Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА II. Произведения народной художественной культуры как средство влияния на представления детей об отношениях в социуме (программа тренинга)





 

Содержание программы тренинга содержит три блока.

Цель программы: расширение представлений детей о народной художественной культуре; устранение искажений стереотипов поведения; реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

Задачи:

1. Формирование интереса к произведениям народной художественной культуры;

2. Расширение знаний детей о родном городе;

3. Развитие умений понимать и ценить народное творчество;

4. Развитие коммуникативных навыков;

5. Создание положительного эмоционального настроения.

Содержание программы:

Блок 1.«Мальчик и девочка» (совместная деятельность и культура общения полов).

Цель: Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Тематика занятий:

1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).

2. Умение держать себя (нравиться).

3. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.).

Возможные типы заданий:

1. Игры на развитие основных эмоциональных состояний: внимания, интереса, радости, сосредоточенности и т.д. Выразительные движения тела и мимика лица.

2. Игры на развитие умения познакомиться, умения держать себя, правильно вести в различных ситуациях. Выразительные средства: мимика, жесты, позы.

Блок 2. «Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей».

Цель: Познакомить детей с тем, что вещи в народном быту имели символическое, защитное значение, через них народ выражал свои знания и представления об устройстве мироздания. Эти знания были сложными, глубокими и уважаемыми. Именно с этим связано то, что вещи создавались мастерами не по личному предпочтению, а по строгим правилам. Из поколения в поколение передавались приемы работы, символические цвета, символы узоров и т.д.

Тематика занятий.

- Художественная обработка материалов: Туес из бересты; Деревянные игрушечные кони; Конь-качалка; Народная кукла; Игрушки наших предков: шаркунок.

Возможные типы заданий.

1. Сделать куклу-оберег, чтобы ее можно было подарить. Подобрать соответствующую одежду.

2. Подобрать костюм для бумажной куклы из цветной бумаги. После изготовления народной куклы предложить беседу. Примерные вопросы:

-Почему именно такую куклу сделал(а)?

-Кто будет играть с ней (девочка или мальчик)?

-Какую судьбу она предрекает девочке или мальчику?

-Видел(а) ли когда-нибудь раньше такую куклу? Где? Есть ли дома?

-Какая это кукла: взрослая или ребенок?

-Чем она занимается?

-Кому бы ты хотел(а) подарить эту куклу?

-Если бы у тебя были дети, какие бы куклы ты подарил(а)?

-Какую бы ты подарил(а) куклу при рождении девочки, мальчика, чтобы было оберегом?

Блок 3. «Мастера г. Барнаула».

Цель: познакомить детей с творчеством талантливых людей, с историей города.

Обзор программы:

 

Раздел (блок) Темы занятий Кол-во часов
1. Мальчик и девочка (совместная деятельность и культура общения полов). 1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство). 3. Умение держать себя (нравиться). 4. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.).    
2. Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символы вещей. 1. Художественная обработка материалов: - Туес из бересты. - Деревянные игрушечные кони. Конь-качалка. - Народная кукла. - Игрушки наших предков: шаркун.    
3. Мастера г. Барнаула 1. Познавая прошлое – лучше ценить настоящее (история г. Барнаула). 2. Таланты Барнаула (о знаменитых людях нашего города). 3. Где она – там козуля и частушка (о мастерах-народниках). 4. Посещение концерта русской народной песни).        
Итого:  

 

В основе программы лежит игровая деятельность детей, т.к. это один из основных видов деятельности младших школьников. Поэтому необходимо в структуру занятий включать игровые моменты. Например, можно провести игру «Посиделки», используя изготовленные детьми куклы (тряпичные, соломенные, из ниток) и т.п.

Разработанная программа помогает корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения, а также позволяет узнать много нового о забытом прошлом. Дети узнают, какие традиции существовали в народной культуре, тем самым их жизненный опыт станет богаче.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ литературы по проблеме показал, что социальная и половая дифференциация является отражением естественного процесса усвоения образцов поведения, характерных для мужчин и женщин через родителей, взрослых, сверстников, произведения искусства, произведения народной художественной культуры, и входит в общий процесс социализации ребенка.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что полоролевая социализация в ее современном виде приводит к «парадоксальным результатам»: мальчиков как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив, - на гиперактивность и доминантность. В то же время жить им предстоит в обществе, во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты.

