|
Санкция — меры принуждения, применяемые в случае несоблюдения данного правила поведения. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Соотношение нормы права и статьи закона Включение в одну статью закона всех трех элементов нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено: а) системностью права (связью норм разных отраслей друг с другом); б) необходимостью компактного изложения текста закона. В связи с этим на практике различаются: а) норма-предписание — положение статьи закона, которое обычно содержит от одного до трех элементов правовой нормы; б) логическая норма — находится в системе законодательства, всегда содержит три элемента. Статья закона может содержать одну или несколько норм. Норма же в свою очередь может располагаться в одной или нескольких статьях закона. 3. Классификация норм права По виду регулируемых общественных отношений а) конституционные; б) гражданские; в) уголовные; г) и других отраслей права. По роли норм в регулировании общественных отношений: 1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности) а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение; б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность); 2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм: а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений; б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (деятельности); в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении; г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу. По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности): 1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения; 2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм; 3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность; 4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции. По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений 1) управомочивающие — описывают права одной из сторон правоотношения; 2) обязывающие — описывают обязанности одной из сторон правоотношения; 3) запрещающие — описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий. 1. Понятие источников права Источник права в буквальном смысле — общественные отношения. Источник права в теории права — внешнее выражение права. Используется в виде ответа на вопрос: «Где находятся нормы права?» 2. Классификация источников права По виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права): а) источники конституционного права; б) источники уголовного права; в) источники гражданского права; г) источники трудового права; д) и др. По субъектам правотворчества Правотворчество (законотворчество) — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения. Субъектами правотворческой деятельности могут выступать: а) государство — в лице своих органов; б) негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие; в) народ — при принятии конституций и законов на референдуме. Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества. По субъектам правотворчества выделяются следующие виды источников права: 1. Правовые обычаи Правовые обычаи — обычаи, санкционированные (утвержденные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами: а) в ходе судебной практики; б) путем включения в закон. 2. Судебные и административные прецеденты Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом. В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. При этом существуют две квалификации подобной деятельности суда: а) подтверждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверждающая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права. В советское время наличие такого источника права отрицалось, однако некоторые ученые полагали, что независимо от официальной позиции этот источник существует объективно — в практической деятельности судов. В современной России правотворчество судов существует в ограниченной форме. Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел. 3. Нормативные правовые акты Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками: а) рассчитан на многократное применение; б) рассчитан на неопределенный круг лиц; в) принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме); г) принят в специально установленном порядке. Нормативный правовой акт как официальный документ обладает следующими обязательными реквизитами: а) наименование вида акта (закон, указ и др.); б) наименование органа, принявшего акт; в) дата принятия документа и его регистрационный индекс; г) заглавие акта; д) текст акта, изложенного в виде последовательности статей, иногда разделенных на главы и разделы; е) подпись управомоченного лица. 4. Нормативные договоры Как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон. Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права. 5. Другие источники права а) правовые принципы — основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение. Существуют не во всех правовых отраслях. б) правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть. По широте охвата различают следующие виды правосознания: общественное — взгляды, теории, убеждения, которые распространены в данном обществе; групповое — взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе; индивидуальное — содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным опытом. в) юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений. Юридическая доктрина была значимым источником права в Древнем Риме. В V в. до н. э. в специальном законе о цитировании утверждалось, что на труды пяти выдающихся римских ученых-юристов можно ссылаться как на закон. В настоящее время широкое распространение юридическая доктрина получает в мусульманском праве, где труды юристов по толкованию Корана рассматриваются как источник права. Ученые полагают, что в настоящее время юридическая доктрина источником права не является4. 3. Классификация нормативных правовых актов По субъектам правотворчества: а) государство; б) негосударственные организации; в) народ непосредственно. По времени действия: а) неопределенно-длительного действия; б) временного действия. По юридической силе Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов. 1. Законы — это нормативные правовые акты, которые: а) принимаются парламентами — выборными представительными органами государственной власти; б) принимаются в особом порядке, установленном конституцией — законодательном процессе; в) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам, т. е. другие акты издаются: — на основе закона, т. е. в случаях, установленных законом; — во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом; — должны закону соответствовать — не изменять и не отменять установленных законом норм и не устанавливать новых норм, законом не предусмотренных. 2. Подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом. Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона. 1. Понятие системы права Система права — это система всех норм права, существующих в данном государстве. Системность норм права выражается в том, что они: а) иерархичны; б) специализированы по отраслям; в) одни нормы конкретизируют положения других норм; г) одни нормы гарантируют реализацию других норм. В строении системы права можно выделить следующие основные уровни: а) отрасли, б) подотрасли, в) институты, г) отдельные нормы права. 2. Критерии деления норм права на отрасли, подотрасли и институты…
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|