Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УСТАНОВИТЕ ДОПУСТИМЫЕ ПРЕДЕЛЫ НАКАЗАНИЯ





 

Как много ограничений нужно налагать на подростка за плохое поведение? – родители часто задают этот вопрос. У подростков, как и у всех детей, остро развито чувство справедливости. Они чувствуют, когда родители снисходительны к проступкам, а когда они необоснованно суровы. Я встречал родителей, по-разному решающих проблему ограничений: одни совсем не умели ограничивать в чем-либо своих подростков, из-за чего последние легко ими манипулировали; другие занимали противоположную позицию и обращались с подростками чрезмерно строго. Я знал одного подростка, которого наказали, запретив выходить из дома в течение года за посещение бара. Родителям нужно помнить, что наказание должно соответствовать проступку. Здравый смысл должен побеждать! За небольшое ослушание, как, например, приход домой на 15 минут позже указанного времени, недельного запрета на прогулки вполне достаточно. Если проступок повторяется, тогда срок может быть увеличен. Запрещение прогулок и встреч с друзьями более чем на 2 недели редко оправдывает себя; а 4 недели – высшая мера наказания. Если запрещения часты и длятся более недели, значит где-то что-то не так. Возможно, родители слишком многого хотят или испортились их отношения с ребенком. Бывают и другие причины, которые мы обсудим позже.

Самое главное, запомните, что подростков, которые безусловно любимы, гораздо легче воспитывать, они более дисциплинированны, чем те, которых не так любят. Мы должны поддерживать полной их эмоциональную емкость.

 

 

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМИ

 

Нужно знать также, как важно родителям быть внимательными и вежливыми со сверстниками своего подростка. Следует относиться к ним доброжелательно, независимо от того, что на самом деле чувствуешь. В результате враждебности родителей к сверстникам своих подростков возникает большое количество ненужных проблем. Помните, что родители – люди, обладающие властью, и поэтому большинство подростков, независимо от ситуации, скорее встанет на сторону сверстника, к которому его родители плохо отнеслись.

Как один из самых трагических примеров можно привести случай, происшедший в семье Демпси. Джейн встречалась с мальчиком, который не нравился ее родителям. Он был на несколько лет старше Джейн, и ходили слухи, что он связан с наркотиками. Он также был неприветливым и не признавал никаких авторитетов.

По разным причинам, решающей из которых было враждебное отношение родителей к этому мальчику, Джейн проводила с ним все больше и больше времени. Естественно, это причиняло ее родителям душевную боль.

Если вы со всеми будете вежливы, включая и сверстников вашего подростка, то несомненно будете вознаграждены. Во-первых, ваш подросток оценит это и сможет, не боясь, приглашать своих друзей в гости. Во-вторых, подростки часто испытывают трудности в общении со своими родителями и поэтому ищут поддержки у других взрослых. Если друзья вашего подростка станут и вашими друзьями – это просто замечательно. Это поможет не только им, но и сблизит вас с вашим ребенком.

В-третьих, когда вы по-доброму относитесь к «плохому» подростку, вы избегаете опасности подтолкнуть к нему своего подростка, чего не удалось избежать супругам Демпси в случае с Джейн.

Вообще-то часто происходит так, что подросток сам начинает задавать вопросы относительно своих сверстников, он хочет, чтобы вы высказали свое мнение о его друзьях. В этом случае он прислушается к вашему мнению о них, но если вы будете вести себя с ними враждебно, он, скорее всего, будет избегать разговоров о них, и, как следствие, ваше влияние на него уменьшится.

 

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

 

Все то, о чем мы говорили, относится к нормальным ситуациям. Но иногда родителям приходится сталкиваться со специфическими проблемами. Если с подростком, несмотря на безусловную любовь и просьбы родителей объяснить свое поведение, все равно трудно справляться, то, возможно, у него серьезные проблемы, и ему нужна посторонняя помощь.