Важным компонентом народно-художественной культуры является игрушка, «пластичный и многогранный инструмент народной педагогики, позволяющий с первых дней вести ребенка в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов (дерева, глины, соломы, ткани). Она художественно объясняет простую мудрость мироустройства, вводит в ежегодно повторяющийся календарный цикл и в важнейшие фазы человеческой жизни, издавна связанные с обрядами. Через игрушку происходит освоение бытия конкретного этноса, введение в его культуру.

Основной вывод данной работы состоит в том, что произведения народной художественной культуры оказывают целенаправленное воздействие на характер представлений детей о социальном и полоролевом поведении.

По результатам проведённого исследования литературных источников, создана программа тренинга, которая позволит оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя материал о значении народной художественной культуры как средства формирования представлений детей об отношениях в социуме.


Список литературы

 

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.-1991.-№ 4.-С.74-81.

2. Андреев Ю.А. Мужчина и женщина.– СПб: ГОО «Респекс»,1994.-233с.

3. Блинов Г. Погремушка // Народное творчество.-1993.-№ 4.-С.45-49.

4. Виноградов Г.С. Этнография и современность // Этнографическое обозрение.-1993.-№ 1.-С.200-216

5. Галин А.Л. Личность и творчество.– Новосибирск, 1989.-309с.

6. Дайн Г.Л. Русская игрушка.–М: Сов.Россия,1987.-248с.

7. Детская психодиагностика и профориентация /Под ред. Л.Д.Столяренко.– Ростов н/Д: Феникс,1999.-441с.

8. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира.– М: Линка-Пресс,1998.-178с.

9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей.-М.:Просвещение,1998.-233с.

10. Каршинова Л.В. Традиционная русская игрушка Подмосковья // Народное творчество.-1996.-№ 6.-С. 301-316

11. Коломинский Я.Л. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте.– Минск,1985.-190с.

12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.– М: Просвещение, 1998.- 221с.

13. Кон И.С. Психология ранней юности. – М: Просвещение, 1989.-235с.

14. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии.-1981.-№ 2.-С.47-56.

15. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника.-М,1988.-344с.

16. Летчикова О.Г. Полцарства за коня, или Магия старинной игрушки // Народное творчество.-1996.-№ 5.-С.34-39

17. «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР.– Л.,1991.-211с.

18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.– М: Изд. Центр Academia,1999.-438с.

19. Мухина В.С. Детская психология.– М.: ООО Апрель Пресс,1999.-176с.

20. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.– М.: Педагогика,1981.-347с.

21. Народная культура Русского Севера / Отв.ред. Дранникова.– Изд.ПГУ,1998.-207с.

22. Овчарова Р.В. Практическая психология для учителей начальных классов.– М.,1996.-468с.

23. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.– СПб:Питер,1989.-435с.

24. О нежных нравах и добром воспитании /Отв.ред. Буторина Т.С.– Архангельск,2001.-233с.

25. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка.–М: Внешторгиздат,1980.-342с.

26. Популярная психология для родителей /Под ред. Бодалева А.А.–М: Педагогика, 1989.- 105с.

27. Репина Т.А. Воспитание мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание.-1984.-№ 6.-С.50-51.

28. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание.-1984.-№ 4.-С.28-30.

29. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопросы психологии.-1984.-№ 4.-С.62-69.

30. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. – М.: Пресс, 1999.- 393с.

31. Салмин А.К. Этнология религии и народный обряд // Этнографическое обозрение.-1994.-№ 2.-С.45-62

32. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация.– СПб,1995.-453с.

33. Соловьев В.Я. Тихий голос русской игрушки // Народное творчество.-1999.-№ 1.-С.34-46







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.