|
Понятие нетрадиционной религии
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ
(«религии Нового века», религиозные «культы», «новые религии», «тоталитарные секты» и т.п.) — общее и во многом условное обозначение религиозных новообразований, которые противопоставляют себя официальным и господствующим религиям. Современные Н.р. отражают характерный для 20 в. кризис устоев европейской цивилизации: крах либерально-прогрессистских концепций, рост антисциентистских и мистических доктрин. Говоря конкретнее, они свидетельствуют о неспособности сложившегося «религиозного истеблишмента» удовлетворять духовные потребности верующих (в первую очередь молодежи) в «обезбоженном мире» (М. Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный «Бог умер». В прошлом диссидентские образования (ереси и секты) возникали внутри господствующих церквей вследствие несогласия с ортодоксальным толкованием одних и тех же священных книг. Что же касается современных Н.р., то они, как правило, отвергают традиционные религии в целом, противопоставляя им сочинения и проповеди собственных основателей. В зависимости от специфики культурных традиций и социально-политической обстановки религиозные новообразования принимают различные, нередко полярные формы. Тем самым понятие Н.р. приобретает крайне расплывчатый смысл: в него обычно включают последователей Ананды Марг и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, респектабельный бехаизм и безобидных поклонников летающих тарелок, а также многочисленные версии нсоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, т.н. врачевательные культы, и т.д. Обостренный общественный интерес к Н.р. возник после самоликвидации Народного храма Д. Джонса (1978), когда погибло 914 американцев. Трагедия стала возможной, поскольку Джонс добился собственного почитания (культа) как «живого бога»; поэтому организации такого типа получили в США обличительное наименование «культы». Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в стране возникло около 2 тыс. религиозных и квазирелигиозных новообразований, которые также стали фигурировать как «культы», хотя большинство их составляли аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок, различных «групп здоровья». Все это точнее обозначать более широким термином, а именно «религии нового века», или Н.р. Наибольшую, часто скандальную известность в США приобрели Церковь объединения Сен Муна, Дети Бога Д. Берга и Церковь сайентологии Л. Хаббарда, а также неоориенталистские группы, использующие (обычно произвольно) богатый нравственно-психологический опыт религий Востока. Это, прежде всего, Общество сознания Хари Кришна, Миссия Божественного света, Организация здоровья, счастья и святости. В США «культы», нередко нарушавшие законодательство, сразу же столкнулись с активным противодействием властей, традиционных церквей и родителей, дети которых, вступив в организацию, порвали с ними все отношения. В результате некоторые из «культов» утратили свою агрессивность, др. были вынуждены перебазироваться в Европу и иные регионы, превратившись в своеобразные транснациональные корпорации, ведущие прибыльную финансовую деятельность. Среди всего многообразия Н.р. целесообразно выделить т.н. культы в особую группу, поскольку их деятельность постоянно порождает конфликтные ситуации. Во главе «культа» стоит харизматический лидер, который объявляет себя либо живым богом, либо божественным посланцем, призванным спасти мир, погрязший в грехе. Цельное, детально разработанное вероисповедание подменяется проповедями, произвольно комбинирующими и вульгаризирующими элементы теизма, восточных религий, языческих верований и примитивной магии. Акцент обычно делается на запугивании скорым концом света и Страшным судом. Все, кто не разделяет взглядов лидера (в т.ч. и родители), обличаются как ненавистные «слуги дьявола». «Культы» часто имеют свои общежития, где царят жесткий аскетизм и нещадная эксплуатация. От неофитов, как правило, требуют передачи имущества в пользу самозваного «мессии» или, по меньшей мере, выплаты значительной части средств. Широко практикуются изнурительные групповые мероприятия (многочасовые танцы, лекции, молитвенные собрания, зубрежка цитат), вводящие людей в полугипнотическое состояние, которое ставит их в полную зависимость от лидера и лишает возможности свободного выбора. О силе такого воздействия говорят все новые акты коллективного самоубийства и убийства: напр., калифорнийской группой «Небесные врата» (апрель 1998), Движением за восстановление десяти заповедей (Уганда, март 2000). Вместе с тем в некоторых Н.р. практикуются психотерапевтические процедуры, которые оказывают благоприятное лечебное воздействие на физическое состояние и самочувствие человека. С кон. 1980-х гг. деятельность зарубежных миссионеров Н.р., располагающих огромными финансовыми возможностями, перемещается в Россию. В обстановке растущего ощущения потерянности и беззащитности, падения авторитета традиционных церквей, догматика и уставы которых воспринимаются (особенно молодежью) как препятствие к самовыражению, обещания энергичных проповедников решить все — и социальные, и личные — проблемы «здесь и сейчас» Н.р. находит массовый отклик. Привлекают и внутригрупповая («семейная») атмосфера, способность руководителей понятно формулировать свои цели, обеспечивать строгое выполнение моральных предписаний в сообществах. Заметно активизируются и религиозные новообразования российского происхождения (Богородичный центр, Великое Белое Братство, Церковь Последнего завета Виссариона, Система Учителя Иванова и др.). Причем, наряду с объединениями, рекламирующими себя как «новейший вариант» христианства и вост. религий, энергично реанимируются древние языческие верования, которые нередко поддерживаются местными властями как истинно «народные» — с целью обосновать свою независимость от центра. Деятельность Н.р. встречает резкое противодействие со стороны традиционных религий, прежде всего Русской Православной Церкви, нередко переносящих это понятие на вполне «традиционные» протестантские церкви (напр., баптистов и дореформенное русское сектантство). Ныне Н.р. существуют во всех областях России, и численность их последователей растет быстрее, чем в др. религиях (к кон. 20 в. ее можно было оценить примерно в 200—300 тыс. человек).
