|
Задачи и условия эстетического развитияВосприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер. Эмоциочальная сфера является средством регуляции поведения и высших психических функций, становления личностных качеств дошкольника. Эстетическое развитие в дошкольном возрасте способствует формированию творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, искусстве, быту. Работа по эстетическому развитию глухих и слабослышащвх детей требует специального внимания со стороны взрослых, так как присущее давной категории детей своеобразие познавательной, эмоциональной и речевой сферы снижает эмоционально-эстетяческое воздействие окружающих предметов и искусства. Вместе с тем эстетическое воспитание имеет важное значение для обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха и коррекции отклонений (А. А. Катаева, М. Ю. Рау, Е. З. Яхнина и др.). Понятие эстетического развития включает в себя формирование эстетического отношения к миру, в том числе и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а так же художественное развитие детей средствами искусства. Эстетическое развитие — длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Он связан с освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и в различных формах. В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет воспитание, так как оно обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества. Можно выделить следующие задачи эстетического развития детей с нарушениями слуха: развитие эстетического восприятия, накопление эстетических представлений и образов, формирование эстетическга эмоций и чувств; развитие эстетического вкуса, оценок и суждений; освоение различных видов художественной деятельности (изобразительной, музькальной, театрализовачной), развитие художественных способностей. Задачи эстетического развития детей могут быть реализованы с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и создания в дошкольном учреждении условий, способствующих эмоционально эстетическому воспитанию. Важнейшим условием эстетического развития детей является среда, которая окружает детей: мебель, игрушки, растения, материалы для организации художественной деятельности в группе; участок детского сада, ею оборудование, зеленые насаждения и др. Важное значение необходимо придавать эстетической стороне оформления дошкольных учреждений, которое выдерживается в едином стиле. Расположение мебели, игрушек, книг, растений, рисунков и поделок дошкольников должно обеспечивать разнообразную деятельность детей. Следует избегать формального украшательства, использования игрушек и предметов лишь с целью оформления интерьера, недоступных или ненужных детям. Интерьер группы и детского сада не должен быть статичным, необходимо вносить изменения в расположение мебели, обусловленное возрастом и интересами детей, менять некоторые предметы, обновлять имеющиеся в группе произведения искусства. Важным в воспитательном отношении является использование в интерьере индивидуальных и коллективных работ детей, привлечение к ним внимания родителей и других взрослых. В группе организуются специальные зоны самостоятельной изобразительной деятельности, где располагаются необходимые материалы для свободной художественной деятельности. Другим важным условием зстетического развития детей служат произведения прикладного искусства, художественная литература. В создании зстетической среды в детских садах используются произведения различных видов и жанров (живопись, декоративные формы изобразительного искусства, литература). Несмотря на сложности восприятия музыки детьми с нарушенным слухом, ее также можно использовать в эстетическом развитии. Музыкальные игрушки широко применяются в быту, в играх детей. Они ориентируются на звуко-высотные характеристики, ритмическую сторону звучаний. Музыка активизирует детей, создает бодрое, веселое настроение. Воспитатели могут подобрать музыку для проведения утренней зарядки, подвижных игр и упражнений. Особое значение может приобретать музыка во время организации праздников и дней рождения в группах, где дети могут сочетать восприятие музыки с танцевальными движениями. Особое эмоциональное состояние возникает у слабослышащих детей в процессе сопровождения изобразительной деятельности музыкой, подобранной в соответствии с тематикой рисования. Однако само по себе наличие эстетической среды не определяет эстетического развития. Основное значение имеет последовательная работа педагогов, направленная на формирование активной художественной деятельности детей и интереса и к ней. Особое значение в плане эстетического воздействия на детей с нарушениями слуха имеет внешний облик окружающих людей. Так как у дошкольников преобладают зрительные впечатления, они внимательны к одежде, пряческе, украшениям педагогов, всегда замечают и эмоционально реагируют на новые элементы в одежде взрослых и детей. Поэтому взрослые должны следить за своим обликом и поведением, ведь дети подражают им в играх и поведении. * 2. Организация и содержание эстетического развития Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха происходит в разных формах организации деятельности: занятиях, театрализованных играх и зрелищах, праздничных утренниках, вечерах раз влечений, экскурсиях и прогулках, телепередачах. Наиболее последовательно эстетическое развитие глухих и слабослышащих детей осуществляется на занятиях