Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эмпирический и теоретический урони научного познания, его основные методы.





Эмпирический (от гр еmреиrиа - опыт) уровень знания - это знание, полученное непосредственно из опыта с некоторой рациональной обработкой свойств и отношений объекта познается Он всегда является основой, б базой для теоретического уровня знанияня.

Теоретический уровень - это знание, полученное путем абстрактного мышления

Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы

1. Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции – сбора эмпирических данных в их естественном,

2. Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.

3. Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.

4. Эксперимент. Эксперимент – это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств.

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

§ анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

§ синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

§ классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

§ абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

§ формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

§ аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

§ моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

§ идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

§ дедукция - движение от общего к частному;

§ индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

§

§ 41. Формы научного знания: идея, проблема, гипотеза, концепция, теория.

§

§ Проблема - это теоретическое или практический вопрос, требующий своего решения,, изучения и исследования В переводе с греческого языка этот термин означает: препятствия, сложности, задачи

§ Толчком к созданию научной проблемы есть новые факты, возникающие на практике, они не укладываются в существующую систему знаний и поэтому требуют для своего объяснения новых идей

§ Формирование проблемы - это важный момент развития научного знания, так как правильно поставить проблему, значит, частично решить ее Неверная постановка

§ проблемы является одной из причин возникновения вымышленным них проблем (псевдопроблем), т.е. таких проблем, постановка которых может противоречить фактам и законам И такие проблемы практически не решаемойні.

§ Итак идея является активной, посредственной звеном в развитии действительности, создает новые формы реальности, которые не существовали ранее

§ Таким образом, в науке идеи выполняют различную роль Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной отрасли, а является основой, на котором знания синтезируются в некоторую целостную сист тему Идеи выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблеем.

§ Под идеей понимается также форма развития научного знания, когда в виде идей формируются какие-то обобщения, теоретические знания, объясняя сущность, закон явлений Например, идея о материальности сви и ту, о корпускулярно-волновой характер света, вещество и поле т.п. Итак, в идее как форме познания отражается фундаментальная закономерность, которая лежит в основе той или иной теории й В таком понимании идея оказывается важнейшей формой развития научных исследованийння.

§ Концепция (от лат сопсврИо - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, ведущая идея для их систематического толкования

§ Этот термин используется также для обозначения ведущей мысли, конструктивного принципа в научном, художественном, техническом, политическом и других видах деятельности

§ Огромную роль в развитии научного знания играет такая форма теоретического мышления, как гипотеза

§ Гипотеза (от греч зрухеуИт- основа, предположение) - это научно обоснованное предположение о существовании явлений, о внутренней структуре и функции явлений, о причинах возникновения и развитие явлений, вероятность которых на современном этапе водоворот производства и науки не может быть проверена и доказана Гипотеза представляет собой форму вероятностного знания, поскольку она является таким выражением, истинность и ложность которого еще не установлені.

§ Концепция (от лат сопсврИо - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, ведущая идея для их систематического толкования

§ Этот термин используется также для обозначения ведущей мысли, конструктивного принципа в научном, художественном, техническом, политическом и других видах деятельности

§ Огромную роль в развитии научного знания играет такая форма теоретического мышления, как гипотеза Гипотеза (от греч зрухеуИт- основа, предположение) - это научно обоснованное предположение о существовании явлений, о внутренней структуре и функции явлений, о причинах возникновения и развитие явлений, вероятность которых на современном этапе водоворот производства и науки не может быть проверена и доказана Гипотеза представляет собой форму вероятностного знания, поскольку она является таким выражением, истинность и ложность которого еще не установлені.

§ 42. Основные философские методы.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

· диалектика;

· метафизика;

· догматизм;

· эклектика;

· софистика;

· герменевтика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

§ 43. Принципы и категории диалектики.

§

§ Принципы диалектикивсеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики, являются их обобщением. Выделяют два основных принципа диалектики:

§ • принцип всеобщей связи;

§ • принцип развития.

