Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные формы общественного сознания. Понятие менталитета





Формы общественного сознания:

1) политическое;

2) правовое;

3) нравственное;

4) эстетическое;

5) религиозное;

6) научное;

7) философское.

Политическое сознание – это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций, государств, т. е. потребность общества осмыслить сущность государства, государственной власти и свою роль. Политическое сознание неоднородно, потому что оно охватывает область отношений всех классов, социальных групп к государству и правительству, а также область взаимоотношений между всеми социальными слоями.
Правовое сознаниеэто осознание и отношение людей к действующему праву, знание меры в соотношении прав и обязанностей, законности и противозаконности, проявляющейся в поведении людей. Правоэто система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Нравственное (моральное) сознание. Его основу составляет нравственностьисторически сложившаяся система неписаных законов, в которой находят свое отражение представления, нормы и оценки социальных групп. Выполняя, наряду с правом, роль регулятора поведения людей мораль принципиально отличается от него.

Эстетическое сознаниеосознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетика (от греческого aesthesis - ощущение) – наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, в человеке, а также общие принципы творчества по законам красоты.
Религиозное сознание – один из составляющих элементов сложного системного явления – религии. Религия – (от лат. religio – набожность, святыня) – мировоззрение, мироощущение и особое поведение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, которые господствуют над людьми.

Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.

Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.

Менталитет (лат. mens, mentis — душа, дух, ум и alis — другие) — склад ума и образ мыслей, совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей мировоззрения и мировосприятия, ценностных установок, присущие социальной или этнической группе, нации.

Ценности в жизни человека и общества. Аксиологический характер социального управления

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

- к материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;

- к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.


Социально-политические ценности - это ценностное значение социальные и политические явления, событий, политических актов и действий.

Социально-политические ценности: социальное благо, что есть в общественно-политических явлениях, и прогрессивное значение исторических событий (революций, соглашений, договоров и др.).. Критериями ценностного значения в таких случаях выступают общественное благо, политическая воля, братство, мир и др..

Духовные (субъективные) ценности - это нормативная, рекомендательно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выражается через соответствующие формы, служит нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Известно, что идеи, взгляды могут быть настоящими, истинными и ложными, но от этого они не перестают быть ценностями. Все идеи в сфере ценностей выполняют какую-либо функцию, регулирующих те или иные отношения людей, выступая средствами и объектами их деятельности.

В настоящее время можно говорить о трех основных социально-философских подходах к пониманию аксиологических оснований социального управления: объективистском, субъективистском и интегративном.

Объективистский подход к определению социального управления базировался на признании за ценностями (аксиологическими основаниями) объективного характера. С точки зрения данного подхода ценности существуют вне вещей, свойств, явлений и составляют аксиологическую основу личности. Ценности управленческой деятельности, соответственно, обладают вневременной, внепространственной объективной сущностью, имеющей трансцендентальный характер.

Понятие культуры. Функции культуры.

Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в цело

1.Образовательно-воспитательные функции культуры помогают человеку стать Человеком, личностью. Личность формируется по мере усвоения языка, традиций, ценностей своей группы. Такой процесс называется социализацией. Он определяет степень развития личности и ассоциируется с уровнем интеллекта и образования, нравственностью, эрудицией, воспитанностью и т.п. -

2.Интегративная и дезинтегративная функции культуры существуют в неразрывном единстве, хотя, на первый взгляд, являются антонимами. Культура сплачивает и объединяет представителей одной социальной группы, помогает стабилизировать и обеспечивать монолитность сообщества. Но именно эти функции культуры и разобщают или разделяют представителей разных сообществ и разных культур. Сегодня уместны такие примеры: противостояние некоторых мусульманских группировок и христиан, конфликты, возникающие между группами подростков с их своеобразной культурой и пенсионерами, воспитанными на совершенно других традициях. 3.Регулирующие функции культуры, т.е. создание норм и правил, которым должен следовать воспитанный человек. 4.Трансляция накопленного социального и культурного богатства, обеспечивающая преемственность поколений. 5.Гносеологическая функция напрямую связана с предыдущей. Культура - это ни что иное, как очень сложная система знаков, которые одному поколению необходимо передать, а другому - усвоить, чтобы обогатить и передать дальше.

6. Регулятивные функции культуры позволяют налаживать жизнь в обществе. -

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.