по изобразиягельной деятельности, в процессе которых детей учат видеть красивое в природе, в быту и с помощью доступных средств передавать в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Эстетическое воспитание связано с развитием восприятия: чем лучше ребенок воспринимает предмет и его свойства, тем быстрее он сможет оценить его красоту. В процессе изобразительной деятельности развиваются чувство цвета и формы, умение воспринимать яркие цветосочетания, ритмичные чередования формы. На занятиях по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства внимание детей привлекается к картинам, скульптурам, народным игрушкам, поделкам. Детей учат эмоционально воспринимать доступные по тематике картины выдающихся художников, а старших дошкольников — понимать связь содержания с определенными средствами изображения, знать некоторые жанры изобразительного искусства (картина, скульптура, портрет, натюрморт, пейзаж). В ходе формирования изобразительной деятельности детей учат оценивать результаты своей и чужих работ, быть доброжелательным и радоваться успехам товарищей. Важной формой эмоционально-эстетического развития глухих и слабослышащих детей являются музьасалъные занятия. Музыкальное воспитание — важное средство коррекции нарушений в развитии, способствует формированию восприятия музыки, ритмических движений и речи, а также развитию слухового восприятия, голоса. Несмотря на значительную ограниченность музыкально-слуховых возможностей глухих и слабослышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможности для восприятия музыки, формирования ее эмоционально-эстетической стороны. В процессе формирования восприятия музыки осуществляется донесение до детей ее образного содержания, воспитывается эмоциональная отзывчивость. Воспитание эмоционального восприятия музыки происходит путем развития эмоциональной готовности к движениям под музыку, желания самостоятельно двигаться под музыку, реагировать на изменения в ее звучании. Внимание старших дошкольников привлекается к красоте музыки, ее ритмичности, связи с образами окружающей природы. Для детей с нарушениями слуха доступно овладение некоторыми приемами игры на музыкальных инструментах (барабан, бубен, металлофон, гармонь), использование их в ритмических упражнениях. Важное значение для эстетического развития детей с нарушениями слуха имеет восприятие темпо-ритмической стороны музыки, развитие выразительности движений. На музыкальных занятиях дети овладевают приемами хоровой декламации, учатся читать наизусть различные по эмоциональной окраске стихи, считалки (торжественные, веселые, озорные). Воспроизводя их, дети овладевают эмоциональной стороной речи, учатся чувствовать и передавать различное настроение, что имеет очень большое значение ддя развития эмоционально-волевой сферы. У детей в процессе последовательной работы развиваются танцевальные движения, они учатся в танцах и движениях передавать характер музыки, различные игровые образы. Театрализованные игры и представления служат одним из важных эстетических средств. Для младших детей это театр игрушек, в котором игрушки движутся, выполняют различные действия в сопровождении рассказывания взрослых с подкреплением выразительной мимикой, жестами. Кукольный театр, игрушки би-ба-бо передают отдельные черты характера персонажей, что в сочетании с динамикой действия углубляет эмоциональное впечатление. Важное значение для развития эстетических представлений детей имеет игра-драматизация. Первоначальное эмоциональное, живое рассказывание сказки педагогом, подкрепляемое действиями кукольного театра, иллюстрациями, производит на детей очень сильное впечатление. В процессе проведения драматизаций дети овладевают образным поведением, пластикой движений, что вызывает у них радость и другие положительные эмоции. Эстетические переживания, связанные с проведением утренников, праздников в детском саду, обеспечиваются комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами детей и взрослых, коллективными и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступления, сопереживают другим детям. Большое эмоциональное воздействие на детей оказывают посещения кукольного или детского театра, цирка. Однако это воздействие может бьггь обеспечено в результате подготовительной работы, в ходе которой педагоги в доступной форме рассказывают о персонажах и сюжете произведения, уточняют значения слов и выражений, ориентируют детей на последовательный просмотр. Эмоциональное воздействие может быть усилено в процессе последующих беседу подготовки рисунков или книжки-самоделки, игр. Прогулки, экскурсии при их правильной организации также могут быть одной из форм эстетического развития детей. Знакомство детей с явлениями природы, наблюдения за сменой времен года, за деревьями, цветами, птицами и другими природными объектами обогащают эмоциональный мир ребенка. Внимание детей фиксиру ется на красивой цветовой гамме, форме предметов. Для формирования представлений надо сообщать детям слова, обозначающие эти явления, следить за уточнением и расширением их значений. Возможности эстетического развития детей с нарушениями слуха в значительной степени определяются их возрастными особенностями и содержанием развивающей и коррекционной работы. У детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста формируются предпосылки эстетического отношения к окружающему миру, которые