Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Закрепление звука с' в слогах и словах





Задание 1. Произнеси слоги и слова отраженно, выделяя голосом звук с.

СИ-СИ-СИ — сито АСЬ-АСЬ-АСЬ — карась

СЕ-СЕ-СЕ — сено ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ — лось

СЯ-СЯ-СЯ — сядь УСЬ-УСЬ-УСЬ —гусь

СЁ-СЁ-СЁ — Сёма ЫСЬ-ЫСЬ-ЫСЬ — рысь

Задание 2. Запомни и воспроизведи ряды слогов.

СИ —СИ — СЕ

СЕ —СЕ —СИ

СИ —СЕ —СИ

СЯ —СЯ —СЕ

СЕ —СЁ —СЯ

СЯ —СЁ —СЯ

СЁ —СИ —СЕ

СЕ —СЯ —СЁ

Задание 3. Произнеси слова отраженно.

а) Сима, синий, синька, осина, висит, погаси; си­ла, сильный, косилка, носилки, укусил, погасил, ке­росин; гуси, сидеть, носит, косит, босиком; сигнал, лисий, василек, сироп, сирень, бросит, просит,
персик.

б) Сено, семь, Сеня, сети, осенний, весенний; сеялка, кисель, висел, серп, север, серьги, серый; осень, семена, секунда, пасека, седло, секрет, се­ледка.

Задание 4. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Синий—осина—погаси носи—гуси—косит кисель—лисий—василек сироп—сирень—персик

Задание 5. Закончи слово, добавив слог си. Произнеси слово целиком.

НО... (СИ) —носи ГА... (СИ) —гаси

НЕ... (СИ) — неси

КО... (СИ) — коси

ПОГА... (СИ) — погаси

ТРЯ... (СИ) — тряси

Задание 6. Измени слова по образцу. Образец. Коса — косит.

Носи —..., гаси —..., коси —..., погаси —....неси —...,

Задание 7. Рассмотри картинки, назови их самостоя­тельно.

Задание 8. Произнеси слова отраженно.

Сядь, гусята, Муся, десять, косят, носят, Люся, бросит.

Сема, гусенок, тесьма, сёла, веселый, лисенок, по­селок, поросенок.

Гусь, ось, весь, лось, рысь, брось, Васька, моська, письмо, восьмой.

Задание 9. Измени слова по образцу.

Образец. Гусенок — гусята; гусята — гусенок.

Гусенок..., лисенок..., лосенок..., рысе­нок..., поросенок....

Гусята..., лисята..., лосята..., рысята..., поросята....

Задание 10. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Гусята — Вася — носят — гусь; Сима — тесемка — лисята — письмо.

Задание 11. Измени слова по образцу. Включи их в пред­ложения.

Образец. Сеня косит. Дети косят.

Сима носит. Дети.... Муся гасит. Дети.... Лю­ся просит. Дети.... Сема косит. Дети....

Звук с' со стечением согласных

Задание 12. Произнеси слоги отраженно. СМИ —СМЕ —СМЯ СНИ —СНЕ —СНЯ СПИ — СПЕ — СПЯ СТИ — СТЕ — СТЯ

Задание 13. Произнеси слова отраженно. Сесть, совсем, сосёнка, сестра, скрести. Задание 14. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Смех — снимок — стена; спинка — сметана — стих.

Задание 15. Самостоятельно назови картинки. (Картинки подбирает логопед.)

Закрепление звука с в предложениях

Задание 16. Закончи предложения по вопросам. Произне­си предложения целиком.

а) У кого кто?

Образец. У гуся гусята.

У лисы.... У свиньи.... У лося.... У рыси.... У гуся....

б) Кто кого позвал?

Образец. Гусь — гусят.

Лиса.... Свинья.... Лось.... Рысь.... Гусь....

в) Кто с кем гулял?

Образец. Гусь с гусятами.

Лиса.... Рысь.... Лось.... Свинья.... Гусь....

Задание 17. Произнеси отраженно словосочетания. Ответь на вопросы.

Весенний день. Весенняя зелень. Весеннее небо.

Какой день? Какая зелень? Какое небо?

Синий василек. Синяя синька. Синее небо.

Какой василек? Какая синька? Какое небо?

Осенний день. Осенняя листва. Осеннее небо.

Какой день? Какая листва? Какое небо?

Весенние листья. Какие васильки?

Какие листья? Осенние листья.

Синие васильки. Какие листья?

Задание 18. Ответь на вопрос: кто с кем вышел погулять? Мила с Леной.

С кем вышла Лена? (Лена с Милой.)

С кем вышла Мила? (Мила с Леной.)

Петя с Таней.

