Система бюджетного планирования должна строиться на следующих принципах:

- прозрачности и предсказуемости финансовой политики, проводимой субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), обеспечиваемых путем максимальной формализации действий исполнительных органов власти;

- расширения доступности соответствующей информации для заинтересованных лиц;

- реалистичности экономических прогнозов, лежащих в основе бюджетного планирования, обеспечиваемой расширением круга используемых данных и регулярным анализом причин нарушения прогноза по результатам отчетного периода;

- учета циклических факторов экономического развития, обеспечиваемого за счет использования прогнозных моделей, с целью обеспечения стабильности бюджетной политики в условиях дефицита или избыточности финансовых ресурсов;

- обязательного резервирования средств под непредвиденное снижение доходных источников путем обособления части финансовых ресурсов в периоды благоприятной экономической конъюнктуры, которые могут быть использованы в периоды ухудшения финансового положения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

- вариантности прогнозирования и планирования.

Перспективное бюджетное планирование позволяет решать следующие задачи:

- обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;

- определение приоритетов развития территории и их отражение в перспективном финансовом плане, а через него в бюджетах, с учетом ограничений по доходам;

- формирование обоснованных и реалистичных программ по реализации приоритетов развития территории;

- осуществление мониторинга и анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;

- повышение обоснованности стратегических решений;

- повышение эффективности использования бюджетных ресурсов.

3.3 Методы бюджетного планирования

Существуют различные методы бюджетного планирования – индексный, нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертного прогнозирования, экстраполяции, моделирования, экономического анализа и др.

В России основным является нормативный метод бюджетного планирования. Суть его в определении целевых расходов бюджета в пределах прогнозируемых доходов. Бюджетополучатели составляют сметы планируемых расходов, распорядитель бюджетных средств анализирует и корректирует сметы бюджетополучателей, приводит величину расходов в соответствие с доходами бюджета, выбирая приоритетные направления, и согласовывает проект плана бюджета с Правительством. Проект бюджета представляется Правительством законодательному органу, который вносит поправки, согласовывает их с Правительством и принимает бюджет на планируемый год в виде федерального закона.

Индексныйметод основан на анализе динамики таких показателей, как уровень инфляции, уровень реальной заработной платы или реальных доходов и др. Полученные на основе сравнения статистических данных индексы позволяют применить их к прогнозному расчету несоизмеримых показателей. Точность прогнозного расчета увеличивается при увеличении количества и весомости учитываемых индексов.

Балансовый метод позволяет составить баланс расходов и доходов бюджета, распределить их по планируемым периодам и среди бюджетополучателей всех уровней. Прогноз балансов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, спроса и предложения на внутреннем и международном рынках, доходов и расходов позволяет увязать потребность макроэкономики в ресурсах производства с планированием источников получения, производства и распределения ресурсов, обеспечить равновесие рыночной экономики.
Балансовый метод используется для выработки социальной, бюджетной, кредитно-денежной и внешнеэкономической политики государства. Он позволяет определить имеющиеся диспропорции в макроэкономике и разработать пути их преодоления.

Программно-целевой метод используется для приоритетного бюджетного планирования выполнения государственных целевых программ, обеспечения их необходимыми ресурсами.

Метод экспертного прогнозирования позволяет совместить в прогнозировании имеющиеся статистические данные с аналитическими выводами высококвалифицированных экспертов, основанных на интуиции, нестандартном логическом мышлении и научном подходе. Этот метод используется при невозможности с достаточной достоверностью определить динамику внешних условий социально-экономического развития. Этот метод содержит субъективный подход к прогнозированию и возможность ошибочности прогноза. С целью увеличения достоверности экспертного прогноза приходится привлекать большое количество экспертов, но и в этом случае выбор оптимального варианта носит субъективный характер.
Метод экстраполяции переносит тенденции развития текущего и прошлых этапов на планирование последующего. Ряды значений различных показателей в прошлом и настоящем продолжаются на будущее с учетом закономерности построения соответствующего ряда. Учитывая цикличность развития экономики, метод экстраполяции может быть применим в пределах одного этапа цикла, но в критические периоды смены этапов цикла математические закономерности построения ряда показателей резко изменяются, в этом случае прогноз, построенный по методу экстраполяции, может оказаться ошибочным.

Метод моделирования позволяет заложить в модель различные условия динамики социально-экономических процессов и в случае ошибочности выбранного варианта прогноза быстро откорректировать допущенные отклонения и адаптироваться к реальным условиям.

Метод экономического анализа увязывает закономерности развития макроэкономики и ее объектов.

Бюджетное планирование использует в необходимых случаях те или иные методы планирования и ежегодно осуществляется на федеральном, региональном и местном уровне.

В зависимости от сложившихся условий при составлении бюджетов используется совокупность тех или иных методов прогнозирования и планирования с учетом их специфических особенностей. В современной России используется программный подход к бюджетному планированию. Расходы бюджета определяются в зависимости от их особенностей нормативным, программно-целевым, балансовым, индикативным и другими методами. Бюджетные средства распределяются ведомствам постатейно в соответствии с Бюджетным кодексом.

 

4 Бюджетный процесс как составная часть бюджетного планирования

Понятие бюджетного процесса

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Правовое регулирование

Правовое регулирование бюджетного процесса осуществляется нормативными правовыми актами различного уровня и, соответственно, разной юридической силы. Не вызывает сомнений, что правовое регулирование бюджетного процесса в современной России реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Так, на федеральном уровне нужно выделить Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, о бюджетах государственных внебюджетных фондов и другие).

На уровне субъектов РФ актами, регулирующими процессы разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения региональных бюджетов, являются конституции (уставы) соответствующих субъектов федерации, их специальные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.

Бюджетный период

Бюджетный период — это период, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты, осуществляется контроль за их исполнением.

Федеральный закон «О федеральном бюджете» и законы «О региональных бюджетах» с 2008 года принимаются ежегодно на трехлетний период, что же касается бюджетов муниципальных образований, то местные власти имеют право утверждать местные бюджеты либо на 3 года, либо на год.

Бюджетный процесс в РФ







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.