|
Марксистская социальная психология и ее методология.Стр 1 из 3Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: ВОПРОСЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ. Предмет психологии религии.
Предметом «Психологии религии»является изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении. Следует четко различать два вопроса: вопрос о существовании физиологических основ религиозных верований и переживаний, т.е. любых феноменов религиозного сознания, и вопрос о том, существуют ли физиологические структуры, центры или процессы, специфичные для верующих, т.е. существуют ли генетические, физиологические центры религиозной психики. Если на первый вопрос в полном согласии с материалистическими основами марксистской психологии мы отвечаем положительно, то научный ответ на второй вопрос может быть только отрицательным. Сейчас не только теоретически, но и экспериментально доказано, что никакие идеи, представления и верования не наследуются человеком генетически и, следовательно, нет никакого врожденного «религиозного инстинкта», «религиозного чувства» и т.п. Законы функционирования физиологических структур и процессов в коре головного мозга общи всем людям, независимо от их мировоззрения или отношения к религии, независимо от того, являются ли их представления о мире истинными или ложными.
Марксистская социальная психология и ее методология.
В психологии религии важное место занимает марксистская социальная психология. Советские исследователи указывают на три основных методологических принципа марксистской социальной психологии, которые, по их мнению, обеспечивают содержательный анализ человеческой психики и поведения людей. Это, во-первых, специфическая интерпретация природы так называемых межличностных отношений — эмоционально окрашенных отношений между индивидами, которые возникают в процессе их непосредственного общения друг с другом (в англоязычной социальной психологии их называют «face to face relations»). Именно они были с самого начала излюбленным объектом исследования социальной психологии на Западе. При этом психологически-личностный их аспект (симпатия — антипатия, дружба — вражда и т.п.) рассматривался большинством западных социальных психологов в полном отрыве от объективных социальных (прежде всего экономических) отношений, в которых находятся исследуемые индивиды. Это вело, с одной стороны, к «психологизации» всех общественных отношений, к тому, что межличностные отношения рассматривались как первичные и определяющие, а с другой — к своеобразному «абстрактному эмпиризму», который хотя формально и исходил из эмпирически фиксируемых отношений конкретных индивидов, но, вырывая их из социального контекста, анализировал внеисторически и абстрактно. С точки зрения марксистской социальной психологии межличностные отношения не существуют вне и помимо объективных социальных отношений, они являются своеобразной субъективно-психологической стороной (аспектом) последних. Следовательно, содержание межличностных отношений может быть научно понято, если они рассматриваются в единстве с экономическими и иными объективными социальными отношениями, с учетом социального положения индивидов, их интересов и потребностей. Вторым методологическим принципом марксистской социальной психологии является изучение всех форм межличностных отношений и тех процессов, в которых они реализуются, применительно к реальной социальной группе. В немарксистской социальной психологии психологическое взаимодействие между индивидами рассматривается в большинстве случаев независимо от анализа социальных групп, в которые эти индивиды входят. Индивид, личность выступает в них обычно как некое «независимое переменное», которое лишь извне подвергается воздействию социальной группы. Если же исследуются феномены психологического воздействия группы на индивида (например, исследование так называемого конформизма), то в качестве экспериментальной группы берется случайно подобранная совокупность индивидов, а не связанная между собой общей деятельностью реальная социальная группа. С позиций марксистской социальной психологии объектом исследования должны стать прежде всего реальные социальные группы, возникающие на базе существующих объективных социально-экономических отношений. Только в рамках таких социальных групп, включающих классы, сословия, профессиональные группы, этнические общности, можно выяснить важнейший для социальной психологии вопрос: почему у членов данной группы существуют именно эти, а не иные потребности, мотивы поведения, ценностные ориентации и социальные установки. В-третьих, принципиально важным в рамках марксистской социальной психологии являются как рассмотрение межличностных отношений людей, так и характеристика групп, в которых они складываются, с точки зрения принципа деятельности. Введение этого принципа в психологию позволило понять личность одновременно и как объект и как субъект познания и социального действия. Что же касается социальной психологии, то принцип деятельности позволяет по-новому интерпретировать сущность реальной социальной группы (основу которой составляет совместная деятельность) и различные формы взаимодействия личности с группой и отдельных личностей между собой. Все групповые психологические процессы, традиционно изучаемые социальной психологией (коммуникация, интеракция, групповая сплоченность и т.п.), рассматриваются марксистской социальной психологией как процессы, опосредованные совместной деятельностью людей. Это позволяет в ходе изучения социально-психологических феноменов преодолеть формализм и «абстрактный эмпиризм», наполняет социальную психологию реальным жизненным содержанием, сближает ее с практикой. Если резюмировать сказанное, то становится очевидным, что ключевой методологической проблемой, от решения которой зависит основное содержание социальной психологии, является проблема личности и общества.
