Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБУЧЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ПРИМЕРАХ





 

Я тоже совершил немало ошибок как родитель. Но как автор книги в данном случае я имею преимущества, ведь я могу отбирать те случаи, о которых мне хотелось бы вам рассказать. Позвольте мне привести один пример, показывающий, как я учил мыслить своего сына Дэвида. Я думаю, что справился с этой задачей, так как попытался, не критикуя, показать ему, где он мыслит нелогично или слишком упрощенно, а затем уже приводил примеры зрелых путей решения проблемы.

Дэвид знал, какие из телепередач мы с его мамой одобряем, а какие нет, и обычно без возражений соглашался с нашими требованиями в этом вопросе. Однако однажды вечером он стал смотреть передачу, которую мы не одобряли. Когда я напомнил Дэвиду, что я не хочу, чтобы он смотрел ее, он спросил: «Но почему?» – и добавил, что в ней нет ничего плохого, потому что «никто никому не причиняет зла».

Вам знаком такой аргумент? Хотя эта фраза была произнесена Дэвидом несколько лет назад, но она соответствует и современному состоянию нравственности в нашем обществе – «я могу делать все, что захочу, если это никому не вредит».

Мне очень хотелось наброситься на Дэвида и раскритиковать его неглубокие и незрелые размышления. Телевизионные передачи тогда (а сейчас еще в большей степени) ввергали молодых людей в коварные и опасные философствования. Но я с радостью могу сообщить – я все-таки вспомнил, что Дэвид нуждается в поощрении интеллекта и что его надо не критиковать, а учить мыслить зрело.

Поэтому я сказал: «Дэвид, я понимаю, что ты имеешь в виду, но я считаю, что эта передача исповедует философию гедонизма и себялюбия». (Это привлекло его внимание.)

В ответ он спросил: «Что это означает?»

Я сказал: «Вот что, Дэвид, давай-ка возьмем словарь и посмотрим там эти слова». (Иногда использование словаря оказывало мне громадную помощь при объяснении детям трудных понятий.)

Мы вместе прочитали толкование этих слов. Затем мы обсуждали их значение до тех пор, пока я не удостоверился, что Дэвид понял их. Но, как и любой другой обыкновенный развивающийся ребенок младшего подросткового возраста, он, даже уяснив себе значения, не понимал, как они работают в реальной жизни. Я сказал: «Дэвид, как ты считаешь, самовлюбленный гедонист сможет стать хорошим мужем или женой, отцом или матерью? Что ты думаешь о своей маме? Разве она эгоистка? Разве она беспокоится только о себе, не беря в расчет интересы других? Разве она заботится только о собственном удовольствии и ей наплевать на других?» Естественно, такая речь образумила Дэвида. Он вспомнил об всем, что сделала для него в тот день его любящая мама, хотя и чувствовала себя плохо.

Я был безмерно доволен, когда Дэвид в конце концов заключил: «Это означает, что эгоистичный человек заинтересован только в том, как бы самому получить наслаждение, вместо того чтобы заботиться о других».

После этого мы поговорили с Дэвидом о том, каким образом люди, участвующие в этой передаче, выражают эгоистичные взгляды, уча потворствовать только собственным интересам, нимало не заботясь об уважении к другим и об их благополучии.

Научить подростка ясно мыслить – сложная, кропотливая и трудоемкая работа. Но если вы не проясните своих позиций перед ребенком, чужие взгляды незаметно вытеснят ваше влияние.

 

 

БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ

 

Одной из причин, почему у подростков нет ясных представлений о морали и нравственности, является то, что одни родители не считают обязательным передавать детям собственные убеждения, другие же, исповедуя на словах высшие ценности, не живут в соответствии с ними. У многих родителей – включая и христиан – проблемы со своим собственным поведением. Тревожит рост сексуальной распущенности среди взрослых, встречаются случаи оскорбления и обмана детей.

Ничто так не сбивает подростка с толку, как непоследовательность его родителей, особенно когда те говорят, что высоко ценят что-либо в жизни, а поступают так, будто ни во что не ставят это же самое. Как такие родители могут дать своим детям четкое представление о нравственных и духовных ценностях, если их собственная жизнь не является примером?

Я считаю, что нужно бороться с распущенностью поведения взрослых, подрывающей моральные устои нашего поколения. Без сомнения, Бог осудит нас, называющих себя христианами, за отсутствие дисциплины и самоконтроля.

Дорогие родители, давайте приведем в порядок наши жизни и будем последовательны, будем поступать так, как, мы знаем. Бог хочет, чтобы мы поступали. Тогда мы сможем просить Божьих благословений для наших детей, как Он обещал это и для нас самих.