Существует несколько поведенческих нарушений у подростков, с которыми родители не в состоянии справиться. Одно из них – депрессия, которая в подростковом возрасте может быть сложной и коварной. Другая проблема, с которой мы все чаще и чаще сталкиваемся, – это умственные расстройства или нарушения в области управления мышлением. Еще одна проблема, требующая профессионального вмешательства, – это неврологические расстройства и, как их следствие, неадекватность эмоциональных реакций.

Любой врач должен знать о возможных поведенческих расстройствах. Один из сигналов такого расстройства – неспособность подростка правильно справляться с гневом. Кроме того, поведением подростка бывает трудно управлять из-за проблем в семье или взаимоотношений с окружающими. Фактически, поведенческие проблемы подростка могут быть вызваны или усугублены любой комбинацией вышеуказанных факторов. Так как поведенческие нарушения у подростков встречаются все более часто и все более усложняются, мудрые родители с самого начала обратятся за помощью, не дожидаясь, когда проблема станет серьезной. Большинство проблем могут эффективно решаться компетентными и опытными врачами при содействии родителей.

За последние годы профессионалы в области образования, медицины и умственного здоровья сделали большие успехи в понимании таких сложных проблем, как расстройство внимания (РВ) или гиперактивное расстройство внимания (ГРВ). В рамках этой книги можно рассказать только о нескольких самых важных моментах.

Во-первых, очень жаль, что этих несчастных детей считают ненормальными. Я встречался с сотнями таких детей, и они вовсе не «ненормальные». Почти каждый из них обладает уникальными способностями, но редко имеет возможность реализовать их из-за проблем со школой, с самооценкой, из-за депрессии или пассивно-агрессивного поведения. Такие дети рождаются с двумя основными «проблемами»: первая – это «гиперактивность» или попросту трудности с концентрацией внимания. Они не могут сконцентрироваться на задании и учиться в соответствии со своими интеллектуальными способностями.

Вторая проблема заключается в том, что у таких маленьких детей и подростков существуют «проблемы восприятия», и это не означает, что у них что-то не в порядке с глазами или слухом. Информация передается в мозг, но, перерабатываясь в мозгу, она искажается. Когда информация доходит до сознания ребенка, она становится не совсем тем, что он увидел или услышал (и у каждого такого ребенка разные формы ее искажения).

У нас нет ни времени, ни возможности объяснять здесь причины, но важно знать, что эти искажения восприятия вызывают в каждом ребенке РВ чувство, что он нелюбим и нежеланен. Маленькие дети и подростки с проблемами восприятия точно так же неправильно воспринимают чувства других людей, как и учебную информацию. К несчастью, дети с РВ негативно оценивают отношение к себе других, и поэтому их трудно убедить, что они искренне любимы и дороги. Это, в свою очередь, увеличивает депрессию и гнев ребенка по мере того, как он взрослеет. В конце концов, депрессия и гнев (которые в первую очередь выражаются в пассивно-агрессивном поведении) становятся такими сильными, что превращаются в главные проблемы ребенка. Это может произойти в любом возрасте, но обычно депрессия становится серьезной проблемой в 10 лет, а пассивно-агрессивное поведение становится опасным, когда ребенок входит в подростковый период. В это время нормальное подростковое пассивно-агрессивное поведение накладывается на пассивно-агрессивное поведение, вызванное РВ, и у таких детей подростковый период обычно проходит очень тяжело. Остается только молить Бога помочь этим детям и их родителям.

Из вышесказанного вы, надеюсь, сделали вывод, как важно помнить, что дети с РВ нормальные, просто они, как никто другой, подвержены депрессии и пассивно-агрессивным формам поведения, в сравнении с чем, в конце концов, бледнеют их гиперактивность и неспособность к учению. К сожалению, большинство детей с РВ в качестве помощи получают лишь специальное образование и медицинский уход. Особые формы обучения и медицинский уход могут оказать благотворное влияние, но гораздо более серьезными и опасными для ребенка оказываются пассивно-агрессивное поведение и депрессия, которые, как правило, родителями и воспитателями не берутся в расчет.

