Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнение: «Дышим правильно»





Сашина каша

 

 

Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша.

Не рисовая каша, не гречневая каша,

Не манка, не овсянка на сладком молоке.

С утра во рту у Саши слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно, красиво и понятно

Сказать всем чисто, ясно как люди говорят,

Наш Саша так корёжит, что сам понять не может.

Произнесёт словечко – и сам тому не рад!

Он скажет: «До свиданье» - а слышится - «До зданья»!

Он спросит: «Где калоши?» А слышно – «Это лошадь!»

Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва.

И буквы он глотает и целые слова.

Он так спешит с налёта прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то, а он бежит спасать…

Он может, но не хочет за речью последить.

Нам нужен переводчик, его переводить.

 

Беседа по стихотворению:

-Почему стихотворение называется «Сашина каша»?

-Из – за чего мальчик говорил непонятно?

-А теперь скажи мне слово «ллак». Послушай, как я скажу. Мы сказали это слово одинаково или по - разному?

- Послушай два слова, одинаковые они или разные?

- ГАЗ – ГЛАЗ

- Что такое «ГАЗ»? А что такое «ГЛАЗ»?

-

КУБ – КЛУБ СОВА – СЛОВА КУБОК – КЛУБОК СОН – СЛОН

- -

- А отличаются эти слова всего одним единственным звуком, звуком «Л».

- Послушай, как один мальчик рассказывал своему другу о цирке.

- Большой СОН хоботом брал яблоки и груши.

- Фокусник произнес волшебные СОВА и исчезли у дяденьки часы.

 

- Вот так иногда, из – за одного звука, меняется смысл предложения. И даже может произойти неприятная ситуация. Люди могут не понять тебя.

- Поэтому очень важно правильно выговаривать все звуки. Я тебя научу произносить звук «Л» правильно. Но сначала необходимо тренировать мышцы язычка, губ.

 

 

2. Знакомство с органами артикуляции.

Работа проводится перед большим зеркалом. Используется альбом с артикуляционной гимнастикой: «Знакомство с язычком и его домиком» № 1.

] Открывает ротик – дом. Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок. Он удобно в доме лег.

] В этом доме две стены. Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться, а потом как шар, раздуться.

] Пол есть тоже в доме нашем. Челюстьнижнюю покажем.

Это – челюсть нижняя в домике подвижная.

] Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбуприкасаться, постучать и там остаться.

] Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают.

Двери – зубы. Осторожно. Закрываются надежно.

] Двери – губы гибкие. Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться, после снова улыбаться.

Упражнения: «улыбка», «хоботок».

 

 

3. Общая артикуляционная гимнастика

 

 

А) Развитие мышц лица.

 

· Ох, какие забияки, а малыш боится драки / страх /

· Не случайно слезы льются, оказалось чашки бьются / обида /

· Наш сластена очень рад 7 пирожных съел подряд / радость /

· Удивляет все вокруг. Все, и бабочки, и жук / удивление /

· Дом не строится как надо, развалился, вот досада / огорчение /

 

 

Б) Развитие мышц губ, щек.

 

· Свои губки прямо к ушкам растяну я как лягушка / улыбка /

· Подражаю я слону, губки хоботком тяну.

· Покрутилихоботок, улыбнулся наш роток.

· Надули щечки, стали пышками, втянули щечки – стали худышками.

 

В) Знакомство с основными артикуляционными упражнениями.

 

· Зубок на зубок – ровный рядок / заборчик /

· Я прижму язык губами: пя – пя – пя

А потом прижму зубами: та – та – та / «наказать непослушный язык»/

· Язык «лопаткой» положи и спокойно подержи.

/при необходимости язык придерживается шпателем/

· Сделаем язык трубой, воздух выдуем струей / желобок /

/при необходимости язык придерживается шпателем/

 

Г) Самомассаж.

 

· С язычком случилось что – то, он толкает зубы,

будто хочет их за что – то вытолкнуть за губы.

· Губы язычок кусали, в пляс пуститься не давали.

· Зубы язычок кусали, в пляс пуститься не давали.

· Зубки как расческа стали, язычок наш почесали.

 

Общие (базовые) артикуляционные упражнения разучиваются и отрабатываются с каждым ребенком. Главное добиться четкого выполнения упражнений. Особое внимание обращается на положение губ. Методические рекомендации.

