Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УПРАВЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЧУВСТВА ВИНЫ





 

Это стало сегодня серьезной проблемой подростков. Чем более раним подросток, тем больше вероятности, что им будут управлять, используя его чувство вины. С другой стороны, чем подросток более тверд душой, тем он более склонен управлять таким же образом другими.

Механизм здесь довольно прост: тот, кто управляет, находит средства заставить товарища почувствовать свою вину перед ним. Самый типичный и наиболее опасный пример таков: мальчик, пытаясь заставить девочку вступить с ним в интимные отношения, говорит: «Если ты меня по-настоящему любишь, ты сделаешь это».

Родителям следует объяснить своему подростку действие этого механизма и рассказать об опасности и вреде, который он наносит. Подросток должен:

• уметь распознать ситуацию;

• знать, что такое средство вредно, губительно и неэтично, что это попросту плохо;

• и что нормальная и вполне оправданная реакция на такое управление – гнев.

В истории столкновения Иисуса с торговцами и менялами в храме я усматриваю попытку управления с помощью чувства вины как одну из причин, вызвавших гнев Иисуса. Людям, пришедшим к храму, необходимо было принести жертвы, чтобы исполнить свой религиозный долг, и они бы почувствовали себя виноватыми, если бы не смогли сделать этого. Когда же Иисус говорит, что храм превратился в вертеп разбойников. Он фактически заявляет, что, подменив жертвоприношение покупкой, торговцы манипулируют людскими душами с помощью чувства вины (см. Мф. 21; Мк. 11; Лк. 19; Ин. 2).

В моей практике был случай, когда ко мне на консультацию пришла красивая 16-летняя девушка по имени Клаудиа. Эта чрезвычайно ранимая девушка была в глубокой депрессии. В ходе беседы я обнаружил, что ее парень использовал чувство вины для манипулирования ею. Как это обычно и происходит у подростков, Клаудиа не вполне осознавала, насколько она ранима, подавлена и что ею управляют посредством чувства вины. Сначала я объяснил ей, что она очень ранима, что ее легко обидеть и легко заставить чувствовать себя виноватой. Затем я объяснил, каким образом окружающие, особенно ее приятель, управляют ее поступками, заставляя ее чувствовать свою вину, если она не делает того, что от нее хотят.

Так как Клаудиа не сразу поняла, что я пытался растолковать ей, я решил привести пример из другой области. Я сказал: «Клаудиа, я тоже ранимый человек, и только несколько лет назад я понял, как некоторые люди управляют мной посредством чувства вины. Тогда я только что закончил медицинское училище и захотел продать свой дом. Самому мне было трудно сделать это, и я нанял агента по недвижимости. Спустя несколько дней мой товарищ-однокурсник, который собирался остаться в городе, чтобы работать здесь в больнице, предложил мне определенную сумму за мой дом. Но он хотел оформить сделку без посредничества агента, чтобы не платить лишних денег. Я ответил, что не могу сделать этого, что нам придется оформлять покупку через агента. Через день агент по недвижимости обратился ко мне с более выгодным предложением от другого клиента, и я принял его. Мой однокурсник, узнав, что я продал дом, пришел в ярость и пытался уговорить меня изменить мое решение и продать домему. Его аргументы основывались на том, что мы с ним однокурсники, что я все равно заработаю больше денег, чем он, что моему дому уже 5 лет и он не стоит той суммы, которую предлагает другой покупатель».

Затем я сказал девушке: «Клаудиа, ты видишь, что этот человек пытался управлять мной, сделать так, чтобы чувство вины перед ним заставило меня продать дом ему».

Лицо Клаудии просветлело. Она поняла, почему имела так мало власти над своей собственной жизнью. Когда я встретился с ней в следующий раз, от ее депрессии не осталось и следа, ее глаза сверкали. Она училась управлять своим поведением и своими мыслями, чтобы не быть игрушкой ни в чьих руках.

И родителям тоже следует быть осторожными, чтобы не начать управлять своими подростками подобным образом. В эту западню попасть особенно легко, если ваш ребенок чрезвычайно раним. А когда собственные родители управляют тобой, то и другие смогут с легкостью делать то же самое.

Как предотвратить подобную ситуацию с вашим подростком? Только обеспечив ему вашу безусловную любовь и безраздельное внимание, вы, родители, сможете и научить его распознавать управляющее поведение, и не попадаться в его сети.

 

Зрительный и физический контакт

 

Мы живем в такое время, когда очень многое оказывает влияние на наших подростков, и многие из этих влияний вредны, разрушительны и даже гибельны. Особенно уязвимым становится подросток, который не чувствует любви своих родителей к себе. Беспринципные личности завлекают изголодавшихся по любви ребят, предоставляя им и свое время, и внимание, и ласку, чтобы потом использовать их.

