Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расчет размера трудовой пенсии по старости





Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

СЧ=ПК/Т+Б, где

 

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости

T – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (204 месяца при назначении пенсии в 2011 г)

Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости

 

Важно отметить, что в 2002 г произошел переход к трехуровневой системе, базирующейся на тех же принципах, что и немецкая модель, с выделением наряду со страховой и накопительной частей также базовой, выплачиваемой при любых обстоятельствах части в структуре трудовой пенсии, однако в дальнейшем она была включена в состав страховой в виде фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Введение универсальной базовой части – действие социальной направленности, однако наряду с этим плюсом справедливо выделить минус такого решения – риск финансовой неустойчивости пенсионной системы. Причиной рисков также выступает нечувствительность пенсионной системы к увеличению продолжительности жизни. Число лет дожития было установлено в виде фиксированной величины – 12 лет, постепенно увеличивающейся до 19 лет к 2013 г.

Пенсионная реформа базируется на принципе разделения уровней по источникам финансирования. Так, пенсии первого уровня, базовые части трудовых пенсий и пенсии в рамках государственного пенсионного обеспечения финансируются федеральным бюджетом за счет Единого социального налога (ЕСН), взимаемого с фонда заработной платы, и других (общих) налогов, соответственно, второго уровня - обязательных отчислений работодателей с фонда оплаты труда работников (ЕСН), направляемых на страховую и накопительную части трудовой пенсии, и дополнительных обязательных отчислений в профессиональные пенсионные системы в случае их создания, пенсии третьего уровня формируются за счет добровольных отчислений граждан и работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Пенсии третьего уровня формируются за счет добровольных отчислений граждан и работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Использование ЕСН, заменившего страховые взносы, взимаемые непосредственно ПФР, с целью формирования доходов фонда – возможность угрозы конфликта интересов, возникающей, как следствие, разделение полномочий по изменению тарифа налога и размеров пенсий. Снижение ЕСН с 26% на 6 процентных пунктов должно было сподвигнуть работодателей легализовать выплаты, однако на практике этот эффект достиг куда меньшего масштаба, нежели предполагалось. Ощутимым следствием данного решения стал дефицит пенсионного фонда, покрываемый за счет профицита федерального бюджета. Так, уже в 2005 г половина доходов фонда являла собой средства, перераспределенные из бюджета федерального уровня. В 2010 г был осуществлен возврат к модели пенсионных страховых взносов.

В основе используемой схемы («швейцарская» модель) индексации страховой части пенсии лежит механизм прогнозов и учета темпов инфляции и роста заработной платы. Согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части индексируется ежегодно, дважды в год или ежеквартально в зависимости от темпов инфляции за соответствующий период (если темпы превышают 6% за год, то индексация производится ежегодно, за полгода – дважды в год, за квартал – 4 раза в год).

 

Расчет пенсионного капитала (ПК) определяется по формуле:

 

ПК=ПК1+СВ+ПК2, где

 

ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002;

СВ – сумма валоризации;

ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002;

 

Расчетный пенсионный капитал (ПК1), будучи зависимым от трудового стажа, тем не менее, является величиной в известной степени виртуальной, т.е. представляет собой записи на счетах, а не реальные деньги, в отличие от пенсионных накоплений, а также зависит от устанавливаемых государством оценочных коэффициентов.

Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, именуемом фондом обязательного пенсионного страхования (Пенсионный фонд РФ). Тарифы страховых взносов на текущий момент распределены так, что на финансирование страховой части пенсии направляется 16% из 22% годового заработка, составляющих объем оных, 6% - на накопительную часть, являющую собой исторический максимум. Это соотношение в прошлом менялось (в 2002 г 12% и 2%, соответственно) в фарватере смещения акцента с распределительной на накопительную часть (См. приложение 2).

 

Расчет накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

 

НЧ=ПН/Т, где

 

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Источник: Пенсионный фонд РФ

 

Переход от административно-командной к рыночной экономике заключался в интенсивном росте и развитии ее институтов, а также осуществлении активной нормотворческой деятельности, призванной обеспечить их функционирование.

На этом этапе были осуществлены следующие действия:

1) Формирование нормативной базы трехуровневой пенсионной системы

2) Проведение заседаний Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений

3) Проведение конкурса по выбору управляющих компаний и спецдепозитария

4) Заключение договоров между Пенсионным фондом Российской Федерации и управляющими компаниям

5) Рассылка писем гражданам о размере накопленных за 2002 г. средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора управляющей компании

Одним из таких является институт добровольного пенсионного обеспечения, продукты которого тиражируются на рынке негосударственных пенсионных услуг через посредство негосударственных пенсионных фондов. Создание данной организационно-правовой формы базировалось на п.3. статьи 39 Конституции РФ, который дает положительную оценку добровольному социальному страхованию. Начало появления и развития негосударственных пенсионных фондов в рамках крупномасштабных рыночных преобразований было положено узаконившим НПФ и установившим принципы их организации Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». О негосударственных пенсионных фондах: указ Президента от 16 сентября 1992г. №1077 //Собрание законодательства Российской Федерации.- 1992. - №10.- Ст. 225. Комплексная природа института НПФ, в которой агрегированы определения оного как субъекта рыночной экономики, элемента системы социального обеспечения, а также участника финансового рынка – детерминанта высокой степени сложности используемой нормативной и законодательной базы.

