|
Цели. Учить детей правильно произносить звуки с и ш в пословицах и в связных текстах, понимать смысл пословиц и уметь применять их.Ход занятия. Организационный момент. Логопед предлагает детям вспомнить два слова, в одном из которых должен содержаться звук с, в другом ш. Работа с пословицами. Подбор пословиц к текстам. Логопед объясняет детям, что сегодня они будут работать с пословицами. Проговаривает первую пословицу: Поспешишь—людей насмешишь. Выясняет смысл ее. — Про кого можно сказать: Поспешишь — людей насмешишь? Если ребенок затрудняется объяснить, ему помогает логопед: — Эта пословица про того, кто торопится выполнить работу и у кого не все получается как надо. Пословица произносится поочередно каждым ребенком. Логопед напоминает детям о правильном произношении звуков с и ш знакомит их со второй пословицей: Песней поле не вспашешь. Выясняется смысл второй пословицы. — Можно ли выполнить какое-то дело, если будешь только петь и ничего не делать? (Нет.) А вот если работать с песней, то работу можно выполнить быстро и хорошо. Пословица повторяется поочередно каждым ребенком. Логопед следит за правильным произношением звуков с и ш. Логопед читает третью пословицу: Не спеши языком, а спеши делом. Выясняется смысл: не надо много говорить, обещать, лучше сделать. Пословицу произносит каждый ребенок. Логопед напоминает детям о правильном произношении звуков с и ш. 3. Работа с текстами. Послушать рассказы. Саня и Леша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую березку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алеша ходит по лесу да песенки поет. Вышли Саня и Алеша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алеши пустые руки... Логопед объясняет детям смысл слов: сушняк, охапка. Почему Алеша вышел из леса с пустыми руками? Подумайте, какая из пословиц подойдет к этому рассказу? Если дети забыли пословицы, можно еще раз проговорить их. Выясняется, что самая подходящая пословица — Песней поле не вспашешь. Логопед читает второй рассказ. Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. «Надо пораньше встать, все вовремя сделать, чтобы не опоздать в театр». Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала... Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем уже не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась. На шапке у Саши нет кисточки, он шапку надел наизнанку. И ботинки в разные стороны смотрят... Почему Саша так оделся? Вспомнить пословицу, которая подходит к этому рассказу (Поспешишь — людей насмешишь). Логопед читает третий рассказ. Миша был у дедушки. У дедушки большой сад. Завтра у меня много работы в саду, сказал дедушка.— Надо собрать груши и накопать картошки... Я все сделаю сам: груши соберу и накопаю полное лукошко картошки,— пообещал Миша. Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши, Миша сорвал несколько груш и съел их. Потом он рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля. — Где же твои груши, где же лукошко с картошкой?— Выполнил ли Миша свое обещание? Почему он не выполнил своего обещания? Какая из пословиц подойдет к этому рассказу? (Не спеши языком, а спеши делом.) 4. Подбор текстов к пословицам. Логопед обращает внимание детей на то, что в рассказах не было названия. Предлагает детям вместо названия рассказа подобрать подходящую пословицу. Логопед называет пословицу: Песней поле не вспашешь. — Вспомните, какой из рассказов подходит к этой пословице? Дети вспоминают рассказ и пересказывают его. Логопед следит за правильным произношением звуков с и т. Аналогично проходит работа с другими пословицами и рассказами. 5. Итог занятия.
Звуки с и ш в стихах Стихи для отраженного произнесения и заучивания наизусть (по выбору логопеда). Петушок В тишине лесной глуши Петушок, петушок, Шепот к Шороху спешит. Золотой гребешок, Шепот к Шороху спешит, Масляна головушка, Шепот по лесу шуршит. Шелкова бородушка! (А. Суслов.) Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь? (С. Маршак.) Листья летят Пожелтевшие листья летят, Кисти красных рябин потускнели, Осыпается тихий наш сад, Но стоят лишь зеленые ели. (Е. Журавлев.) День рождения у кошки Ждет гостей сегодня кошка И волнуется немножко: «Что ж так долго не идут?» Ну а гости тут как тут. Друг за дружкой по дорожке Все спешат поздравить кошку... (Е. Ефимовский.) Медведь Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише... Не шуметь. (И. Токмакова.) Весна Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом: Опять весна душистая Повеяла крылом. (А. Фет.) Каша Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли! Не ворчите вы, кастрюли, Не ворчите, не шипите, Кашку сладкую сварите. Кашку сладкую сварите, Наших деток накормите. (И. Токмакова.) Подобрать слова, близкие по смыслу. Шел кот-скороход Шел кот-скороход По лесной дорожке, С ним коза-дереза, Беленькие ножки, Беленькие рожки, Светлые сапожки. (А. Прокофьев.) Пройдет зима холодная, Настанут дни весенние, Теплом растопит солнышко, Как воск, снега пушистые. Листами изумрудными Леса зазеленеются. И вместе с травкой бархатной Взойдут цветы душистые. (С. Дрожжин.) Про солнышко Во темном бору морошка Крупная растет. Во темном бору, в сторонке, Солнышко живет. Мы когда к нему идем, Громко песенку поем: «Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко!» (А. Прокофьев.)