носят характер эмоционального отклика на яркие игрушки, предметы интерьера, красоту природы. Взрослые фиксируют внимание детей на явлениях природы (распускающиеся цветы, красивые птицы и насекомые), ярких, приятных на ощупь игрушках, предметах интерьера (ваза с цветами, красивые шторы, нарядная скатерть), предметах одежды детей и взрослых. Эмоционально-эстетическое отношение к ним взрослые передают с помощью указаний на предметы, естественных жестов, мимики лица, доступных детям слов и выражений (красиво, нарядная), привлекают разные виды чувствительности (коснуться, погладить, понюхать и т. п.), что обогащает сенсорную культуру ребенка. Детей учат отличать красивое от некрасивого, вводя понятия «некрасиво» при соприкосновении с грязью, неубранными одеждой или игрушками. В процессе изобразительной деятельности взрослые стремятся вызвать радость, удовольствие при рассматривании ярких народных игрушек, поделок из глины, пластилина. Процесс рассматривания игрушек и поделок сочетается с их эмоциональным обыгрыванием, привлечением детей к игровым действиям (зайчик прыгает по дорожкам). Важное значение приобретает ассоциирование изображений с реальными предметами и игрушками, их соотнесение, которое сопровождается эмоциональными реакциями взрослых и детей. Детей учат испытывать радость от первых рисунков, ярких красок, использования в рисунке ритмических мазков, штрихов (снег падает, идет дождь, летят листья). К рисункам детей привлекается внимание других взрослых: няни, родителей, которые эмоционально реагируют на них, уточняют содержание рисунка и его название («Красиво. Это мишка?»), хвалят и одобряют действия ребенка. Детские работы, даже самые простые, размещаются на виду, взрослые часто привлекают внимание детей к ним. На музыкальных занятиях малышей учат эмоционально реагировать на звучание Музыки, выполнять ритмичные движения, воспроизводить образные движения (кошка умывается, бабочка летит). В качестве основных методов формирования эмоциональной восприимчивости, приобщенвя детей к изобразительной и музыкальной деятельности используются наблюдения за окружающими предметами и явлениями, рассматривание рисунков, поделок, предметов народного творчества, подражание действиям педагога, действия по образцу, по словесной инструкции. Эстетическое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста связано с усилением воздействия изобразительной деятельности, музыки, художественной литературы, театра. В процессе рисования подчеркивается создание ребенком нового образа, уточняется его эстетическая сторона. Много внимания уделяется рассматриванию и анализу народных игрушек, репродукций картин известных детских художников. Дети учатся высказывать свои впечатления, проявлять оценочное отношение, выслушивать мнения товарищей и педагога, объяснять предпочтение некоторых произведений. В работе со старшими детьми важно учить связывать настроение и содержание сюжета со средствами выразительности. Важнейшей стороной эмоционально-эстетического развития является поддержание творчества детей, стремления к оригинальному исполнению рисунка, постройки, поделки, умению оценить творчество других детей. Одним из средств эстетического развития может быть посещение детьми музеев и выставок при условии проведения необходимой подготовительной работы. Большим воспитательным воздействием обладает участие дошкольников в выставках, смотрах детского творчества, где их работы становятся объектами внимания взрослых и детей. Важным средством эмоционально-эстетического развития старших дошкольников с нарушениями слуха является чтение и рассказывание. Эмоциональное рассказывание и чтение педагогами сказок, рассказов, сопровождаемое демонстрацией игрушек и других атрибутов, вызывает у детей сопереживание, сочувствие. Полноценное восприятие детской литературы связано с обогащением речевого развития глухих и слабослышащих детей, привлечением их внимания к эмоциональной, образной стороне слов и выражений. В процессе музыкального воспитания накапливаются и расширяются музыкальные впечатления детей, развивается эмоциональность музыкально-ритмических движений, совершенствуются таiщеваль ные движения. Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет связь музыки с образами окружающего мира. Такие стороны музыки, как ритмичность, изобразительность, оказывают влияние на эмоциональное состояние детей с нарушениями слуха, доставляют им эстетическое удовольствие. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Каковы задачи зстетического развития дошкольников с нарушениями слуха? 2. Каковы средства зстетического развития детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении? 3. Раскройте роль изобразительной деятельности в эстетическом развитии детей. 4. Проанализируйте содержание раздела «Музыкальное воспитание» в Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста и покажите его роль в эмоционально-эстетическом развитии глухих детей. Литература Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. — М., 1972. Рау М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1—3-й кл.). — М., 1989. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991. Программы для специальных дошкольных учреждевий: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991. Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися, —М., 1997.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|