С кем вышла Таня? (Таня с Петей.)

С кем вышел Петя? (Петя с Таней.)

Лиля с Ритой.

С кем вышла Лиля? (Лиля с Ритой.)

С кем вышла Рита? (Рита с Лилей.)

Степа со Светой.

С кем вышел Степа? (Степа со Светой.)

С кем вышла Света? (Света со Степой.)

Задание 19. Произнеси предложения отраженно. Ответь на вопрос одним предложением.

Образец. Сима сидит. Сеня сидит. Сёма сидит.

Что делают Сима, Сеня, Сёма? (Сима, Сеня и Сёма сидят.)

Сима спит. Сеня спит. Сёма спит. Что делают Сима, Сеня, Сёма?

Задание 20. Закончи предложения по картинкам. Ответь на вопросы.

Сима и Степа несли....

Кто нес васильки?

Что несли Сима и Степа?

Сима сказала: «Ах, какие синие васильки!»

Какие васильки?

Кто сказал: «Ах, какие синие ва­сильки!»?

Что сказала Сима?

Света и кот Васька сидели на....

С кем сидела Света на скамейке?

Где сидели Света и кот Васька?

Звук с в связных текстах

Задание 21. Прослушай стихотворение «Васенька» и от­веть на вопросы.

Непоседа Васенька не сидит на месте. Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, на усах сединки. Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

Про кого стихотворение?

Почему Васеньку называют непоседой?

Расскажи, какой Васенька.

Задание 22. Прослушай рассказ «Гусенок» и ответь на вопросы.

У мамы сын Вася. Мама любит Васю. Она купила Васе гусенка. Вася сам пасет гусенка.

Кто у мамы? Кто у Васи? Кого пасет Вася?

Перескажи рассказ, как запомнил.

Задание 23. Прослушай рассказы. Перескажи, как запомнил.

Осень

Наступила осень. Стало холодно. Моросит дождь. Поля и леса опустели. Листья осыпались. Дети со­бирают красивые осенние листья. Слова для объяснения: моросит, опустели.

Игра

Сима, Леся, Вася и Люся играли в игру «Гуси и серые волки». Леся и Вася были гуси. Сима и Лю­ся — волки. Сима и Люся ловили Лесю и Васю.

Кто были гуси?

Кто были волки?

Кого ловили Сима и Люся?

Испугались

Сима и Вася сидели в саду. На них накинулась собака. Сима испугалась, но осталась сидеть на мес­те. Вася взял ветку и отогнал собаку. Собака убежа­ла и спряталась в свою конуру. Смелый Вася!

Слова для объяснения: накинулась, конура.

Кто был в саду?

Что случилось в саду?

Как вела себя Сима?

Что сделал Вася?

Почему собака спряталась в конуру?

Какой Вася?

Пастух

Вася стерег гусей около леса. Он сильно устал и уснул под кустом. В лесу были лисы. Одна лиса подобралась к стаду гусей и унесла одного гусен­ка... Вася проснулся, а одного гусенка нет.

Слова для объяснения: стерег, подобралась.

Кто стерег гусей?

Как случилось, что лиса унесла гусенка?

Снегири

Чуть раньше первого снега появились снегири. Снегири прилетели, значит, завтра-послезавтра снег пойдет. Всегда так и бывает. Поэтому эта красногру­дая птица и зовется снегирем. Снегири любят семена ясеня. Листья с ясеня осенью слетают, а семена кистями висят всю зиму. Снегирей можно видеть в поселках и городах. Свист снегирей похож на звук флейты — такой же грустный и нежный.

(По Б. Павлову.)

Почему этих птиц называют снегирями? Что любят снегири? Где можно видеть снегирей зимой? Каких еще зимующих птиц ты знаешь?

Звук с в пословицах, скороговорках, загадках и стихах

Задание 24. Прослушай поговорку. Заучи наизусть. Логопед выясняет смысл поговорки.

Весна да осень — на дню погод восемь.

Задание 25. Прослушай скороговорки. Произнеси в трех темпах (медленном, среднем и быстром).

Логопед следит за четким произнесением звука с и С.

У сосенки-сосенки поспели опенки. Сене все бы спать на сене. Сено Косте Сеня косит. В сени сено Костя носит.

Слова для объяснения: сени.

Что делает Сеня? Кто сено косит?

Что делает Костя? Кто сено носит?

Выучи скороговорку наизусть.

Задание 26. Выучи загадки наизусть.

Я лаю со всякой собакой. Семьдесят семь полков

Я вою со всякой совою. Все повалились,

И каждую песню твою А три остались.

Я вместе с тобою пою. (Сосна, ель, вереск зимой).