«Я иду, иду, иду, Яблони полить в саду, Сливы сочные, гранат, Золотистый виноград, Скороспелки-груши...» Дождик, дождь, послушай: Разреши и мне пойти. Мне с тобою по пути. (р. Фархад.) Дождик, дождик —Дождик, дождик, Теплый дождик, Расскажи, куда идешь?
Слова для объяснения: морошка, сторожка, воск, изумрудными, скороспелка. Старый ежик Ежедневно ежевику собирает старый еж. Еж, ты что же, ежевику на базаре продаешь?! — Но в ответ мне фыркнул еж: Скажешь тоже «продаешь». Я с ребятами дружу, В гости к ним всегда спешу. Ничего не продаю, Все бесплатно раздаю. (В. Татаринов.) Кошка с собакой Часто друг друга в беде Кошка с собакой выручали. Соседями были. Плохо быть злюкой Кошка с собакой И забиякой. Отлично дружили. Лучше живите, Ни на кого, Как кошка с собакой! Никогда (В. Татаринов.) Не ворчали, Пушинки Пушинки, пушинки На Нинку упали. В волосах у Нинки. Стала наша Нинка Пушинки порхали, Красива, как пушинка. Я лишний Окапывали вишни. А как поспели вишни, Сергей сказал: Сергей выходит в сад. — Я — лишний! — Ну нет, теперь ты Пять деревьев, пять лишний,— ребят— Ребята говорят. Я напрасно вышел в сад. (А. Барто.)
Почему Сергей был лишний? Правильно ли поступили ребята? Звуки с и ш в связных текстах Задание 26. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил. Саша У мамы сын Саша. Наш Саша мал. Мама умыла Сашу. Хорош наш Саша. Кто у мамы? Какой Саша? Что сделала мама? Какой стал Саша? Маша Маша мала. Мама мыла Машу. «На, Маша, мыло». Маша мала, а нос мыла сама. Какая Маша? Кто мыл Машу? Что дала мама Маше? Что сделала Маша? Вишни и сливы У нас в саду вишни и сливы. Соня снимала сливы. Миша — вишни. Мама мыла вишни и сливы. А Сима и Саша высушили вишни и сливы. Что в саду? Что снимали Соня и Миша? Что сделала мама? Что сделали Сима и Саша? Какие стали вишни и сливы? Пушок У нас есть кот. Его зовут Пушок. Ушки у Пушка остренькие. Усы длинные, шерстка пушистая, шелковистая. Как зовут кота? Почему кота зовут Пушок? Какие у кота Пушка ушки, усы, шерстка? Смышленый У Паши собака, зовут ее Смышленый. Смышленый красив и умен. Он слушает Пашу. — Принеси, Смышленый, палку! — говорит Паша. Смышленый несет палку. Кого зовут Смышленый? Почему собаку зовут Смышленый? Утро Так тихо. Роса покрыла траву. Встало солнышко. Осушило листву. Встал и Тимоша. Тимоша поспешил в парк. Хорошо утром в парке. Какое время дня описывается в рассказе? Как ты догадался? Перескажи рассказ, как запомнил. Саша рисует Саша взял карандаш и стал рисовать. Он нарисовал дом. У дома сад. А в саду вишни. Сверху Саша нарисовал солнышко. Красивый получился рисунок. Нарисуй и ты такой же рисунок. Расскажи, что ты нарисовал. Мыши и Мурка Мыши носили сыр в норку. Вышла кошка. Мыши шуршали. Кошка быстро нашла мышек. Мыши испугались кошки и убежали. Кошка нашла сыр. Задание 27. Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил. Смешной малыш Саша маленький. Все его зовут малыш. Саша хочет быть большим. Он надел папину шляпу, дедушкины башмаки. Все посмотрели на Сашу и сказали: «Смешной малыш!» Почему Сашу назвали «смешной малыш»? Страшный сон Кошка спит и видит сон. Большая, большая мышь нападает на нее. Испугалась кошка и спряталась. Но вдруг вспомнила, что мыши боятся кошки, и бросилась на мышь. Мышка сразу стала маленькая. И кошка проснулась. Как называется рассказ? Почему кошка испугалась мышки? Почему кошка перестала бояться мышки? Задание 28. Прослушай рассказы. Перескажи. Уж Ползет уж по осеннему лесу и поет свою песенку: «ш-ш-ш». Вдруг слышит, кто-то тоже запел: «ш-ш-ш-ш». Остановился уж, прислушался... тишина. Опять пополз уж и опять слышит: «ш-ш-ш-ш». Оглянулся по сторонам — никого нет, одни сухие листья. Кто же пел песенку вместе с ужом? Две лягушки Две лягушки попали в кувшин со сметаной. Долго