Психологическая концепция К.Г. Юнга. Рационализму и свободомыслию Фрейда Юнг противопоставил учение, в основе которого лежат откровенный иррационализм и фидеизм. Наиболее ярко эти методологические установки проявились в его концепции «коллективного бессознательного», которое, по его мнению, присутствует в психике каждого человека. «Коллективное бессознательное» содержит «архетипы» — некие символы, идеи и представления, свойственные якобы всему человеческому роду. К числу важнейших «архетипов» Юнг относил религиозные символы и образы, воскрешая тем самым идею врожденности религии. Он ратовал за сотрудничество психологии и теологии и, в отличие от Фрейда, подчеркивал необходимость веры в бога для психического здоровья человека.
Социофрейдизм Э. Фромма Элементы биологизаторства характерны и для Эриха Фромма (1900–1980), самого видного представителя так называемого социофрейдизма. С точки зрения Фромма, необходимость религии (которую он понимает расширительно, как общую систему жизненной ориентации и почитания каких-либо объектов) коренится в «факте дихотомии человеческого существования»: с одной стороны, человек есть часть природы, а с другой — разум возвышает его над природой и в то же время лишает естественной целостности и единства. Человек вечно неудовлетворен собой и окружающим. Он стремится решить загадки своего существования, но экзистенциальные противоречия его бытия возобновляются вновь и вновь. Именно эти противоречия, прежде всего противоречие между разумом человека и его телесным бытием как природного существа, и лежат в основе существования религии63. Таким образом, у Фромма потребность в религии антропологизируется и даже отчасти биологизируется, она им выводится из дихотомии «разума и тела», свойственной якобы всем людям. Правда, сама религия здесь понимается весьма широко и неопределенно, однако объективно подобная концепция содействует упрочению реально существующей религии. Первоначально настороженное, а то и враждебное отношение богословов и других защитников религии к психоанализу, вызванное в значительной степени субъективным неприятием З.Фрейдом религии, сменилось сочувственным — а иногда и восторженным — отношением ко многим аспектам психоанализа. Последователь Фрейда Н.Браун, пытавшийся на основе психоаналитических идей о врожденных инстинктах объяснить ход человеческой истории, писал о близости учения Фрейда о «неврозе человечества» и учения христианства о первородном грехе.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: ВОПРОСЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ. Предмет психологии религии.
Предметом «Психологии религии»является изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении. Следует четко различать два вопроса: вопрос о существовании физиологических основ религиозных верований и переживаний, т.е. любых феноменов религиозного сознания, и вопрос о том, существуют ли физиологические структуры, центры или процессы, специфичные для верующих, т.е. существуют ли генетические, физиологические центры религиозной психики. Если на первый вопрос в полном согласии с материалистическими основами марксистской психологии мы отвечаем положительно, то научный ответ на второй вопрос может быть только отрицательным. Сейчас не только теоретически, но и экспериментально доказано, что никакие идеи, представления и верования не наследуются человеком генетически и, следовательно, нет никакого врожденного «религиозного инстинкта», «религиозного чувства» и т.п. Законы функционирования физиологических структур и процессов в коре головного мозга общи всем людям, независимо от их мировоззрения или отношения к религии, независимо от того, являются ли их представления о мире истинными или ложными.
