Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные проекты и модели глобального развития. Парадоксы глобальной и региональной (национальной) безопасности. Альтернативы глобализации.





Модели конца 50-60-х годов в области международных отношений, главным образом, были игровыми, в них моделировались военно-политические стратегии, международные конфликты, либо внешние политики государств. С начала 70-х годов приобрели широкую известность новые модели, в которых выдвигалось на первый план не изучение силовых отношений между государствами, а анализ мирового развития, охватывающий социально-экономические и экологические проблемы. Эти исследования проводились под эгидой Римского клуба, международной неправительственной организации, созданной в 1968 г. Его организатором стал итальянский бизнесмен и специалист по управлению А.Печчеи. Он и был инициатором первого исследования этой серии, так называемой модели Д.Форрестера, опубликованной в 1971 г.
Д. Форрестер сосредоточил внимание на взаимодействии между динамикой численности населения, капиталовложениями и факторами, влияющими на развитие (продовольствие, минеральные и другие ресурсы планеты, загрязнение). Он пришел к выводу, что “глобальный максимум качества жизни” был достигнут в середине-конце 60-х годов и предсказывал "коллапс" мировой системы (драматический спад населения и качества жизни) в следующие 50-100 лет. Д.Форрестер утверждал, что эту тенденцию к "коллапсу" нельзя остановить стандартными решениями.
Следующим исследованием, выполненным по заказу Римского клуба, стала знаменитая модель "Пределы роста" (1972), разработанная в Массачусетском технологическом институте под руководством ученика Д.Форрестера Д.Медоуза. Основные идеи этой модели могут быть изложены следующим образом.
1. Население и материальные средства производства в мире растут по экспоненте.
2. Существуют физические пределы роста населения и производства.
3. Для процесса на глобальном уровне характерны долгие замедления воздействия обратных связей, поэтому проходит большой период между осознанием экологических опасностей и действиями мирового сообщества по их устранению.
4. Управлять пределами роста можно двумя путями: 1) переместить или расширить пределы роста, 2) ослабить рост.
Авторы работы "Пределы роста" доказывали, что первый путь более неприемлем для человечества, поэтому необходимо избрать второй путь, перейдя от количественного роста к качественному улучшению развития с целью предотвращения экологической катастрофы. Предлагая так называемый "нулевой рост", т.е. стабилизацию производства, Д.Медоуз предполагал в качестве одного из условий осуществления такой экономической стратегии формирование "устойчивой системы государств", т.е. внутреннюю и международную стабильность.
Четверть века, прошедшая после публикации этой модели, показала, что самые мрачные "апокалиптические" прогнозы на ближайшую перспективу не сбылись, хотя тенденции нарастания экологического кризиса подтвердились.
Весьма сходные идеи были высказаны М.Месаровичем и Э.Пестелем в работе под названием "Человечество на поворотном рубеже". М.Месарович и Э.Пестель доказывали, что явление "коллапса" в течение ближайших 75 лет вероятнее на региональных, а не на общемировом уровне. Но поскольку сложилась одна глобальная система, "коллапс" в любом регионе способен вызвать соответствующие последствия во всем мире. Авторы суммировали свой анализ в четырех основных выводах:
1. Современные кризисы - не временные явления.
2. Решение этих кризисов может быть найдено только в глобальном контексте.
3, Решения не могут быть достигнуты традиционными методами.
4. Бороться с этими кризисами предпочтительнее, используя кооперацию, чем конфронтацию.
Модели Д.Форрестера, Д.Медоуза, М.Месаровича и Р.Пестеля, а также других западных ученых составляют поколение моделей 70-х годов, отличительной чертой которых были резко пессимистическая оценка перспектив мирового развития и вытекавшие отсюда предложения переориентации стратегий развития человечества. Эти публикации Римского клуба, в особенности доклад "Пределы роста", воздействовали на общественное мнение, научную мысль и политику ряда западных стран. На Западе была поколеблена и стала пересматриваться точка зрения, согласно которой мировые проблемы будут разрешаться по мере формирования устойчивого и высокого экономического роста по образцу промышленно высокоразвитых стран.