барахтались лягушки в сметане. Одна лягушка устала и решила опуститься на дно. Другая лягушка барахталась, барахталась и сбила из сметаны комок масла. Влезла лягушка на комок масла и выпрыгнула из кувшина. Какая оказалась лягушка? Кошка Муська У Саши кошка Муська. У Муськи есть ушки, есть и усы. Усами шевелит Муська. Ушками внимательно слушает. У кошки Муськи пушистый хвост. Когда Муська сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Муське мясо, кашу и молоко. Расскажи, какая была Муська? Перескажи весь рассказ. Задание 29. Прослушай рассказ. Перескажи его, соблюдая последовательность. Под кустом что-то зашуршало. Саша пошел с Шустрым в лес. Это был еж. Шустрый насторожился. В лесу он собирал сухие листья. Саша взял ежа домой. Придумай название рассказа. Задание 30. Прослушай сказку. Передай ее содержание по опорным вопросам. Логопед читает всю сказку. Разбирает с детьми трудные по смыслу слова. Задает вопросы. Затем дети пересказывают сказку цепочкой по вопросам или плану. И только после этого кому-то из детей можно предложить пересказать всю сказку. Как поп работницу нанимал (Старая пинежскал сказка) — Тебе, девка, житье у меня будет легкое. Не столько работать, сколько отдыхать будешь! Утром встанешь, избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на луг выпустишь — и спи, отдыхай! Завтрак состряпаешь, самовар согреешь, нас с матушкой накормишь — и спи, отдыхай! Обед сваришь, пирогов напечешь; мы с матушкой обедать сядем, а ты — спи, отдыхай! После обеда посуду вымоешь, дом приберешь — и спи, отдыхай! В лес по грибы пойдешь, за ягодами сходишь, а потом — спи, отдыхай! Вечером коров встретишь, напоишь, накормишь, подоишь и — спи, отдыхай! Ужин сваришь, а мы с матушкой съедим; а ты — спи, отдыхай! Постели постелешь, нас с матушкой спать уложишь. Мы будем спать, а ты и днем спала. Ночью попрядешь, поткешь, повышиваешь, пошьешь и — спи, отдыхай! Работаешь не даром. Деньги тебе платить буду. Каждый год по рублю. Сто годов — сто рублев: богатейкой станешь! (С. Писахов.) Слова для объяснения: поп, работница, нанимал, изба, состряпаешь, приберешь, попрядешь, поткешь, богатейка. Какую работу давал поп работнице утром? В обед? Днем? Вечером? Ночью? Справедливо ли относился поп к своей работнице? В чем несправедливость попа? Дифференциация звуков з — ж Задание 1. Выдели начальные звуки из слов: зайка, жук. Задание 2. Прослушай сказку. Комар и пчела Поспорили комар и пчела: кто из них сильнее? Пчела вспорхнула с цветка, закружилась над ним и запела густым голосом: ж-ж-ж... Тогда комар расправил свои слабые крылышки и тоненьким голоском пропищал: з-з-з... Летела мимо синичка и на лету проглотила комара: «Вперед не хвастай!» Кто оказался сильнее? Задание 3. Вспомни, как пела пчела, как пел комар. Сравни звуки з и ж по артикуляции. Чем похожи эти звуки? В чем их различие? Задание 4. Выдели начальные звуки з или ж из слов. Образец. Зайка (з), жаба (ж). Жало, зонт, зубы, жилы, замок, жатва, желтый, звон, запах, звук, зеленый, жадный, Зоя, Жора, зал. Перед выполнением задания логопед напоминает детям, что при произнесении звука з язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ж язык приподнимается вверх, за верхние зубы. Задание 5. Произнеси звуки з и ж с опорой на кисть руки. Если логопед поднимает руку вверх, дети произносят звук ж, если вниз — з. Произнеси звук з, ж с опорой на стрелки. Если стрелка показывает вниз, дети произносят звук з, вверх — ж. Произнеси звуки з или ж с опорой на условные знаки. О О Задание 6. Произнеси слоги отраженно. ЗА —ЖА ЖА —ЗА АЖА —АЗА ЗО —ЖО ЖО —30 АЖО —АЗО ЗУ —ЖУ ЖУ —ЗУ АЖУ —АЗУ ЗИ — ЖИ ЖИ — ЗИ АЖИ — АЗИ Игра «Наоборот». Логопед произносит слог со звуком з, дети со звуком ж, и наоборот, сохраняя гласную. ЗА —ЖА ЖУ —ЗУ ЗО— ЖО ЗА — Ж А Ж А — ЗА Ж А — ЗА Задание 7. Запомни и воспроизведи ряды слогов. ЗА —ЖА —ЗА ЗО —ЖО —ЗО ЗУ —ЖУ —ЗУ ЖА —ЗА —ЖА ЖА —ЖА —ЗА ЖО —ЗО —ЖО ЗА —ЗА —ЖА ЖУ —ЗУ —ЖУ ЖУ —ЖУ —ЗУ Задание 8. Прослушай слова. Выдели начальный и последний слоги. Логопед голосом подчеркивает выделяемый слог. Зоя, Жора, зубы, жуки, жилы, жара, жаба, закат, жарить, живот, забор, живой. Вазы, ножи, лыжи, возы, розы, ужи, лежи, лижи, кожа, коза, ваза, сажа, вожу, бужу, лужа, лужи. Задание 9. Закончи слова, добавив слоги за или жа, Произнеси слова целиком. Ро...