Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Построение (структура) занятий урочного типа





Для того чтобы урок подучил законченное стройное выражение, его многообразное содержание должно быть организовано, упорядочено во времени и облечено в необходимую форму.

 

СТРУКТУРА УРОКА — это упорядоченность всех сторон и компонен­тов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.

Разно­му содержанию не может соответствовать одна и та же форма — она неиз­бежно будет сдерживать продвижение вперед, тормозить его прогрессивное развитие. Поэтому в каждом случае форма (структура) урока должна чут­ко реагировать на изменения в содержании и соответствовать ему. Уроки физического воспитания, отличающиеся разнообразием и изменчивостью содержания, не терпят застывших, стандартных структур.

 

Для того чтобы правильно и глубоко понять все вопросы такого слож­ного явления, как структура урока физического воспитания, необходимо рассматривать ее на разных уровнях.

Первый уровень построения урока (макроструктура — общая). В насто­ящее время за основу построения урока принято деление его на три части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Наличие этих частей и расположение их только в названной последовательности являет­ся главным в схематичном построении любых уроков физического воспи­тания. Такой исходный, наиболее общий, ориентир построения урока обусловлен закономерностями учебно-воспитательного процесса в двига­тельной деятельности. Прежде всего, возникает необходимость постепен­но включать (вводить) занимающихся в учебно-воспитательный процесс на уроке, обеспечивая тем самым достижение необходимого уровня ра­ботоспособности. Затем только возможно развертывание учебной деятель­ности на фоне достигнутой оптимальной работоспособности. Завершать учебно-воспитательный процесс приходится на фоне начинающегося после рабочего состояния, в условиях снижения работоспособности.

Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функ­цию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учеб­но-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7—10% от­водимого на урок времени.

Типичными задачами вводной части являются:

· Организовать занимающихся.

· Активизировать их внимание.

· Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

· Создать соответствующую психологическую установку и положитель­ное эмоциональное состояние.

· Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.

 

В случае необходимости в первой части урока можно решать и некото­рые учебно-воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функ­ции — введению занимающихся в работу.

 

Для решения задач вводной части урока можно использовать разнооб­разные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, раз­личные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упраж­нения, хорошо знакомые игры.

Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспи­тательные, физического развития).

 

К ним относятся:

· Формирование знаний в области двигательной деятельности.

· Обучение двигательным умениям и навыкам общеобразовательно­го, прикладного и спортивного характера.

· Развитие общих и специальных функций опорно-двигательного ап­парата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и под­держание хорошей осанки; закаливание организма.

· Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстети­ческих качеств.

 

Продолжительность основной части составляет 80—85% времени, от­водимого на урок.

Для решения поставленных задач могут применяться любые физичес­кие упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими про­граммами.

 

 

Заключительная часть урока имеет следующие функции:

· Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

· Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориента­ция их в дальнейшей работе.

 

Типичными задачами третьей части урока являются:

· Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функ­циональное состояние; фиксировать правильную осанку.

· Подвести итоги учебной деятельности.

· Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного заня­тия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

Ее продолжительность 3—5% времени, отведенного на урок.

 

В заключительной части целесообразно применять различные вариан­ты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танце­вальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п. Желательно после заключительной части урока прово­дить гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж и др.

 

 

Трехчастным делением урока не исчерпывается его построение, а оп­ределяются лишь наиболее крупные и своеобразные этапы — его общая структура (макроструктура).

Для того чтобы обеспечивался правильный подход к построению уро­ка, педагог должен хорошо разбираться не только в основных сторонах и компонентах его содержания, но и в механизмах их взаимосвязи. При этим важно четко выделить основную структурную единицу, первичную «кле­точку» урока физического воспитания. Это облегчит понимание следую­щих уровней его построения.

Элементарной структурной единицей урока надо считать физическое упражнение.

При выполнении каждого физического упражнения возника­ет определенная учебно-воспитательная ситуация, необходимыми элемен­тами которой являются:

· частная задача, определяющая, что должно быть получено в про­цессе работы в данной ситуации;

· совокупность последовательных действий педагога и занимающих­ся, обеспечивающих достижение предусмотренного результата.