Уважаемые родители детей, страдающих РВ! Можете быть уверены, что если ваш подросток получает все, что ему/ей необходимо, он, в конце концов, наверняка со всем справится. Но помните, что это длительный процесс, потому что это процесс совершенствования. Продолжайте ежедневно давать своему подростку всё необходимое. Ниже вкратце сформулировано все, что вы должны делать:

1. Читайте, изучайте и старайтесь понять как можно больше об РВ.

2. Осознайте, что ваш ребенок, даже если он страдает РВ, не ненормален, а лишь имеет трудности в определенных сферах. Помните, что совершенных детей не бывает.

3. Пожалуйста, прочтите и перечитайте (а еще лучше запомните наизусть) главу 9 о подростковой депрессии. В противном случае вы можете проглядеть периоды, когда ваш страдающий РВ ребенок начинает впадать в депрессию, становится подавленным и нуждается в помощи. Если степень депрессии дошла до средней, как можно скорее обратитесь за профессиональной помощью.

4. Это может показаться нелепым, но, пожалуйста, перечитывайте в течение недели главы 6 и 7 перед тем, как уснуть. Справиться с гневом подростка, на мой взгляд, самая трудная задача в воспитании. Если вы прочтете 6 и 7 главы один раз, вы, возможно, и будете все делать верно в течение нескольких дней, но потом постепенно вернетесь к старому и будете неверно реагировать на гнев своего подростка. Поэтому перечитывайте эти главы каждый вечер, чтобы поддерживать ваши мысли в нужном направлении в последующие 24 часа. Вы должны быть стойкими.

5. Помните, дать ребенку, страдающему РВ, понять, что он искренне любим, достаточно сложно. Чтобы добиться этого, мы должны применять все основные способы выражения любви (зрительный контакт, физический контакт, безраздельное внимание и заботливое и нежное обхождение). Также помните, что телесное наказание часто неверно воспринимается таким ребенком как жестокость родителей, и в таком случае он/она будет использовать это, чтобы оправдывать свои собственные проявления жестокости.

 

Подростковая депрессия

 

Подростковая депрессия – сложное, коварное и опасное явление. Сложное потому, что имеет множество причин и последствий; коварное, потому что почти никогда не распознается – даже теми, кто страдает от него (не распознается до тех пор, пока не произойдет трагедия); опасное, так как может привести к самому худшему – от неудач в школе до самоубийства.

За годы своей работы я встречался со многими подростками, покушавшимися на самоубийство или пытавшимися навредить себе какими-либо иными способами. Их родители и друзья, как правило, были ошеломлены случившимся, не в состоянии поверить в его возможность. Эти раздавленные горем люди были уверены, что с их подростками все в порядке, и не догадывались о том, как те были несчастны.

Депрессию у подростков трудно распознать, потому что ее симптомы отличаются от классических симптомов депрессии взрослых. Например, подросток в начальной стадии депрессии ведет себя и разговаривает так же, как и обычно, никаких внешних признаков депрессии нет. Легкая подростковая депрессия проявляется в мрачных фантазиях, грезах наяву или в ночных снах. Эту степень депрессии можно выявить, зная мысли подростка и зная состояние его души. Даже не всякий профессионал способен увидеть такую депрессию.

В средней степени депрессии подросток тоже ведет себя и разговаривает как обычно. Однако здесь содержание его разговоров эмоционально окрашено, он касается в первую очередь угнетающих его тем, таких, как смерть, болезни, кризисы. Но так как сегодня взрослых тоже одолевают пессимистичные мысли, депрессия подростка может остаться незамеченной.

Несколько лет назад мне позвонила одна мама, обеспокоенная своим четырнадцатилетним сыном. Она не была уверена, нужна ли ему помощь. Эта женщина, горячо любящая своего сына, сообщила, что он ведет себя нормально, выглядит и разговаривает как обычно, и все было бы хорошо, если бы не тот факт, что во время просмотра новостей он говорит что-то типа: «Все в мире становится так плохо, что лучше было бы просто умереть». Этот мальчик оказался в умеренной степени депрессии.