Время не ждет. У родителей не так уж много возможностей дать своему подростку почувствовать себя безусловно любимым, и нужно следить за тем, чтобы эта его потребность в любви, эта эмоциональная емкость была всегда наполнена. Тогда у него появится способность трезво оценивать себя и контролировать свое поведение. Только в том случае, если ваш подросток действительно чувствует себя безусловно любимым, вы сможете оказывать на него должное воздействие. Говорите ему о своей любви, но кроме этого он должен видеть и чувствовать вашу любовь на деле, в поступках и поведении, о чем я уже говорилраньше.

Зрительный и физический контакты должны входить в ваше ежедневное общение с детьми. Но надо, чтобы это происходило естественно, свободно, здесь нельзя сфальшивить, переиграть. Ребенок или подросток, выросший в доме, где были такие отношения и контакты, всегда будетчувствовать себя комфортно как в одиночестве, так и в обществе людей. Ему будет легче общаться с людьми, он будет приятен окружающим, и в результате – высокая самооценка как признак душевного здоровья.

Частые, но естественные и соответствующие обстановке зрительные и физические контакты – самое ценное, что вы можете подарить своему подростку. Эти контакты плюс безраздельное внимание – самые эффективные способы наполнить его сознанием собственной значимости, дать ему уверенность в себе и возможность проявить свои лучшие качества.

 

 

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ

 

Одна из главных причин, почему любящие родители не могут донести свою безусловную любовь до подростка, заключается в недостатке зрительных контактов. Когда вы часто и с любовью смотрите в глаза своему подростку, вы не только облегчаете ваше общение, но и удовлетворяете его эмоциональные потребности. Глядя в глаза, вы, даже не осознавая этого, можете выразить самые разные чувства: печаль, гнев, ненависть, ярость или любовь. В некоторых семьях зрительный контакт родителей и подростков на удивление редок. А когда он и имеет место, то чаще всего несет отрицательные эмоции. Обычно это происходит, когда родители отчитывают подростка или дают какие-то приказания. Чем чаще вы будете использовать зрительный контакт как средство выражения любви, тем полнее ваш подросток будет насыщаться любовью.

Сам подросток может по-разному использовать зрительный контакт. Возможно, сначала он будет с нетерпением искать ваших взглядов, потом вдруг начнет избегать их. Такое непостоянство дает ему возможность изучить различные модели поведения, присматриваясь к поведению в вашей семье.

Несколько лет назад у меня на приеме был семнадцатилетний Брюс. Высокий, хорошо сложенный, симпатичный, с легким характером, он прекрасно учился и делал успехи в спорте. Как ни странно, несмотря на все это, его самооценка была крайне низкой, и заметить это можно было уже по тому, что он избегал зрительного контакта. Почти всегда он смотрел в пол, а когда наши взгляды все же встречались, это длилось не более доли секунды. Я объяснил Брюсу, что такая манера усложняет его взаимоотношения с людьми, так как они чувствуют себя с ним неловко, думают, что не симпатичны ему, и поэтому он игнорирует их. Они ждут конца разговора, а он, Брюс, понимает это по-своему – что он не интересен им. В такие минуты ему особенно плохо и его самооценка резко падает. Поскольку это продолжается уже в течение многих лет, не удивительно, что в результате у мальчика сложилось в корне неверное представление о себе. К счастью, помочь Брюсу наладить зрительный контакт с людьми оказалосьне сложно.

Если у вашего подростка сложилось неверное представление о зрительных контактах с людьми, объясните ему, в чем он не прав, и помогите исправить положение, так как от выбора той или иной модели зрительного контакта могут зависеть его успехи или неудачи практическиво всех жизненных ситуациях.

Да, смотреть с любовью в глаза своему подростку подчас трудно, особенно тогда, когда он вообще не расположен общаться. Иногда с ним крайне тяжело разговаривать, ведь нередко он отвечает на вопросы только «ага» или «не-а» иличем-либо подобным.

Такое нежелание общаться происходит по трем причинам:

• Первая причина – регресс в психологическом и половом развитии. Подросток начинает заново решать проблемы, которые имел в прошлом. Об этом будет рассказано в 6 главе.

• Вторая причина в том, что чрезмерное стремлениеподростка к независимости приводит к желанию отгородиться от своих родителей.

• И третья, когда у подростка какие-либо проблемы со сверстниками и он чувствует себя обиженным.

