Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Потешки и стихи для заучивания.





Шапка да шубка — А мышка в сапожках

Вот наш Мишутка. Избушку метет.

 

Я по камешкам пошел, Пыхтит, как пышка,

Шубу шелкову нашел. Пухлый Мишка.

 


Купался Иванушка

У белого камушка.

Наша Маша

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая.

Маша чернобровая.

Кошка на окошке

Штанишки шьет

Мышки и пышки

На столе лежали пышки,

А в углу играли мышки.

Если б не было здесь мышки,

Были б целы эти пышки.

(Ю. Щербаков.)

Мышонок и мышь

Мышонок шепчет мыши:

Мышонку шепчет мышь:

«Шуршать я буду тише!»

«Ты что шуршишь, шуршишь!» (А. Капралова.)


Задание 35. Прослушай стихотворение, ответь на вопросы. Выучи наизусть.

Вот детишки: Маша, Миша. Маша меньше, Миша выше. Маша Мише что-то пишет. Отгадай, что пишет Миша?

Кто больше? Кто меньше? Кому пишет Маша? Кому пишет Миша?

Задание 36. Прослушай рассказ.

«Ладушки»

У Маши братишка Миша. Миша — малыш. Маша играет с Мишей в ладушки:

- Ладушки, ладушки, Поели, поели,

Где были? Шу, полетели!

- У бабушки. На головку Мише сели.

- Что ели?

- Кашку.

Как играет Маша с Мишей?

Задание 37. Выучи игру «Ладушки».

Задание 38. Выучи стихи (по выбору логопеда).

Петушок — Ты скажи мне, милый

Петушок, петушок, ежик,

Золотой гребешок, Чем ежиный мех

Масляна головушка, хороший?

Шелкова бородушка. — Тем он, лисонька,

Выгляни в окошко, хорош,

Дам тебе горошку. Что зубами не возьмешь.

(С. Маршак.) (В. Фетисов.)

Находчивая Маша Две Матрены,

Три Матрешки

У Маши мошка в каше. И одна Матрешка.

Что делать нашей Маше?

Выложила кашу в плошку Матрешка

И угостила кошку. Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Шли подружки по дорожке, Ложки деревянные,

Было их немножко: Матрешки румяные. (В. Берестов.)

Звук ш в связных текстах

Задание 39. Прослушай рассказы.

Мишка

Маша маленькая. Бабушка и дедушка купили Маше мишку. Мишка был большой, плюшевый. Ма­ша не шалит, она играет с мишкой. Маша катает мишку на машине.

Кто купил Маше мишку? Какой был мишка?

Как играет Маша с мишкой?

Перескажи рассказ, как запомнил, произнося правильно звук ш.

Кот Пушок

У Наташи кот Пушок. Пушок — шалун. Он много шалит, а мышей ловит плохо. Вот шорох. Это шур­шит мышка. Пушок — к мышке, а мышка — в норку.

1. Кто у Наташи?

2, Почему Пушка зовут шалун?

Расскажи, как Пушок ловит мышей,

Перескажи, как запомнил. Как Миша одевался

Миша, ты умеешь одеваться? — спросила Мишу воспитательница.

Умею.

Расскажи ребятам, как ты одеваешься.

Я надеваю шубу, рубашку, шапку, штанишки, варежки и шарфик.

Ребята засмеялись, а воспитательница улыбну­лась.

Почему засмеялись ребята? Расскажи, как ты одеваешься.

В школе

Наша школа большая. Яша и Маша ходят в шко­лу. Шубки вешают на вешалку, а галоши кладут в мешок и убирают в галошницу.

В школе шумно — там елка. Елка большая. На макушке шпиль. Яша и Маша украшают елку. Яша вешает хлопушки, а Маша — шишки. Им помогают малыши.

Что делают Яша и Маша, когда приходят в школу?

Как Яша и Маша украшают елку? Перескажи весь рассказ, как запомнил.

Лягушка и кукушка

У лягушки лягушата, а у кукушки кукушата. Ку­кушка и лягушка ловили мошек. Кукушка несла мошку кукушатам, а лягушка — лягушатам.

Чем кормили своих детенышей кукушка и ля­гушка?

Перескажи рассказ, как запомнил.

Петушок

У Маши был петушок. Петушок рано будил ба­бушку, дедушку и Машу. Маша кормила петушка, давала ему пшено и горошек. Она пела петушку песенку: петушок, петушок, Золотой гребешок. Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.

Кто был у Маши? Кого будил петушок по утрам? Чем кормила Маша петушка?

Какую песенку пела Маша петушку?

Выучи песенку.

Перескажи рассказ, как запомнил.