Умеренная степень депрессии у взрослых бывает довольно разрушающей. Она может вызвать серьезные проблемы со сном и аппетитом, неспособность нормально действовать в разных сферах – начиная от родительских обязанностей и заканчивая работой. Не исключено, что все это может привести к нежелательным последствиям, возможно, даже к самоубийству.

Умеренная степень депрессии подростков также серьезна, как и у взрослых. Биохимически и неврогормонально этот процесс протекает, по существу, одинаково и у тех, и у других. Но посмотрите, как различаются проявления и симптомы. Взрослый, будучи в средней степени депрессии, обычно ужасно выглядит, чувствует себя несчастным, все валится у него из рук. А подросток? В абсолютном большинстве случаев подросток выглядит действительно подавленным, только если у него очень сильная депрессия и если уже с первого взгляда можно сказать: «О, да этот ребенок, без сомнения, в депрессии, будьте уверены, что он/она настолько подавлен, что близок к самоубийству».

Конечно, в любых ситуациях бывают исключения. Депрессию у подростков трудно распознать потому, что они умело маскируют ее, то есть они могут так скрывать ее, что всем будет казаться, будто с ними все в порядке, даже если на самом деле подросток бесконечно несчастлив. Это явление часто называют «депрессия с улыбкой». Такую маску подростки надевают бессознательно, и главным образом это происходит в присутствии посторонних людей. А когда такие подростки одни, они ее сбрасывают.

Что поможет родителям? Надо понаблюдать за подростками в то время, когда они уверены, что их никто не видит. Вы сумеете обнаружить депрессию, увидев, как меняется выражение лица – когда подросток один, он выглядит ужасно грустным и несчастным, но как только ему покажется, что кто-то на него смотрит, депрессия тут же скрывается под улыбкой, и создается впечатление, что все в порядке. Таков один из способов обнаружить депрессию. Хотя и не лучший.

 

 

КАК ОБНАРУЖИТЬ ДЕПРЕССИЮ?

 

Как же можно обнаружить в наших подростках депрессию, помочь им и предотвратить трагедию? Крайне важно уметь узнавать ее на раннем этапе, так как сегодня существует множество способов, которыми депрессия может причинить вред нашим детям. Подросток, находящийся в депрессии, довольно восприимчив к дурным влияниям сверстников, может легко пасть жертвой наркотиков, алкоголя, начинает криминальную деятельность, беспорядочный секс и другие антисоциальные действия, вплоть до самоубийства.

Лучший способ выявить в подростке депрессию – это разобраться в том множестве симптомов, которые являются свидетельством подростковой депрессии, и понять, как они развиваются. Крайне важно детально изучить всю совокупность симптомов, потому что один или два могут и не быть настоящей депрессией. Настоящая депрессия – это биохимический и неврогормональный процесс, обычно медленно развивающийся в организме подростка и способный растянуться на недели и месяцы.

Прежде чем мы перейдем к характеристике специфических симптомов подростковой депрессии, следует указать, что она также может быть выражена и типичными симптомами взрослой депрессии, включая чувства беспомощности, безнадежности, уныния или отчаяния, проблем со сном (сонливость или бессонница), с аппетитом (повышенный или пониженный, с прибавлением веса или похуданием), нехватку энергии, снижение чувства собственного достоинства, трудности в управлении гневом.

А теперь давайте рассмотрим специфические симптомы подростковой депрессии:

1. Ухудшение внимания. В легкой степени подростковой депрессии первый признак, который обычно имеет место, это ухудшение внимания. Подросток не может подолгу фиксировать свое внимание на какой-либо теме. Его мысли перескакивают с одной темы на другую, и он все более отвлекается. Все чаще и чаще он грезит наяву. Ухудшение внимания становится особенно заметным, когда подросток пытается выполнять домашнее задание. Сконцентрироваться на нем оказывается для него все труднее и труднее, и кажется, что чем больше он старается, тем хуже у него получается. Естественно, это ведет к раздражительности, потому что подросток начинает винить себя в том, что он «тупой», делает предположения, что у него не хватает умственных способностей выполнить эту работу. Можете себе представить, как это влияет на его самооценку.