 

«Улыбка»

Цель: Выработать у ребенка навыки правильного положения губ для любых артикуляционных упражнений. Развивать круговые мышцы губ.

Описание: Зубы сомкнуты. Губы широко раскрыть в улыбке так, чтобы были видны все зубы. В таком положении губы удерживаются под счет сначала до 5, затем до 10.

 

«Наказать непослушный язык»:

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя»… Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

  1. Нижнюю губу не следует поворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык широкий, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнения правильно, она будет отклоняться.

«Лопатка»:

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, расположить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного – до пяти, десяти.

Методические указания:

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»

«Лошадка»

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался во внутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 

4. Работа над дыханием.

Беседа: «Как мы дышим?» (Своими словами)

Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут. Однако мы совсем не думаем о своем дыхании, а специальным дыхательным упражнениям учимся, попав в больницу. Но и здесь считаем такое лечение неэффективным, лекарствам доверяем больше. Особое внимание уделяется дыханию в системе йоги. Так считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появление. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

 

Ход занятия.

1. Установка мотивации ребенка на занятия.

Инструкция: Послушай стихотворение и подумай, почему жук и оса не поняли друг друга (Чтение стихотворения «Штранная иштория»).

Встретил жук в одном лесу симпатичную осу.

- Ах, какая модница! По ж вольте по ж накомиться!

- Ува з аемый прохо з ый, ну на с то это похо з е!

Вы не представляете, как вы с епелявите!

И красавица оса улетела в небеса.

- Ш транная гражданка, наверно ино ш транка.

Жук с досады кренделями по поляне носится.

- Это ж надо было так опро ш товолоситься!

- Как бы вновь не ока ж аться в положении таком –

Нужно ш рочно ж аниматься ино ш транным я ж ыком.

 

 

Беседа по стихотворению:

– Кого встретил жук в лесу? – На самом ли деле оса оказалась иностранкой? – Почему жук не понял осу? - Что нужно сделать, чтобы люди тебя понимали?

 

2. Общая базовая артикуляционная гимнастика.

 

Предыдущие упражнения: «заборчик», «улыбка», «хоботок», «накажем непослушный язычок», «лопатка», «лошадка»«вкусное варенье», «индюк» +

«Фокус».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. Посередине языка, тогда ватка летит вверх.

Методические указания:

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе, посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

«Маляр»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движение языком вперед – назад.

Методические указания:

Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

«Чашечка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Выработать правильное положение языка для постановки шипящих звуков.

Описание: Выполнить упражнение «лопатка», затем осторожно загнуть все края языка так, чтобы язык напоминал форму чашки.

Методические указания: Губы широко раздвинуты и не мешают. Упражнение считается выполненным правильно в том случае, если ребенок удерживает в «чашечке» витаминку в течении 10 секунд.

«Грибок»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу (т.е. присосать его), широко открыть рот. Язык напоминает тонкую шляпку гриба, а рястянутая подъязычная связка – его ножку.

Методические указания: Губы должны быть широко раздвинуты и не мешать. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

«Гармошка»

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)

Описание: Выполнить упражнение «грибок», затем не отпуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении широкой улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания: Когда открывается рот, губы должны быть неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

 

Поза «дерева»

Стоя или сидя за столом, ноги поставить вместе, стопы прижать к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох, успокоить дыхание и плавно поднять руки вверх. Держать их на уровне ушей, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянуться всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте себя крепким, сильным деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. 10 сек.

 

 

Неделя 3:

Задачи: Закрепить основные и специальные артикуляционные позы. Познакомить с артикуляцией звука «Л». Подготовить артикуляционный аппарат для воспроизведения звука «Л» (механическим способом). Научить различать слова, близкие по звуковому составу (слова – паронимы). Закрепить навыки диафрагмального дыхания, воспитание правильного длительного выдоха. Познакомить и закрепить новое упражнение из комплекса: «красивая осанка».

Ход занятия.

1. Закрепление изученных артикуляционных упражнений в гимнастике:

Постановка звука «Л».

