Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Санкция — меры принуждения, применяемые в случае несоблюдения данного правила поведения.





Соотношение нормы права и статьи закона

Включение в одну статью закона всех трех элементов нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено: а) системностью права (связью норм разных отраслей друг с другом); б) необходимостью компактного изложения текста закона.

В связи с этим на практике различаются:

а) норма-предписание — положение статьи закона, которое обычно содержит от одного до трех элементов правовой нормы;

б) логическая норма — находится в системе законодательства, всегда содержит три элемента.

Статья закона может содержать одну или несколько норм. Норма же в свою очередь может располагаться в одной или нескольких статьях закона.

3. Классификация норм права

По виду регулируемых общественных отношений
(по отраслям права):

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности)

а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (деятельности);

в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции.

По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений

1) управомочивающие — описывают права одной из сторон правоотношения;

2) обязывающие — описывают обязанности одной из сторон правоотношения;

3) запрещающие — описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.
Тема 7 ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

1. Понятие источников права

Источник права в буквальном смысле — общественные отношения.

Источник права в теории права — внешнее выражение права. Используется в виде ответа на вопрос: «Где находятся нормы права?»

2. Классификация источников права

По виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права):

а) источники конституционного права;

б) источники уголовного права;

в) источники гражданского права;

г) источники трудового права;

д) и др.

По субъектам правотворчества

Правотворчество (законотворчество) — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения.

Субъектами правотворческой деятельности могут выступать:

а) государство — в лице своих органов;

б) негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие;

в) народ — при принятии конституций и законов на референдуме.

Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества.

По субъектам правотворчества выделяются следующие виды источников права:

1. Правовые обычаи

Правовые обычаи — обычаи, санкционированные (утвержденные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами:

а) в ходе судебной практики;

б) путем включения в закон.

2. Судебные и административные прецеденты

Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.

В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. При этом существуют две квалификации подобной деятельности суда: а) подтверждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверждающая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права.

В советское время наличие такого источника права отрицалось, однако некоторые ученые полагали, что независимо от официальной позиции этот источник существует объективно — в практической деятельности судов.

В современной России правотворчество судов существует в ограниченной форме.

Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

3. Нормативные правовые акты

Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками:

а) рассчитан на многократное применение;

б) рассчитан на неопределенный круг лиц;

в) принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме);

г) принят в специально установленном порядке.

Нормативный правовой акт как официальный документ обладает следующими обязательными реквизитами:

а) наименование вида акта (закон, указ и др.);

б) наименование органа, принявшего акт;

в) дата принятия документа и его регистрационный индекс;

г) заглавие акта;

д) текст акта, изложенного в виде последовательности статей, иногда разделенных на главы и разделы;

е) подпись управомоченного лица.

4. Нормативные договоры

Как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон.

Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права.

5. Другие источники права

а) правовые принципы — основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение.

Существуют не во всех правовых отраслях.

б) правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть.

По широте охвата различают следующие виды правосознания:

общественное — взгляды, теории, убеждения, которые распространены в данном обществе;

групповое — взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе;

индивидуальное — содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным опытом.

в) юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений.

Юридическая доктрина была значимым источником права в Древнем Риме. В V в. до н. э. в специальном законе о цитировании утверждалось, что на труды пяти выдающихся римских ученых-юристов можно ссылаться как на закон.

В настоящее время широкое распространение юридическая доктрина получает в мусульманском праве, где труды юристов по толкованию Корана рассматриваются как источник права.

Ученые полагают, что в настоящее время юридическая доктрина источником права не является4.

3. Классификация нормативных правовых актов

По субъектам правотворчества:

а) государство;

б) негосударственные организации;

в) народ непосредственно.

По времени действия:

а) неопределенно-длительного действия;

б) временного действия.

По юридической силе

Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.

1. Законы — это нормативные правовые акты, которые:

а) принимаются парламентами — выборными представительными органами государственной власти;

б) принимаются в особом порядке, установленном конституцией — законодательном процессе;

в) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам, т. е. другие акты издаются:

— на основе закона, т. е. в случаях, установленных законом;

— во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом;

— должны закону соответствовать — не изменять и не отменять установленных законом норм и не устанавливать новых норм, законом не предусмотренных.

2. Подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом.

Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона.
Тема 8 СИСТЕМА ПРАВА

1. Понятие системы права

Система права — это система всех норм права, существующих в данном государстве.

Системность норм права выражается в том, что они:

а) иерархичны;

б) специализированы по отраслям;

в) одни нормы конкретизируют положения других норм;

г) одни нормы гарантируют реализацию других норм.

В строении системы права можно выделить следующие основные уровни:

а) отрасли,

б) подотрасли,

в) институты,

г) отдельные нормы права.

2. Критерии деления норм права на отрасли, подотрасли и институты…

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.