Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цель, предпосылки и закономерности переходной экономики





Переходная экономика – это промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений.

Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений собственности. В 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной.

Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея административно-командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности, централизованного управления и планирования.

В России господствовала доктрина, что основа экономики – это тяжелая промышленность, или производство средств производства, более 90 % гос. производственных капитальных вложений направлялось в тяжелую промышленность и ВПК и менее 10 % - в потребительский сектор, пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребности населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике.

Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали.

В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления с неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всю совокупность экономических отношений.

Цель переходной экономики – экономическая свобода и создание на этой основе социально-ориентированной эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие экономики и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.

По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она создает стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, способствует ускорению НТП.

Очевидно переход к рыночной экономике позволит России решить наиболее острые, десятилетиями накопившиеся проблемы страны, обеспечить рост производства и вхождение в мировую экономику.

Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода.

Они образуют как бы каркас новой экономической системы:

1. Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов.

2. Формирование новых форм собственности, включая частную.

3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения.

4. Свободное ценообразование.

5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики.

6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей.

7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.

8. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением отдельных специальных сфер).

Закономерности перехода к рыночной экономике:

1. Нормализация и восстановление потребительского рынка, насыщение его товарами и услугами для населения.

2. Разгосударствление экономики, приватизация, развитие свободного предпринимательства.

3. Формирование разных типов рынка и рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей.

4. Осуществление активной инвестиционной политики.

Задача перехода к рыночной экономике состоит в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки, неизбежные в переходный период.

 

Пути перехода к рыночной экономике

В практике курса реформ существуют два альтернативных пути:

1) быстрых радикальных реформ – «шоковая терапия»;

2) постепенного, эволюционного перехода.

Первый применяется в той или иной степени в России, и большинстве стран Восточной Европы (в классической форме – в Польше).

Второй – в Китае и Венгрии.

Программа «шоковой терапии» предполагает следующий пакет мер:

1. Реформа цен и рынка: реформа внутренних цен; либерализация:

- системы распределения;

- внешней торговли;

- рынка рабочей силы и системы заработной платы;

- реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора – приватизация.

3. Пересмотр роли государства:

- ограничение права гос. собственности;

- ограничение прямой хоз. деятельности;

- усиление регулирующей роли (функции) в социальной сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

- новая фискальная политика;

- изменение денежно-кредитной системы;

- законодательная реформа;

- институциональная реформа;

- социальные гарантии.

Содержание пакетов:

Первый пакет – меры по либерализации экономики связаны с переходом:

- к конкурентным рыночным отношениям;

- к соответствующей реформе цен;

- демонополизации торговли и транспорта.

Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства:

- рабочей силы;

- капитала;

- земли

и финансовых ресурсов.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной собственности и разделение функций государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют очень важное значение.

Реформу производства невозможно провести без:

- ликвидации крупных монополий;

- перемещения или увольнения излишков рабочей силы;

- прекращение убыточного производства;

- перепрофилирования и ликвидации убыточных предприятий.

Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность.

Другая важная задача государства – реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки.

Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение.

Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая ЦБ и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер – макроэкономическая стабилизация предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.