От звука «У»

Произнеси звук «У-у-у». Дотронься кончиком языка до верхней губы. При этом продолжай тянуть звук «У». Обрати внимание на звучание (слышится звук «Л»).

А теперь это же самое упражнение, но язык находится на верхних альвеолах (бугорки за передними верхними зубами, десна)

 

«Пароход гудит»

Цель: Вызывание звука, близкого к «Л».

Описание:

Губы в широкой улыбке. Закусить самый кончик языка зубами. Длительно произносить «Ы – Ы – Ы». При правильном выполнении слышится «Л – Л - Л». Это упражнение повторять следует много раз, пока ребенок сам не научится слышать свой звук, и упражнение будет выполнять без труда.

«Механическим способом»

Если не нарушен звук «ЛЬ». Ввести зонд № 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью языка. Нажать на язык вниз и вправо /или влево/ и попросить ребенка произнести звук «ЛЬ».

 

Поза «Лебедя»

Помогает снять напряжение в спине, укрепляет мышцы спины, улучшает кровообращение в позвоночнике и подвижность в плечевых суставах.

Встать прямо. Руки опустить.. Плечи отвести назад. Руки за спиной взять в «замок», выпрямить и медленно поднимать вверх, не наклоняя туловище. Затем плавно опустить. Удерживается поза в течении трех – пяти секунд.

Ход занятия.

1. Закрепление изученных артикуляционных упражнений в гимнастике:

«Сказка о веселом Язычке № 3 – Учебная».

Язычок знаком вам, дети, мы его улыбкой встретим.

Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел.

Все, что нужно, увидал и налево зашагал.

Погулял совсем немножко, широко открыл окошко.

Он окно не закрывает, кверху кончик поднимает.

Он окно не закрывает, книзу кончик опускает.

Язычок не устает: тянется теперь вперед.

В прятки поиграть он рад: отступает шаг назад.

Оттягивать язык вглубь рта.

Поиграл с тобою в прятки и помчался на лошадке.

Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье.

Попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю.

2. Постановка звука «Л». Закрепление тех упражнений, которые получились на прошлой неделе.

От звука «У»

Произнеси звук «У-у-у». Дотронься кончиком языка до верхней губы. При этом продолжай тянуть звук «У». Обрати внимание на звучание (слышится звук «Л»).

А теперь это же самое упражнение, но язык находится на верхних альвеолах (бугорки за передними верхними зубами, десна)

«Пароход гудит»

Цель: Вызывание звука, близкого к «Л».

Описание:

Губы в широкой улыбке. Закусить самый кончик языка зубами. Длительно произносить «Ы – Ы – Ы». При правильном выполнении слышится «Л – Л - Л». Это упражнение повторять следует много раз, пока ребенок сам не научится слышать свой звук, и упражнение будет выполнять без труда.

«Механическим способом»

Если не нарушен звук «ЛЬ». Ввести зонд № 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью языка. Нажать на язык вниз и вправо /или влево/ и попросить ребенка произнести звук «ЛЬ».

Д/игра: «Выложи дорожку»

Педагог дает ребенку синие квадраты и показывает маленького слоненка.

Инструкция: - Это л осенок. Он заблудился. Помоги сделать ему дорожку домой. Но квадраты для дорожки ты будешь выкладывать только, если услышишь звук «Л».

Д – Б – Л – К – В – Л – Л – А – Л – Ф – Л

 

 

Поза: «Божественная»

Само название говорит о красоте позы. Спина становится ровной, мышцы крепкими, руки гибкими. Дышится легко и свободно. Грудная клетка раскрывается, уходит напряжение, сердце работает ровно.

И.п. Встать прямо. Руки завести за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнять, спину выпрямить, грудную клетку максимально развернуть, плечи отвести назад. Дыхание спокойное. До 10 секунд.

Ход занятия.

Артикуляционная гимнастика.

«Сказка о веселом Язычке № 4» - «Спортивная».

› Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

«часики»

› Хотя это не легко, потянулся высоко.

› Наклонился низко, к подбородку близко.

› Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.

«горка»

› А теперь язык, как мячик, за зубами сверху скачет.

«качели» внутри рта.

› Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.

› Язычок остановился. В гриб на ножке превратился.

› Язычок теперь гимнаст. Закрутился вверх у нас.