Глобальные модели 70-х - первой половины 80-х годов были ограничены в смысле выбора исходных данных для квантификации. Большинство разработок являлись макроэкономическими моделями с выбором исходных данных, ограниченным социально-экономической сферой". Другие модели также, в основном, представляют собой системное описание сценариев различных аспектов социально-экономического развития на глобальном или региональном уровнях.
следующие подсистемы: 1) окружающая среда, 2) развитие, 3) мир и безопасность, 4) права человека”.
Новые подходы к глобальному моделированию, что, в частности, демонстрирует “Фуджи-5", являются естественными результатами предыдущего опыта, который показал недостаточность прогнозирования, которое основано на чисто экономических показателях (ВНП, степень индустриализации и т.д.).
Американские авторы У.Джонс и С.Розен, рассмотрев различные варианты мировых стратегий, выделили в западной научной литературе три основных группы предложений: 1) максималистские, 2) минималистские, 3) реформистские.
1.Предложения максималистов: наследуя идеи американской конституции, максималисты выдвигают предложение мирового федерального правительства, сохраняющего суверенитет национальных правительств в одних областях и ограничивающего его в других. Эти предложения нацелены на уничтожение национализма, верховной власти государств и трансформацию национальной психологии. С точки зрения авторов, максималистский проект правительства не только трудноосуществим, но и нежелателен, поскольку: а) монополия силы не гарантирует всеобщей безопасности, т.к. становится очень трудно определить принимающему решения, кто противник;
б) утрачиваются положительные черты нынешней международной системы, например, соревновательность;
в) есть опасность, что государства с одинаковой политической культурой объединят свои силы в ущерб мировому сообществу;
г) очень слабы гарантии против установления мирового абсолютизма.
К этому нужно добавить, что подобные проекты являются едва скрытыми вариантами моделирования "американского мира".
2. Минималистские предложения: "минималисты" считают, что объективной основой стремления к мировому порядку является необходимость централизации мировой власти ради предотвращения войны. Они предлагают централизацию власти только для осуществления идеи всеобщей безопасности путем ограничения свободы действий государств, готовящихся к войне, с помощью эмбарго и других санкций, исключая применение военной силы. У.Джонси С.Розен, критикуя "минималистские" предложения, замечают, что мировой порядок должен быть основан на всеобщих ценностях, приемлемых для всех государств, а не навязанных путем давления, пусть и не военного.
3. " Реформистские проекты ": Основной идеей реформистов является глобализм. Глобализм в данном контексте - это идея растущей роли ООН как центра международного планирования. Выделяются пять основных проблем, решение которых необходимо перевести на глобальный уровень: экология, разрыв уровней жизни, безработица, урбанизация, голод в мире. Эти проблемы, по мнению “реформистов", могут быть решеныпутем всеобщего планирования, развития инфраструктур и распределения мировой продукции. Эти пути не связаны с изменением роли государств в современном мире, а ООН может быть координирующей, а не управляющей организацией.
Подводя итоги анализа различных мировых стратегий, У Джонс и С.Розен приходят к выводу, что подлинный выбор состоит не между существующей межгосударственной структурой и смутной альтернативой, но между мировым порядком, основанным на постепенном исчезновении государственных суверенитетов и мировым правительством''. Представляется, что такой взгляд не отражает реальной перспективы на ближайшие десятилетия