Такие периоды мрачного настроения, замкнутости и молчания обычно также сопровождаются сопротивлением родительской любви.

И будет ошибкой давить на подростка в такие моменты или расспрашивать его. Родители же часто раздражаются, испытывают беспокойство или даже отчаянье, пытаются вызвать подростка на разговор настойчивыми вопросами типа: «Как прошел день? Что с тобой сегодня случилось? Хорошо ли ты провел время? А кто еще там был?» Такие расспросы способны вывести из равновесия любого, кто не в настроении разговаривать.

Что же делать? Попросту не замыкаться в ответ. Это означает, что вместо того, чтобы заставлять подростка говорить, нужно быть готовым выслушать его тогда, когда ему будет удобно или когда он сочтет это возможным.

Поскольку на поведение подростка влияют многие факторы, в том числе и сексуальные влечения, он должен уметь защищаться от негативного воздействия всего этого. К сожалению, часто подростки используют довольно примитивные и неприятные для нас средства защиты: уходят в себя, замыкаются, отказываются разговаривать.

Преодолеть эти защитные реакции без ущерба для ваших отношений с ребенком невозможно. Единственный приемлемый и разумный выход – ждать, пока ваш подросток сам преодолеет их. А вы лишь должны быть всегда готовы к тому, чтобы выслушать его, когда он будет в состоянии прийти к вам.

Однако существует ряд способов, с помощью которых мы можем помочь подросткам преодолеть защитные реакции. Мы будем говорить о них позже. Сейчас же важно понять, что попытки «атаковать» эту крайне прочную стену абсолютно нецелесообразны.

Способность подростка к зрительному контакту зависит от того, насколько сильна его защита. Когда ребенок еще маленький, он почти всегда может ответить на ваш взгляд. Становясь подростком, он часто избегает его. Не позволяйте себе раздражаться из-за этого. Попытайтесь просто принимать это как должное и помните, что если вы сами не будете отгораживаться от него, то он обязательнопридет к вам, когда опустеет его эмоциональная емкость. И в это время с ним будет легко и обмениваться взглядами, и разговаривать. Для правильной самооценки и нормального психического развития подростку очень важно знать, что при необходимости он всегда может обратиться к вам за помощью.

 

 

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ

 

Когда ребенок становится подростком, ему необходимо, как и прежде, знать, что его любят и принимают таким, какой он есть. Проблема многих любящих родителей состоит в том, что они не представляют, как удовлетворитьэту потребность.

Некоторые пытаются делать это, чрезмерно балуя подростков, обеспечивая их такими вещами, как машина, музыкальный центр или спортивное оборудование, чтобы те чувствовали себя не хуже своих сверстников. Все эти материальные блага сами по себе хороши, но они не заменят подросткам того, что им нужно больше всего, а именно, безусловную любовь. Некоторые родители во всем потакают своим подросткам, позволяя, а то и поощряя посещение вечеринок, где алкоголь или наркотики пробуждают сексуальные влечения. Подростки вряд ли могут устоять перед искушением в подобной ситуации, а между тем этот вид давления на молодежь становится все более распространенным. И тем не менее, немногие родители помогают своим подросткам. Почему? Потому что они не умеют показать им, что любят и принимают их, что заботятся о них.

Частые физические контакты – верный способ дать вашему подростку чувство уверенности в том, что он вам действительно небезразличен. Этот способ особенно подходит, когда подросток необщителен, угрюм, капризен или упрям. В это время добиться зрительного контакта трудно, а порой и невозможно. Но физический контакт возможен и доступен почти всегда. Вряд ли подросток будет отрицательно реагировать на легкое, мимолетное прикосновение к плечу, спине или руке. Предположим, к примеру, что подросток сидит и смотрит телевизор. И коснуться его плеча, когда выпроходите мимо – это ведь так легко. Обычно он даже не замечает этого, но это фиксирует его мозг. Такими малыми, но частыми порциями физического контакта вы можете показать свою неизменную любовь. Увеличив продолжительность физического контакта, вы обеспечите подростка большим запасом эмоционального «топлива».

Даже когда ваш подросток не расположен к общению, физический контакт может стать средством сообщить ему о вашей любви. Так, пока внимание подростка сконцентрировано на чем-либо постороннем, вы можете обеспечить ему длительный физический контакт независимо от его настроения и желания. Предположим, что ваш подросток находится в очень тяжелом душевном состоянии, и это беспокоит вас. Найдите возможность поговорить с ним о чем-нибудь, что отвлечет его от самого себя и привлечет его внимание к чему-то другому, например, к иллюстрации или фотографии. Воспользуйтесь этой ситуацией, чтобы прикоснуться к его руке, погладить по спине. Но хорошо зная своего подростка, вы должны чувствовать, как долго он сможет воспринимать это.