(Эхо.) (К. Чуковский.)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

 

Висит, висит висюкан,

Под ним стоит хрюхрюкан.

Висюкан упадет,

Хрюхрюкан уберет. (Желуди, свинья.)

 

Почему в загадке свинью назвали «хрюхрюкан», а желуди «висюкан»?

Стихи для заучивания наизусть (по выбору логопеда).

Снег идет

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы почистим снег и лед

Во дворе лопатой.

(М. Познанская.)

Ослик

Ослик был сегодня зол —

Он узнал, что он осел.

Ежик вырос в десять раз,

Получился дикобраз.

(Е. Серова.)

Выяснить, понимают ли дети переносный смысл слова осел.

Склевали гуси

Купила Марусе бусы бабуся.

На рынке споткнулась бабуся о гуся...

Не будет подарка у нашей Маруси...

Все бусы склевали по бусинке гуси. (И. Демьянов.)

Август

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.(С. Маршак.)

Гуси

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом.

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком. (В. Берестов.)

Нос, умойся!

 


Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза.

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка,

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся! (Э. Мошковская.)


 

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это... снегири. (Е. Серова.)

 

Дифференциация звуков с — с'

Задание 1. Рассмотри картинки, назови их. Выдели на­чальные звуки.

 

Сравни звуки с и с' по артикуляции: а) Чем похожи эти звуки? б) В чем различие этих звуков?

Задание 2. Выдели: а) начальный звук из слов; б) конеч­ный звук из слов.

Логопед произносит слово, дети называют начальный, за­тем конечный звуки.

Образец, сито (с') соты (с)

Сито, сок, сон, сел, сено, Соня, Сима, села, сын, сыр, семь, восемь, синий, сытый, сырой, сокол.

Образец, нос (с) ось (с')

Нос, весь, пес, рысь, квас, лось, парус, брось, ось, голос, укус, гусь.

Задание 3. Произнеси слоги отраженно.

СА — СЯ СЯ — СА АСА — АСЯ

СО — СЕ СЁ — СО АСО — АСЕ

СУ —СЮ СЮ —СУ АСУ —АСЮ

СЫ —СИ СИ —СЫ АСЫ —АСИ

Игра «Наоборот». Логопед произносит слог со звуком с, дети — со звуком с', и наоборот.

Образец, са— ся сё— со со — сё си — сы и т. д.

Задание 4. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА — СЯ — СА СЯ — СА — СЯ СО — СЁ — СО СЕ — СО — СЁ СУ —СЮ —СУ СЮ —СУ —СЮ

СА — СЯ — СА — СЯ СО — СЕ — СО — СЕ СЮ —СУ —СУ —СЮ

Задание 5. Прослушай слова. Выдели: а) начальный слог; б) конечный слог.

Образец. Сани (Са), Ася (ся).

а) Сани, совы, Сима, Соня, сыты, сила, север, со­ты, села, сети, салат.

б) Лиса, коса, Ася, весы, Люся, гуси, оси, осы, Вася, касса.

Задание 6. Закончи слово, добавив слоги со звуком с или с' по картинке и без картинок. Произнеси слово целиком.

Образец. Но... (сы) — носы, гу... (си) — гуси, ко... (са) — коса.

Задание 7. Прослушай пары слова. Определи, как произ­носится звук с в этих словах.

Образец. Носи — носы.

В слове носи звук с произносится мягко, в слове носы звук с произносится твердо.

Коси — косы, вес — весь, сад — сядь, Васса — Ва­ся, сыты — сито.

Задание 8. Запомни и произнеси ряды слов.

Лес — лесок, — лесистый; лиса — лисенок — лис— лисята; гусь — гусыня — гуси — гусенок — гусята; лось — лоси — лосенок — лосиха — лосята.

Вспомни и назови слова, похожие на слова гдсъ, лось, лиса, лес.

Задание 9. Измени слова по образцу. Образец. Лес — леса — лесистый.

Лес...—, голос —..., куст—..., волос —..., ко­лос—..., бас —....

Задание 10. Произнеси слова отраженно. Логопед следит за правильным произнесением твердого и мягкого вариантов звука с.

Сено, соки, семга, семя, густой, пустой, смелый; соловей, весло, васильки, грустный, градусник, смо­родина; сосиска, сестра, увесистый, голосистый, раз­весистый.

Задание 11. Рассмотри картинки, назови их. Разложи в две колонки: в одну со звуком с, в другую со звуком с'. Картинки подбирает логопед.

Примерный перечень картинок: гусь, гусята, осы, поросята, сито, васильки, санки, сук, масло, мост, слон, лиса, лисята.

