Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Важный критерий профессионального здоровья: работоспособность





Работоспособность человека - это способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы благодаря физическому или информационному труду.

Стресс,как нарушение динамики работоспсоности в професисональной деятельности.

Стресс по Г.Селье неспецифическая реакция организма на внутеренние и внешние воздействия.

В психологии выделяют отрицательную форму стресса (дистресс) и положительную форму стресса (эустресс).

Дистресс- негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эустресс- «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». (получение награды, научное открытие,и.т.п.)

 

Факторы профессионального стресса:

Организация и содержание трудовой деятельности:

• условия труда;

• чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная

недогрузка в объеме выполняемой работы;

• однообразие выполняемой работы;

• изменение продолжительности или условий труда;

• неудобные часы работы;

• неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура,

шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда,

воздействие перегрузок и т. д.);

• внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель

или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие

преждевременного утомления);

• трудность выполняемой деятельности, в том числе дефицит или неполнота

информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности

и скорости действий и др.;

• сменная работа;

• качество оборудования;

• опасность для жизни и здоровья, риск;

• новизна, реорганизация на работе;

• повышенная ответственность;

• обеспокоенность последствиями ошибочных действий, страх совершить

ошибку;

• неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения

деятельности;

• нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна);

• необходимость принимать слишком много решений;

• отсутствие или малое участие в процессе принятия решений.

Профессиональная карьера:

• проблема статуса;

• неудовлетворительные перспективы продвижения по службе;

• неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности;

• изменение служебных обязанностей;

• перспектива сокращения (увольнения, безработицы) или преждевременного

ухода на пенсию;

• фрустрация из-за достижения предела своей карьеры;

• чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»):

ничего лучшего не найти;

Глава 2 1. Психология профессионального здоровья 4 9 9

• недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;

• несбывшиеся надежды;

• переход на другую работу.

Оплата труда:

• отсутствие ясности в оплате труда;

• переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу

и ее оплатой;

• неравная оплата труда.

Взаимоотношения на работе:

• конфликт (неприятности) с руководством;

• плохое руководство;

• взаимоотношения с коллегами по работе;

• ограничения свободы поведения;

• интриги;

• изоляция в рабочей группе.

Внеорганизационные источники стресса:

• проблемы в семье;

• жизненные кризисы;

• финансовые проблемы;

• конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией.

 

 

Стадии развития стресса: на первой стадии столкновения с фактором, который мы определяем для себя как стрессовый (реакция тревоги), активизируются защитные механизмы, происходит выделение катехоламинов и кортикостероидов, которые на физиологическом уровне подготавливают организм к действию. Селье доказал, что самый главный

гормон стресса у человека — кортизол — стимулирует жизненно

важные процессы при адаптации к стрессу.

Небольшое снижение активности, фиксируемое в начале данной фазы, показывает, что сопротивление на короткое время действительно уменьшается, пока организм собирает свои силы. Но как только надпочечники начинают выделять кортизол, уровень сопротивления повышается, увеличивая работоспособность и сопротивляемость организма.

Характерной эмоциональной особенностью этой фазы является переживание беспокойства и тревоги.

На второй стадии — сопротивления или адаптации — организм использует адаптационные механизмы, благодаря которым выходит на новый уровень работоспособности. Однако этот уровень обеспечивается расходованием большего, чем обычно, количества жизненной энергии. Признаки реакции тревоги в организме практически исчезают. Эта стадия сопровождается высоким психоэмоциональным напряжением.

На третьей стадии происходит истощение организма в случае, если воздействие стрессора слишком долгое, слишком частое или слишком интенсивное. На этой стадии энергия, которую организм использовал на адаптацию, уже вся израсходована, что может закончиться для него достаточно печально. Общая сопротивляемость организма резко падает. В результате могут наступить выгорание, болезнь или смерть, если стрессовый фактор не перестанет действовать или если организму не будут оказаны необходимые помощь и поддержка.

 

Практическое упражнение.

Рисунок в группе на тему «Я и стресс».

Инструкция е. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок „Я и стресс". Он может быть выполнен в любой форме - реалисти­ческой, абстрактной, символической, художественной. Большее зна­чение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу по­сле того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем клю­чом, который будет помогать вам осо­знавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе (если упражнение выполняется в группе), если вы этого захотите».

Участник (и) рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы, которые может задать ведующий:

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на ри­сунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстракт­ной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изобра­жение и сколько — стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похо­жие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и верти­кальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрес­сом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще?

ели вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что ожет защитить вас от стресса.

8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.

9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессо­вой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие лич­ностные качества помогают вам добиваться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хо­тите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

 

Обсуждение. (пример работы в гурппе)После того как участники ответят на последний во­прос, можно в группах обсудить ощущения, мысли и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слу­шают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффек­тивно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем группа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.