 

Духовная помощь подростку

 

Как уже упоминалось раньше, современное поколение подростков часто называют «апатичным поколением». Но важно помнить, что эта апатия – лишь прикрытие для ярости и гнева, особенно направленных против законной власти. К несчастью, многие подростки безразличны ко всему, а более всего – к будущему. Надежда страны, это поколение лишено той жизненности, энтузиазма и энергии, которые нам хотелось бы в них видеть.

Почему же так много апатичных подростков? Почему в них нет инициативы и желания что-либо делать? Главным образом это происходит потому, что у них практически нет надежды на будущее, и эта безнадежность гораздо более опасна, чем агрессивные и яростные движения протеста конца 60-х годов. И хотя деятельность молодежи тех лет была дурно организована и приносила мало результатов, она все же была, и это давало веру – веру в свою страну, в будущее и, что самое важное, веру в себя.

Сейчас ничего этого нет. Преобладающее настроение молодежи – безнадежность, беспомощность и отчаяние. Мы, родители, удивляемся, как стало возможным такое ужасающее положение. Кажется, что у наших драгоценных подростков вырвали и сердце, и душу. Почему же у них так мало веры в будущее?

Легко обвинить во всем безжалостный мир и кризисы национальных масштабов, такие, как безработица, природные бедствия, СПИД, голод, загрязнение окружающей среды. Но не они являются причиной безнадежности и отчаяния подростков.

Наши предки жили в не менее тяжелые, опасные и неустойчивые времена. Им приходилось выдерживать такие испытания, как Великая депрессия, ужасы второй мировой войны. Но у молодых людей той эпохи не было такой безнадежности и отчаяния, которые мы наблюдаем сегодня.

Взгляды и настроения молодежи нации есть отражение взглядов и настроений ее взрослых. Иногда молодежь поддерживает взрослых, особенно когда существует угроза национальной безопасности, иногда выступает против них, особенно если чувствует их лицемерие. Но сегодня нет ни того, ни другого. Только лишь одна внушающая тревогу инертность. Какие настроения взрослых отражают наши подростки? Они отражают подавленность, уныние, беспомощность и отчаяние. Разве может подросток положительно реагировать на такую атмосферу? Нет, сперва ему необходимо разглядеть в жизни что-нибудь позитивное и стоящее.

К сожалению, у подростков почти нет исторической широты взглядов, которая бы позволила им оглянуться назад и учиться на опыте своих предков. Они ограничены лишь настоящим и будущим, поэтому формируют свои взгляды и настроения, основываясь на той атмосфере и на том отношении к будущему, которые преобладают в настоящем.

Одна из основных причин, почему наши подростки не могут сформировать положительного отношения к жизни, состоит в том, что мы, взрослые, не передаем им решимости, веры и воодушевления, необходимых для смелого взгляда в будущее. Мы, люди старшего поколения, предлагаем молодежи какие-то странные и нездоровые взгляды, в большинстве своем неправильные и, уж конечно, не соответствующие заповедям Священного Писания. Почти не осознавая этого, мы быстро приобретаем нездоровое, деструктивное, трусливое и пассивное отношение к жизни. Мы позволили другим определять за нас нашу систему ценностей и мировоззрение. Многие из нас считают:

• что мы первое поколение, столкнувшееся с кризисами;

• что мир был лучше, приятнее и безопаснее, пока не появились современные проблемы;

• что мир настолько быстро деградирует, что планировать и готовиться к будущему – глупое и безнадежное занятие, потому что этого будущего может и вовсе не быть.

Нет ничего странного в том, что подросток, плохо знающий историю человечества и еще хуже великие обетования Господа, поддастся такому всепоглощающему, убивающему всякую надежду пессимизму. Мы стали поколением без собственных убеждений и твердой системы ценностей. Мы отчаиваемся, когда что-то в нашей жизни идет не так хорошо, как прежде, не замечая, что кое-что хорошее все же осталось. Мы забываем о дарованных нам благах. Я видел, как люди впадали в отчаяние из-за абсолютных пустяков. С другой стороны, иногда столь же незначительные вещи, как новая машина или новая одежда, вызывают у нас целую бурю положительных эмоций. Как же мы можем удивляться, что наша молодежь так легко попадает под влияние рок-групп и сект, когдана нас самих так же сильно влияют телевидение и различные общества с их специфическими интересами?