Основными задачами, решаемыми государством по отношению к рынку пенсионных услуг и негосударственным пенсионным фондам, являются следующие:

1) создание стабильного законодательства, определяющего единые правила поведения на рынке пенсионных услуг для всех его субъектов

2) создание эффективной системы государственного надзора

3) организация и защита негосударственного пенсионного обеспечения

4) проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка пенсионных услуг

5) создание системы контроля за инвестициями

Нововведение в виде накопительной части стало возможным, благодаря формированию в рамках принятого в 1996г. Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ) специальной части индивидуального лицевого счета - раздела индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором отдельно учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также о доходе от их инвестирования.

Таким образом, реформа предоставила возможность гражданам самим участвовать в формировании своей будущей трудовой пенсии. Так, имеющие накопительную часть оной могут передать ее под управление частной управляющей компании, негосударственному пенсионному фонду или сохранить ее под руководством государственной управляющей компании, в зависимости от выбора будет изменяться перечень финансовых инструментов, в которые инвестируются средства. Слаборазвитые финансовые институты и малая емкость рынка ставились во главу угла апологетики отмены решения о введении накопительного элемента. Аргументы в пользу частного финансирования пенсий представляют собой обратную стороны этой монеты, указывая на стимулирующий повышение инвестиционной привлекательности России характер реформы.

ГУК может вкладывать пенсионные накопления лишь в инструменты с очень невысокой доходностью (преимущественно государственные облигации), в результате чего возникает риск обесценивания средств, так как доход по ним регулярно оказывается ниже уровня инфляции.

Частные управляющие компании имеют более широкие возможности, чем ГУК. Еще более широкими возможностями располагают негосударственные пенсионные фонды. Они могут вкладывать накопления будущих пенсионеров в государственные ценные бумаги, акции и облигации крупных компаний и предприятий, банковские депозиты, векселя, валюту и недвижимость. Их преимущество в том, что они могут работать сразу с несколькими УК.

Правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений устанавливает Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012).

Таблица 1 «Структура средств пенсионных накоплений»

        1 квартал 2008
«Внешэкономбанк»        
Всего, млн. руб.        
В % к итогу 95,9 93,2 90,3 86,4
Управляющие компании        
Всего, млн. руб.        
В % к итогу   3,3    
Негосударственные пенсионные фонды        
Всего, млн. руб.        
В % к итогу 1,1 3,5 6,7 10,6
Всего        

Источник: Investfunds.ru

Высокая степень концентрации на рынке обязательных пенсионных накоплений детерминирует отсутствие диверсификации инвестиционного портфеля подавляющего большинства участников накопительной системы; высокая степень распространения практики инвестирования в государственные облигации доходов влечет низкую доходность. Выбор государственной управляющей компании обусловлен пассивностью (что подтверждает теорию о рациональном неведении избирателя) и финансовой неграмотностью населения, имеющими место из-за неэффективности документооборота (в 2005 г. сроки рассылки извещений с информацией о состоянии их пенсионных накоплений были сдвинуты с 1 июля до 1 сентября) и просветительской кампании, проводимой Правительством РФ и управляющими компаниями, а также высоких внутренних издержек принятия государством решения о формировании среды частных институтов управления накопленными средствами (отбор управляющих компаний был произведен незадолго до проведения реформы), что привело к неготовности застрахованных сделать осознанный выбор управляющей компании. В мае 2005 г. была отменена рассылка застрахованным бланков об обязательном выборе ими управляющей компании с целью минимизации административных издержек на проведение пенсионный реформы (теперь по умолчанию накопленными средствами участника пенсионной системы распоряжалась государственная управляющая компания). Таким образом, регламент проведения пенсионной реформы провалился под тяжестью издержек ее реализации.

Ввиду мизерного удельного веса накопительного взноса в общем объеме пенсии (15% в долгосрочной перспективе, порядка 50 руб. в месяц для первых «накопителей»), справедливо рассматривать текущую пенсионную модель как квазинакопительную (условно-накопительную), де-факто являющуюся распределительной, дополненной индивидуальным учетом пенсионных прав и накопительным элементом, однако, как и ранее, построенной на основе социального вспомоществования и солидарности поколений. Подобная дихотомия продуцирует «эффект двойного бремени», выраженный в росте затрат на пенсионное обеспечение, имеющий место ввиду необходимости формирования из страховых взносов пенсионного капитала, как нынешнего поколения пенсионеров, так и будущего. «Двойное бремя» будет сохраняться более 50 лет с момента смены пенсионной парадигмы.

Показатели, представленные в приложении 2, демонстрируют провал реформы в достижении цели повышения реального размера пенсий на стыке среднесрочной и долгосрочной перспектив, вследствие использования различных реализационных механизмов, как то: индексация пенсий и развитие накопительного элемента. Ввиду этого наблюдается разрыв в уровнях пенсий различных возрастных когорт.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.