Звуки с и с' в предложениях

Задание 12. Произнеси словосочетания отраженно.

Сеять овес. Солить селедку. Сушить сено. Соби­рать сливы. Писать стихи. Носить носки.

Задание 13. Закончи предложения одним словом. Произ­неси предложение целиком.

Сеять.... Солить.... Сушить.... Собирать.... Писать....

Задание 14. Прослушай словосочетания. Произнеси отра­женно.

Осенний лес. Синяя косынка. Осиновый лист. Со­леная селедка. Сладкий персик. Сильный слон. Сладкий сироп. Седой старик. Старшая сестра.

Задание 15. Закончи словосочетания одним словом, ис­пользуя картинки. Произнеси предложения целиком. Картинки подбирает логопед.

Осенний... (лес). Синяя... (косынка). Осино­вый... (лист). Соленая... (селедка). Сладкий... (персик). Сильный... (слон).

Задание 16. Прослушай начало предложений, закончи их, используя картинки и без них. Произнеси предложения цели­ком.

Соня и Сима сидели в (беседка). Слава собирал в поле (цветы). Саню укусила (оса). Соловей сидит в (кустах). Столяр смастерил… (скамейку). Максим собирал... (конструктор). Вес­ной распускается... (сирень). Сима и Соня... (сест­ры). Они любят слушать... (песни).

Задание 17. Прослушай пословицу. Произнеси отраженно. Выучи наизусть.

Коси, коса, пока роса.

Задание 18. Прослушай предложения. Ответь на вопросы целым предложением.

Слава с Васей траву косят. Соня с Симой сено носят.

Что делают Слава и Вася? Как называется сухая трава? Кто косит траву? Кто носит сено?

Сима с Колей к Соне сели. Сима справа — Коля слева.

Кто сидел посередине?

Кто сидел справа от Сони? Кто сидел слева от Сони? Где сидели Сима и Коля?

Задание 19. Произнеси загадки отраженно. Выучи их на­изусть.

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.) Висит сито, не руками свито. (Паутина.) Есть на свете конь, всему свету не догнать. (Ветер.) Кто на себе свой дом таскает? (Улитка.)

Звуки с и с' в связных текстах

Задание 20. Прослушай рассказы, а) Ответь на вопросы.

Перескажи, как запомнил.

В осеннем лесу

Соня пригласила Симу погулять в осеннем лесу. Очень красив осенний лес. Красуются в осеннем на­ряде березки и осины. Соня и Сима собрали листья берез и осин и принесли красивые букеты домой.

Кто гулял в осеннем лесу?

Каков осенний лес?

Какие деревья красуются в осеннем наряде?

Листья каких деревьев собирали Соня и Сима?

Что принесли домой Соня и Сима?

Соня и Света сестры. Соня старше Светы. Соня ри­сует васильки, астры. Света раскрашивает рисунки синим карандашом. Потом Соня рассказывает сест­ренке смешные истории. Сестрам весело, они сме­ются.

Про кого рассказ?

Кто старше?

Что делает Соня?

Что делает Света?

Почему сестры смеются?

Какое название можно придумать к рассказу?

Сегодня воскресенье. Вся семья собирается на па­секу к тете Соне. Тетя Соня ждет гостей. Она соби­рает свежий мед. Вся семья садится за стол, который стоит под старым ясенем. Все пьют чай с вкус­ным свежим медом.

В какой день собралась семья в гости? К кому в гости отправилась вся семья? Что делает тетя Соня, ожидая гостей? Где пили чай гости? С чем пили чай?

Что ты больше любишь: ходить в гости или при­нимать гостей?

б) Перескажи без вопросов.

Лисята

У лисы родились маленькие лисята. Все они бы­ли совсем слепые. Мать-лиса кормила лисят своим молоком и согревала своим теплом. Мать-лиса все время сидела около лисят. Убежит поесть и быстро, быстро спешит к лисятам. Тепло и спокойно было лисятам около мамы-лисы.

Осень в лесу

Наступила осень. Стояли ясные деньки. Дети по­шли в лес. А лес нарядился в осенний наряд. Под ногами все устлано красивыми сухими листьями. Ярко горят кисти рябины. Дети собрали букеты из осенних листьев. Украсили их кистями рябины.

Медведь

Вот и осень наступает. Листья со старых деревьев облетели. А на молодых еще есть листья.

Медведь за лето отъелся и устраивается на зим­нюю спячку. Под корнями старой сосны отыскалась яма. Дно ее усыпано старыми сухими листьями. Сверху над ямой нависают ветки старой сосны. Там и устроился косолапый.

Ударит мороз, а медведю тепло под снегом. Будет лежать медведь и всю зиму сосать лапу.

