Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Преподобный Роман Сладкопевец





КОНДАК НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Преподобный Роман Сладкопевец

Сретение Господне. Фреска монастыря Дионисиат, Афон

Содержание

Церковно-славянский текст Минеи

Русский перевод диак. Сергия Цветкова

Вступительная статья игум. Платона (Игумнова)

Русский перевод игум. Платона (Игумнова)

Вступительная статья Симеона (Дурасова) (священноинока РПСЦ)

Русский перевод Симеона (Дурасова) (священноинока РПСЦ)

Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) (только текст Минеи)

Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий)

Церковно-славянский текст Минеи

По 1-м стихословии седален, глас 1. Самоподобен:

Лик Ангельский да удивится чудеси, / земнии же гласы, возопием пение, / зряще неизреченное Божие снизхождение, / Егоже бо трепещут Небесныя силы, / ныне старчи объемлют руце Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 1:

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Икос: К Богородице притецем, хотящии Сына Ея видети, к Симеону носима, / Егоже с Небесе Безплотнии видяще, дивляхуся, глаголюще: / чудная зрим ныне и преславная, непостижимая, несказанная! / Иже бо Адама создавый носится яко Младенец, / Невместимый вмещается на руках старчих, / Иже в недрех неописанных Сый Отца Своего / волею описуется плотию, а не Божеством, / Един Человеколюбец.

 

Русский перевод игум. Платона (Игумнова)

Кондак на Сретение Господне

Глас 1, акростих: Туто Роману то эпос, что значит: Сие Романа творение

Вступление I

Лик ангельский да удивляется чуду,

Мы же, смертные, немолчно воспоем песнь,

Видя неизреченное нисхождение Божие:

Того, пред Которым трепещут Небесные силы,

Ныне объемлют старческие руки, –

Единого Человеколюбца.

Вступление II

Плоть от Девы нас ради понесший,

Ты, как Младенец, был носим во объятиях старца,

Рог вознеси верных василевсов наших,

Их укрепи силою Твоею, Слове,

Возвесели их благочестивое царство,

Единый Человеколюбец,

Вступление III

Утробу Девственную освятивший Рождеством Твоим

И руки Симеона благословивший, как подобало,

Предварив и ныне, спас нас, Христе Боже;

Но умири во бранех государство

И укрепи василевсов, которых Ты возлюбил,

Единый Человеколюбец.

К Богородице поспешим, желая

Видеть Сына Ее, к Симеону принесенного;

Его с Небес Бесплотные, видя,

Удивлялись, говоря:

– «Чудесное созерцаем мы ныне и страшное, непостижимое, неизреченное;

Ибо Создавший Адама носится на руках, как Младенец;

Невместимый вмещается во объятиях старца;

Пребывающий в неизреченных недрах Отца Своего

Волею описуется плотию, не Божеством.

Единый Человеколюбец».

Когда же это возвестили они,

Незримо же поклонились Господу и людей возвеличили,

Ибо на раменах Херувимов носимый

С ними жительствует,

Ибо явился доступным для земных Неприступный для Ангелов,

Ибо носящий и содержащий всё как Создатель,

Созидающий младенцев в материнских утробах,

Не изменяясь, стал Младенцем,

рожденным от Девы,

и пребыл неразлучно

Со Отцом и Духом, Им Собезначальный,

Единый Человеколюбец.

Ангелы воспели Человеколюбца сими словами,

Мария же шла, неся Его во объятиях,

И размышляла, как стала Она Матерью (Господа)

И пребыла Девой.

Зная, что преестественно было Рождество, ужасалась и трепетала,

С Собою же рассуждая, говорила так:

«Какое найду, Сын Мой, для Тебя нареченье?

Ибо если, как вижу, назову Тебя Человеком – Ты выше человека,

Девство Мое сохранивший непорочным,

Единый Человеколюбец.

Совершенным ли назову Тебя Человеком?

Но знаю Божественное Твое зачатие: ибо никто из людей никогда

Без совместной жизни и бессеменно не зачинается,

Как Ты, Безгрешный.

