|
Как определить основную мысль текста (позицию автора)?Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами. Основная мысль также может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале. Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
(1) С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2) Ее я никогда не называла бабушкой – только мамой. (3) Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства – бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых ее детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4) А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5) Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего... (6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7) Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8) Я упорно твердила: «Зина». (9) Когда я повзрослела, тем более не могла называть ее мамой. (10) Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11) Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своем упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12) Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13) Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это. (14) В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она – членом, а затем и председателем родительского комитета. (15) Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16) У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий. (17) Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией – случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19) Со всеми домочадцами разговаривает, со мной – ни слова. (20) Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась». (21) Мать любила читать. (22) В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23) Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть – дома было пианино. (24) А театр? (25) Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр – близко от нашего дома. (26) Я была домашним ребенком – не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27) Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28) Мать отпустила меня с тетей Шурой на юг, в санаторий. (29) Отвечая на мое посланное из Анапы в Москву письмо (живем с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее». (30) В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за нее и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32) Мой эгоизм («Как буду жить без нее?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33) Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне еще надо дорастить тебя». (По Т. Щегловой) Чтобы проследить развитие авторской мысли в тексте, нужно: 1) исходный текст разделить на микротемы; 2) выделить основную мысль каждой микротемы, записать её в виде пункта плана; 3) используя глаголы, показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений. Предложения 6 – 13 Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери Т. Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину Предложения 14 – 16 Мать свою жизнь подчинила интересам внучки Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми Предложения 17 – 20 Мать сделала так, что даже временное лишение общения с ней для рассказчицы становилось невыносимым Предложения 21 – 25 Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена Предложения 26 – 29 Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и с собой Предложения 30 – 33 Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью Т. Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова мать Обратите внимание: если необходимо прокомментировать актуальность проблемы, поднятой автором, нельзя ограничиваться отпиской: «Данная проблема (нравственная, философская, экологическая и т.п.) очень актуальна в наши дни», нужна конкретность. Например, по тексту Т. Щегловой можно построить вот такое схематическое рассуждение, которое впоследствии легко трансформируется в комментарий: · проблема морально-этическая · актуальная (почему?) потому что даёт возможность понять · что значит быть Матерью? · почему материнство – это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями? · как овладеть искусством стать настоящей Матерью? Потому что · заставляет задуматься об ответственности быть матерью; · позволяет увидеть истинное материнство; · понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя множество проблем и обязательств; · помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единство матери и ребёнка и т.п. Конструкции, помогающие оформить комментарий проблемы: В первую очередь, автор обращается... Автор освещает … Автор справедливо говорит... Справедливо, что автор начинает анализ проблемы с разговора о …, а затем обращается к … Автор верно подчеркивает, что..., а потом говорит о.... Автор строит последовательно свое рассуждение и останавливается на …, а затем подчеркивает, что... Автора волнует… Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению)… Автор раскрывает проблему на примере… Автор не случайно использует слово (слова)…, упоминает (кого? что? с какой целью?)… ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|