Звук З


Закрепление звука з в слогах и словах

Задание 1. Произнеси слитно два звука. Выдели голосом звук з.

А ЗА-ЗА-ЗА

З

Ы ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ

Задание 2. Запомни и назови ряды слогов.

ЗА — ЗЫ

ЗА — ЗЫ — ЗА ЗА — ЗЫ — ЗА — ЗЫ

ЗЫ — ЗА

ЗЫ — ЗА — ЗЫ ЗЫ — ЗА — ЗЫ — ЗА

Задание 3. Закончи слово, добавив слог за. Найди соответ­ствующую картинку.

Образец. ва... (за)

Ва..., ко..., ро..., гла..., бере..., гро....

Задание 4. Произнеси отраженно слова.

Коза, казак, показать, указать, наказать, за­пах; зал, вокзал, глаза, гроза; роза, забор, загар.

Задание 5. Догадайся, какое получилось слово.

ЗА МОК замок
ЗА ВОД завод
ЗА КАТ закат
ЗА ПАХ запах
ЗА БЫЛ забыл
ЗА БИЛ забил
ЗА ГАР загар

Задание 6. Измени слова по образцу, добавив слог за. Произнеси слова целиком.

Образец. Поют — запоют.

Поют —..., едут —..., бегут —, идут —...,

пьют —..., пели —..., ехали —..., пили —..., несли —....

Задание 7. а) Подбери соответствующие картинки к сло­вам, назови их. (Картинки подбирает логопед.)

Образец. Завязать бант.

Завязать.... Застегнуть.... Заплести.... За­шнуровать....

б) Закончи предложения одним словом, подходящим по смыслу. (Используются слова предыдущего задания.)

Бант надо... (завязать). Пуговицу надо... (за­стегнуть).

Косу надо... (заплести). Ботинки надо... (зашну­ровать.

Задание 8. Отбери картинки, в названии которых слышит­ся звук з. Назови их.

Предполагаемый перечень картинок (подби­раются логопедом): коза, лопата, зайка, гриб, забор, роза, дом, замок, звезда.

Задание 9. Произнеси отраженно слова, выдели голосом звук з.

Возы, тазы, язык, пузырь; вазы, козы, газы, му­зыка, арбузы, морозы, пузырек, показывать.

Задание 10. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Тазы — пузырек — возы, арбузы — вазы — язык, розы — язык — козы;

пузырек — козы — розы, замок — звезда — замок.

Задание 11. Измени слова по образцу. Образец. Ваза — вазы.

Коза —..., роза —..., ваза —..., Лиза —..., блуза —..., гроза —..., заноза —..., Береза - …

Задание 12. Рассмотри и назови картинки самостоятельно.


 

 


 


Задание 13. Произнеси слова отраженно. Зонт, зонтик, Зоя, возок, газон, золото, зорко, зорька.

Задание 14. Запомни и воспроизведи ряды слов.

зонт — Зоя — газон замок — возок — фазан

зонтик — коза — забор зорко — забор — зорька

зуб — зубы — зубной— воз — возок — навоз—зубик вывоз

Задание 15. Вспомни и назови слова, похожие на слова зуб, воз.

Задание 16. Закончи слово, добавив слог зу. Произнеси слово целиком, отвечая на вопрос: «Что нарисовали дети?»

Логопед выставляет картинки, изображающие: девочку, розу, козу, березу.

Образец. ко... (зу)

Ро..., Ли..., бере....

Задание 17. Рассмотри картинки, запомни их порядок. Назови в том же порядке.

После рассматривания картинок детьми логопед перевер­тывает их обратной стороной. Дети по памяти воспроизводят тот же ряд, например: коза — зонтик; ваза — пузырек — ко­за; пузырек — замок — ваза — коза. Ряд картинок можно увеличивать до семи.

Задание 18. Подними кружок, если в слове услышишь звук з.

Запах, ветер, медведь, загадка, арбузы, помидо­ры, музыка, тихий, звонкий, кровать, узор, платок, зубы.

Задание 19. Отбери картинки, в названии которых слышится звук з.

Приблизительный перечень картинок: замок, книга, кукла, пузырек, ваза, тарелка, забор, белка, зубы.

Звук з со стечением согласных

Задание 20. Четко произнеси звук з в слогах.

 

Задание 21. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

ЗВА — ЗВО — ЗВУ — ЗВЫ ЗБА — ЗБУ — ЗБЫ — ЗБО

ЗНА — ЗНО — ЗНЫ — ЗНУ ЗДА — ЗДО — ЗДУ — ЗДЫ

Задание 22. Произнеси слова отраженно.