2. Грезы наяву. Ухудшение внимания влияет на поведение подростка в классе. Сначала он, возможно, и будет способен сконцентрироваться на работе в течение почти всего урока, отвлекаясь лишь на несколько минут в его конце. Но если депрессия будет прогрессировать и внимание ухудшится, то подросток все меньше будет концентрироваться на работе и все больше мечтать. В этом случае учителю легче, чем кому-либо другому, выявить депрессию. Но, к сожалению, грезы наяву часто принимаются за лень или неуважение к учителю. Однако один или два отдельно взятых признака, как, например, грезы наяву и ухудшение внимания, еще не позволяют поставить точный диагноз, что это подростковая депрессия. Нужно проследить за постепенным развитием всей группы признаков.

3. Плохие оценки. Из-за снижения внимания у подростка и грез наяву естественно ухудшаются и его оценки. К сожалению, это ухудшение происходит обычно настолько постепенно, что его трудно заметить, и по этой причине его редко связывают с депрессией. По сути дела, и подросток, и родители, и учитель, как правило, начинают думать, что задания слишком трудны для подростка или что он слишком увлекается другими вещами. Было бы гораздо лучше, если бы оценки начали резко снижаться. Это вызвало бы надлежащее беспокойство. Но изменение оценок обычно происходит незаметно, и поэтому возможность депрессии учитывается редко.

4. Тоска. Так как подросток все чаще пребывает в состоянии грез, постепенно он впадает в тоску. Это нормальное явление для них, особенно в младшем подростковом возрасте, но только если оно длится относительно недолго. Нормальное состояние тоски часто наблюдается в течение часа или двух, иногда – в течение целого дня или вечера, в редких случаях – даже в течение двух дней. Но тоска, затянувшаяся на несколько дней и дольше, уже ненормальна и должна служить для нас предупреждением о том, что с ребенком происходит что-то неладное. Мало что беспокоит меня так сильно, как затяжная тоска подростка, особенно в младшем подростковом возрасте. Это состояние обычно проявляется в том, что подросток хочет оставаться один в своей комнате, причем периоды такого одиночества возрастают с каждый разом. Он проводит время просто лежа на кровати, мечтая и слушая музыку. Впавший в тоску подросток теряет интерес ко всему, что его/ее когда-то увлекало: к спорту, к одежде, машинам, клубам, церкви, общественным мероприятиям или свиданиям.

5. Соматическая депрессия. По мере того как тоска усиливается, подросток постепенно переходит в стадию средней степени депрессии. С этого момента он начинает страдать от того, что я называю соматической депрессией. Я употребляю этот термин потому, что, хотя любая депрессия – явление физиологическое и основано на биохимических и неврогормональных процессах, здесь ее симптомы проявляются на чисто физическом уровне. Например, подросток в средней степени депрессии начинает испытывать физическую боль. Боль может ощущаться в разных местах, но чаще всего это боли в нижнем отделе средней трети грудины или головные боли. Некоторые подростки испытывают боли в нижней трети грудины и/или головные боли как вторичное явление депрессии.

6. Уход в себя. В этом злосчастном состоянии подросток отдаляется от сверстников и, что самое худшее, не просто избегает их, а отгораживается от них своей враждебностью, грубостью и неприветливостью, заставляя и их отвернуться от него. В результате он остается в полном одиночестве. И так как он окончательно оттолкнул хороших друзей, то начинает общаться с дурными компаниями, где ребята порой употребляют наркотики и/или часто попадают в неприятные ситуации. Положение становится все более и более опасным.

Если однажды подросток впал в состояние тоски, от этого может произойти множество неприятностей. На этой стадии душевная и физическая боль может усиливаться и временами быть просто нестерпимой, и подросток уже не в состоянии выносить свое горе. В конце концов отчаяние настолько овладевает им, что он начинает искать хоть какой-нибудь выход. Более же всего удивительно то, что даже на этой стадии подросток едва ли осознает, что он находится в депрессии. Его способность не признаваться в этом даже себе поистине невероятна. Поэтому-то депрессия практически не заметна для окружающих до тех пор, пока не случается трагедия.