Я могу понять неверующего, испытывающего такое замешательство, растерянность и отчаяние, но мне трудно понять, как христианин может оказаться в сетях такой безнадежности. И тем не менее, вокруг меня так много христиан, поддавшихся пессимистическим настроениям. И я вижу, что и их подростки не могут найти тот жизненно важный, несущий успокоение луч надежды, который Иисус дает Своим детям.

Я хотел бы, чтобы наши подростки обрели надежду и вдохновение и откликнулись на зов Господа. Но наше поколение практически потеряло связь со своим духовным наследием. Да, у нас существуют проблемы, и некоторые из них абсолютно новы. Но так же было и у наших дедов. Почему же мы не можем принимать свои кризисы и трудности без депрессии, без чувства обреченности, безнадежности и ужаса, как перед приближающейся гибелью?

 

 

ДЕНЬ СТРАШНОГО СУДА?

 

Сталкиваясь с проблемами, некоторые религиозные организации и проповедники пытаются избежать ответственности, замыкаясь в себе в ожидании Страшного суда. Вместо того чтобы использовать тексты Библии, как это велел Бог, то есть как весть надежды и обетования, эти самозванные пророки, ссылаясь на Священное Писание, провозглашают близящийся день Страшного суда. Такие заявления полны безнадежности: скоро наступит конец, поэтому нет смысла решать наши проблемы или пытаться обеспечить лучшую жизнь нашим детям. Это приводит к состоянию духовного и эмоционального паралича, а также поддерживает лозунг: «Ешьте, пейте и веселитесь сегодня, ибо завтра все умрем».

Вообразите, как чувствует себя подросток в подобной атмосфере. В то время, когда ему нужно готовиться к будущей жизни, стремиться достичь чего-либо и внести свой вклад, он/она видит – общая точка зрения такова, что надо брать как можно больше от сегодняшнего дня, потому что завтра, даже если оно наступит, уже, быть может, жизнь ничего не будет стоить.

Такие приготовления снижают чувство ответственности как у подростков, так и у взрослых. Прочитав одну из рекламируемых по телевидению книг о «конце света», одна мама решила: «Интересно, почему это я должна растить своих детей или пытаться готовить их к будущему, которого не будет». Мужчина, читавший другую книгу о дне Страшного суда, сказал: «Я подумываю бросить работу, просто уволиться. А зачем продолжать?»

В атмосфере, когда растет убеждение в бесполезности жизни, трудно бороться с цинизмом, не употреблять наркотики или не прятать голову в песок. Когда провозглашается только предстоящий Страшный суд и забывается о любви Иисуса, о надежде и вере в обетования Господа, удивительно ли, что христианам становится все труднее и труднее жить ответственной, мужественной и созидательной жизнью?

Периоды нездоровой тяги к пророчествам о грядущем конце света повторяются каждые 5-10 лет. Обычно в такие периоды появляется книга на данную тему, которая рассматривает действительность с точки зрения библейского пророчества, и очень скоро становится бестселлером. Мы, родители, осознаем, какое разрушающее воздействие все это может оказать на подростка, поэтому, когда наступает такой период, давайте будем готовы защитить его, объясняя ему причины этого явления. Давайте объяснять истинный смысл и глубину библейского пророчества, иначе подросток может не только впасть в пессимизм и депрессию по поводу своего существования, но и подвергается риску увлечься астрологией, подпасть под возрастающее влияние экстрасенсов, гадалок и предсказателей.

Иисус не звал к пессимизму. Он наказывал нам надеяться и радоваться. Относительно последних дней Христос сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13: 32 – 33). Мы должны ждать Его пришествия и молиться. Мы не должны сдаваться или с пессимизмом смотреть в будущее. Мы не имеем права отворачиваться от своей моральной обязанности прожить жизнь благочестиво и передать свои ценности детям. Священное Писание призывает нас быть оптимистами, радоваться, надеяться и верить в лучшее.

Если мы, родители, сможем осмыслить целостную картину истории, мы увидим в ней и свое место: это чрезвычайно важное и значимое место. Мы – одно из звеньев в планах Бога, одна из глав в летописи истории. И ни Его планам, ни истории никогда не придет конец. Когда закончится наша глава, лично я хотел бы, оглядываясь назад, быть уверенным в том, что мы, будучи Его детьми, выполняли Его волю, что мы были тверды в нашей вере в Него и в Его милосердие. Оглядываясь назад, я хочу порадоваться, что не поддался всеобщему стремлению «испытать» свою собственную силу и власть ценой потери Богом данной привилегии жить праведно и благочестиво. Я хочу сказать вместе с Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7).

