Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности правовой культуры воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей





 

Базой для проведения эксперимента стало учреждение социального обслуживания центр помощи детям и подросткам, оставшихся без попечения родителей «Аистенок» г. Нижневартовска.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

-констатирующий эксперимент;

-формирующий эксперимент;

-контрольный эксперимент.

В исследовании приняли участие 16 воспитанников в возрасте 14-15 лет, оставшихся без попечения родителей, и воспитывающихся в Центре помощи детям «Аистенок»

Целью констатирующего эксперимента явилось изучение организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанниковЦентра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок».

В рамках сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

- изучение организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанниковЦентра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок».

- Выделить критерии и показатели сформированности правовой культуры у воспитанников центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок» был создан 01.04.1993. Руководитель учреждения: Архипова Раиса Константиновна, является основателем учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок».

Территория действия: региональная. Тип учреждения: государственный. Учреждение взаимодействует с другими структурами: учреждением здравоохранения, системы спорта, системы образования, комиссиейпо делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, общественными организациями, управлением по опеке и попечительству, учреждением социальной защиты населения.

Целью данного учреждение является удовлетворение потребности общества в профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), социальной помощи несовершеннолетних.

В задачи учреждения входят:

§ Обеспечение проживания несовершеннолетних, принятых в Центр, до их устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

§ Осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних, принятых в Центр, направленной на выход из трудной жизненной ситуации, в том числе путем реализации разрабатываемых Центром программ социальной реабилитации.

§ Осуществление воспитания, организация досуга несовершеннолетних, принятых в Центр.

§ Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, принятых в Центр.

§ Оказание помощи в воспитании социального статуса несовершеннолетних, принятых в Центр, в коллективах сверстников по месту учебы, работы, месту жительства, содействие их возвращению в семью.

§ Организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, принятых в Центр, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

§ Оказание социальной, психологической и иной помощи, в том числе патронажа несовершеннолетним, их родителей в ликвидации трудной жизненной ситуации.

§ Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Основные направления:

§ Предоставление несовершеннолетними проживания в благоприятных условиях, приближенных к домашним, до определения более оптимальных форм жизнеустройства.

§ Осуществления мероприятий по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для выполнения поставленных перед учреждением задач.

§ Осуществление мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для выполнения поставленных перед учреждением задач.

§ Оказание квалифицированной социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Федеральные документы:

§ ФЗ РФ «о дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996 год.

§ ФЗ №124-ФЗ «об основных гарантиях прав ребенка в РФ», от июля 1998 года.

§ ФЗ РФ №120-ФЗ «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от июня 1999 года.

§ Конвенция о правах ребенка ООН, от ноября 1989 года.

§ Постановление правительства РФ №659 «об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 07.11.2005 года.

§ Правительство РФ №896 «об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях, для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», от ноября 2000 года.

Региональные документы:

§ Закон ХМАО-Югры №148-ОЗ «о программе ХМАО «Дети-сироты», от декабря 2005 года.

§ Закон ХМАО-Югры №144-ОЗ «о мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

§ Положение о приемной семье №29, от июня 1996 года.

Изучаяорганизацию социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанниковЦентра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок», и анализируя деятельность работников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей, было выявлено, что специалист по социальной работе руководит, координирует, контролирует деятельность участников, реализует основные мероприятия. Воспитатель занимается подготовкой места и времени занятий, организует детей, участвует в проведении мероприятий. Психолог предоставляет рекомендации при работе с подростками, оставшихся без попечения родителей. На основании этих данных мы составили схему управления учреждением, представленную на рисунке 1.

Многообразие фиксируемых факторов потребовало применения различныхэкспериментальных методов: анкетирование, тестирование, опросы учащихсяприменительно к предмету и цели исследования; беседы спедагогами, учащимися, с целью выявления особенностей их правосознания.

Для решения поставленных целей и задач констатирующего этапа былиразработаны следующие критерии и показатели диагностики исходного состоянияправовой культуры и правовой социализации учащихся, соответствующиесферам личности и компонентам правовой культуры.

1. Отношение учащихся к праву, восприятие правовых норм(эмоционально-ценностный компонент – мотивационно-потребностная,эмоционально-ценностная сфера личности): понимание нравственного смыслазакона; положительное отношение к нормам права; проявление интереса кизучению норм права, желание приобретать правовые знания; наличие устойчивыхценностных ориентаций в правовой сфере.

2. Владение системой правовых знаний (когнитивный компонент –когнитивная сфера личности): знание и осмысление правовых норм; освоениеюридической терминологии;

3. Владение нормами права и применение их в деятельности, правовоеповедение (поведенческий компонент – деятельностно-практическая сфераличности): умение пользоваться информацией правового характера; потребность вточном соблюдении норм права, правомерное поведение; социальноевзаимодействие со сверстниками, педагогами, родителями, сотрудникамиправоохранительных органов.

