|
ГЛАВА II. Произведения народной художественной культуры как средство влияния на представления детей об отношениях в социуме (программа тренинга) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Содержание программы тренинга содержит три блока. Цель программы: расширение представлений детей о народной художественной культуре; устранение искажений стереотипов поведения; реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками. Задачи: 1. Формирование интереса к произведениям народной художественной культуры; 2. Расширение знаний детей о родном городе; 3. Развитие умений понимать и ценить народное творчество; 4. Развитие коммуникативных навыков; 5. Создание положительного эмоционального настроения. Содержание программы: Блок 1.«Мальчик и девочка» (совместная деятельность и культура общения полов). Цель: Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения. Тематика занятий: 1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство). 2. Умение держать себя (нравиться). 3. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.). Возможные типы заданий: 1. Игры на развитие основных эмоциональных состояний: внимания, интереса, радости, сосредоточенности и т.д. Выразительные движения тела и мимика лица. 2. Игры на развитие умения познакомиться, умения держать себя, правильно вести в различных ситуациях. Выразительные средства: мимика, жесты, позы. Блок 2. «Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей». Цель: Познакомить детей с тем, что вещи в народном быту имели символическое, защитное значение, через них народ выражал свои знания и представления об устройстве мироздания. Эти знания были сложными, глубокими и уважаемыми. Именно с этим связано то, что вещи создавались мастерами не по личному предпочтению, а по строгим правилам. Из поколения в поколение передавались приемы работы, символические цвета, символы узоров и т.д. Тематика занятий. - Художественная обработка материалов: Туес из бересты; Деревянные игрушечные кони; Конь-качалка; Народная кукла; Игрушки наших предков: шаркунок. Возможные типы заданий. 1. Сделать куклу-оберег, чтобы ее можно было подарить. Подобрать соответствующую одежду. 2. Подобрать костюм для бумажной куклы из цветной бумаги. После изготовления народной куклы предложить беседу. Примерные вопросы: -Почему именно такую куклу сделал(а)? -Кто будет играть с ней (девочка или мальчик)? -Какую судьбу она предрекает девочке или мальчику? -Видел(а) ли когда-нибудь раньше такую куклу? Где? Есть ли дома? -Какая это кукла: взрослая или ребенок? -Чем она занимается? -Кому бы ты хотел(а) подарить эту куклу? -Если бы у тебя были дети, какие бы куклы ты подарил(а)? -Какую бы ты подарил(а) куклу при рождении девочки, мальчика, чтобы было оберегом? Блок 3. «Мастера г. Барнаула». Цель: познакомить детей с творчеством талантливых людей, с историей города. Обзор программы:
В основе программы лежит игровая деятельность детей, т.к. это один из основных видов деятельности младших школьников. Поэтому необходимо в структуру занятий включать игровые моменты. Например, можно провести игру «Посиделки», используя изготовленные детьми куклы (тряпичные, соломенные, из ниток) и т.п. Разработанная программа помогает корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения, а также позволяет узнать много нового о забытом прошлом. Дети узнают, какие традиции существовали в народной культуре, тем самым их жизненный опыт станет богаче.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблеме показал, что социальная и половая дифференциация является отражением естественного процесса усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин через родителей, взрослых, сверстников, произведения искусства, произведения народной художественной культуры, и входит в общий процесс социализации ребенка. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что полоролевая социализация в ее современном виде приводит к «парадоксальным результатам»: мальчиков как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив, - на гиперактивность и доминантность. В то же время жить им предстоит в обществе, во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты. Важным компонентом народно-художественной культуры является игрушка, «пластичный и многогранный инструмент народной педагогики, позволяющий с первых дней вести ребенка в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов (дерева, глины, соломы, ткани). Она художественно объясняет простую мудрость мироустройства, вводит в ежегодно повторяющийся календарный цикл и в важнейшие фазы человеческой жизни, издавна связанные с обрядами. Через игрушку происходит освоение бытия конкретного этноса, введение в его культуру. Основной вывод данной работы состоит в том, что произведения народной художественной культуры оказывают целенаправленное воздействие на характер представлений детей о социальном и полоролевом поведении. По результатам проведённого исследования литературных источников, создана программа тренинга, которая позволит оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя материал о значении народной художественной культуры как средства формирования представлений детей об отношениях в социуме. Список литературы
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.-1991.-№ 4.-С.74-81. 2. Андреев Ю.А. Мужчина и женщина.– СПб: ГОО «Респекс»,1994.-233с. 3. Блинов Г. Погремушка // Народное творчество.-1993.-№ 4.-С.45-49. 4. Виноградов Г.С. Этнография и современность // Этнографическое обозрение.-1993.-№ 1.-С.200-216 5. Галин А.Л. Личность и творчество.– Новосибирск, 1989.-309с. 6. Дайн Г.Л. Русская игрушка.–М: Сов.Россия,1987.-248с. 7. Детская психодиагностика и профориентация /Под ред. Л.Д.Столяренко.– Ростов н/Д: Феникс,1999.-441с. 8. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира.– М: Линка-Пресс,1998.-178с. 9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей.-М.:Просвещение,1998.-233с. 10. Каршинова Л.В. Традиционная русская игрушка Подмосковья // Народное творчество.-1996.-№ 6.-С. 301-316 11. Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте.– Минск,1985.-190с. 12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.– М: Просвещение, 1998.- 221с. 13. Кон И.С. Психология ранней юности. – М: Просвещение, 1989.-235с. 14. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии.-1981.-№ 2.-С.47-56. 15. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника.-М,1988.-344с. 16. Летчикова О.Г. Полцарства за коня, или Магия старинной игрушки // Народное творчество.-1996.-№ 5.-С.34-39 17. «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР.– Л.,1991.-211с. 18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.– М: Изд. Центр Academia,1999.-438с. 19. Мухина В.С. Детская психология.– М.: ООО Апрель Пресс,1999.-176с. 20. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.– М.: Педагогика,1981.-347с. 21. Народная культура Русского Севера / Отв.ред. Дранникова.– Изд.ПГУ,1998.-207с. 22. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов.– М.,1996.-468с. 23. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.– СПб:Питер,1989.-435с. 24. О нежных нравах и добром воспитании /Отв.ред. Буторина Т.С.– Архангельск,2001.-233с. 25. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка.–М: Внешторгиздат,1980.-342с. 26. Популярная психология для родителей /Под ред. Бодалева А.А.–М: Педагогика, 1989.- 105с. 27. Репина Т.А. Воспитание мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание.-1984.-№ 6.-С.50-51. 28. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание.-1984.-№ 4.-С.28-30. 29. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопросы психологии.-1984.-№ 4.-С.62-69. 30. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. – М.: Пресс, 1999.- 393с. 31. Салмин А.К. Этнология религии и народный обряд // Этнографическое обозрение.-1994.-№ 2.-С.45-62 32. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация.– СПб,1995.-453с. 33. Соловьев В.Я. Тихий голос русской игрушки // Народное творчество.-1999.-№ 1.-С.34-46 Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|