Здание, езда, гнездо, воздух, дрозды;

знак, знать, узнать, глазной, полезный, морозный;

звать, звон, звонкий, звонко, звук, резвый.

Задание 23. К словам добавь слог по. Произнеси слово

целиком.

Образец. Звать — позвать.

Звонить —..., звать —..., звучать —..., зве­неть—....

Задание 24. К словам добавь слог за. Произнеси слова

целиком.

Образец. Звать — зазвать.

Звонить звать —...

звенеть —

звучать —

Задание 25. Измени слова по образцу с опорой на вопрос. Образец. Мороз (какой?) — морозный.

Мороз. Воздух какой? Звон. Песня какая? Звезда. Небо какое?

Задание 26. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Звон — гнездо — звонкий; звать — звучать — за­зывать.

 

 


Задание 27. Прослушай стихотворения. Назови одинаково звучащие слова. Объясни их смысл.

Утро

Солнце еще облаков не задело,

Трава на лугу еще росы пила.

А плотник проснулся и взялся за дело.

Слышится, как зазвенела пила.

(Я. Козловский.) (задела — за дело, пи­ла — пила)

Котофей Иванович

Солнце прячется за бор.

Котофей Иванович

Залезает на забор —

Прогуляться на ночь.

(Я. Козловский.) (за бор — забор)

Закрепление звука з в предложениях

Задание 28. Закончи предложения по картинке.

У Зои зонт. Зоя дала зонт Лизе. У Лизы …. У Лизы роза. Лиза дала розу Зое ….


Ответь на вопросы полным предложением.

У кого зонт, у кого розы?

Что у Зои, а что у Лизы?

Что сделала Зоя?

Что сделала Лиза?

Задание 29. Произнеси словосочетания отраженно. Ответь на вопросы.

Знакомая тетя. Морозный воздух.

Какая тетя? Какой воздух?


Звонкий голос. Какой голос?


Звездное небо. Какое небо?


Задание 30. Составь предложения с данными словосоче­таниями (см. Задание 29).

Образец. У Зои звонкий голос.

Задание 31. Рассмотри картинки. Составь предложения про Зою.

 


Задание 32. Составь предложения по опорным словам.

Захар, зонт, забыть. Звонок, звенеть, звонко. У, Лиза, заболеть, глаза. У, Зоя, заболеть, зубы. Де­ти, поливать, незабудки, на газон.

Задание 33. Прослушай предложения. Исправь их.

На гудке загудел завод. У козы звонко заблеял дом. Рыба зубатка купила Зою. В незабудках завя­ла ваза.


Конспект занятия.

Тема. Звук з.

Цель. Учить детей правильно произносить звук з в сло­вах, предложениях и связном тексте.

Оборудование: картинки, изображающие розу, козу, вазу.

Ход занятия.

Организационный момент. Логопед сообщает детям, чем
они сегодня будут заниматься.

Произнесение звука з в словах.

Логопед располагает картинки, изображающие козу, розу, вазу, таз, предлагает детям рассмотреть картинки и назвать их.

Задание. Измени слова по образцу. Образец. Таз— тазы. Роза, ваза, таз.

3. Произнесение звука з в предложениях.

Задание. Закончи предложения одним словом. Произнеси предложения целиком.

Пахнет... (роза). Пахнут... (розы). Идет... (коза). Идут... (козы). Красивая... (ваза). Красивые... (вазы). Новый... (таз). Новые... (тазы).

Задание. Закончи предложения одним словом. Ответь на вопрос целым предложением по картинкам.

Образец. Лиза сорвала... (розу). Что сорвала Лиза? Лиза сорвала розу.

Лиза сорвала.... (Что сорвала Лиза?)

Лиза поставила розу в.... (Куда поставила Ли­за розу?)

На лугу паслись.... (Кто пасся на лугу?)

4. Произнесение звука з в связном тексте.

Логопед предлагает детям вспомнить картинки, которые помогали в составлении предложений (роза, коза, ваза), а за­тем учит детей составлять рассказ. Логопед задает вопросы, дети отвечают полным предложением. Например: Кто пасся на лугу? (На лугу паслись козы.) Кто забрался в сад? (В сад забралась коза.) И т. д.

Логопед читает детям получившийся рассказ и предлагает пересказать его цепочкой по картинкам, придумать к нему название.

5. Итог занятия.

 

Звук З'

Задание 1. Произнеси отраженно слоги.

