Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Техника работы с образами (активное воображение).





Воображение в психологии— познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение и мышление — процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их “чрезвычайно родственными”, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляют мотивацию поиска, и определяет его направление. Чем более неопределенной является проблемная ситуация, чем больше в ней неизвестного, тем значительнее становится роль воображения. Оно может осуществляться при неполных исходных данных, поскольку дополняет их продуктами собственного творчества. Глубокая взаимосвязь существует также между воображением и эмоционально-волевыми процессами. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом “эмоциональной реальности воображения” Например, человеку надо переправиться на лодке через бурную реку. Представляя, что лодка может перевернуться, он испытывает не воображаемый, а реальный страх. Это побуждает его выбрать более безопасный способ переправы.

Воображение может влиять на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания. В волевых действиях представление в воображении конечного результата деятельности побуждает к его осуществлению. Чем ярче образ воображения, тем больше побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа.

Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития.

Воображение связано с творчеством. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Ни один из этих видов не возможен без участия воображения. В своей основной функции — предвосхищении того, что еще не существует, оно обуславливает возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов воображения, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Английский физик М. Фарадей, изучая взаимодействие проводников с током на расстоянии, представлял себе, что они окружены невидимыми линиями как щупальцами. Это привело его к открытию силовых линий и явлений электромагнитной индукции. Немецкий инженер О. Лилиенталь долго наблюдал и анализировал парящий полет птиц. Возникший в его воображении образ искусственной птицы послужил основой изобретения планера и первого полета на нем.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями, и вызывают у них чувства сотворчества. Л. Н. Толстой писал в своих дневниках, что “при восприятии подлинно художественных произведений возникает иллюзия того, что человек не воспринимает, а творит, ему кажется, что это он произвел такую прекрасную вещь”.

Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

У всех людей способности к творчеству разные. Их формирование определяется большим числом разного рода аспектов. К ним относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Работа над собой, над всеми спектрами здорвоья-тоже в некотором роде творчество. Именно процесс связи творчества и воображения построен метод символодрамы. Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО). Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.В символодраме, как направлении психотерапии, активизация такого психического процесса,как воображения, позволяет снизить уровень нервно-психичесокго напряжения, привести в порядок мысли, чувства, действия, физические реакции.

Технология работы:

Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления.

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную ведущим тему в открытой форме. Клиент как правило следует утсановкам ведущего.

Все образы в психодраматичесикх упражнениях имеют мотивы выражения тех или иных аспектов личности.

Есть противопоказания:

Плохими прогностическими признаками для основной ступени символдрамы являются следующие клинические моменты и диагнозы:

1) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

2) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;

3) церебрально-органические синдромы;

4) тяжелые депрессивные расстройства;

5) недостаточная мотивация;

6) явно выраженные истерические неврозы;

 

Пример работы с образами в упражнении (выбор проф пути). Цель упражнение- достижение физического и психичесокго комфорта,снятие напряжение. Инструкция: Выберите удобную позу для расслабления. Сосредоточьтесь на дыхании. Дыхание ровное и глубокое. Вдох и выдох. Ощущаем что с каждым вдохом тело наполняется бодростью, энергией, с каждым выдохом- все напряжение уходит….. Постарайтесь вообразить себя на лугу. Представьте тот луг, какой вы хотите….. (пауза 2-3 минуты). Вы идете по лугу.Если вам хочется, то можно снять обувь и пройтись по нему босиком…. Обратите внимание:какой у вас луг, как вы там себя ощущаете. (2-3- минуты)… Теперь вы доходите до конца луга и видите дорогу. Представьте ту дорогу,акую вам хочется (2-3минуты)… Вам теперь надо двигатьсяпо этой дороге… Сосредоточтесь на вашем физическом, эмоциональном ощущении…. (2-3 минуты). Вскоре вы обращаете внимание, что дорога начинает ити в гору... Обратите внимание: какая гора представляется в вашем воображении… Вы идете уже не по дороге а поднимаетесь по тропинке по этой горе… Обратите внимание, легко ли вам пониматься, сосредотачивайтесь на своих ощущениях (2-3- минуты)… Ваша задача подняться на вершину горы… И когда вы ее достигли- вы видите там озеро… Оно очень красивое, вода в нем свежая и прозрачная… Предствьте себе то озеро, какое вы сами хотите, но такое, какое для вас очень притягательно… Вы должны искупаться в этом озере…. Вы заходите в воду. Почувствутйе те ощущения, которые связаны с тем, когда вы плаваете в озере. Предствьте, что его вода снимает т напряжение, которое за день у вас накопилось… Представьте это напряжение виде какого-нибудь цвета. Вы видите как этот цвет отходит от вас- но воды озера его растворяют в себе и вновь становятся прозрачны. Вы плаваете в озере и получаете бодрость, энергию (2-3- минуты). Затем вы выходите из воды озера и видите тропинку, которая спускается с горы.. Вы по ней движитесь вниз. Обращайте внимание, как вы себя чувствуете физические и эмоционально, когда спускаетесь по тропинке с горы)…. (2-3-минуты). Вскоре перед вами ворота сада. Ворота такие, как вы их сами себе представляете. Это –ваш сад, вы открываете ворота и заходите в него..(1 минута). Вы идете в левую сторону сада. Это сторона называется –ваши мысли. Обратите внимание-в каком состоянии эта сторона. Если вас там что –то не устраивает-преобразите этот уголок сада, так как вам нравится.. (2-3 минуты). Затем вы движетесь в правую сторону сада- это ваши эмоции и чувства. Побудьте и в этой стороне сада. Если вас что-то здесь не устраивает-преобразите и эту сторону сада,так как вам удобно (2-3- минуты) Затем вы идет в конец сада- эта часть наывается мое тело... также если вас там что-то не устраивает-то преобрзите и этт уголок ваш сада или просто побудьте в нем.. (2-3-). А теперь вам надо вернуться в самый центр вашего сада- этот центр –ваше душевное состояние. Побудьте в нем (2-3минуты). Теперь стоя в центре поднимите голову на верх-посмотрите на прекрасное небо и солнце. И ощутите что ваши ноги уже не ваши ноги, ваши руки не ваши руки а сильные крылья, ваша головаа-н ваша голова, а голова прекрасной птицы. Вы делаете сильный взмахи крыльями иподнимаетесь вверх над вашим садом. Вы можете посмотреть как он прекрасен с высоты вашего полета. (2-3- минуты). Вы летите в образе красивой и сильной птицы, ощущаете себя легко и свободно(-2-3 минуты)… Затем внизу вы видите знакомый луг и опускаетесь на него… И ноги птицы уже ваши ноги, крылья птицы –уже ваши руки, голова птицы- ваша голова… Вы опять на прекрасном лугу, с которого и начинали свое путешествие. Осмотритесь там, изменился ли луг в ваше отсутствие, что вы ощущаете, представляя его. (2-3 минуты) Теперь нужно возвращаться обратно… Когда я досчитаю до 5-ти вы вернетесь в эту комнату. Раз… два… три… четыре… пять, открываем глаза. Далее обсуждается: эмоциональное состояние, физическое состояние. По желанию-рассказывается об образах- но их не интерпретируют (та как это не терапия а просто техника). Иногда просят нарисовать какой-то отрывок из такого воображаемого путешествия.  

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.