 

 

ВЫХОД ИЗ ДЕПРЕССИИ

 

Когда подросток, находясь в средней или сильной степени депрессии, доходит до того, что не может больше выдерживать ее, он старается предпринять что-либо, чтобы облегчить свое горе и страдания. Действия подростка в этой ситуации называются «выходом из депрессии». Существует много способов выхода.

Мальчики обычно бывают более буйными, чем девочки. Они могут попытаться снять симптомы депрессии воровством, ложью, драками, превышением скорости или другими антисоциальными действиями. Одно из самых распространенных криминальных действий, которые наблюдаются сегодня среди мальчиков-подростков, это взлом и проникновение в дома. Поступки, связанные с опасностью и будоражащие нервы, в какой-то мере облегчают боль, причиняемую депрессией. Взлом домов дает такие ощущения, и поэтому мальчики, находящиеся в депрессии, часто прибегают к этому.

Конечно, есть и другие причины совершения взломов подростками, поэтому когда я имею дело с таким ребенком, в первую очередь я пытаюсь определить, насколько депрессия повлияла на его поведение. Это имеет огромное значение, так как находящийся в депрессии подросток не воспринимает помощь, если она не направлена также и на снятие депрессии. Я уверен, что проглядеть депрессию в таких молодых людях – непростительная халатность. А многие центры, занимающиеся подростками, к сожалению, обращают внимание только на поведение, не принимая в расчет возможность депрессии.

Девочки обычно пытаются выйти из депрессии менее буйными способами, однако из-за вредного влияния средств массовой информации, насаждающих культ силы, тип их поведения начинает меняться. Часто девочки снимают свою депрессию с помощью беспорядочных половых связей: страдания, причиняемые депрессией, смягчаются во время физической близости. Однако когда эти взаимоотношения заканчиваются, эти несчастные дети обычно чувствуют себя еще хуже – они бывают еще более подавлены, чем раньше, так как их мнение о себе резко падает. Депрессия и низкая самооценка почти всегда являются причиной того, что девочка не очень-то заботится о выборе партнера. Мы действительно можем серьезно помочь таким детям, если отнесемся с вниманием к их состоянию. И наоборот, не сможем сделать практически ничего, если будем пренебрегать этим.

Подросток в состоянии депрессии может начать принимать наркотики. Марихуана и депрессия – крайне опасное сочетание, потому что в принципе после приема марихуаны подростки чувствуют себя лучше. Этот наркотик не избавляет от депрессии, но снимает вызванную ею боль. Подросток чувствует себя лучше просто потому, что у него ничего не болит. Конечно, когда действие марихуаны кончается, боль возвращается снова, и тогда он вынужден принимать большее количество, чтобы достичь той же степени облегчения. Таков самый распространенный путь привыкания к марихуане, роста зависимости от нее. Другие наркотики могут точно так же влиять на подростков. Поэтому, если мы пытаемся помочь им избавиться от наркомании, мы сначала должны определить, насколько депрессия повлияла на это пристрастие. Я серьезно обеспокоен тем, что многие профессионалы и центры по борьбе с подростковой наркоманией часто не замечают депрессии или не обращают на нее внимания.

Другой способ выхода из депрессии – это попытка самоубийства. Иногда подросток, идя на это, хочет не умереть, а привлечь внимание. Хотя иногда бывают и серьезные попытки действительно расстаться с жизнью. Девочки чаще прибегают к этому способу, чем мальчики, зато попытки мальчиков чаще удаются. Девочки в основном используют более безобидные способы самоубийства, как, например, таблетки; мальчики же, наоборот, действуют более решительно, поэтому и спасти девочек обычно проще. Однако я знал девочек, которые в результате попыток самоубийства были очень близки к смерти и даже умирали. Это трагедия!

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.