Задание 40. Рассмотри картинки. Составь по ним и вопро­сам рассказ.


Куда пошли Гоша и Наташа?

Что делал Гоша?

Что делала Наташа?

Что сделали дети с кувшинками и камышами?

Звук Ж в слогах и словах

Задание 1. Произнеси слоги отраженно.

ЖА — ЖА — ЖА АЖА —АЖА

ЖО —ЖО —ЖО АЖО —АЖО

ЖУ —ЖУ —ЖУ АЖУ —АЖУ

ЖИ —ЖИ —ЖИ АЖИ —АЖИ

ЖЕ — ЖЕ — ЖЕ АЖЕ — АЖЕ

ЖВА — ЖВО — ЖВУ — ЖВЫ — ЖВЕ

ЖДА — Ж ДО — ЖДУ — ЖДЫ — ЖДЕ

ЖМА — ЖМО — ЖМУ — ЖМЫ — ЖМЕ

ЖНА — ЖНО — ЖНУ — ЖНЫ — ЖНЕ

ЖЛА — ЖЛО — Ж ЛУ — Ж ЛЫ — ЖЛЕ

Задание 2. Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЖА —ЖУ —ЖА ЖУ —ЖО —ЖУ ЖА—ЖИ—ЖА—ЖИ

ЖУ —ЖА —ЖУ ЖО —ЖУ —ЖО ЖИ — ЖА — ЖИ — ЖА

Задание 3. Самостоятельно произнеси слоги со звуком ж, опираясь на артикуляцию последующего гласного звука.

Логопед четко показывает артикуляцию последующего гласного, дети произносят слог.

Задание 4. Закончи слово, добавив слоги. Произнеси слово целиком.

а) Слог эка: ко..., лу..., ме..., лё....

Слова для объяснения: межа.

б) Слог жу: ви..., бу..., вя..., ле..., ли..., си..., ре....

в) Слог жи: у..., е..., но..., ко..., лы..., лу..., ло....

Слова для объяснения: ложа, ложи.

г) Слог же: у..., ху..., ту..., ни..., бли....

Задание 5. Догадайся, какое получилось слово.

Дети поочередно произносят слог, например жа, логопед; заканчивает слово. Дети произносят слово целиком.

БА – ЖАБА КЕТ – ЖАКЕТ

ЖА ЛО – ЖАЛО ЖА ЛИТ – ЖАЛИТ

РА – ЖАРА РИТ – ЖАРИТ

Задание 6. Произнеси слова отраженно.

Жаба, жакет, кожа, межа, вожжи, лужа, жарит, жалит, дрожжи, жалеть, жалко, жара, жарко.

Хожу, вожу, вижу, вяжу, жук, бужу, лежу, ли­жу, режу, журавль.

Ножи, ежи, ужи, лужи, лыжи, жилы, живот, жир,, жираф.

Женя, уже, хуже, туже, ниже, ближе.

Задание 7. Измени слова, заменив слог жа на жи и, на­оборот, жи на жа.

Образец. Лужа — лужи, лужи — лужа.

КОЖИ..., ЛУЖИ —..;, ЛЫЖИ —..., ЛОЖИ —

Кожа —..., лужа —..., лыжа —..., ложа —

Задание 8. а) Запомни и назови ряд слов.

Жар — жарко — жарить — пожар; жир — жир­ный — жиреть — нежирный.

б) Запомни и назови слова, похожие на слова: жар, жир

Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их,

Задание 10. а) Назови имена, в которых слышим звук ж. <б) Назови птиц, в названии которых слышим звук ж.

Задание 11. Произнеси слова отраженно.

Ждать, каждый, однажды.

Важный, нужный, жнейка, можно, ножницы, дружный; жмурки, жмут.

Задание 12. Подними флажок, если в слове услышишь ж.

Жук, верблюд, жасмин, жеребенок, трава, кусты, крыжовник, неуклюжий, утенок, медвежонок, ножи, дружный, воспитанный, жадный, важный, утюжок, вилка, журавль, журавленок, ягода, ежонок.

Задание 13. Отбери картинки, в названии которых слы­шишь звук ж.

Приблизительный перечень картинок: волк, бабочка, жук, журавль, палка, ножницы, санки, жираф, лыжи, крыжовник, ножик, верблюжонок, журнал, ежи, белка.

Задание 14. Отгадай загадки.

Бегут по дорожке Доски да ножки. (Лыжи.)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик.)

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

Шумит он в поле и саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождик.)

(С.Маршак.)



Задание 15. Прослушай стихотворения, закончи одним словом.

 


Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобой дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по... (лужам).

Поглядите, поглядите —

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить?

(Р.Рашидов.)

Отгадаешь под... (дождем).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

(Е. Серова.)