§ Существуют и другие принципы диалектики: принципы детерминизма, противоречивости, количественно-качественного развития бытия, преемственности, необходимости и др. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, в процессе познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе конкретизации характеристики связей бытия.

§ Принцип связи – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении: "в бытии (мире) все взаимосвязано".

§ Связь – философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, чувственных и логических образов сознания.

§ Принцип развития – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулировано в суждении: "в бытии (мире) все развивается".

§ Развитие – философская категория, отражающая такое движение (изменение) бытия от прошлого и настоящего к будущему, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм возникновения нового. Оно приводит к изменению качества, к превращению объекта в иное состояние или иной объект.

§ Принцип развития характеризует поступательное и необходимое изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого через переход от менее к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики.

§ Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

§ Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию.

§ Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры.

§ Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.

§ Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

§ Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

§ Единичное, особенное, всеобщее. Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества.

§

§ 44. Основные диалектические законы: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания-отрицания

§ К основным законам диалектики относятся:

§ • закон единства и борьбы противоположностей;

§ • закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

§ • закон отрицания отрицания.

§ Закон единства и борьбы противоположностей (или закон противоречивости) выражает устойчивые, существенные, необходимые внутренние и повторяющиеся связи, состоящие в зарождении источника развития, возникновении, обострении и разрешении противоречий через борьбу противоположностей. Закон раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Смысл закона состоит в том, что в объектах бытия всегда имеются взаимовлияю- щие признаки и элементы, которые могут изменяться как в сторону взаимодополнения и объединения, так и в сторону взаимоотрицания друг друга и разъединения. Потенциальное или реальное их существование и соотношение без нарушения целостности объекта, взаимодействие с нарушением целостности, а также противодействие сторон, ведущее к разрушению объекта и замене его другим объектом, характеризуют основные состояния объекта в процессе его развития.

§ "Победа" одной из взаимодействующих или противодействующих сторон означает качественное развитие объекта. Так, в процессе столкновения в научном познании нескольких противоборствующих научных концепций образуется новое знание, носящее синтетический, взаимодонолнительный характер.

§ Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации механизма всякого развития на основе взаимодействия количественных и качественных показателей объекта в пределах меры или ее нарушения. Динамика действия закона состоит в том, что от состояний уравновешенности количественных и качественных параметров объект в результате изменений приобретает новое соотношение количества и качества, которое нарушает меру или со стороны количества, или со стороны качества.

§ Преимущественные изменения эволюционного характера происходят в количественных показателях объекта. На определенном этапе количественные изменения начинают все более не соответствовать существующему качеству. Изменившиеся количественные данные начинают нарушать меру соответствия качеству. Происходит скачок (быстрый переход) объекта к новому качеству и новой мере соотношения количества и качества или возникает иной объект.

§ Взаимные переходы количества и качества раскрывают сложную и изменчивую динамику внутреннего развития объекта, когда он сохраняет свою сущность и совершенствуется или так существенно видоизменяется, что переходит в другой объект. Например, в течение нескольких лет обучения в вузе студент накапливает большое количество знаний, которое к концу его пребывания в университете должно перерасти в новое качество, – он должен стать профессионалом в избранной им специальности. Накопление знаний сверх определенной величины представляет собой нарушение меры соотношения количества (знаний) и качества (профессионализма). Студент приобрел качества специалиста, хотя по другим, в том числе и качественным признакам, он сохранил свою целостность и определенность.

§ Закон отрицания отрицания (или диалектического синтеза: "тезис – антитезис – синтез") выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым. Согласно данному закону развитие от старого к новому осуществляется через скачки в количественно- качественных изменениях, через возникновение и разрешение противоречий, через частичный переход старого в новое. Закономерность диалектического отрицания (отрицания отрицания) состоит в том, что осуществляется преемственная связь между старым и новым, сохраняется ранее достигнутое, но уже в новом качественном состоянии объекта.