Были определены интегративные характеристики уровней сформированностиправовой культуры воспитанников (см. Приложение 2):

Начальный (низкий) уровень характеризуетсянесформированностьюэмоционально-ценностного компонента правовой культуры, поверхностнымиправовыми знаниями: минимальным пониманием правовой информации,юридической терминологии, непониманием нравственного смысла закона,отсутствием чувства долга, справедливости, ответственности; отсутствиемположительной мотивации и стремления к правовому образованию.

Средний (базовый) уровень характеризуется частичной сформированностьюкомпонентов правовой культуры (когнитивный компонент): ребята показываютнедостаточно точные правовые знания, минимальное понимание правовойинформации, интерес к правовой информации неустойчив, юридические терминыупотребляются минимально. Понимание нравственного смысла закона ипотребность в точном соблюдении норм права недостаточно сформированы.Немногочисленные правовые умения не всегда достаточны для решения ситуацийправового характера. Эмоционально-ценностный компонент сформирован науровне эмоционального (формального) приятия ценностей, обсуждаемых на уроке,без их объяснения, применения и включения в собственную систему ценностей.

Уровень выше среднего характеризуется сформированностью большинствакомпонентов правовой культуры. Обнаруживаются достаточные правовые знания,оперирование правовыми терминами, понимание правовой информации.Эмоционально-ценностный компонент сформирован на уровне осознанияценностей и частичной опоры на них в своем поведении. Присутствует интерес кправовой сфере и желание осуществлять различные виды деятельности.

Высокий уровень правовой культуры характеризуется сформированностьювсех компонентов. В полном объеме сформированы глубокие правовые знания,имеется устойчивый интерес к правовой информации. Полностью сформированыпонимание нравственного смысла закона и потребность в точном соблюдении нормправа. Знание фактов, правовых норм, юридической терминологии, подкрепленоправильным речевым оформлением, умением находить примеры к теоретическимположениям правовой сферы, решать правовые задачи, оценивать собственныедействия и действия других с точки зрения соответствия действующемузаконодательству. В полном объеме сформированы чувство долга, справедливостии ответственности [48, С. 123].

По этим критериям и показателям были разработаны анкеты и тесты дляопроса по основам правовой культуры.

Для определения уровня сформированности эмоционально-ценностногокомпонента правовой культуры учащихся мы воспользовались анкетным опросом, атакже методикой прямого ранжирования списков ценностей М.Рокич, В.Ядов (см. Приложение 4).

 

Таблица № 2. Диагностика уровня сформированности эмоционально-ценностногокомпонента правовой культуры воспитанниковна этапе констатирующего эксперимента (%)

Группа Уровни сформированности эмоционально-ценностногокомпонента правовой культуры
Начальный Средний Выше среднего Высокий
ЭГ 31,6 68,4    

 

Из таблицы видно, что у большинства воспитанников эмоционально-ценностный компонент правовой культуры проявляется в отсутствии у них ориентации на ценности социальные, общечеловеческие и приоритет личностно ориентированных ценностей. Вместе с тем, у подавляющего большинства выявлено наличие явного интереса к изучению права.

Результаты уровня сформированности когнитивного компонента отражены в таблице 3.


Таблица № 3. Диагностика уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры воспитанниковна этапе констатирующего эксперимента (%)

Группа Уровни сформированности когнитивного компонента правовой культуры
Начальный Средний Выше среднего Высокий
ЭГ 43,2 55,5 1,3  

 

Из таблицы видно, что высокого уровня сформированности когнитивного компонентаправовой культуры у воспитанников экспериментальной и контрольной групп невыявлено. Сами ребята обеих групп оценили уровень своих правовых знаний как средний и низкий. Сравнительный анализ самооценки иоценки уровня сформированности когнитивного компонента правовойкультуры позволили констатировать достаточную объективность воспитанников в самооценке данного компонента.

Результаты анкетирования при определении исходного уровня поведенческого компонента правовойкультуры и выявления мотивации правового поведения отражены в таблице 4.

 

Таблица № 4. Диагностика уровня сформированности поведенческого компонента правовой культуры воспитанниковна этапе констатирующего эксперимента (%)

Группа Уровни сформированности когнитивногокомпонента правовой культуры
Начальный Средний Выше среднего Высокий
ЭГ 31,6 68,4    

 

Результаты свидетельствуют о том, что воспитанника Центра обладают позитивными правовыми установками, т.е. соблюдают закон при любых условиях. Их поведение основано на восприятииправовых норм как наиболее целесообразных ориентиров поведения,соответствующих их собственным интересам (позитивный мотив). При этомповедение более чем половины опрошенных основано на подчинении правовым требованиям, при котором личные убеждения отходят навторой план, уступая место примеру большинства – «как все, так и я».

Итак, в результате эксперимента было подтверждено наличие среди учащихсягрупп с двумя видами правового поведения: правомерное и пассивное(безразличное). Учащихся с противоправным поведением в экспериментальных иконтрольных группах нет. Однако высокий процент воспитанников экспериментальной группы даёт широкое поле деятельности по корректировке их поведения.

Анализэкспериментальных данных свидетельствует осреднем и низком уровне сформированности правовой культуры у воспитанников Центра, что позволяет сделать вывод о необходимости разработки путейповышения эффективности формирования правовой культуры детей в возрасте 14-15 лет.