Бог помогает нам совершить течение и сохранить веру. Если мы справимся с этим достойно, наши подростки получат от этого больше пользы, чем от чего-либо другого. Но чтобы передать подросткам свою надежду, веру и оптимизм, мы сами должны иметь их.

 

 

«НАУЧИ МЕНЯ ЖИТЬ»

 

Наиболее серьезная претензия современных подростков к родителям заключается в том, что те не могут указать им моральных и этических ориентиров, которыми следует руководствоваться в жизни. Свою неудовлетворенность они выражают по-разному. Одни подростки утверждают, что им необходим «смысл жизни», другие хотят иметь «образец для подражания», третьи мечущиеся души мечтают о «руководстве свыше», о чем-нибудь, на что «можно опереться» или что «научит их жить».

Подобные крики о помощи исходят не только от нескольких несчастных, неудовлетворенных подростков. Подавляющее большинство выражает тоску и растерянность, полнейшую растерянность относительно этой важной сферы своей жизни. К сожалению, весьма нелегко встретить в наши дни молодого человека, которому было бы все ясно в вопросах о смысле жизни, который бы гармонично вписался в действительность и имел бы представление о том, как жить в столь непонятном, быстро меняющемся и пугающем мире.

Ребенок в первую очередь от родителей ждет помощи в этом плане. Найдет ли он у них то, что ему нужно, зависит от двух условий: первое – есть ли у самих родителей ответы на эти вопросы; второе – отождествляет ли ребенок себя с родителями настолько, чтобы быть в состоянии принять их систему ценностей. Для ребенка, который не чувствует себя искренне любимым, это весьма трудно.

Давайте обратимся к первому условию, которое необходимо обеспечить молодому человеку, отчаянно ищущему смысла жизни. Мы, родители, должны иметь фундамент, на котором базируется наша собственная жизнь и который может поддерживать нас во все периоды жизни: во время семейных неурядиц, финансовых кризисов, проблем с нашими детьми, усталости от жизни, а также во времена различных общественных перемен, при которых духовные ориентиры, критерии и установки быстро рушатся. Мы, родители, должны иметь такой фундамент, чтобы передать своим детям.

Но истинной, несущей мир и покой ценностью, в которой нуждается каждое сердце, является Он. Он – величайшая тайна и, в то же время. Он доступен всем. Он дает силы в кризисных ситуациях и успокаивает в моменты печали. Он дарит мудрость в минуты смятения и поправляет, когда мы ошибаемся. Он помогал нам в прошлом, обещает помогать и в будущем. Он руководит нами в любые времена, Он нам ближе, чем родной брат.

Он диктует правила, которым надо следовать, но и обещает удивительные награды за послушание. Порой Он допускает потери, разочарования и боль в нашей жизни, но всегда заменяет утраты чем-то лучшим. Он не принуждает нас, но терпеливо ждет, когда мы впустим Его в свою жизнь. Он не заставляет нас выполнять Свою волю, но будет горько сожалеть, если мы пойдем по неверному пути. Он хочет, чтобы мы любили Его, потому что Он первым полюбил нас. Но Он дает нам возможность выбрать Его или отказаться от Него. Он хочет заботиться о нас, но отказывается принуждать нас. Его величайшее желание – быть нашим Отцом, но Он не будет навязывать нам Себя. Если мы хотим того же, чего хочет Он, то есть добрых и доверительных отношений между Ним и нами, нам следует принять Его предложение. Он слишком деликатен, чтобы принуждать нас. Если мы еще не приняли Христа как Спасителя и Господа, то Он ждет, что мы станем Его детьми. Конечно, вы уже догадались, что Он – это Бог, живущий в нас.

Сокровенные, личные отношения с Богом через Его Сына Иисуса Христа – самое важное в жизни. Это и есть то самое, чего жаждут наши молодые люди: это и «смысл жизни», и «то, на что можно надеяться», и «то, что дает успокоение, когда кажется, что все рушится». Все это дает Он!

А в вас Он живет? Если нет, обратитесь за помощью к священнику или другу-христианину.

Второе условие состоит в том, что ребенок должен отождествлять себя со своими родителями, чтобы принять и унаследовать их систему ценностей.

Как вы помните, если подросток не чувствует, что его любят и принимают, ему очень трудно отождествлять себя с нами, родителями, и, как правило, он реагирует на родительское руководство с возмущением, обидой и враждебностью. Он рассматривает каждую родительскую просьбу (или приказ) как новое посягательство на его личность и вырабатывает способы сопротивления. В наиболее тяжелых случаях подросток привыкает реагировать на все просьбы родителей с таким негодованием, что становится ясным – его отношение к родительскому авторитету (а в конце концов и к любому авторитету, включая Бога) прямо противоположно тому, чего от него ждут.