(за), лу...(жа), ва...(за), Ли...(за), ко...(жа), ко...(за), са...(жа), гро...(за), лё...(жа), еле...(за). Задание 10. Закончи слово, добавив слоги зу или жу. Во...(жу), ве...(зу), хо...(жу), вле...(зу), бу...(жу), вя...(жу). Задание 11. Закончи слова, добавив слоги зы, жи. Произнеси их целиком. Во...(зы), ро...(зы), та...(зы), но...(жи), ко...(зы), эта...(жи), еле...(зы), лы...(жи), вож...(жи). Задание 12. Произнеси слова парами. Зевал — жевал коза — кожа зебра — жирафа Какими звуками отличаются пары слов: зевал — жевал* коза — кожа. Задание 13. Рассмотри картинки, назови их. Выдели голосом звуки з шли ж. (Картинки подбирает логопед.) Задание 14. Измени слова по образцу. Образец. Вязать — вяжу. Вязать —..., резать —..., слизать —..., наказать —..., возить —..., сказать —.... Задание 15. К данным словам добавь слог за. Произнеси слова целиком. Образец. Вожу— завожу. Вяжет —..., мажет —..., хожу —..., глажу —..., бежал —... Задание 16. Запомни и воспроизведи ряды слов. Лижу ножи — возы — лыжи козы — ужи — розы скажу — везу — лежу бужу — жую — знаю вязать — вяжу — завяжу лизать — лижу — зализать мазать—мажу—замажу возить — вожу — завожу Задание 17. Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звук з или ж. Железо, железный, зажгу, зажигаю, зажигалка, задрожал, заржал, зажарил, возможно, завизжал. Замок сделан из железа. Какой замок? На улице мороз. Какой день? Будка стоит у железной дороги. Какая будка? Загадки для отгадывания (одним словом). Задание 18. Прослушай загадку, отгадай. Назови, какой звук в словах-отгадках — з или ж. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза). Это кто такой садовник? Полил вишню и крыжовник, Полил сливы и цветы, Вымыл травы и листы. А как сумерки настали, Нам по радио сказали, Что и завтра он придет И польет наш огород. (Дождь.) С ветки на тропинку, С травки на былинку Прыгает пружинка — Зеленая спинка. Себя он раскрывает. Тебя он закрывает, Только дождичек пройдет — Сделает наоборот. (Зонтик.) В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь.) Покружилась звездочка В воздухе немножко. Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка.) Шапка бегает в бору, У ствола грызет кору. (Зайка.) Живет в нем вся вселенная, Две новые, кленовые А вещь обыкновенная. (Телевизор.) Подошвы двухметровые. На них поставил две ноги — И по большим снегам беги. (Лыжи.) Угадайте, что за шапка: меха целая охапка. Слова для объяснения: вселенная. Задание 19. Если услышишь звук з, подними зеленый кружок, если звук ж — желтый. У детей по два кружка — зеленый и желтый. Логопед вперемежку называет слова, содержащие звук з или ж. Дети поднимают соответствующий кружок. Зонт, жаба, жук, змея, жалит, звенит, розы, вожжи, абажур, жвачка, жадный, злой, жакет, воздух. Задание 20. Разложи картинки. Под зеленый кружок положи картинки, в названии которых содержится звук з, под желтый — ж. Эту работу дети выполняют самостоятельно, проговаривая вслух слова. Зубы, коза, журавль, ежи, зайцы, ножи, лыжи, замок, зонт, кружок, звезда, флажок, журнал, язык, моржи, ужи, вазы. Задание 21. Нарисуй пять картинок на звук з и пять картинок на звук ж. Назови их. Работа выполняется детьми самостоятельно. Звуки З и Ж в предложениях Задание 22. Произнеси словосочетания отраженно. Зеленый жук. Зеленая лужайка. Железный замок. Железная лопата. Свежий воздух. Влажная земля. Пассажирский поезд. Зимняя стужа. Полезное животное. Заряженное ружье. Железное кольцо. Задание 23. Ответь на вопросы: какой? какая? какое? Образец. Жук какой? Жук зеленый. Используются слова предыдущего задания. Задание 24. Закончи предложения с опорой на вопросы. Произнеси предложение целиком. После дождя воздух (какой?)