|
По характеру и степен взаимоотношений ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 - дуалистические федерации – в системе разделения власти между федерацией и субъектами оба уровня федеративных отношений обладают самостоятельностью и независимостью. - кооперативные федеративные – в системе разделения власти между федерацией и субъектами выделяется сфера, где оба уровня имеют совместное ведение.
Административно-территориальное устройство – разделение территорий государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства. Под административно-территориальными единицами понимаются структурные части (элементы) административно-территориального устройства. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. Принято выделять следующие принципы административно-территориального устройства: социально-экономический; географический; демографический; исторически-национальный. Административно-территориальными единицами в России сейчас являются: район, город, район города и сельский населенный пункт. По мнению ряда исследователей, особенностью современного российского административно-территориального устройства является то, что область, край и город федерального значения одновременно выступают как административно-территориальное образование, входящее в состав России, и как равноправный субъект Российской Федерации. Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Все административно-территориальные преобразования осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения. Границы между субъектом Федерации и граничащими с ним другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. При этом требует также согласие Совета Федерации, которое оформляется постановлением.
Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами является одним из принципов федерализма и означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круга государственных функций), на вопросы, по которым решения правомочна принимать Федерация, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты Федерации. В мировой практике существует несколько способов разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами федерации: 1) установление только предметов исключительного ведения федерации (США, Мексика). Все остальные вопросы относятся к ведению субъектов федерации; 2) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов исключительного ведения субъектов федерации (Канада); 3) установление предметов исключительного ведения федерации, предметов совместного ведения федерации и субъектов, предметов исключительного ведения субъектов федерации (Индия); 4) установление предметов исключительного ведения федерации и предметов совместного ведения федерации и ее субъектов, при этом вопросы, не включенные в указанные предметы, относятся к ведению субъектов федерации (Россия). Конституция РФ устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Статья 73 Конституции РФ закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. К исключительному ведению Российской Федерации относится: 1) в области государственном строительства: - принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов; - федеративное устройство и территория Российской Федерации; - регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; - гражданство в Российской Федерации; - регулирование и защита прав национальных меньшинств; - установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; - формирование федеральных органов государственной власти; - судоустройство, прокуратура; - уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; - амнистия и помилование; -гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; - правовое регулирование интеллектуальной собственности; - федеральное коллизионное право; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации; - федеральная государственная служба;
- государственные награды и почетные звания Российской Федерации; 2) в экономической, социальной, культурной областях. - федеральная государственная собственность и управление ею; - установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации; - установление правовых основ единого рынка; - финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; - федеральные экономические службы, включая федеральные банки; - федеральный бюджет; - федеральные налоги и сборы; - федеральные фонды регионального развития; - федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; - федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; - деятельность в космосе; - метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; - геодезия и картография; - наименования географических объектов; - официальный статистический и бухгалтерский учет; 3) в области внешних функций государства, обеспечения государственного суверенитета: - внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской федерации; - вопросы войны и мира; - внешнеэкономические отношения Российской федерации; - оборона и безопасность; - оборонное производство: - определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; - производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; - определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится: 1) в области государственного строительства: -обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; - зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств; - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; - установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; - обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; - режим пограничных зон; - административное, административно-процессуальное законодательство; - кадры судебных и правоохранительных органов; - адвокатура, нотариат; - координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации; 2) в экономической, социальной, культурной областях: - вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; - разграничение государственной собственности; - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; - охрана памятников истории и культуры; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; - координация вопросов здравоохранения; - защита семьи, материнства, отцовства и детства; - социальная зашита, включая социальное обеспечение; - осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; - установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; - трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона действует закон субъекта РФ (на соответствующей территории). Порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (статья 65, часть 2), международными (межгосударственными) договорами РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", а также федеральными конституционными законами о принятии в РФ нового субъекта. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если в международном договоре не предусмотрен другой статус. В случае принятия в РФ в качестве нового субъекта части иностранного государства, этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с международным договором. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора является данное иностранное государство. После поступления предложения о принятии в РФ, президент России уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания (СФ ФС) РФ, Государственную думу, правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Международным договором могут быть урегулированы: наименование и статус нового субъекта, порядок приобретения гражданства РФ, действие законодательства РФ на территории нового субъекта. Международным договором может устанавливаться переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти РФ. После подписания международного договора президент РФ обращается в Конституционный суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. В случае если Конституционный суд признает международный договор соответствующим Конституции РФ, указанный международный договор вносится в Госдуму на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации". Одновременно с международным договором в Госдуму вносится проект федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта. Федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами ФС РФ в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ.(федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию) Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, с соблюдением государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|