Белый снег в лесу лежит.

Он ходит голову задрав,

Зайка под кустом...

Не потому, что важный

(дрожит).

 

Праздник, праздник у ворот!

Кто его встречать пойдет?

Я и верный мой дружок —

Красный маленький...

(флажок).

(Е. Серова.)

Онходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …

(жираф).


Задание 16. Прослушай стихотворение. Назови одинаково звучащие слова. Разбери их по смыслу.

Ребята и жеребята

Тетя сказала: Вовка в ответ:

— Ты же ребенок. — Если я жеребенок,

Бегать так много Бегать мне следует,

Нельзя же ребятам! Как жеребятам.

(Я. Козловский.)

Звук ж в предложениях

Задание 17. Прослушай предложения и слова. Добавь под­ходящее по смыслу слово в предложение.

Логопед произносит предложение, показывает полоску вместо пропущенного слова. Затем называет три добавочных слова. Дети включают в предложение подходящее по смыслу слово.

Образец. Женя спросила маму: «Можно пойти погулять?»

Дорогу надо переходить.... Капусту... есть сырой.... дети пошли в лес. Дети играли.... Надо всегда играть....

Слова: однажды, осторожно, можно, дружно.

Задание 18. Закончи предложение с опорой на картинку или без нее. Ответь на вопросы. Произнеси предложение це­ликом.

Женя поймал... (жук).

Кто поймал жука? Кого поймал Женя?

Мороженое надо есть... (осторожно). Что надо есть осторожно? Как надо есть моро­женое?

Мама купила желтый... (абажур).

Что купила мама? Какой абажур купила мама?

Женя с Жанной поймали... (ужа). Кого поймали Женя с Жанной? С кем поймал Женя ужа?

Женя ест... (пирожное), а Жанна... (моро­женое).

Что любит Женя? Что любит Жанна? Как ты до­гадался?

Задание 19. Прослушай предложения, ответь на вопросы: а) одним словом; б) целой фразой.

Маша и Жанна играют и никогда не ссорятся. Как играют Маша и Жанна? (Дружно.) Какие Маша и Жанна? (Дружные.)

Жора никого не угощает. Какой Жора? (Жадный.)

Задание 20. Составь из слов правильные предложения.

От, дождь, промокнуть, одежда. Живот, Нины, у, болит. Нет, у, жало, уж. Журка, улететь, с, журавли.

Задание 21. Исправь предложения.

Поезд ждет пассажиров. Этажерка лежит на жур­налах. Лужок выбежал на детей. Лыжам нужна Женя. Дом сторожит Дружка.

Задание 22. Ответь на вопрос целой фразой.

Как можно назвать пижаму, жакет?

Что появляется от дождя на дорогах?

Как называются люди, которые ждут поезда?

Как называют детей, которые играют дружно?

Как называются детеныши лошади?

Звук ж в поговорках и скороговорках

Дружба дружбой,

Оса жужжала, а служба службой.

Обнажала жало.

Мухи жужжат оживленно

А встретила шмеля

И хвост поджала.

На плоту сижу, плотву ужу.

(С. Смирнов.)

Звук ж в загадках и стихах (для заучивания)

По земле не хожу

И на небо не гляжу.

(Щука.) и по улицам хожу, Оставаясь дома.

Я живу и не тужу, с каждым я знакома. (Улитка, черепаха.)

Буква Ж

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

(С. Маршак.)

Жук

Жужжит

Над жимолостью Жук.

Тяжелый

На жуке Кожух.

(Е. Благинина.)

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и с стрижонком.

(А. Крестинский.)

Кричалка

Дождик, дождик!

Не дожди!

Дождик! Дождик!

Подожди!..

Жук

Жук упал

И встать не может.

Ждет он —

Кто ему поможет?

(С. Маршак.)

Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка — тоже. (С. Маршак.)


Воробушки

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

Мы выжили!

Мы выжили!

Мы живы! Живы мы!

(В. Берестов.)

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень — не весна.

(В. Нирович.)


История с ежом


Через поле шла межа.

Мы там встретили ежа.

Мы смотрели на ежа.

Не крича и не визжа.

Мы смотрели на ежа,

Рты закрытыми держа.

Мы смотрели на ежа.

Он от нас и убежал...

(Н. Слепкова.)


Ежик Рыжий котенок

Ходит ежик без дорожек, Вышла Машенька на

Не бежит ни от кого. лыжах,

С головы до ножек А за ней котенок рыжий.

Весь в иголках ежик. От нее не отстает,

Как же взять его? Побежал до горки — ждет.

(А. Капралова.) Покатай тихонько

Рыжего котенка. (М. Солдатенко.)