› А сейчас он развернулся, лег и в трубочку свернулся.

› Язычок чуть – чуть устал и спокойно полежал.

«лопатка»

Артикуляция звука «Л».

Педагог просит ребенка рассказать, как произносится звук «Л».

Д/игра: «Выложи дорожку»

Педагог дает ребенку синие квадраты и показывает маленького слоненка.

Инструкция: - Это маленький Л осенок. Он заблудился. Помоги сделать ему дорожку домой. Но квадраты для дорожки ты будешь выкладывать только, если услышишь звук «Л».

Л – ЛЬ – Л – Р – Л – ЛЬ – Р – Л – М – Н – Л

 

 

Д/игра: «Пройди по кочкам»

Перед ребенком лист с нарисованными «кочками».

Инструкция: Помоги Лайке добраться до домика по кочкам. Наступая пальчиком на кочку, произноси звук «Л», чтобы не провалиться в болото.

 
 


Произнесение слога: ЛА.

Переходим к следующему этапу.

Сначала ребенок выполняет упражнение «пароход гудит». Затем попросить ребенка раскрыть рот и сказать «А». Отрывать челюсть нужно резко, а тянуть перед этим «ЛЛЛ» длительно, утрированно. Получается сочетание: ЛЛЛА. Это упражнение необходимо тщательно закрепить, чтобы ребенок привык к такому положению органов артикуляции. Затем это упражнение можно выполнять быстрее «ЛА», не тянуть долго «ЛЛЛ»

Примечание: Для того, чтобы не помешали губы и не получалось сочетание звуков «ЛЛУА», нижнюю губу придерживать, оттягивая вниз пальцами.

Можно в этих целях использовать артикуляционную гимнастику «Путешествие Язычка».

Упражнение: «Перекресток»

Упражнение полезно для укрепления позвоночника, улучшает состояние при искривлении и других нарушениях осанки.

Встать прямо. Правую руку с силой вытянуть вверх, левую опустить вниз. Затем правую и левую руку согнуть в локте так, чтобы пальцы обеих рук могли сцепиться в «замочек».

Артикуляционная гимнастика.

«Сказка о веселом Язычке № 5» - «Зоологическая».

· В зоопарк пойдем теперь. Открываем ширедверь.

· Нас встречает добрый слон. Длинный хобот тянет он.

· Если очень захотеть, можно хоботомвертеть.

· Улыбнулись нам подружки – большеротые лягушки.

· Жираф вытянул вверхшею. Очень он гордится ею.

Языком тянуться к носу.

· Зебры – резвые лошадки, бойко скачут по площадке.

· Потянула зебра ножку, постояла так немножко.

Упражнение «грибок»

· А у зебры есть полоски. Их рисуем кистью плоской.

Упражнение «маляр»

· Посмотри: хамелеон. Хвост закручивает он.

Закручивать язык вверх за зубы и придавить слегка.

· Вот пантера. Зверь другой. Спину выгнула дугой.

Упражнение «горка»

· Спину выгнула дугой… Язычок, скорей домой.

Спрятать язык, рот закрыть.

Артикуляция звука «Л».

Педагог просит ребенка рассказать, как произносится звук «Л».

Подвижная игра.

«Пароходы»

Несколько человек берут в руки штурвал – они капитаны. По сигналу – «пароходы» «уплывают» в «море». По сигналу – «пароходы» возвращаются – дети «подплывают» к пристани и подают сигнал: «Л – Л – Л».

5. Развитие фонематического слуха. Выделение звука «Л» из слов /в начале слова/

«Подбери подарки для Луши»

Педагог обращает внимание ребенка, что слово «Луша» начинается со звука «Л». Показывает картинку, еще раз голосом выделяет звук «Л» из слова.

Инструкция: Сегодня у Луши День рождения. Помоги ему подобрать подарки, но они обязательно должны начинаться на звук «Л».

Учитель – логопед раскладывает перед ребенком картинки и сам их четко проговаривает. А ребенок затем собирает картинки со звуком «Л».

Картинки: лампа, луна, лак, ласточка, лошадка, и т.д.

Звук «Л» в слоге «ЛА».