Для того чтобы подросток, отождествляя себя с родителями, тесно связывал себя с ними и был способен принять их ценности, он должен чувствовать, что искренне любим и знать, что его ценят. Чтобы подросток унаследовал те отношения с Богом, которых достигли его родители, последние должны позаботиться, чтобы их ребенок чувствовал себя безусловно любимым. Эту тему мы уже обсуждали ранее. Подросткам, которые не чувствуют к себе безусловной любви родителей, чрезвычайно трудно почувствовать себя любимыми Богом.

 

 

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Крайне важно знать, как действует память подростка. Помните, что подросток – еще ребенок и гораздо болееэмоционален, чем логичен. Вследствие этого он чаще удерживает в памяти чувства, а не факты. Ребенок скорее запомнит, что он чувствовал в конкретной ситуации, чем детали произошедшего события. Например, ребенок или подросток, посещающий воскресную школу, будет четко помнить те чувства, которые испытал там, даже спустя много времени после того, как забудет, что ему говорили или чему его учили.

Таким образом, в некотором смысле гораздо важнее, было ли общение для ребенка приятным или неприятным, чем конкретные детали, которым обучал учитель. Говоря о приятном общении, я не подразумеваю, что учитель должен потакать желаниям ребенка резвиться и шалить. Я имею в виду, что надо относиться к ребенку с уважением, добротой и заботой, давая ему возможность почувствовать себя комфортно. Его нельзя распекать, унижать или подавлять каким-либо иным способом.

Если религиозное образование ведется на низком уровне и вызывает у молодого человека скуку, то он, вероятнее всего, отвергнет любое, даже самое лучшее учение, особенно если оно касается моральных и этических норм. Именно в таких ситуациях у подростка вырабатывается предубеждение против религии и склонность считать всех людей в церкви лицемерами. Такое отношение трудно в дальнейшем изменить, и оно может сохраниться на всю жизнь.

С другой сторон, если процесс обучения доставляет приятные ощущения, то и воспоминания о религиозных предметах тоже будут приятными и могут в дальнейшем укорениться в личности ребенка. Эмоциональные и духовные вопросы нельзя полностью разделить, они взаимосвязаны и зависят друг от друга. По этой причине, если родители хотят помочь подростку духовно, они должны позаботиться об его эмоциях. Поскольку ребенок запоминает чувства гораздо лучше, чем факты, необходимо, чтобы у него было как можно больше приятных воспоминаний, благодаря которым он накопит и знания, особенно религиозные знания.

 

 

«НЕ ТОРОПИТЕСЬ С ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ ВЫБОРОМ» – НЕВЕРНЫЙ ПОДХОД

 

Давайте поговорим о широко распространенном заблуждении, суть которого в общих чертах такова: «Я хочу, чтобы мой ребенок научился принимать свои собственные решения после того, как сам все испробует. Он не должен думать, что обязан верить в то, во что верю я. Я хочу, чтобы он узнал разные религии и философии и только после этого, став взрослым, сам смог сделать свой выбор».

Родитель, высказывающий такое мнение, либо пытается закрыть глаза на проблему, либо пребывает в глубочайшем неведении относительно мира, в котором мы живем. Ребенок, воспитанный таким образом, воистину заслуживает жалости. Если он не получает постоянного руководства и разъяснения этических, нравственных и духовных вопросов, то впоследствии не сможет ориентироваться в окружающем его мире. Именно это является причиной многих жизненных неудач и противоречий. Один из самых прекрасных даров, которые родители могут дать своему ребенку, – это четкое понимание мира и его непростых проблем. Нет ничего удивительного, что многие дети, лишенные этой непоколебимой основы (знаний и правильного восприятия мира), упрекают своих родителей:»Почему вы мне не объяснили, что все это означает?»

Другая причина, почему нельзя допускать такого небрежного подхода к духовным проблемам, заключается в том, что появляется все больше организаций и культов, предлагающих разрушительные, порабощающие и лживые ответы на жизненно важные вопросы. Для такого рода тенденций человек, выросший в условиях, якобы способствующих широкому кругозору, – самая желанная находка и легкая добыча.

Меня поражает, как некоторые родители готовы тратить огромные деньги и пускаться на любые манипуляции ради того, чтобы дать своим детям хорошее образование, но, в то же время, когда дело доходит до самой главной подготовки – подготовки к духовным битвам, к поискамнастоящего смысла жизни, – ребенок оказывается предоставлен самому себе и становится жертвой всевозможных сект.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.