Рыжик

Под сосной

В хвоинках рыжих

Не ищи весной ты рыжик.

Рыжий рыжик

Рыж не зря:

Рыжик –

Вестник сентября.

(В. Мусатов.)

Клянемся так на свете жить

Как вождь великий жил!

И так же Родине служить,

Как Ленин ей служил!

(С. Михалков.)

Звук ж в связных текстах

Задание 23. Прослушай рассказы.


Уж и ужата

У Жени жил уж. А у ужа были ужата. Женя по­садил ужа и ужат в жбан. Так и жили в жбане ужа­та с ужом.

Кто жил у Жени? Куда посадил Женя ужа и ужат? Где жили ужата с ужом? Перескажи текст, как запомнил.

Слова для объяснения: жбан.

Жук

У Жоры жук. Жора положил жука на руку. А жук: ж-ж-ж-ж — и на окно. Пожужжал, пожуж­жал и улетел.

Кто у Жоры? Что сделал Жора?

Как жужжал жук? Что случилось с жуком? Перескажи рассказ.

Лиса и журавль

Жили лиса и журавль. Позвала лиса Журку.

— Приходи ко мне, Журка!

Приходит журавль. Положила лиса каши в та­релку.

— Ешь, Журка!

Журавль носом: тук-тук.

Обиделся журавль на лису. Так они и раздружи­лись.

Почему обиделся журавль на лису? Перескажи, как запомнил.


Жадный медвежонок

Однажды медвежонок нашел мед. Он жадно на­чал вылизывать соты. Пора бы ему бежать домой, но жадность одолела медвежонка. Вдруг медвежо­нок слышит: «ж-ж-ж». «Вот еще, жуки прилете­ли»,— подумал медвежонок и продолжал вылизы­вать соты.

Вдруг кто-то больно ужалил медвежонка между глаз. Медвежонок отмахнулся и продолжал с жад­ностью опорожнять пчелиную кладовую. Теперь уже со всех сторон слышалось: «ж-ж-ж-ж-ж». Это тре­вожно жужжали пчелы. Они стали жалить медве­жонка. Медвежонок не выдержал и побежал, а пче­лы продолжали больно жалить. Медвежонок подбе­жал к реке и бросился в воду. Пчелы пожужжали, пожужжали и улетели, а медвежонок жалобно заре­вел и побежал домой.

Выражения, которые надо объяснить: жадность одолела медвежонка; с жадностью опорожнять.

Какими другими словами можно заменить слова: одолела, опорожнять?

Задание 24. Рассмотри картинки. Составь по ним рассказ. Перескажи рассказ.

Задание 25. Прослушай рассказы. Правильно ли они со­ставлены? Составь их правильно.

Дети бежали через лужи. Было жарко. После дождя жара спала. Потом пошел дождик.

Еж

Так и живет ежик у Жени. Был теплый денек. Женя с мамой шли лесом. Женя пожалел ежика. На дорожке лежал ежик. Он принес ежика домой.

Дифференциация звуков ш — ж

Задание 1. Прослушай рассказ.

Уж и жук

Сидел жук на ветке и пел свою песенку: «ж-ж-ж-ж». Услышал уж, как поет песенку жук, и решил тоже спеть свою песенку. И вот какая песен­ка получилась у ужа: «ш-ш-ш-ш».

Задание 2. Спойте песенку жука. (Дети вместе с логопедом проговаривают: ж-ж-ж-ж.)

Спойте песенку ужа. (Так же: ш-ш-ш-ш-ш.) Какой звук мы слышим в песенке жука? (ж) Какой звук слышим в песенке ужа? (ш) Сравни звуки ж и га по артикуляции. Чем похожи эти зву­ки? В чем их различие?

Задание 3. Выдели начальные звуки из слов.

Логопед произносит слова, дети называют только первый звук.

- Образец. Жук (ж), шум (ш).

Жаба, шаль, желудь, школа, шуба, жарко, Жур-ка, Шура, желтый, шорты, жар, шар.

Задание 4. Произнеси слоги отраженно.


ША —ЖА ЖА—ША АША —АЖА

ШО — ЖО ЖО—ШО АШО —АЖО

ШУ —ЖУ ЖУ—ШУ АШУ-АЖУ

ШЕ —ЖЕ ЖЕ—ШЕ АШЕ —АЖЕ

ШИ — ЖИ ЖИ— ШИ АШИ-АЖИ


Игра «Наоборот».

Логопед произносит слог со звуком ш, дети со звуком ж, и наоборот.

Образец, ша — жа жа — ша и т. д.

Задание 5. Запомни и воспроизведи ряды слогов.