... (свежий). Корова животное (какое?)... (полезное). После дождя земля (какая?)... (влажная). Задание 25. Закончи предложение с опорой на картинку. Произнеси предложение целиком. Логопед выставляет предметные картинки, изображающие жука, лыжи, ужей, коз, жасмин, розы. Произносит начало предложения. Дети заканчивают по картинке. Зоя нашла зеленого... (жук). У Лизы новые... (лыжи). Во мху живут... (ужи). На лугу пасутся... (козы). В саду растут... (жасмин, розы). В зоопарке живет полосатая... (зебра). Зимой можно бегать на... (лыжах). Женя и Зина ждут... (поезд). В дождь надо брать... (зонт). Улица освещается... (прожектор). Задание 26. Произнеси предложения отраженно. Зубры живут в заповедниках. Жуки бывают разные: жук-олень, жук-носорог. Ежик живет в норе, а у зайца нет жилья. Где живут зубры? Какие бывают жуки? У кого нет жилья? Задание 27. Отраженно произнеси предложения. Зайка живет в лесу. Ежик живет в лесу. Еж и заяц — дикие животные. Где живут зайка и ежик? Как называют зайца и ежика? Задание 28. Произнеси предложения отраженно. У Жени заноза. Зоя осторожно вынула занозу. Ранка зажила. У кого заноза? Кто вынул занозу? Что стало с ранкой? Звуки з и ж в связных текстах Задание 29. Прослушай тексты. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил. Логопед следит за четким произнесением отработанных звуков. Жмурка Собаку Жучку заели волки. Остался слепой щенок. Прозвали его Жмуркой. Жмурку подложили к кошке Зинке. Зинка лизнула Жмурку в нос. Что случилось с Жучкой? Кто остался у Жучки? Как прозвали щенка? К кому подложили Жмурку? Что сделала Зинка? Ежи В лесу большие ели. Под ними жили ежи. Ежи делали на зиму запасы. Не страшна ежам зима. Кто жил под елями? Что делали ежи? Зайка У Жоры папа охотник. Он принес Жоре зайца. Зайчик жил у Жоры всю зиму. Жора кормил зайца овощами. Один раз зайка убежал в сад. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок. Слова для объяснения: охотник, живой уголок. Кого принес папа Жоре? Как ухаживал Жора за зайчиком? Что случилось с зайчиком? Куда отнес Жора зайца? Еж и заяц Зайцу не нравится еж. На еже колючее платье. А у зайца мягкая шкурка. Только эта шкурка не спасет зайца от врагов. А колючки ежу сохраняют жизнь. Словосочетания для объяснения: колючее платье, не спасает, сохраняет. Кто не нравится зайцу? Почему зайцу не нравится еж? Какая шкурка у зайца? Спасает ли шкурка зайца от врагов? Что помогает ежу сохранить жизнь? Задание 30. Прослушай рассказы. Нарисуй к первому рассказу картинку. Перескажи его по картинке и плану. Весна Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажурчали ручейки. Оживает трава. На деревьях зазеленели первые листочки. Птицы радостно готовят себе гнезда. Все рады весне. Слова для объяснения: долгожданная, оживает. План: 1. Приход весны. 2. Солнце. 3. Ручейки. 4. Трава. 5. Листочки. 