зи —зи —зи зи —зя —зи

ЗЕ —ЗЕ —ЗЕ ЗИ —ЗЮ —ЗЕ

ЗЮ —ЗЮ —ЗЮ ЗЮ —ЗИ —ЗЮ

ЗЁ —ЗЁ —ЗЁ ЗЯ —ЗЁ —ЗЯ

ЗЯ —ЗЯ —ЗЯ ЗЁ —ЗИ —ЗЕ

ЗДИ — ЗДЕ — ЗДЯ ЗВИ —ЗВЕ —ЗВЯ ЗНИ — ЗНЕ — ЗНЯ ЗЛИ — ЗЛЕ — ЗЛЯ

Задание 2. Произнеси слова отраженно.

ЗИ — Зина, зимний, зимняя, магазин, возить, бу­зина, бензин; резина, морозить, Мурзилка;

ЗЕ — газета, музей, зелень, зеленый, зебра, зер­кало; ЗЯ — хозяин, возят, озяб, нельзя;

ЗЮ — изюм; 3' — возьми, Кузьма, друзья, звякать, здесь, злить, резьба.

Задание 3. Запомни и воспроизведи ряды слов.

Зина — магазин — бузина; газета — музей — зе­лень; зеленый — озяб — звякать; морозить — зим­няя — бензин; изюм — зелень — магазин.

Задание 4. Рассмотри картинки. Назови их. (Картинки подбирает логопед.)

Закрепление звука з' в предложениях

Задание 5. Закончи предложения по предметным картин­кам. Произнеси предложения целиком. Ответь на вопросы.

Логопед подбирает картинки: обезьяна, гвозди, змей, га­зета. Проговаривает начало предложения и показывает соот­ветствующую картинку. Дети повторяют полученное предло­жение.

У Зины... (обезьяна). У папы... (гвозди). У Ни­ны... (змей). У мамы... (газета).

У кого обезьяна? У кого гвозди? У кого змей? У кого газета?

Что у Зины? Что у папы? Что у Нины? Что у мамы?

Задание 6. Произнеси отраженно словосочетания. Ответь на вопросы.

Зимний день. Зимняя одежда. Зимнее пальто. Зимние носки.

Какой день? Какая одежда? Какое пальто? Ка­кие носки?

Задание 7. С данными словосочетаниями составь предло­жения (см. Задание 6).

Задание 8. Ответь на вопросы, используя словосочетания, данные в задании 6.

Какой день самый короткий?

Какую одежду надевают зимой?

Какое пальто надевают зимой?

Какие носки надевают зимой?

Задание 9. Составь предложения по предметным картин­кам.

 


Задание 10. Заучи стихотворения наизусть.


У хозяина козел,

У хозяйки козлик.

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Все озера — зеркала

Из зеленого стекла.

(В. Суслов.)

 

У нашей Зины Бузина в корзине.


Зябнут птицы, Зябнут звери.

Замерзают в норах

звери, Залезают в дупла,

в гнезда. В синем небе звезды

мерзнут,

Затухают на заре — Ух, морозно в

январе.

(В. Суслов.)

 


Задание 4. Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА — ЗА — СА 3 А — СА — ЗА СО — 30 — СО 30 — СО — 30 СУ —ЗУ —СУ ЗУ —СУ —ЗУ

ЗА — ЗА — СА СО — СО — 30 СА —СА —ЗА ЗУ —ЗУ —СУ 30 — 30 — СО СЫ — СЫ — ЗЫ

Задание 5. Прослушай слова. Выдели: а) начальный слог; б) конечный слог.

Логопед голосом подчеркивает начальный, а затем конеч­ный слог.

Образец. Сана (са).

а) Соты, Зоя, Соня, зубы, сыты, зайка, закат, салат.

б) Коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, косы, весы, вози.

Задание 6. Закончи слово, добавив слоги со звуком с или з с опорой на картинку. Произнеси слово целиком. Картинки подбирает логопед.

О б р а з е ц. та... (зы)

Ко..., ва..., ва..., у..., ро..., ро..., бу.... Картинки: тазы, косы, ваза, вазы, усы, роза, розы.

Задание 7. Произнеси слова отраженно парами.

Зайка — сайка; замок — сапог; зонт — сом.

Вязанка — санки; позови — посмотри; везу — несу.

Музыка — бусы; пузырек — сырок; грызун — плясун.

Задание 8. Прослушай слова. Какими звуками они отли­чаются?

Зайка — сайка; Лиза — лиса; позади — посади; козу — косу.

Составь предложения с парами слов.

Задание 9. Рассмотри картинки, назови их. Ответь на воп­рос:

Чем отличаются названия этих картинок? Картинки подбирает логопед.

коза — коса; суп — зуб; роза — роса. Придумай предложения с каждой парой слов.

Задание 10. Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звуки сиз.

Сазан, засыпать, застудить, записка, засада, за­снуть, созвать.