§ Преемственность отрицания старого новым состоит также и в том, что в новом сохраняются как положительные, так и отрицательные процессы и признаки старого. Если в природном бытии такая тенденция не всегда имеет место из-за отсутствия "оценивающего" субъекта, то в общественной и индивидуальной жизни людей негативная преемственность выражена весьма последовательно. Например, агрессивность, вооруженное насилие, наркомания, пьянство, грубость и хамство, преступность имеют, к сожалению, свои "традиции" и "преемственность". Подобное можно сказать и о многих других проявлениях негативной преемственности.

§

§ 45. Философские концепции общества.

В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую. Идеалистическая концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история – лишь внешнее проявление абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе является прусская монархия. В другом случае мы встречаемся с тезисом о том, что «мнения правят миром». Деятели движения французского Просвещения, исходя из того, что главная основа и причина изменений общества – в идеях, борьбе мнений, утверждали, что для изменения общества в прогрессивном направлении нужно просветить людей, ввести в их сознание идеи добра, истины, справедливости и т. д. Позитивисты XIX в. говорили о том, что миром управляют идеи.

Идеалистическое понимание общества имеет определенные основания. Бесспорным фактом является то, что все действия, поступки людей происходят при участии сознания. В начале существования человечества сознание было «вплетено» в практическую жизнь ладей. Затем важным историческим фактом стало отделение умственного труда от физического. Выделение умственного труда в относительно самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, будто сознание, идеи не зависят от материальной жизни общества, развиваются совершенно самостоятельно. С отделением умственного труда от физического господствующие слои общества монополизировали умственный труд, физическим трудом занимаются народные массы

Второй, основной вариант материалистического понимания истории предложен в марксизме. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т. д., люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т. п., а для этого необходимо трудиться. Труд – основа общественной жизни.

Если иметь в виду структуру общества, включающую в себя соотношение четырех сфер общественной жизни, то выстраивается иерархия: экономическая – социальная – политическая – духовная сферы.

В философском понимании общества используются категории общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие характеризуется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят: способ производства материальных благ, экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена, материальные стороны жизни семьи, классов, наций и других форм общности людей. Общественное сознание характеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп

Идеалистическое понимание истории утверждает первичность общественного сознания относительно общественного бытия, а материалистические – первичность общественного бытия относительно общественного сознания

Когда в общефилософском плане рассматривается соотношение сознания и бытия, то материализм понимает первичность бытия прежде всего в генетическом аспекте. Это означает, что было такое время, когда материальное бытие, природная среда (в частности, на Земле) существовала, а сознания не было, и оно возникло на основе эволюции природной среды. А в обществе не может быть такого положения, что материальная сторона общественной жизни уже есть, а общественного сознания еще нет. Социальная действительность – единство материального и идеального. И тогда вопрос не в том, что существует раньше или позднее, а в том, играет ли материальная сторона жизни общества, материальные условия определяющую роль по отношению к духовной жизни, или же духовная сторона жизни общества определяет материальную.

Материальная и духовная стороны жизни общества находятся во взаимодействии. Но во взаимодействии есть активная и реактивная связи. Тогда с точки зрения материалистического понимания общества активная связь будет ориентирована от материального к идеальному, а реактивная – наоборот. С позиции идеалистического понимания общества ситуация будет обратной.

§ 46.Потребности и интересы человека в системе общественного производства.

§ Человек — воплощение всей совокупности общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных.

§ Человек является одновременно главной целью и фактором производства.

§ Человек как участник производства выступает в трех лицах:

§ - человек - непосредственный производитель благ и услуг;

§ - человек - потребитель благ и услуг, им созданных в процессе производства;

§ - человек координатор, управленец и организатор процесса производства.

§ Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных отношений. Именно человек создает и оживляет средства производства и превращает их в элементы производительных сил. Поэтому рабочая сила — не просто фактор, а главная производительная сила общества.

§ С позиций производства как такового человек - не только его субъект, но и его конечная цель. Созданный им общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно.