ША —ЖА—ША ЖА—ША —ЖА

ШО —ЖО—ШО ЖО—ШО —ЖО

ШУ —ЖУ—ШУ ЖУ—ШУ —ЖУ

ШИ —ЖИ—ШИ ЖИ—ШИ —ЖИ

ШЕ —ЖЕ—ШЕ ЖЕ—ШЕ —ЖЕ


ША — ША — ЖА ЖА — Ж А — ША

ШО—ШО —ЖО ЖО —ЖО—ШО

ШУ — ШУ — ЖУ ЖУ — ЖУ — ШУ

ШИ—ШИ —ЖИ ЖИ —ЖИ—ШИ

ШЕ—ШЕ —ЖЕ ЖЕ —ЖЕ—ШЕ


Задание 6. Прослушай слова. Выдели начальный слог, затем конечный.

Логопед голосом выделяет сначала начальный, а затем ко­нечный слоги.

Образец. Ша-ли (ша), но-жи (жи) и т. д.

а) Шали, жало, шары, жарит, шуба, жуки, живот, шило, шагай, шалит, шумит, журавль, шина, жилы.

б) Кожа, ноша, уши, ужи, малыши, лыжи, вож­жи, туши, тише, уже, карандаши, сажа, Маша, Ми­ша, лапша.

Задание 7. Закончи слово, добавив подходящий по смыс­лу слог с опорой на картинку (которую логопед подбирает). Произнеси слово целиком.

Приблизительный перечень картинок: гру­ша, лужа, лыжи, мыши, уши, ужи, ерши, ежи.

Гру..., лу..., мы..., лы..., у..., у..., ер...,. е....

Задание 8. Произнеси слова отраженно парами.

уши — ужи шар — жар шутка — жутко шито — жито шаль — жаль шалить — жалить шить — жить шила — жила крушить — кружить

Задание 9. Прослушай слова. Какими звуками они отли­чаются?

Логопед называет слова парами.

шар —жар шарь — жарь

Луша — лужа шила — жила

жить — шить жаль — шаль

крушить — кружить

Задание 10. Прослушай слова, а) Замени в словах звук ж на звук ш.

б) Замени звук ш на звук ж. Произнеси слова целиком.

Образец. Кружит — крушит; жар — шар. Используй слова предыдущего задания.

Задание 11. Измени слова по образцу. Образец. Нож — ножи.

Уж —..., душ —..., мышь —..., стриж —... * малыш —..., ухо —..., сторож —....

Задание 12. Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звуки га и ж.

Пожнешь, обожжешься, поживешь, дружишь, жа­леешь, ожидаешь, бежишь, прижавши.

Задание 13. Измени слова по образцу. Образец. Я жую, ты жуешь.

Я живу, ты.... Я режу, ты....

Я жую, ты.... Я стригу, ты....

Я ожидаю, ты.... Я бегу, ты....

Я провожаю, ты....

Задание 14. Рассмотри картинки.

Чего только нет у Жени в кармашке? Винтики, гвоздики, нитки, бумажки....

Приблизительный перечень картинок: жук, желудь, катушка, железка, шпулька, карандаш, машинка.

Что еще- у Жени было в кармашке?

Задание 15. Подними красный кружок, если в слове услы­шишь звук ш, желтый, если в слове услышишь звук ж.

Шапка, желудь, жакет, шуба, шкатулка, штаны, жаба, жук, лужи, Луша, накажу, напишу, переложу, просушу, прошли, живо.

Задание 16. Отбери картинки, в названии которых слы­шишь звук ш, звук ж.

Приблизительный перечень картинок (под­бирает логопед): шапка, журнал, ежи, уши, шар, жук, шаль, жакет, желудь и т. д.

Задание 17. Прослушай стихотворение Я. Козловского «Посадили в ушат лягушат».

Посадили в ушат лягушат, Штук не меньше, пожалуй, ста. — Ну-ка, на бок скорей ляг, ушат. Выпусти их, пожалуйста. Слова для объяснения: ушат, пожалуй.

Сравни по звучанию слова и словосочетания. Выясни их смысл.

Лягушат — ляг, ушат; пожалуй, ста — пожа­луйста.

Загадки для отгадывания.

Задание 18. Отгадай загадки. Какой звук слышишь в от­гадке — ж или ш?


Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(Вишня.)

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки.

Длинные хвосты.

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

(Мышки.)

Кто на елке, на суку Счет ведет: «Ку-Ку-Ку»? (Кукушка.)

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду.

(Вишня.)

Низок, да колюч.

Сладок, да не пахуч.

Ягоду сорвешь —

Всю руку обдерешь.

(Крыжовник.) (П. Расс-Серебряная.)

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются. (Дождь.)