Сначала ребенок выполняет упражнение «пароход гудит». Затем попросить ребенка раскрыть рот и сказать «А». Отрывать челюсть нужно резко, а тянуть перед этим «ЛЛЛ» длительно, утрированно. Получается сочетание: ЛЛЛА. Это упражнение необходимо тщательно закрепить, чтобы ребенок привык к такому положению органов артикуляции. Затем это упражнение можно выполнять быстрее «ЛА», не тянуть долго «ЛЛЛ»

Примечание: Для того, чтобы не помешали губы и не получалось сочетание звуков «ЛЛУА», нижнюю губу придерживать, оттягивая вниз пальцами.

Можно в этих целях использовать артикуляционную гимнастику «Путешествие Язычка».

Для закрепления произношения слога педагог использует игры – дорожки: «проведи Лайку к домику по кочкам», «Проведи слоника к банану», «гномик на ступеньках» только с той разницей, что ребенок произносит слог «ЛА».

Развитие силы голоса.

Упражнение: «Тихо – громко»

Цель: Воспитание умения менять силу голоса.

Инструкция: «Мы попали в осенний лес. Чтобы не заблудиться, давайте будем говорить: «Ау». Сейчас мы идем мимо медвежьей берлоги. Давайте проверим, никто не потерялся, тихо позовем друг друга: «ау». А сейчас мы вышли к веселым березкам, можно позвать громко: «АУ».

Упражнение: «Перекресток»

Упражнение полезно для укрепления позвоночника, улучшает состояние при искривлении и других нарушениях осанки.

Встать прямо. Правую руку с силой вытянуть вверх, левую опустить вниз. Затем правую руку.

Сашина каша

 

 

Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша.

Не рисовая каша, не гречневая каша,

Не манка, не овсянка на сладком молоке.

С утра во рту у Саши слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно, красиво и понятно

Сказать всем чисто, ясно как люди говорят,

Наш Саша так корёжит, что сам понять не может.

Произнесёт словечко – и сам тому не рад!

Он скажет: «До свиданье» - а слышится - «До зданья»!

Он спросит: «Где калоши?» А слышно – «Это лошадь!»

Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва.

И буквы он глотает и целые слова.

Он так спешит с налёта прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то, а он бежит спасать…

Он может, но не хочет за речью последить.

Нам нужен переводчик, его переводить.

 

Беседа по стихотворению:

-Почему стихотворение называется «Сашина каша»?

-Из – за чего мальчик говорил непонятно?

-А теперь скажи мне слово «ллак». Послушай, как я скажу. Мы сказали это слово одинаково или по - разному?

- Послушай два слова, одинаковые они или разные?

- ГАЗ – ГЛАЗ

- Что такое «ГАЗ»? А что такое «ГЛАЗ»?

-

КУБ – КЛУБ СОВА – СЛОВА КУБОК – КЛУБОК СОН – СЛОН

- -

- А отличаются эти слова всего одним единственным звуком, звуком «Л».

- Послушай, как один мальчик рассказывал своему другу о цирке.

- Большой СОН хоботом брал яблоки и груши.

- Фокусник произнес волшебные СОВА и исчезли у дяденьки часы.

 

- Вот так иногда, из – за одного звука, меняется смысл предложения. И даже может произойти неприятная ситуация. Люди могут не понять тебя.

- Поэтому очень важно правильно выговаривать все звуки. Я тебя научу произносить звук «Л» правильно. Но сначала необходимо тренировать мышцы язычка, губ.

 

 

2. Знакомство с органами артикуляции.

Работа проводится перед большим зеркалом. Используется альбом с артикуляционной гимнастикой: «Знакомство с язычком и его домиком» № 1.

] Открывает ротик – дом. Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин – Язычок. Он удобно в доме лег.

] В этом доме две стены. Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться, а потом как шар, раздуться.

] Пол есть тоже в доме нашем. Челюстьнижнюю покажем.

Это – челюсть нижняя в домике подвижная.

] Потолок вверху, внутри. Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбуприкасаться, постучать и там остаться.

] Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают.

Двери – зубы. Осторожно. Закрываются надежно.

] Двери – губы гибкие. Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться, после снова улыбаться.

Упражнения: «улыбка», «хоботок».

 

 

3. Общая артикуляционная гимнастика

 

 

А) Развитие мышц лица.