Иногда подросток спокойно относится к физическому контакту, а иногда он просто не в состоянии выносить ваших прикосновений. В такие периоды неприятия нужно идти на физический контакт, только когда подросток чем-то увлечен и не заметит его. Даже если его сознание не зафиксирует вашего прикосновения, оно отложится в подсознании и впоследствии поможет ему почувствовать себя уверенным: «Да, мои мама и папа любят меня и небезразличны ко мне, даже когда мне трудно общаться с ними».

Есть и другие способы установить физический контакт с вашим подростком. Наш тринадцатилетний сын Дэвид, занимаясь спортом, часто растягивал мышцы. Когда такое случалось, он без колебаний просил меня сделать ему массаж. Я с благодарностью брался за это, ведь это была прекрасная возможность для физического контакта.

Однажды наша дочь Кэрри неудачно прыгнула на батуте, и ей нужно было растирать мышцы шеи. Это также стало дополнительной возможностью физического контакта.

К счастью, все наши дети любили, чтобы им массажировали и поглаживали спину. Для меня это тоже было настоящим удовольствием, так как давало поразительный эффект – повышался уровень психологической защиты ребят, их эмоциональная емкость была всегда наполненной. Однажды, когда Дэвид вернулся из летнего лагеря, о чем бы вы думали он попросил меня в первую очередь? Чтобы ему погладили спину, чтобы я и мама поговорили с ним и почитали ему.

Хотя некоторые родители и неохотно выполняют свои обязанности, особенно если речь идет о физическом контакте, мне радостно сознавать, что большинство из них все же любят своих подростков и дают так необходимую имласку и нежность.

В определенных ситуациях не лишним будет и обнять и поцеловать своего подростка. Не следует делать это слишком часто, чтобы он/она не почувствовали неловкости. Но все же есть моменты, когда это вполне уместно:например, при прощании или по возвращении подростка из поездки; когда случается что-либо, чем ребенок особенно гордится, как, например, получение приза; когда ваш подросток приходит к вам, будучи глубоко оскорблен или мучаясь угрызениями совести; или когда его беспокоят какие-либо другие проблемы. И, конечно же, бывает так, что подросток, без всякой видимой причины, отчаянно нуждается в ласке. Если вы готовы дать ему это, вы проведете с ним чудесные мгновения. Однако вы всегда должны быть начеку и уметь распознавать такие ситуации, хотя порой очень сложно понять, когда подросток ждет внимания иласки.

Часто он делает чрезвычайно тонкие намеки. Он может подойти к вам и заговорить на какие-то поверхностные и ничего не значащие темы. Как правило, это и есть ключ. В эти моменты он выглядит очень серьезным, сосредоточенным и заинтересованным в теме разговора, но на самом деле он далек от нее. В это время важно быть терпеливым. Ваш подросток пытается выиграть время и преодолеть свои защитные реакции, чтобы решиться заговорить о важных и значимых для него вещах. Будьте осторожны, не спешите и не обрывайте разговор, так как это обидит его и нанесет вред вашим отношениям. Если вы запасетесь терпением и предоставите ему столько времени, сколько ему требуется, разговор «ни о чем» постепенно перерастет в серьезную беседу о том, что его действительно волнует. Вы непременно должны быть внимательным слушателем, а это, согласитесь, требует терпения.

На конференциях, где я встречаюсь с родителями, чаще всего они спрашивают меня: «Если я редко использовал зрительный и физический контакты в общении с моим подростком, как я могу наверстать упущенное?» Это хороший вопрос. Таким родителям не следует смущать своих подростков, начав вдруг слишком часто прибегать к этому виду взаимоотношений. Перво-наперво им нужно установить границу: какое количество таких взглядов и прикосновений их подросток может воспринять. Начав с минимально возможного, они могут постепенно увеличивать время контактов в течение последующих недель и месяцев. Чем менее заметно будет это возрастание, тем лучше и тем уютней будет чувствовать себя подросток.

Кто-то однажды сказал: «Слава Богу, подростковый возраст – болезнь, которая проходит со временем». Мы, родители, должны всегда быть рядом со своими подростками в этот тяжелый и напряженный период. Чем спокойнее и уравновешеннее мы будем, тем вероятней, что он пройдет гладко и без осложнений, и тогда наши дети выйдут из него более зрелыми. А когда они станут взрослыми, наши с ними отношения будут складываться легче.