Звуки ш и ж в предложениях

Задание 19. Подбери подходящие по смыслу слова с опо­рой на картинки. Произнеси словосочетания целиком.

Большие..., живые..., чужие..., жесткие..., шумные....

Картинки: лужи, ерши, галоши, груши, журавли.

Задание 20. Закончи предложения по опорным картинкам. (Картинки подбирает логопед.)

(МАШИНА) (ШАРФ)

У ЖЕНИ (ШАР) У ЖОРЫ (ШАПКА)

(ШУБА)

 

Что у Жени? А что у Жоры? Что у Шуры?

У кого игрушки? На­зови их. У кого одежда? Назови ее. У кого живой уголок? Назови, кто в живом уголке.

Образец. У Жени машина и шар. У Жени иг­рушки: машина и шар.

Задание 21. Прослушай предложения. Ответь на вопросы. Образец. У Шуры жук, а у Жени мышка.

У Шуры жук. У Жени мышка. Кто у Шуры и у Жени? Гриша катается на лыжах.

Маша лепит снежную бабу. Алеша вышивает ба­бушке жука. Женя вяжет дедушке жилет.

Что делают Гриша и Маша?

Что делают Алеша и Женя для бабушки и дедушки?

Задание 22. Составь предложения по сюжетным кар­тинкам.1

Задание 23. Составь предложения из слов.

Журавль, жить, болото, у. Лягушка, жить, боло­то, в. Швея, желтый, шить, жакет. Бабушка, на, ле­жанке, лежать. Книжки, в, положить, книжный, шкаф. Бабушка, вязать, Женя, варежки.

Звуки ш и ж в связных текстах

Задание 24. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.

Жук

Женя нашел жука. Жук большой и страшный. У жука усы. Женя пустил жука в шалаш. Жук жужжал, жужжал и улетел.

Кого нашел Женя?

Какой был жук?

Что стало с жуком?

Еж

Женя и Миша нашли в лесу ежа. Дети хотели по­ложить ежа в шапку. А шапка была мала. Миша за­вернул ежа в тужурку. Дома Женя и Миша поили ежа молоком. А потом они отнесли ежа в детский сад. Малыши рады ежу.

Кого нашли в лесу Женя и Миша?

Куда хотели положить дети ежа?

Куда отнесли ежа Женя и Миша?

Кто радовался ежу?

Лошадки

Миша и Женя бежали. Они играли в лошадки. У Миши были вожжи. Он погонял Женю: «Эй, жи­во! Живо! Живо!»

Как играли Миша и Женя?

У кого были вожжи?

Кого погонял Миша?

Шалуны

Шел дождь, были лужи, большие лужи. Женя и Маша шалили. Они шлепали по лужам.

Задание 25. Прослушай сказку.

Мужик и медведь

Подружились медведь с мужиком pi вздумали они картошку сажать. Мужик сказал: «Мне кореш­ки, а тебе, мишка, вершки».

Выросла славная картошка. Мужик взял себе ко­решки, а мишке отдал вершки. Погоревал мишка, да делать нечего.

Слова для объяснения: корешки, вершки, пого­ревал.

Чем был недоволен мишка? Почему он был недоволен? Перескажи сказку, как запомнил.

Задание 26. Прослушай рассказы.

Какое дно у тарелки?

На завтрак дали манную кашу, от нее шел пар.

Не буду кашу есть,— сказала Маша.— Дома я никогда каши не ем,— и положила ложку на стол. И ребята, глядя на Машу, тоже положили ложки.

Кто каши не ест,— сказала повар тетя Даша,— тот не узнает, какое у тарелки дно.

Все начали быстро есть кашу. На дне Жанниной тарелки был нарисован Мишка-топтыжка, у Шу­ры— жирафа с желтыми пятнышками, у Миши — жук и солнышко, а у Алеши — кошка с белыми ушами.

А вот на дне Машиной тарелки ничего не было нарисовано. Маша хотела заплакать, а тетя Даша взяла Машину тарелку и сказала:

— Смотрите, какая белая! Как мороженое. Ребята посмотрели и захлопали в ладоши. Маше

тоже понравилась ее тарелка: белая-белая, как мо­роженое.

Назови имена детей, которые ели кашу. Расска­жи, у кого что было нарисовано на дне тарелки. Перескажи рассказ, как запомнил.

Ежик

Лешин дедушка сторожил сад. Однажды дедушка положил на рогожку несколько хороших груш и яб­лок. В это время Алеша позвал дедушку ужинать. А когда дедушка пришел опять в сад, то увидел, что груш и яблок стало меньше.