6. Птицы. Предварительно логопед проговаривает с детьми план рассказа, затем дети рисуют картинку. Опираясь на план и собственную картинку, пересказывают рассказ. Весна Вот она, долгожданная весна! Пригрело солнце, зажурчали ручьи. Разлились реки и затопили низкие места. Оживились леса. Проснулись от зимней спячки медведи и ежи. На лесных полянах появился нежный цветок — это подснежник. Что нового вы узнали о весне из прослушанного рассказа? Задание 31. Перескажи, что узнал о весне из первого и второго рассказов. Нарисуй к рассказам картинку. Задание 32. Прослушай рассказ. Волки зимой Трудно приходится волкам зимой. Все животные попрятались в свои норы. Да и скотиной негде поживиться. Зимой весь скот по дворам стоит. Бегают волки стаями, ищут где бы еду раздобыть. Перескажи. Слова для объяснения: скотина, поживиться, дворы, стаями, раздобыть. Задание 33. Прослушай сказку. Нарисуй к ней картинку. Перескажи. Пузырь, Соломинка и Лапоть (Русская народная сказка) Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они однажды в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают как перейти. Лапоть предложил переплыть на Пузыре. Пузырь предложил перейти реку через Соломинку. Соломинка перетянулась через речку. Лапоть пошел по ней, а она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул. Слова для объяснения: лапоть, соломинка, перетянулась. Задание 34. Прослушай рассказы. Правильно ли они составлены. Если нет, то почему ты так думаешь? Составь правильный рассказ. Зоя и лыжи Зоя была рада. Она ходила на лыжах. Потом каталась хорошо. Зима, холод, а Зое жарко. Один раз Зоя упала. Зое купили лыжи. Жучка Ежик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ежик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на ежа. Гнездышко Наутро пришли дети, а гнездышко было пустое. Дети нашли гнездышко и сняли его на землю. Птичка свила гнездышко на кусте. А в гнездышке были три птенчика. Жалко было детям птенчиков. Уж В лесу они собирали груздья. Зоя и Женя взяли корзины и пошли в лес. Подбежала Зоя: «Это же уж!» Не надо бояться ужа. Вдруг Женя закричала: «Змея!» Уж безвреден. Он даже полезен. Кто увидел ужа? Чем полезен уж? Как отличить ужа от змеи? Если дети затрудняются, логопед дает пояснение. Загадки для заучивания. Сто одежек Лежит меж грядок И все без застежек. Зелен и сладок. (Капуста.) (Огурец.) Конь бежит, Живет без тела, Земля дрожит, Говорит без языка, Из ушей дым валит. Никто его не видит, (Паровоз.) А все слышат. (Эхо.) Железный нос Долговязый Тимошка В землю врос, Бежит по узенькой Режет, копает, дорожке. (Дождик.) Зеркалом сверкает. (Плуг.) Стихи для заучивания. Узелок Не завяжешь Не заштопаешь Узелок, Чулок. Потеряешь Не развяжешь Башмачок. Узелок, Не завяжешь Не достанешь Узелок, Кренделек. Слова для объяснения: узелок, заштопаешь, кренделек. Медвежата Не знали медвежата, И давай с ежатами Что колются ежата, Играть, как с медвежатами. Вдруг медвежата в слезы: —Ежики — занозы! Испугались ежики: Несут щипцы и ножики И давай по штучке Вынимать колючки. (Э. Котляр.) Улетают журавли Улетают журавли Далеко, на край земли, За поля и за луга, За высокие стога.(В. Татаринов.) ...Утюги бегут, покрякивают, Через лужи, через лужи перескакивают. А за ними блюдца, блюдца — Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! Вдоль по улице несутся — Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! (К. Чуковский.) ...От вороны карапуз убежал, заохав. Мальчик этот просто трус. Это очень плохо.(В. Маяковский.) Перебивалка За рекой... За какой? За широкой такой! Проживал крокодил... Что жевал крокодил? Не жевал! Про-жи-вал! Просто жил крокодил! Но ведь ты говорил. Что он что-то жевал? Или пере-жи-вал? Ох, ну ладно, жевал! Страшно переживал! И кусал и глотал Тех, кто пе-ре-би-вал! (А. Кондратьев.) Ни разу Можно двадцать тысяч раз Уронить железный таз. А фарфоровую вазу Уронить нельзя ни разу. Ведь на двадцать тысяч раз Надо двадцать тысяч ваз. (А. Кондратьев.) Одолжи мне крылья Одолжи мне крылья, Милый мотылек... На листок зеленый Ты поспать прилег. В небе звезды всплыли,, Свет их так далек... Одолжи мне крылья, Милый мотылек. Я на них слетаю В синюю страну. А когда проснешься, Их тебе верну. (В. Татаринов.)