Марксистская социальная психология и ее методология.
В психологии религии важное место занимает марксистская социальная психология. Советские исследователи указывают на три основных методологических принципа марксистской социальной психологии, которые, по их мнению, обеспечивают содержательный анализ человеческой психики и поведения людей. Это, во-первых, специфическая интерпретация природы так называемых межличностных отношений — эмоционально окрашенных отношений между индивидами, которые возникают в процессе их непосредственного общения друг с другом (в англоязычной социальной психологии их называют «face to face relations»). Именно они были с самого начала излюбленным объектом исследования социальной психологии на Западе. При этом психологически-личностный их аспект (симпатия — антипатия, дружба — вражда и т.п.) рассматривался большинством западных социальных психологов в полном отрыве от объективных социальных (прежде всего экономических) отношений, в которых находятся исследуемые индивиды. Это вело, с одной стороны, к «психологизации» всех общественных отношений, к тому, что межличностные отношения рассматривались как первичные и определяющие, а с другой — к своеобразному «абстрактному эмпиризму», который хотя формально и исходил из эмпирически фиксируемых отношений конкретных индивидов, но, вырывая их из социального контекста, анализировал внеисторически и абстрактно. С точки зрения марксистской социальной психологии межличностные отношения не существуют вне и помимо объективных социальных отношений, они являются своеобразной субъективно-психологической стороной (аспектом) последних. Следовательно, содержание межличностных отношений может быть научно понято, если они рассматриваются в единстве с экономическими и иными объективными социальными отношениями, с учетом социального положения индивидов, их интересов и потребностей. Вторым методологическим принципом марксистской социальной психологии является изучение всех форм межличностных отношений и тех процессов, в которых они реализуются, применительно к реальной социальной группе. В немарксистской социальной психологии психологическое взаимодействие между индивидами рассматривается в большинстве случаев независимо от анализа социальных групп, в которые эти индивиды входят. Индивид, личность выступает в них обычно как некое «независимое переменное», которое лишь извне подвергается воздействию социальной группы. Если же исследуются феномены психологического воздействия группы на индивида (например, исследование так называемого конформизма), то в качестве экспериментальной группы берется случайно подобранная совокупность индивидов, а не связанная между собой общей деятельностью реальная социальная группа. С позиций марксистской социальной психологии объектом исследования должны стать прежде всего реальные социальные группы, возникающие на базе существующих объективных социально-экономических отношений. Только в рамках таких социальных групп, включающих классы, сословия, профессиональные группы, этнические общности, можно выяснить важнейший для социальной психологии вопрос: почему у членов данной группы существуют именно эти, а не иные потребности, мотивы поведения, ценностные ориентации и социальные установки. В-третьих, принципиально важным в рамках марксистской социальной психологии являются как рассмотрение межличностных отношений людей, так и характеристика групп, в которых они складываются, с точки зрения принципа деятельности. Введение этого принципа в психологию позволило понять личность одновременно и как объект и как субъект познания и социального действия. Что же касается социальной психологии, то принцип деятельности позволяет по-новому интерпретировать сущность реальной социальной группы (основу которой составляет совместная деятельность) и различные формы взаимодействия личности с группой и отдельных личностей между собой. Все групповые психологические процессы, традиционно изучаемые социальной психологией (коммуникация, интеракция, групповая сплоченность и т.п.), рассматриваются марксистской социальной психологией как процессы, опосредованные совместной деятельностью людей. Это позволяет в ходе изучения социально-психологических феноменов преодолеть формализм и «абстрактный эмпиризм», наполняет социальную психологию реальным жизненным содержанием, сближает ее с практикой. Если резюмировать сказанное, то становится очевидным, что ключевой методологической проблемой, от решения которой зависит основное содержание социальной психологии, является проблема личности и общества.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|