Разработанная педагогическая модель формирования правовой культуры и выявленные условия ее эффективного функционирования позволяют активизировать процесс правового образования в специальном учреждении «Аистенок», специалисты которого занимаются профилактикой детской беспризорности и безнадзорности, оказывают поддержку семьям группы риска, обеспечивают проживание (нахождение) несовершеннолетних до их устройства в соответствии с законодательством РФ.

Целью Центра является удовлетворение потребности общества в профилактике безнадзорности и беспризорности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). В Центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством РФ независимо от места жительства. Центром устанавливается режим его работы, распорядок дня в группах круглосуточного и дневного пребывания. Несовершеннолетние находятся в Центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и социальной реабилитации, а также решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством РФ [64, С. 112].

Состав детей, помещенных в Центр, неоднороден, но практически все они лишены важнейшего фактора воспитания и развития – семьи. Отсюда и вытекают деформации их полоролевой социализации, разрушение доверия к людям, нарушения и трудности в общении, неразвитость важнейших для социального развития видов деятельности, вредные привычки, низкий уровень социальной нормативности. Среди поступивших, немало жертв физического, психического, сексуального насилия [9, С. 56].

При поступлении в Центр дети проявляют беспокойство, повышенную тревожность, настороженность. Часто они неадекватно воспринимают доброжелательное отношение к себе сотрудников. Даже пустяковое требование, высказанное в мягкой форме, может вызвать чрезмерную негативную реакцию. Такой ребенок может потерять над собой контроль, т.к. озлобленность ребенка – эмоциональный накал, результат прежне-тяжкого опыта, пережитых травм и несправедливости. Возможно, агрессия для таких детей является единственной защитой от стресса, которая может уберечь от более тяжелых травм, или же, как способ заставить окружающих играть по своим правилам. Детская память, сохранившая непривлекательные стороны супружеских отношений, является благодатной почвой для репродуцирования собственных неудач.

Дети, поступившие в Центр, проявляют себя по-разному. Можно столкнуться с тремя вариантами их поведения: изоляция, оппозиция, агрессия. Ребенок, склонный к изоляции, проявляет равнодушие к окружающим, стремиться уйти от общения, избегает контактов, замыкается, защищая свое «Я». Аутизм проявляется как паническая реакция ребенка, возникающая в тот момент, когда он в возрасте двух-трех лет осознает свое «Я». Ребенок, склонный к оппозиции, не избегает общения, проявляет активность, которая носит в основном негативную окраску. Оппозиция может проявиться и в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительность. Адаптация детей, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, протекает достаточно сложно. Именно поэтому наиболее патогенной зоной в культуре становится эмоциональная сфера, поскольку возрастает частота и интенсивность эмоциональных нагрузок на личность под воздействием нестабильных социально-экономических условий ее жизнедеятельности. Современное общество предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости человека и, тревожность, как одна из форм эмоционального неблагополучия, является деструктивной личностной чертой, которая может закрепляться в качестве устойчивого личностного образования, неблагоприятно влияющего на жизнедеятельность человека [56, С. 26].

Особенности формирования правовой культуры у воспитанников в возрасте 14-15 лет Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок» обусловлены в специфике социальной ситуации развития, эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамичной, сложной и быстро меняющейся ситуации [39, С. 90].

Недостаточность формирования у них когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов правовой культуры в общей структуре культуры личности влечет за собой дезадаптацию растущей и развивающейся личности в обществе.

Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными структурными компонентами правовой культуры личности: когнитивным (правовые знания, правовая информация), эмоционально-ценностным (нравственно-правовые чувства и убеждения) и поведенческим (осознанное правомерное поведение).

Таким образом, правовая культура представляет собой сложное интегративное качество личности, основой которого выступает совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, определяющих правовое сознание и поведение в социально значимых ситуациях и базирующееся на общей культуре личности.

Реализация модели формирования правовой культуры воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок» должна включать правовое обучение,внеурочнную деятельность (правовой клуб), что в целом обеспечивает необходимый уровень правового образования.Эффективность реализации модели формирования правовой культуры у воспитанников Центра обеспечивается соблюдением педагогическихусловий:

- определение содержания, организационно-методическогообеспеченияобразовательного процесса на основе учета возрастных, психофизиологических,речевых, коммуникативных, познавательных и индивидуальных особенностей. Это предполагает разработку программ,диагностическое сопровождение процесса формирования правовой культуры у воспитанников, координационную деятельность по организациивзаимодействия Центра со школами, родителями и правоохранительными органами.

- целенаправленное включение детей и подростков в учебную и внеучебнуюдеятельность с применением активных методов обучения, технических средствобучения, направленных на достижение максимальной доступности и возможностиусвоения полученных знаний, а также развитие словесной речи.

- единство правового и нравственного воспитания.

- создание воспитывающей среды на основе диалога и взаимодействияпедагогов, учащихся, родителей и сотрудников правоохранительных органов.








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.