Дедушка решил последить, кто же таскает гру­ши и яблоки. Вдруг дедушка увидел на дороге ежи­ка. Ежик подошел к рогоже и лег спиной прямо на груши и яблоки. Одна груша и одно яблоко наколо­лись ежу на иголки. Ежик побежал обратно по до­рожке, а дедушка потихоньку пошел за ним. Ежик пришел к своему гнездышку и осторожно сложил но туда грушу и яблоко. В гнездышке у ежика уже бы­ло много груш и яблок.

Расскажи только о том, как ежик таскал груши» Перескажи весь рассказ, как запомнил.

Различение звуков ж — ш в стихах

Стихи заучиваются наизусть (по выбору логопеда).

Семейка Хороший урожай

Мышка в кружке зеленой Были мы сегодня

Наварила каши пшенной. В молодом саду.

Ребятишек дюжина Урожай хороший

Ожидают ужина. В нынешнем году»

(С. Маршак.)

Слово для объяснения: дюжина.

В магазине игрушек Не слышно песен

Лежали на полке, звонких.

Стояли на полке И жить легко, и петь

Слоны и собаки, легко

Верблюды и волки, Лишь на Родной

Пушистые кошки, сторонке.

Губные гармошки, (Н. Силков.)

И утки, и дудки,

И куклы-матрешки, Родине служи,

Со всеми дружи.

(С. Михалков.) Младшим помогай,

В чужие дальние края Малышей не обижай.

Летят пернатые друзья.

Стихи-шутки

Тит, поди молотить! — Иван, скажи моей

Живот болит. лошади тпру!

— Тит, поди кашу есть! — А сам что же?

— А где моя большая — Губы замерзли,

ложка?

Зануздай мою Наша молодежь

лошадь! Кто нигде не унывает?

А сам что же? Кто рекорды побивает?

Ломоть в руках. Кто врага бросает

Ну, положи в шапку! в дрожь?

Да не лезет. Каждый знает, каждый

скажет:

«Это наша молодежь».

Слова для объяснения: зануздай, ломоть.

Отгадай загадки и выучи их наизусть.

У меня три подружки, Рожки спрятались опять,

У каждой по кружке. Круглый домик.

Сколько кружек Может, гномик

У всех моих подружек? В этом домике живет?

Он волшебный, этот

На дорожку домик.

Вышли рожки. По дорожке

— Вы не будете бодать?! Сам ползет. (Улитка.)

Я потрогал их

немножко —

Слова для объяснения: гномик, побивать ре­корды.

Дифференциация звуков с — ш

Задание 1. а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка.

б) Сравни звуки с и ш по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2. Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, выделяя голосом первый звук, дети его повторяют.

Образец. Сом (с), шум (ш).

Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шел, шина, сила, синий, сахар, шорох.

Задание 3. а) Произнеси звук с или ш с опорой на кисть руки логопеда.

Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, дети произносят звук ш, вниз — с.

С ШС ШСС Ш С и т. д.

б) Произнеси звук с и ш по опорным стрелкам.

Логопед показывает детям карточки с изображением стре­лок, направленных вверх или вниз, дети произносят соответ­ствующий звук.

Образец, с ш

в) Произнеси звук с и ш по условным значкам.
Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с

губы улыбаются, при произнесении звука ш — губы рупором. Логопед показывает детям карточки с условными значками: с, ш. Дети произносят соответствующий звук.

Задание 4. Произнеси слоги отраженно.

СА – ША ША – СА АСА – АША

СО – ШО ШО – СО АСО – АШО

СУ – ШУ ШУ – СУ АСУ – АШУ

СЫ – ШИ ШИ – СЫ АСЫ – АШИ

СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ АСЕ – АШЕ

Игра «Наоборот».

Логопед произносит слог со звуком с, дети со звуком и, и наоборот.

Образец: СА ША СО ШО

ША СА ШО СО

СУ ШУ ШИ СЫ

Задание 5. Запомни и воспроизведи ряд слогов.

СА—ША —СА ША —СА—ША ША—ША —СА

СО—ШО —СО ШО —СО—ШО СА —СА—ША

СУ—ШУ —СУ ШУ —СУ—ШУ ШУ—ШУ —СУ

Задание 6. Прослушай слова, а) Выдели начальный слог. Логопед голосом подчеркивает выделяемый детьми слог.

Образец. Сани (са), шали (ша).

Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой, шили, сели, шумит.

б) Выдели последний слог. Образец. Лиса (са), ношу (шу).

Лиса, каша, носы, косы, наша, несу, малыши, ко­шу, Маша, мыши, носи, ваша, Луша, Алиса.

Задание 7. Закончи слово, добавив слоги са или ша с опо­рой на картинки (подбираемые логопедом). Произнеси слово целиком.

Ли...(са), на...(ша), коле...(со), гало...(ша), кры...(ша).

Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком.

У...(ши), у...(сы), но...(сы), мы...(ши), кры...(сы), кры...(ши).

Задание 8. Произнеси слова парами отраженно.


усы — уши нос — нож

крыса — крыша носки — ножки

миски — мишки нас — наш

Какими звуками отличаются пары слов?

Уши — усы; крыса — крыша; басня — башня; нас — наш;

вас — ваш.


 

Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их.

Задание 10. Произнеси слова отраженно.

Сушить, спешить, пушистый, сушка, веснушки, шоссе, пастушок, стишок, смешок, старушка, услы­шал, поспешил, рассмешил, насмешил, скворушка, шустрый, машинист, смышленый.

Логопед выясняет, понимают ли дети смысл данных слов.

Задание 11. Запомни и назови ряд слов.

Спешить — поспешил — спешка; сшить — сшили — расшить; сушь — сушили — засушили — сушка — вы­сушили.

Задание 12. Вспомни слова, похожие на слово сушь.

Задание 13. Ответь на вопросы одним словом. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Кто ведет поезд?

Что светит днем людям?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

Воспитательница прочитала детям рассказ, и де­ти рассмеялись.

Какой был рассказ?

Задание 14. Закончи предложения одним словом.

Логопед читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Он начинает предложение, дети заканчивают его одним словом.

Да здравствует мыло... (душистое). И полотенце... (пушистое). И зубной... (порошок). И густой... (гребешок).

Задание 15. Отбери картинки в три колонки: со звуком с, со звуком ш, со звуком с и ш.

Картинки подбирает логопед.

Перечень предлагаемых картинок: свекла, Душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе.

Задание 16. Определи место звуков с и ш в словах. Старушка, шоссе, солнышко, страшный, шустрый.

Задание 17. Закончи предложение одним словом по опор­ным картинкам.

У зайца длинные... (уши). У кота длинные... (усы). Под полом шуршит... (крыса). На доме но­вая... (крыша). Саша помог... (старушке). У Шуры новые... (сапожки).

Звуки с—ш в предложениях

Задание 18. Произнеси отраженно словосочетания.

Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая тра­ва. Шелкова головушка, масляна бородушка.

Логопед выясняет, понимают ли дети данные словосоче­тания.

Задание 19. Ответь на вопросы. Произнеси предложения целиком.

Образец. Снег какой? Пушистый. (Снег пу­шистый.)

Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие?

У кого шелкова головушка, масляна бородушка?

Задание 20. Прослушай предложения. Ответь на вопросы.

На болоте растет камыш. Камыш густой и высо­кий. Саша и Сима срезали камыши.

Что растет на болоте?

Какой камыш?

Кто срезал камыши?

Задание 21. Произнеси предложения отраженно.

Кукушка весело кукует. Маша пьет кисель. Саша несет груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши.

Задание 22. Составь предложения по сюжетным картин­кам про Сашу и Машу.

 

 

 

 


Кто поступает правильно?

Задание 23. Произнеси отраженно пословицы, поговорки, чистоговорки. Заучи наизусть по выбору логопеда. Выясни смысл каждой пословицы и поговорки.

Как постелишь, так и поспишь. Ой, какой мороз, Все окошки занес!

Береги нос в большой мороз. Сидит, свесив ножки, Как лапша на ложке

Не спеши языком, а спеши делом. Стоит, как кошка над мышкой.

Совушка, совушка, Большая головушка. Стоит, как камыш над рекой.

Песней поле не вспашешь. Листья? как живые, шепчутся,

Поспешишь — людей насмешишь. а придет пора — и зашумят. Девять мышей вместе потянули —

Крышку с кадушки стянули.

Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

Отольются кошке мышкины слезки.

Задание 24. Произнеси скороговорки в трех темпах: мед­ленном, среднем и быстром.

Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Сосна шумит со сна,

Со сна шумит сосна.

Саша мал,

Саша мил.

Саша с мылом уши мыл.

Задание 25. Прослушай загадки. Найди отгадки. Выучи их наизусть. Загадай загадки маме, папе, бабушке, своим друзьям.

Логопед выставляет картинки, изображающие отгадки к загадкам.


У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(Телевизор.)

И крыша со мной.

(Черепаха.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок —

Остался стебелек.

(Одуванчик.)

Из дома я вышла

И вынесла крышу.

Вернулась домой

 

Стоит Антошка

На одной ножке.

(Гриб.)

Гладкое, душисто,

Моет чисто.

(Мыло.)

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой,

С бархатной подкладкой.

(Белый гриб.)

(П. Расс-Серебряная.)


Конспект занятия.

Тема. Звуки с и ш.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.