 

· Ох, какие забияки, а малыш боится драки / страх /

· Не случайно слезы льются, оказалось чашки бьются / обида /

· Наш сластена очень рад 7 пирожных съел подряд / радость /

· Удивляет все вокруг. Все, и бабочки, и жук / удивление /

· Дом не строится как надо, развалился, вот досада / огорчение /

 

 

Б) Развитие мышц губ, щек.

 

· Свои губки прямо к ушкам растяну я как лягушка / улыбка /

· Подражаю я слону, губки хоботком тяну.

· Покрутилихоботок, улыбнулся наш роток.

· Надули щечки, стали пышками, втянули щечки – стали худышками.

 

В) Знакомство с основными артикуляционными упражнениями.

 

· Зубок на зубок – ровный рядок / заборчик /

· Я прижму язык губами: пя – пя – пя

А потом прижму зубами: та – та – та / «наказать непослушный язык»/

· Язык «лопаткой» положи и спокойно подержи.

/при необходимости язык придерживается шпателем/

· Сделаем язык трубой, воздух выдуем струей / желобок /

/при необходимости язык придерживается шпателем/

 

Г) Самомассаж.

 

· С язычком случилось что – то, он толкает зубы,

будто хочет их за что – то вытолкнуть за губы.

· Губы язычок кусали, в пляс пуститься не давали.

· Зубы язычок кусали, в пляс пуститься не давали.

· Зубки как расческа стали, язычок наш почесали.

 

Общие (базовые) артикуляционные упражнения разучиваются и отрабатываются с каждым ребенком. Главное добиться четкого выполнения упражнений. Особое внимание обращается на положение губ. Методические рекомендации.

 

«Улыбка»

Цель: Выработать у ребенка навыки правильного положения губ для любых артикуляционных упражнений. Развивать круговые мышцы губ.

Описание: Зубы сомкнуты. Губы широко раскрыть в улыбке так, чтобы были видны все зубы. В таком положении губы удерживаются под счет сначала до 5, затем до 10.

 

«Наказать непослушный язык»:

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя»… Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:

  1. Нижнюю губу не следует поворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык широкий, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнения правильно, она будет отклоняться.

«Лопатка»:

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, расположить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного – до пяти, десяти.

Методические указания:

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык»

«Лошадка»

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался во внутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 

4. Работа над дыханием.

Беседа: «Как мы дышим?» (Своими словами)

Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут. Однако мы совсем не думаем о своем дыхании, а специальным дыхательным упражнениям учимся, попав в больницу. Но и здесь считаем такое лечение неэффективным, лекарствам доверяем больше. Особое внимание уделяется дыханию в системе йоги. Так считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появление. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

 

Упражнение: «Дышим правильно»

Дыхание животом или диафрагмальное, - это дыхание, с которым рождается ребенок. Многие взрослые и дети в процессе жизни утрачивают эту способность и приучаются к неправильному дыханию. Поэтому сначала научимся правильно дышать.

Упражнение на первых этапах выполняется лежа, а потом появится привычка так дышать в любом положении. Итак, лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ладони лежат на животе. После полного выдоха сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Грудь при этом остается в том же положении, не поднимается и не расширяется. Затем медленно сделайте длинный выдох через нос, с легким втягиванием живота. Избегать напряжения, плавно вдыхать и выдыхать- 5 - 6 раз

Затем это же упражнение выполнить с грузом на животе (книга или утюг)

5. Физминутка с речевым дыханием.

Дети ходят по кругу.

Мы в лес пойдем, грибы найдем,

Ребят мы дружно позовем:

«Ау – у! Ау – у! Ау – у!»

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается:

«Ау – у! Ау – у! Ау – у!»

(«Ау» кричит кто – то из детей, кого выберет учитель – логопед)

6. Игра на развитие слухового восприятия.

Упражнение: «Угадай, кто кричит»

Цель: Развитие умения сосредотачивать слуховое внимание.

Процедура выполнения: Дети стоят по кругу. Ведущий ребенок в кругу. Логопед ему завязывает глаза. Выбирается молча, ребенок, который зовет по

имени водящего. Задача водящего, узнать, кто его позвал. Затем задание усложняется, произносится не имя, а сочетание звуков: «Ау»







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.