Когда мы остаемся открытыми для наших подростков и готовыми давать им ту любовь, которая им так необходима, мы делаем то, что делает Бог по отношению к нам. Он всегда готов помочь и поддержать нас, если мы являемся истинными Его детьми, даже тогда, когда мы отвергаем Его. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2: 13).

 

Самоконтроль родителей

 

Мистер и миссис Оливер посмотрели друг на друга и в недоумении покачали головами. Менее 10 минут назад их шестнадцатилетняя дочь Элис подробно рассказывала о том, как ей удалось получить очень выгодную работу, произведя впечатление на работодателя своей взрослостью. Сейчас же она безудержно рыдала из-за того, что ее брат попользовался ее шампунем.

Родители подростков знают, что этот возраст – время таких непредсказуемых перемен и срывов, когда подросток может выглядеть то совсем как ребенок, то как взрослый, может быть то ласковым, то сердитым, то рассудительным, то абсолютно неразумным и вновь рассудительным, и все это – на протяжении одного дня или даже часа. Такие изменения бывают внезапными и частыми, и почти никто из родителей толком не знает, почему они происходят.

А дело в том, что в этом возрасте дети возвращаются сердцем и переживают заново все конфликты, которые когда-либо были в их жизни, особенно конфликты с родителями. И хотя сами они не осознают того, что эти неразрешенные конфликты так угнетают их психику, окружающие чувствуют это и думают, что подростки нарочно ведут себя столь злонамеренно.

Таким образом, из-за погруженности в проблемные ситуации прошлого для подростков 12 – 15 лет характерны частые и непредсказуемые перемены настроения. Сначалаподросток может показаться вам уже взрослым, а через минуту он будет вести себя как маленький ребенок. Это происходит оттого, что, перед тем как он начнет свою отдельную от родителей жизнь и станет независимым, он должен, так сказать, очистить свое прошлое от проблем и конфликтов, особенно с родителями.

Когда Кэрри было 13 лет, однажды я заметил, что она относится ко мне с раздражением и какой-то враждебностью. Я спросил у нее: «Дорогая, скажи мне, что я сделал, что расстроило или обидело тебя?» Без колебаний она напомнила мне о случае, который произошел 6 лет назад! Мы ехали в небольшом фургоне: я и моя жена на переднем сиденье, Кэрри с друзьями на заднем и остальные дети на среднем. Все они швыряли друг в друга поп-корном. Так как я был за рулем и они мешали мне, я прикрикнул на них, чтобы прекратить это. Кэрри заявила, что я поставил ее тогда в неловкое положение, когда «заорал на ее друзей». Да, я помнил этот инцидент, но никогда не предполагал, что он так сильно ее задел.

В тот момент Кэрри психологически перешла в семилетний возраст, чтобы разрешить этот конкретный конфликт. Когда она рассказала о нем мне (я заметил гнев в ее голосе), я дал ей честное слово, что не подозревал, какое смущение и боль доставил ей. Затем я попросил у нее прощения, и она тут же сбросила с себя бремя этого конфликта и стала вновь тринадцатилетней.

Такие психологические перепады – одна из причин, почему подростки ведут себя так непредсказуемо, что их бывает трудно понять. Родители должны отвечать им в соответствии с тем возрастом, в котором они находятся в данный момент. Предположим, ваш ребенок младшего подросткового возраста подходит к вам с таким глубокомысленным вопросом: «Папа, что ты думаешь по поводу кризиса на Среднем Востоке? Интересно, нужно ли предоставить изгнанным палестино-арабским семьям право вернуться на родину и стать частью еврейской нации?» Закройте раскрывшийся от удивления рот и ведите беседу на том высоком уровне, который вам задан, и всесторонне обсудите проблему.

Но спустя полчаса этот же подросток может начать капризничать, будто двухлетний. Что вы тогда будете делать? Правильно, отнесетесь к нему так, как если бы ему на самом деле было 2 года. Как видите, требуется большая гибкость, чтобы быстро менять уровень общения. Вот почему хороший, гибкий подростковый психолог, приняв несколько подростков в день, к концу рабочего дня бывает абсолютно измотанным.

• Чрезвычайно важно, чтобы вы, родители, умели контролировать свои эмоции. Слишком бурная эмоциональная реакция нанесет вред вашим отношениям с подростком.

• Чрезмерный неконтролируемый гнев приведет к тому, что вашему подростку будет трудно прийти к вам, когда его эмоциональная емкость будет пуста. Бурная эмоциональная реакция обычно заставляет подростка меньше уважать вас – совершенно естественное отношение к тому, кто теряет над собой контроль.

• Если вы теряете хладнокровие, ваш подросток частенько попадает под влияние других, особенно сверстников.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.