Звук Ч Артикуляция звука ч. Язык находится в верхнем положении. Широкий кончик языка поднимается к твердому нёбу. Сначала образует смычку, затем отходит и образует щель с твердым нёбом. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, губы выдвигаются вперед. Сильная теплая воздушная струя. Голосовые связки разомкнуты, голос не звучит. Упражнения для подготовки звука ч1. Постановка звука ч. Наиболее эффективным способом является постановка звука ч от звука г. Язык при этом находится в верхнем положении. Края языка плотно прикасаются к верхним коренным зубам, Ребенку предлагается произнести слитно два звука — г и ш. Слышим звук, похожий на звук ч. Артикуляция губ та же, что и на звук ш. Воздушная струя сильная, теплая. Закрепить звук ч целесообразно в закрытых слогах. Закрепление звука ч в слогах и словах Задание 1. Произнеси слитно два звука. А АЧ О ОЧ У УЧ Ч И ИЧ Е ЕЧ Я ЯЧ Задание 2. Произнеси слоги отраженно с трехкратным повторением. АЧ — АЧ — АЧ УЧ —УЧ —УЧ ЕЧ —ЕЧ —ЕЧ ОЧ —ОЧ—ОЧ ИЧ —ИЧ —ИЧ ЯЧ —ЯЧ —ЯЧ См. упражнения к постановке звука ш. Задание 3. Запомни и произнеси ряды слогов. АЧ — ОЧ — АЧ УЧ —АЧ —УЧ АЧ —ОЧ—УЧ ОЧ —АЧ — ОЧ ОЧ —УЧ —ОЧ ИЧ —ЕЧ —ЯЧ Задание 4. Произнеси слова отраженно. Ткач, вскачь, силач, плач, грач, горяч; ночь, дочь, почта, почка, ночка, дочка; дичь, клич, кирпич; мечь, печь, течь, речь, жечь. Задание 5. Закончи предложения одним словом. Ковер ткал... (ткач). Лошадь понеслась... (вскачь). Этот спортсмен... (силач). Весенняя птица... (грач). После вечера наступает... (ночь). У мамы послушная... (дочь). Лодка дала... (течь). Для постройки кирпичного дома нужен... (кирпич). Задание 6. Произнеси слоги и слова отраженно. ЧА —ЧА —ЧА —чай ЧУ —ЧУ —ЧУ —чудо ЧО —ЧО —ЧО— каблучок ЧИ —ЧИ —ЧИ —чиж ЧЕ — ЧЕ — ЧЕ — чек Задание 7. Произнеси слова отраженно. 4ай, час, чайки, чашки, чайник, часто, туча, дача, куча, чудо, чудный, чушки, чулок, чулан, чугун, чок-чок, бычок, бачок, сучок, сачок, каблучок, чижик, мячи, калачи, кирпичи, врачи, грачи. Задание 8. Измени слова по образцу. Образец, а) Дача— дачи. б) Дачи—дача. а) Дача —..., куча —..., туча —..., свеча —..., встреча —.... б) Дачи —..., тучи —... и т. д. Задание 9. Измени слова по образцу. Образец. Сумка — сумочка. Булка —..., сумка —..., галка —..., палка —..., сетка —..., белка —..., тумба —..., ваза —..., лейка —..., ложка —..., книжка —..., чашка —.... Задание 10. Измени слова по образцу. Образец. Лена — Леночка. Леня —..., Оля —..., Сеня —..., Сема —..., Света —..., Нина —..., мама —..., папа —..., тетя —..., дядя —.... Задание 11. Запомни и назови ряды слов. ночь — ночка — ночной почта — дача — почка дочь — доченька —дочурка туча — девочка — тачка Леночка — мамочка — девочка печь — печи — выпечка почта — почтальон — почтовый Задание 12. Назови слова, похожие на слова ндчъ, дочь, печь, почта. Задание 13. Измени слова по образцу. Образец. Червяк — червячок. Сундук —..., сук —..., бык —..., бок —..., бак —..., каблук —..., старик —.... Задание 14. Измени слова так, чтобы появился звук ч. Образец. Конец — кончик. Палец —..., огурец —..., ларец —..., конец —..., зубец —..., скворец —..., птенец —..., заяц —.... Задание 15. а) В названии какой посуды слышим звук ч? Нарисуй эту посуду. б)В названии какой одежды слышим звук ч? Нарисуй эту одежду. в)В названии каких птиц слышим звук ч? Задание 16. Закончи загадки одним словом. Гладко, плавно лился стих, Вдруг споткнулся и притих: Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи... (словечко). Ждет он и вздыхает!