§ а)Физиологические потребности предусматривают реализацию объективных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Их элементарность определяется непосредственной связью с биологическими функциями организма человека. В то же время даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто биологические, поскольку реальный способ их удовлетворения (способ выживания) имеет социальный характер, а следовательно, сказывается на формировании социальных потребностей. Если парной категорией социальным потребностям индивидуума

§ б) материальные --потребности в материальных благах и услугах и духовные -- потребности в творчестве, самовыражении, самосовершенствовании, вере;

§ в) первоочередные --потребности, удовлетворяемые предметами первой необходимости (продукты питания, одежда, жилье, общественный транспорт, сохранение здоровья), и непервоочередные -- потребности, удовлетворяемые предметами роскоши (парфюмерия, меха, яхты).

§ 47. Способ производства материальных благ как экономическая основа существования общества.

§ 1) без постоянного осуществления производства материальных благ существование общества невозможно;
2) способ производства, прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности, определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовой структуры;
3) способ производства во многом определяет развитие политической жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы, которые определяют работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих политических партий и в конечном счете всей политической жизни;
4) в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в том числе здания для функционирования учреждений духовной культуры — библиотек, музеев, театров и т.д., полиграфическое оборудование, бумага, краски для печатания книг, журналов, газет, музыкальные инструменты и многое другое. Речь идет о материальном обеспечении духовной жизни общества.

§ Производство направлено на удовлетворение данных потребностей и потому существует. Нет потребностей — нет и производства. Круг потребностей постоянно расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят о законе возвышения потребностей, то есть их постоянном развитии и совершенствовании. Нельзя забывать и о потребностях самого производства, то есть о потребностях в источниках энергии, сырье, материалах и т.д. Таким образом, социально-экономические потребности выступают как источники развития производства, его постоянные и основные стимулы.

§ 48. Проблема собственности и разрешения противоречий в отношении собственности в современном обществе

§ можно выделить следующие основные проблемы сoбственности:

§ Во-первых, в оснoве жизни человечества была положена и лежит сегодня, уничтожающая все, бoрьба за собственность, борьба за приоритет обладания наибольшими излишками прoдукции для выгодной торговли и эконoмической экспансии. Быстрое накопление собственности происходило, и происходит сегодня теми, ктo у власти. Накопление без меры означало деградацию исторических oбщественных отношений.

§ Свобода как отношение собственности ограничивается внешними факторами и внутри самой себя. Внешним образом свобода индивида ограничивается свободой других людей и общества в целом. Внутри самой себя индивидуальная свобода ограничивается отказом индивида от притязаний на свободу, собственность других. Следовательно, единичная, индивидуальная собственность содержит в самой себе свою противоположность – собственность всеобщую, общественную и, наоборот, общественная собственность отрицается в самой себе собственностью индивидуальной. Индивидуальной собственности в «чистом» виде нет, точно так же как не существует в «чистом» виде и собственность общественная.

§ Различные подходы к пониманию всеобщего противоречия собственности как свободного волевого отношения определили разнообразие научных школ, направлений, теорий, представители которых предлагают разные возможные способы разрешения этого противоречия.

§ Крайние противоположные позиции в решении данной проблемы занимают последовательные радикальные индивидуалисты и коллективисты.

§ Первые, абсолютизируя индивидуалистическое начало в отношении собственности, отрицают ее общественный момент, вторые – наоборот.

§ Эти два прямо противоположных подхода к разрешению всеобщего противоречия собственности роднит то, что они предполагают ликвидацию одной из сторон противоречия («плохой») при сохранении и абсолютизации другой («хорошей»). Однако нельзя ликвидировать одну из сторон противоречия, не уничтожив другую и явление собственности в целом.

§ Реализация идей первой концепции ведет к гибели гражданского общества и государства, а второй – к гибели личности.