Первый парадокс глобальной безопасности лежит в плоскости противоречия «глобальность - региональность». Проблема, которая заложена в этом парадоксе, фиксирует некоторые расхождения между требованиями относительно понимания безопасности на глобальном и региональном уровнях. Например, с точки зрения глобалистики необходимо отказаться от оружия массового уничтожения, но конкретная политическая ситуация в некоторых регионах такая, что только наличие такого оружия в известных государствах сдерживает их потенциальных противников от попытки «помыть свои сапоги в водах Индийского океана».

Второй парадокс глобальной безопасности заключается в противоречии «свобода - необходимость». Проблема, которая отражена в этом парадоксе, касается степени ограничений свободы, чтобы человеческое общество не превратилось в планетарный концентрационный лагерь. Она формулируется так: чрезмерная безопасность порождает чрезмерную несвободу, но и чрезмерная свобода приводит к нехватке любой безопасности.

Третий парадокс глобальной безопасности - в противоречия «стабильность - изменчивость» и пов'заний с несовершенством законодательной базы как на региональном (национальном), так и на международном уровнях (глобальном), а также с синергетическим эффектом тенденций «порядок - хаос». Парадокс в том, что с точки зрения глобалистики международные правовые документы более универсальные, открытые, направленные в будущее, а региональные (национальные) более уникальны, закрытые, ограниченные прошлым, традициями, а иногда и выходом за пределы норм правового поля, то есть изменения «правил игры в ходе самой игры». С одной стороны, безопасность нуждается в стабильности, постоянства, а с другой - без развития нельзя обеспечить жизнеспособности никакой системы. Кроме того, нет глобальной безопасности без региональной (национальной) безопасности, и ни одну региональную (национальную) безопасность нельзя обеспечить вне системы глобальной безопасности.

69. Философия управления: основные вопросы и проблемы

Философияуправления - философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точек зрения.

Сущность философии управления персоналом организации заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Иначе говоря, созданы условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений в организации; каждый сотрудник может полностью использовать свои навыки: каждый работник имеет возможность играть активную роль в принятии важных производственных решений; работники пользуются адекватными и справедливыми компенсациями; созданы безопасные и здоровые условия груда. Такой ценой администрация завоевывает преданность персонала организации и затраты на создание таких условий непременно окупаются. В организациях, где администрация не заботится о повышении качества трудовой жизни, она не способна управлять своим персоналом.

Философия управления персоналом организации заключается не только в том, чтобы удовлетворить потребности организации в укомплектовании персоналом, но также в наиболее полном удовлетворении потребностей работников. Это и является задачей системы управления персоналом организации в философском смысле. Философия управления персоналом организации является неотъемлемой частью философии организации, ее основой.

Философ управления должен осуществлять критику сло- жившихся неудовлетворительных способов изучения управления.

Конституирование сущности управления – второй большой блок работы в рамках философии управления. В свою очередь, здесь напрашивается несколько направлений исследования. Во- первых, сравнительный анализ концепций управления, прежде всего, с точки зрения подходов и основных способов мышления. Во-вторых, генетическое исследование основных типов управл ния, имевших место в истории культуры. В-третьих, выстраивание собственных концепций управления, схватывающих не только сущность управления, но и разные его типы. Третье направление работы – анализ более широкой реально- сти, обусловливающей разные типы управления, а также их эволю- цию. Он предполагает философско-методологическое рассмотре- ние таких тем, как язык, общество, личность, власть, социальные институты и ряда других, например, изучение мегатенденций со- временности, представлений о будущем, стратегий социального действия, форм социальной жизни, социальной эволюции, особен- ностей русской модели управления и ее эволюции

 

70.Движение и его формы.

Движение - это способ существования материи: быть значит быть в движении. В философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов, поэтому движение является способом существования материи или атрибутом материи. Понятие об атрибутивности движения было разработано французскими материалистами XVIII века. Однако они ограничивались признанием всеобщности только механического движения, поэтому их материализм носит название механистический. Диалектический материализм, признавая движение атрибутов, указывает на бесконечное многообразие конкретных форм движения.

по формам. Существуют пять основных форм движения материи, выделенных еще Ф.Энгельсом:

а) Механическая форма - это перемещение различных тел в пространстве. Примеры: падение камня, полёт птицы.

б) Физическая форма – это изменение физических свойств предметов. Примеры: таяние льда, электризация тела.

в) Химическая форма – это различные химические превращения, изменение химического состава веществ. Примеры: ржавление железа, образование оксидов.

г) Биологическая форма – это процессы, проходящие в живых организмах. Примеры: рост и развитие организма, обмен веществ.

д) Социальная форма – это различные процессы и явления в обществе. Примеры: общение людей, процесс образования какого-либо государства







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.