Мусульманские праздники
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В период становления ислама Пророк Мухаммед запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.
Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-Фитр (Рамадан Байрам — праздник разговения) и Ид уль-Адха (Курбан Байрам — праздник жертвоприношения).
Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако, практически сразу особое место было отведено таким дням, как Джума (пятница), День Арафат, День Ашура и Ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время дни, считались памятными датами (начало нового года по Хиджре(лунному календарю), Маулид и другие), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.
Если светский праздник — это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник — это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения.
Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.
В исламе праздники называются по-арабски — на языке Корана, однако, существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки.
Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем — Хиджрой, и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных дат. Интересно, что первоначально слово «хиджра» означало путешествие из Мекки в Медину. Год окончания хиджры стал первым годом мусульманского летоисчисления — с этого момента начинается история ислама.
Также необходимо учитывать, что отсчет суток в мусульманском календаре ведется с момента захода солнца. Ночь каждого дня является предыдущей ему. Первая ночь нового месяца — ночь, следующая после последнего дня старого месяца. Вторая ночь является последующей первому дню.
Джума
Отдельным днем в религиозном исламском календаре стоит Джума (от араб. день собрания) — пятница, именующаяся лучшим днем недели. Джума — праздничный, но не обязательно нерабочий день в пятницу у мусульман. Фактически Джума считается днем отдыха и празднуется еженедельно, как у христиан воскресенье, а у иудеев — суббота. В большинстве мусульманских стран пятница — официальный выходной день, хотя в Турции, где религия отделена от государства, выходной день — воскресенье.
В Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на коллективную молитву в пятницу, стремитесь к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, это лучше для вас, если только вы разумеете» (62:9).
В священном хадисе также сказано: «Суббота дарована иудеям, воскресенье — христианам, а пятница — мусульманам. В этот день им ниспосылается благодать и все доброе».
Джума, согласно Шариату, начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятницу. Таким образом, священными являются пятничный день и ночь накануне.
Совершение грехов в пятницу особенно недопустимо. Это считается пренебрежением к священному дню, к милости Всевышнего, ниспосылающейся в джума. В этот день многократно увеличивается не только воздаяние за добродеяния, но и наказание за нечестивые поступки.
Джума-намаз является обязательным (фардом) для совершеннолетних, согласно Шариату, мужчин. В хадисе сказано, что пропуск трех пятничных молитв без уважительной причины (недомогание, болезнь) особенно запрещен.
сб4 февраля
| · Маулид ан-Наби — рождение Пророка Мухаммеда
2012
Рождение Пророка Мухаммеда — Маулид ан-Наби (Mawlid an-Nabī, в переводе с арабского — рождение Пророка) — отмечается 12 числа третьего месяца Раби аль-авваль (Rabi' al-awwal) исламского календаря. Рождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя...
| пт20 июля
| · Рамадан — начало поста у мусульман
2012
Рамадан (араб.) или Рамазан (тур.) — девятый месяц мусульманского календаря. Этот месяц является самым важным и почетным для мусульман. В течение всего месяца соблюдается строгий пост («ураза»), который подразумевает под собой отказ от воды, еды и...
| вт14 августа
| · Ночь Могущества и Предопределения — Ляйлят аль-Кадр
2012
В Священном месяце Рамадан есть ночь Ляйлят аль-Кадр (Laylat al-Qadr) — Ночь Могущества и Предопределения — самая значимая ночь, празднование которой отмечают 15—16 сентября. Первые суры Священного Корана были ниспосланы Пророку Мухаммеду именно в...
| вс19 августа
| · Ид уль-фитр (Рамадан Байрам, Ураза Байрам)
2012
После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называемый праздником разговения Ид уль-Фитр (тюрк. Ураза Байрам, Рамадан Байрам). Для каждого верующего праздник — это причастность к общей радости...
| чт25 октября
| · День Арафат
2012
День Арафат отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат — это то место, где, по легенде, встретились...
| пт26 октября
| · Курбан Байрам — праздник жертвоприношения
2012
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (или Ид уль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4...
| сб27 октября
| · Дни Ат-Ташрик
2012
Дни Ат-Ташрик — продолжение праздника жертвоприношения Курбан-Байрам — отмечаются с 11-го по 13-й день месяца 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа. Паломники отправляются в местность Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и...
| чт15 ноября
| · Новый год по Хиджре
2012
В первый день священного месяца Мухаррам наступает новый год по Хиджре. 1 Мухаррама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании. В этот день в...
| сб24 ноября
| · День Ашура
2012
Десятый день месяца Мухаррам — День Ашура (Day of Ashur). На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека — Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура. Десятый день...
| пт14 декабря
| · Начало месяца Сафар
2012
Сафар (Safar) — второй месяц мусульманского календаря, следующий за месяцем Мухаррам. Полагают, что название месяца Сафар ассоциируется с желтым цветом, потому что месяцу было дано название во время осеннего сезона, когда в природе господствовала...
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|