§ Всеобщее противоречие собственности разрешается развитием каждой из сторон и переходом в иное состояние. Свидетельством тому является весь ход исторического развития свободы личности и общества, развитие экономической свободы.

§ Экономическая свобода – это, прежде всего, свобода хозяйственной деятельности и ее начала – труда. Известно утверждение, что социальноэкономические формации и, следовательно, типы собственности отличаются друг от друга различным способом соединения непосредственного производителя экономических благ со средствами производства. А чем же определяются сами эти способы соединения? Очевидно, что различными степенями свободы труда.

§ Если при определении этапов исторического развития типов собственности исходить из критерия состояния свободы труда, то эти этапы можно представить как общество, где господствует внеэкономическое принуждение к труду, общество с экономическим принуждением и общество свободного труда свободно собравшихся людей.

§ Основным противоречием общества наемного труда является не противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов, а противоречие самой собственности, принявшей господствующую форму капитала.

§ Именно противоречия частнокапиталистической собственности объективно обусловливают все преимущества и все пороки этого способа производства.

§ Действительное разрешение противоречия частнокапиталистической собственности осуществляется в процессе ее действительного движения.

§ 49. Сущность, главные признаки, направления и социальные последствия научно-технологической революции

§ Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

§ Основными направлениями НТР являются: микроэлектроника, лазерные технологии, ферментные технологии, генная инженерия, катализ, био- и нанотехнологии.

§ Cоциальные последствия научно-технической революции можно свести к следующим основным группам:

§ - Обострение экологической ситуации, возникновения проблемы выживания человечества вследствие загрязнения и отравления окружающей среды;

§ - Изменение взаимоотношений в системе "человек - техника" (рабочий становится регулятором, наладчиком, программистом и тем, кто управляет технологическим процессом)

§ - Изменение содержания и характера труда (увеличивается доля творческих, поисковых функций, ведет к нивелированию существенных различий между людьми умственного и физического труда)

§ - Рост доли высококвалифицированных рабочих и специалистов, осуществляющих обслуживание новой техники и технологий (это высвобождает трудовые ресурсы);

§ - Повышение требований к культурно-технологической и интеллектуальной подготовки кадров;

§ - Ускорение структурных изменений в сфере человеческой деятельности (перекачивание трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, а из нее - в сферу науки, образования, обслуживания). Это вызывает рост концентрации населения в городах, активизацию миграционных процессов, значительное сокращение рабочего и увеличение свободного времени (отсюда - возможность гармоничного развития личности);

§ - "Интернационализация" общественных отношений (как пример - невозможность производить что-либо в одной стране, не считая международные стандарты, цены на мировом рынке, международное разделение труда);

§ - Потеря человеком эмоциональности, интеллектуальное перегрузки, формализация контактов, односторонняя, техническая сознание;

§ - Возникновение проблем биологической и психологической адаптации человека в обычных и экстремальных условиях окружающей среды (сверхвысоких и сверхнизких давлений, температур, электромагнитных полей, радиоактивности и т.п.);

§ - Одной из самых серьезных проблем, порожденных научно-технической революцией, проблема дальнейшего совершенствования системы образования. НТР требует постоянного образования, которая состоит из двух подсистем: базового образования и дополнительной. Последняя должна осуществляться в основном путем постоянного самостоятельного образования.

Основные признаки современной НТР:

· универсальность и всеобъемлющая — превращает все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей;

· ускорения научно-технических превращений — резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство, которое приводит к быстрому моральному старению продукции и необходимости ее постоянного обновления;

· смена роли человека в производстве — во всех отраслях деятельности происходит изменение характера и содержания труда, увеличения части умственного труда, то есть ее интеллектуализация;

· 50. Основные черты информационного общества.

Информационное общество — теоретическая концепция варианта постиндустриального общества. Другими словами, это историческая фаза развития цивилизации, для которой характерно быстрое увеличение информации и знания в едином информационном пространстве. В качестве главных продуктов производства в нем выступают информация и знания. \

Отличительные черты:

1. увеличение ро







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.