И если Богом Тебя назову, удивляюсь, видя Тебя по всему Мне подобным,

Ибо Ты не имеешь ничего изменённым, что́ есть у людей,

Кроме того, что Ты без греха зачат и родился.

Буду ли Тебя питать млеком или буду Тебя славословить?

Ибо Богом Бездетным тварь Тебя проповедует,

Хотя Ты и стал Человеком,

Единый Человеколюбец».

Так введен был Господь,

Несомый со всесожжениями в храм, как написано;

Его из объятий Матери принял Симеон блаженный.

Радость и страх объяли праведника, ибо очами души

Узрел он Архангелов и Ангелов чины,

Со страхом предстоящих и Христа славословящих,

И, молясь, мысленно взывал: «Ты меня сохрани

И не попали меня, Огнь Божества,

Единый Человеколюбец.

Ныне я, убогий, укрепляюсь, ибо увидел Твое Спасение, Господи.

Ты – Начертание Всесовершенное Непостижимой Отческой Ипостаси,

Светильник Неприступный,

Печать Божества Неизменная, Сияние Славы,

Озаряющее Истиной души человеческие,

Сущий прежде веков и все сотворивший.

Ибо Ты – Свет, далеко светящий,

Свет Отца Твоего, неслиянный, неопределимый

И сверхразумный, хотя и стал Человеком,

Единый Человеколюбец.

О Благой и Человеколюбивый,

Прежде Ты приношения Авеля и других

Твоих праведников принял.

Кому жертву и всесожжения Ты, Всесвятой, приносишь?

Ибо знаю, что нет другого больше Тебя, непостижимый Господи,

Ибо Отец Твой по Сущности Тебя не превосходит:

Ведь Ты Ему Единосущен и Собезначален.

Но да покажешь, что воистину являешься, Кем стал,

Как исполнитель Своего закона, Ты принес Жертву,

Единый Человеколюбец.

Велик и преславен неизреченно

Всевышним Рожденный, Всесвятой Сын Марии.

Единым же Тебя называю, Видимого и Невидимого,

Вместимого и Невместимого:

Мыслю и верю, что по природе Ты – Превечный Сын Божий;

Исповедаю же Тебя преестественно и Сыном Девы.

Сего ради, дерзая, и объемлю Тебя как Светильника,

Ибо всякий человек, неся светильник, просвещается – не опаляется:

Так просвети меня, Светильник Неугасимый,

Единый Человеколюбец».

Предстояла и ужасалась, слыша это,

Непорочная Дева, Которой старец возвестил:

«Все пророки проповедали Твоего Сына,

Которого родила Ты бессеменно.

О Тебе же пророк возглашал и возвестил чудо,

Что затворенными вратами являешься Ты, Богородица,

Ибо Тобою пришел и явился Владыка,

И не отверзлась, не подвиглась дверь чистоты Твоей,

Которою прошел и сохранил неповрежденной

Единый Человеколюбец.

Ныне уведомлю Тебя обо всем и все Тебе предреку,

Пресвятая, Непорочная, ибо на падение и на востание

Лежит Сын Твой – Жизнь, и Избавление,

И всех Воскресение.

Господь явился не для того, чтобы одни пали, другие же востали,

Ибо не радуется Всемилосердный человеческому падению,

Не для того предстал Он, чтобы пали стоя́щие.

Но, напротив, Он явился, стремясь воставить падших,

Избавляя Свое создание от смерти,

Единый Человеколюбец.

Сей образ падения и востания

Предстал праведникам в осиянии благодати,

Ибо стоя́щие падают из-за греха

И мертвыми оказываются.

Правдою же и верою востают и живут в благодати,

И осуждаются, и ниспровергаются телесные страсти;

Душа же просвещается добродетелями, возводящими к Богу.

Ибо когда совершенно падет заблуждение, утверждается целомудрие;

Ты худшее угасил, лучшее же воскресил,

Единый Человеколюбец.

Вдохновляемый Христом, предвещаю Тебе,

Что отсюда явится зна́мение пререкаемое;

Знамением же будет Крест, который воздвигли

Для Христа законопреступники.