Логопед выясняет, понимают ли дети значение этих слов.

Задание 11. Рассмотри картинки. Отбери те, в названиях которых слышим звук с, затем звук з.

Приблизительный перечень картинок: слон, звонок, незабудка, колос, замок, судак, сом, забор, звезда.

Задание 12. Замени звук з на звук с. Назови получившее­ся слово.

Бузина, позади, зажать.

Задание 13. К словам добавь слог за. Назови получившее­ся слово.

ВЯЗАТЬ СЕСТЬ

СВЕТИТЬ СТЕЛИТЬ

ЗА НЕСТИ ЗА СОЛИТЬ

ВОЗИТЬ СОРИТЬ

НОСИТЬ ПРОСИТЬ

Задание 14. а) Вспомни и назови два цветка, в названиях которых слышим звуки сиз.

б) Вспомни двух животных, в названиях которых слышим
звуки сиз.

в) Вспомни части лица, в названиях которых слышим звуки С и 3.

Образец. Астра — незабудка. Коза — собака.

Зубы — нос.

Если дети затрудняются выполнить упражнение, можно предложить им картинки по указанным темам. Дети выбира­ют нужную.

Закрепление звуков с и з в предложениях

Задание 15. Закончи словосочетание одним словом. Про­изнеси его целиком.

Образец. Вязать носок. Завязать бант.

Вязать.... Завязать.... Нести.... Занести.... Возить.... Завозить.... Сорить.... Засо­рить....

Задание 16. Закончи предложения: а) по предметным картинкам; б) без картинок. Произнеси предложения цели­ком. Ответь на вопросы.

У Сани... (коза). У Зои... (собака). Саня гонит

. Зоя зовет

У кого коза? У кого собака? Что делает Саня? Что делает Зоя?

Задание 17. Произнеси предложения отраженно. Ответь на вопросы фразой.

Соня заснула. Соня забыла зонтик.

Что сделала Соня? Кто забыл зонтик?
Кто заснул? Что забыла Соня?

Зоя написала записку.

Кто написал записку?

Что написала Зоя?

Соня знает много сказок. Соня рассказала сказку

Кто знает много сказок? в детском саду.

Чего знает много Соня? Что рассказала в детском

саду Соня? Кто рассказал сказку в детском саду?

Задание 18. Рассмотри картинки. Придумай по ним пред­ложения. (Картинки подбирает логопед.)

При затруднении логопед помогает детям наводящими воп­росами.

Звуки с и з в связных текстах

Задание 19. Прослушай рассказы. Перескажи по предмет­ным картинкам.

Логопед читает текст рассказа целиком, затем дети пере­сказывают его по картинкам, расположенным в нужной по­следовательности. (Картинки подбирает логопед.)

Сойка

За домом сосна. На сосне гнездо сойки. Сойка упала из гнезда. Лиза и Саня взяли сойку и принес­ли домой. Дома они посадили сойку в клетку.

Стадо

На лугу паслись козы. Пастух заснул. Из леса показался волк. Он схватил одну козу. У пастуха была злая собака. Собака погналась за волком. Она спасла козу.

Слова для объяснения: пастух, погналась.

Задание 20. Прослушай рассказы, перескажи, как запом­нил.

Тузик

У нас собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя дает Тузику кости. Тузик грызет кости.

Коза

У Лизы коза. Лиза пасла козу. Коза грызла кору березы. Лиза прогнала козу и загнала ее в сарай.

Зайка

Зоя и Соня в лесу. Под кустом сидит зайка. Зоя зовет Соню: «Соня, там зайка!» Зайка испугался и убежал.

Береза

В саду береза. Береза сухая. На березе гнездо зяблика. Зяблик таскал в гнездо листики.

Задание 21. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Пе­рескажи, как запомнил.

В зоопарке

Лиза и Роза были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, за­бавных обезьян. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали. В детском са­ду Лиза и Роза рассказали обо всем, что видели в зоопарке.

Слова для объяснения: гримасничали, забав­ные.

Где были Роза и Лиза?

Кого они видели в зоопарке?

Что делали зубры?

Что делали обезьяны?

О чем рассказали Лиза и Роза в детском саду?

Задание 22. Перескажи рассказ «В зоопарке» от первого лица.

Задание 23. Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Рас­скажи, как запомнил.

Смелый

У Зураба есть собака. Собаку зовут Смелый. Зураб и Смелый гуляли в лесу. Вдруг из-за куста вы­ползла змея. Зураб испугался, а Смелый бросился на змею и разорвал ее. Смелый спас Зураба.

Почему собаку назвали Смелым?

Как Смелый спас Зураба?







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.