По своим функциям учебно-воспитательные ситуации могут быть:

· относительно простыми (при которых действия направлены на ре­шение одной частной задачи);

· относительно сложными (в них выполнение одного физического уп­ражнения обеспечивается сопряженным решением нескольких частных задач).

 

В зависимости от условий в уроках физического воспитания представлены различные сочетания простых и сложных учебно-воспитательных си­туаций. Правильно построенный урок характеризуется тем, что эти соче­тания представлены в стройной системе, обеспечивающей целостность занятия.

 

Второй уровень построения урока (его мезо структура — типовая) тре­бует определения последовательности физических упражнений как конк­ретных учебно-воспитательных ситуаций в каждой части урока.

 

При этом необходимо иметь в виду неизбежное взаимодействие физических упраж­нений, поскольку эффект каждого из них в какой-то мере предопределя­ется функциональными следами от предыдущих (их «последействием»).

 

Такое структурное упорядочение каждой части урока приобретает суще­ственное значение, так как взаимодействие упражнений может быть и по­ложительным, способствующим повышению эффективности очередного упражнения, и отрицательным, снижающим, даже нейтрализующим его эффективность.

 

Третий уровень построения урока (его микроструктура — конкретная) сводится к организации каждой учебно-воспитательной ситуации путем оп­тимального сочетания ее элементов.

Основным является такое упорядоче­ние и согласование действий педагога и занимающихся, которые обеспечи­вают наиболее эффективное решение частных задач каждого упражнения.

Для этого важно хорошо продумать методические измерения, методы и приемы педагога и занимающихся. Даже при весьма удачном и правильном определении последовательности физических упражнений, а значит, и учебных ситуаций можно не достичь желаемых результатов, если непра­вильно построена сама ситуация. Так, совсем небезразлично, покажет ли сначала педагог изучаемое движение, затем предложит выполнить и после этого объяснит его занимающимся. Или же начнет с описания физическо­го упражнения, выяснения его назначения и формулировки задания, после чего, дав выполнить его и опираясь уже на результат самостоятельных действий занимающихся, прибегнет к некоторым словесным уточнения, а в конце образцово покажет, как следует выполнять в совершенстве.

В первом случае педагог обеспечит запечатление занимающимися готового образца изучаемого двигательного действия, притом, как правило лишь с внешней его стороны. Выполнение будет носить подражательный характер и мало коснется существа техники.

 

В случае удачного, по мнению занимающихся, воспроизведения показанного последующее объяснение педагога будет выслушано поверхностно, а главное — перекроется
запечатлевшимся, подкрепленным личным опытом предыдущих попыток поверхностным представлениемВо втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а ее результаты значительней, поскольку с самого начала были ис­ключены недостаточно осмысленные, узкоподражательные действия. Для того чтобы представить себе задаваемое движение по слову, занимающие­ся должны будут специально концентрировать на этом внимание, охваты­вать мысленно различные стороны и элементы его техники, самостоятель­но создать целостный образ движения силою воображения.

 

Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая свое выполнение с показанным, они извле­кут больше нужной информации, а осмыслив ее, лучше используют для совершенствования изучаемого. Особенно же ценным в этом случае будет воспитательный эффект: сознательность и интеллектуальная активность занимающихся в учебной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоятельности.

 

Это не значит, что целесообразен лишь второй подход к построению учебно-воспитательной ситуации. В ряде случаев может оказаться целе­сообразным и первый. Педагог, как создатель учебно-воспитательных си­туаций, всегда должен быть в творческих поисках и обоснованно созда­вать их варианты. Так, используя хорошо изученные гимнастические упражнения с целью физического развития, можно лишь называть их, подсчетом регулировать темп движений и частично выполнять вместе с занимающимися.

 

Качественным критерием подхода педагога к построению ситуации является целесообразность, исходя из этого нередко в процессе проведе­ния урока запланированные ситуации должны перестраиваться с учетом непредвиденных ранее факторов.

 

Построение занятий физическими упражнениями находится в опреде­ленной зависимости от внешних факторов. По-разному оно складывается при занятиях в гимнастическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, на катке, на местности, в зависимости от тем­пературы окружающей среды, состояния оборудования, количества ин­вентаря т.п. Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и фи­зическое состояние занимающихся, на их работоспособность и поведение. Не одинаково приходится организовывать занимающихся, варьировать рас­становку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.