Распятого одни будут проповедовать как Бога,

другие же – лишь Человеком,

Благочестивые и злочестивые учения придут в движение,

И будут некоторые полагать, что Его тело Небесное,

Другие – что оно призрачно; одни рекут,

что от Тебя Он принял плоть бездушною,

А другие – одушевленною,

Единый Человеколюбец.

Тайна же будет настолько пререкаемой,

Что в Твоем уме возникнет колебание.

Ибо, когда увидишь пригвожденным ко Кресту

Твоего Сына, Непорочная,

Вспомнишь слова, сказанные Ангелом, и Божественное зачатие,

И чудеса неизреченные – тотчас усомнишься.

Размышление же о страданиях будет для Тебя как меч.

Но после того пошлет Твоему сердцу исцеление,

Ученикам же Своим – мир непобедимый

Единый Человеколюбец».

Возвестив всё это Непорочной,

Старец праведный воззвал к Младенцу:

«Ныне отпускаешь меня с миром, раба Твоего,

Но я увидел Тебя, Господи,

Отпусти меня к жизни бесконечной, Жизнь Несравненная,

Поскольку об этом Ты возвестил мне прежде, чем пришел в мир;

Соблюди для меня. Слове, предел Твоего слова;

Пошли меня, Всесвятой, к Аврааму и патриархам

И скорее отпусти меня из тленного мира,

Единый Человеколюбец.

Воистину многоплачевно и претрудно настоящее,.

Ибо оно временно и непременно приемлет конец;

Поэтому всех праведников Своих Ты отсюда преселил, Господи.

Явив попечение, чтобы Енох и Илия не вкусили смерти,

Ты благоволил неизреченно преселить их отсюда.

Дабы они были в селениях светлых, не ведающих стенаний.

Ныне же от временного отлучи и меня,

Творче, и душу мою прими,

И сопричти и меня к святым Твоим,

Единый Человеколюбец.

Ты пришел, всех Жизнь и Воскресение,

По Своей благости; отпусти меня из жизни сей,

Боже мой, к жизни же направи

Нетленной, как Нетленный.

Телесной смерти предай мое тело, как всех друзей Твоих,

Умную же и Вечную мне даруй Жизнь, Щедрый.

Как в теле я Тебя увидел и удостоился носить,

Так да увижу я Славу Твою со Отцом Твоим и Святым Духом,,

Ибо Ты и там остался, и сюда пришел.

Единый Человеколюбец».

Царь Сил принял моление праведника

И в сердце его (таинственно) молвил:

«Ныне отпускаю тебя от того, что́ временно, друг Мой,

В Вечные Селения;

Посылаю тебя к Моисею и другим пророкам: им всем возвести,.

Что вот, пришел Я, о Ком они предрекали в пророчествах,

И родился от Девы, как они предвозвестили;

Явился сущим в мире и жил с людьми, как они проповедали.

Скоро же Я буду впереди тебя, неся всем избавление.

Тебя умоляем, Всесвятой, Долготерпеливый,

Жизнь и Воззвание, Источник благости,

При́зри с Небес и посети всех,

Всегда верных Тебе.

От гнева, и ну́жды, и скорби избавь

Жизнь нашу, Господи,

И в вере истинной настави всех

Молитвами Святой Богородицы и Девы.

Спаси Твой мир, спаси стадо Твое и всех сохрани.

Ты, ставший нас ради Человеком непреложно,

Единый Человеколюбец.

 

Источник: Журнал Московской Патриархии. 1984. №2. С. 76–78.

 

Кондак, глас 1

Утробу Девы освятив рождением Твоим, / и руки Симеона благословив, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого59 Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.

Икос: К Богородице прибегнем / мы, желающие увидеть Сына Её, / к Симеону приносимого, / на Которого с небес взирая, / бесплотные поражаются и восклицают: / «Чудное мы созерцаем ныне и необычайное, / непостижимое, невыразимое: / ибо Создателя Адама носят как младенца, / Невместимый в объятиях старца умещается, / Пребывающий в беспредельных недрах Отца Своего / добровольно ограничивается – плотью, но не Божеством, – / Единый Человеколюбец!»

КОНДАК НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Преподобный Роман Сладкопевец

Сретение Господне. Фреска монастыря Дионисиат, Афон

Содержание







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.