Это тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер! Не шути с сестричками, Тоненькими... (спичками).
Мне, видно, от рожденья Такой характер дан, Что я люблю движенье. На то я... (чемодан).
По небесам оравою Бредут мешки дырявые. И бывает иногда: Из мешков течет вода. Спрячемся получше От дырявой... (тучи). На лугу, среди букашек Поднялся переполох: Оттеснил семью ромашек Великан... (чертополох). Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Белый... (одуванчик). Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет... (черепаха). Твои помощники — взгляни — Десяток дружных братцев. Как славно жить, когда они Работы не боятся. И, как хороший мальчик, Послушен каждый... (пальчик).Е. Серова.)
Задание 17. Прослушай стихи. Найди одинаково звучащие слова. Объясни их смысл. Ключ Потеряла Аленушка ключ. На опушке искала — не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Но не этот ей нужен, как видно! (Я. Козловский.) Птицы поют Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка.(Я. Козловский.) Любопытный суслик Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: Где вы были? — У лисички! Что вы ели там? — Лисички.
1. У кого была в гостях норка? 2. Чем угощала лисичка норку? Ударение Мне слово «чудно» Изменить не трудно: Поставил ударение на «о» — Исчезло «чудно», Родилось «чудно». (Я. Козловский.) Чем отличаются слова чудно, чудно! Звук ч в предложениях Задание 18. Закончи предложения одним словом. Произнеси целиком. а) Мальчик кричит, а дети,.. (кричат). Мальчик стучит, а дети... (стучат). Скрипка звучит, а скрипки... (звучат). Пулемет строчит, а пулеметы... (строчат). б) Дети кричат, а мальчик... (кричит). Дети стучат, а мальчик... (стучит). Скрипки звучат, а скрипка... (звучит). Пулеметы строчат, а пулемет... (строчит). Задание 19. Закончи предложение одним еловом. Произнеси его целиком. Образец. У зайца... (зайчонок).— У зайца зайчонок. а) У белки.... У белок....У галки.... У галок.... У кролика.... У кроликов.... У сойки....У соек.... б) Закончи предложение словосочетанием. Повтори все предложение. Образец. У зайца зайчонок. У зайцев зайчата. У зайца зайчонок, а у
зайцев — зайчата. Использовать материал из пункта а). Задание 20. Ответь на вопросы по предметным картинкам. Логопед выставляет пары картинок, например: белка и бельчата; галка и галчата; кролик и крольчата; заяц и зайчата. Ставит вопросы: кто у кого? У кого кто? Образец ответа. Крольчата у кролика. У кролика крольчата. Задание 21. Ответь на вопросы: у кого что? Что у кого? — по картинкам, Предлагаемые картинки: девочка, мячик, мальчик, веночек, бабочка, сачок. Образец ответа. У мальчика мячик и сачок. У девочки веночек и бабочка. Задание 22, Ответь на вопросы по предъявленным логопедом картинкам: кто поймал бабочку? Надо ли ловить бабочек? Задание 23. Произнеси предложения отраженно. Ответь на вопрос: кто как голос подает? Воробей чирикает. Кузнечик стрекочет. Орел клекочет. Курица кудахчет. Курица-наседка квохчет. Лев рычит. Рыба молчит. Словосочетания для объяснения: курица-наседка. Задание 24, Закончи предложение одним словом. Произнеси его целиком. Ответь на вопрос: кто как голос подает. а) Воробей.... Курица.... Лев.... Курица-наседка.... Орел.... Кузнечик.... Рыба.... б) Воробьи.... Куры.... Львы.... Курицы-наседки.... Орлы.... Кузнечики.... Рыбы.... Задание 25. Придумай разные предложения к двум-трем картинкам. Логопед предлагает детям две или три предметные картинки и просит составить любые предложения по ним. Например, картинки, изображающие маму, дочку, перчатки. Варианты предложений. Мама купила дочке перчатки. Дочка подарила маме перчатки. Дочка дает маме перчатки. Мама говорит дочке: «Надень перчатки» и т. д. Логопед привлекает детей к активному вниманию. — Слушайте внимательно предложения товарищей. Если Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|