Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Светлана, скажите пожалуйста, Вы первый раз в Екатеринбурге?





– В Екатеринбурге первый раз. Здравствуйте, дорогие екатеринбуржцы. Но мне приходилось бывать в Свердловске. Я приезжала сюда один раз с картиной, нашумевшей в 80-х годах – это был фильм «Меня зовут Арлекино», где я исполнила главную роль. Антон, я как-то всегда комплексую, когда меня называют певицей, я больше предпочитаю «автор-исполнитель».

– Но ведь вы поете…

– Декламирую, так бы я сказала.

– Ну хорошо, пусть будет автор-исполнитель.

– Да.

– У вас до этого концерты проходили в каких городах?

– Вы знаете, я сейчас очень много концертирую. Практически моя сетка в телефоне испещрена пометками, жирно выделены числа, когда я концертирую. Последний раз я вернулась из Санкт-Петербурга, скоро еду в Польшу, там пять городов – пять концертов. Поэтому, слава Господу, мое творчество востребовано.

– Скажите, пожалуйста, Вы будете выступать на V Международной конференции «Семья и будущее России» в секции «Семья Страстотерпцев как пример для подражания». Почему именно в этой секции?

– Я почитаю Святых Царственных Мучеников. И у меня даже есть небольшой цикл, посвященный этой Семье: «Царская баллада», «Баллада о преподобномученице Елисавете», а также патриотические песни, касающиеся царской темы. Я очень трепетно отношусь к этой теме, поэтому я не могла не приехать сюда.

– Скажите, а с чем связано Ваше почитание Царской Семьи, Царственных Страстотерпцев?

– Мне кажется, это хороший пример для подражания. Что касается семьи вообще – то отношений между собой. Те, кто читали эти трогательные письма друг к другу, конечно, не могли не заметить, с каким чувством любви и уважения относились супруги друг к другу, с каким чувством дети относились к родителям. И, к сожалению, сейчас очень редко встретишь такое.

– Скажите, вот всем известно, что Вы до исполнения песен духовных были знаменитой актрисой, певицей, пели светские песни. Как произошел переход от светского к духовному?

– Не такой уж знаменитой я была. И песни светские я исполняла, знаете, так – под гитару, бардовские песни в основном, во время каких-то премьерных показов, в частности, в фильме «Меня зовут Арлекино». Я поездила по стране, и за рубежом была – в Австралии и в Новой Зеландии. И я всегда была с гитарой, и какие-то ответы на вопросы зрителей перемежала с исполнением песен. Потом у меня был такой этап в жизни, когда я писала для эстрадных исполнителей. Кристина Орбакайте, например, поет песню на мои стихи и музыку, Игорь Саруханов, Вячеслав Малежик, молодежные группы. А потом (даже не могу сказать «по мере моего воцерковления»), скорей всего, это произошло, когда я встретилась со своим будущим духовным отцом – как-то в одночасье все перевернулось, и я поняла, что талант, который мне Господь дал, я должна употреблять на прославление Его имени. И помню, началось все с баллад о святых, которые я перекладывала в стихи, а некоторые также и на музыку. Потом были песни, потом появились песни-притчи, очень многими любимые и востребованные, потому что не только православные воспринимают их, но и вообще начиная от детей и заканчивая пожилыми людьми. И даже в местах заключения, у наркоманов мне приходилось выступать, и везде-везде эти песни находят отклик в сердцах. Очень радостно! А начиналось все с того, я у вас подсмотрела вопросики, вот песни-притчи у меня начались, когда я читала проповеди архимандрита Рафаила Карелина в его книге «Путь христианина». И там, в одной из проповедей о покаянии, я прочла про слезу грешника; эта история мне так понравилась, что я решила сделать из нее песню. И получилась песня, которую я назвала «Дар Богу» – именно это название стало названием всего альбома. И я могу ее сейчас исполнить для наших телезрителей и радиослушателей.

– Дорогие телезрители, давайте попросим Светлану исполнить эту песню.

/ Исполнение песни /

– Спасибо. Скажите, пожалуйста, откуда Вы черпаете вдохновение для таких вот песен?

– Ни для кого не секрет, что сюжеты я заимствую. Не так много удается сочинить самой. В альбоме песен-притч «Дар Богу» только две песни «Подруги» и «Калека», и то, конечно же, я не приписываю их себе, я понимаю, что Господь меня вразумляет на них. Вы знаете, отовсюду что-то подсказывают, что-то вычитываю, даже что-то нахожу в интернете. А вдохновение... Я не знаю даже; оно приходит само; бывает, что какой-то сюжет сподвигает что ли, что-то очень трогает. Вот, например, песня-притча «Окно» меня настолько задела, что я сразу погрузилась в эту тему.

– А можете поподробнее рассказать о притчах-балладах, которые Вы исполняете?

– Баллады вошли в альбом «Богоносная Россия» – это баллады о святых, об иконах Божией Матери. Их там 12, некоторые я исполняю под гитару. У меня замечательный гитарист Александр Ольцман, он был лидером группы «Поющие сердца» в свое время, много лет проработал у Леонида Агутина, теперь достался мне. В этот альбом вошли баллады, а также патриотические песни. Баллады, которые я читаю, достаточно объемны, одна из них, например, посвящена преподобному нашему Сергию Радонежскому, я ее читаю 24 минуты. Но это вся жизнь, вся история. А есть баллады небольшие – например, об отроке Артемии Веркольском, ее я исполняю под гитару.

Песни-притчи – это самый первый альбом, туда вошли 12 притч. А недавно у меня третий альбом вышел, называется «Ладан Сомали» – просто песни, можно сказать, песни бессюжетные. Просто шли от сердца, и я их собрала в этот альбом. А сейчас записываем «Песни-притчи 2» – альбом будет называться «Кисточка в Божьих руках», долгожданный альбом, потому что именно притчи особенно нравятся всем, и особенно этот альбом ждут. А также у меня в планах есть еще – не знаю, удобно ли об этом говорить, стоит ли открывать планы?

– Ну конечно, стоит.

– Планы есть планы, но, по крайней мере, половина песен уже с Божией помощью написана; это будут песни-легенды, касающиеся земной жизни Христа, но идущие как бы от лица других персонажей, которые каким-то образом соприкасаются со Христом.

– Легенды – это не какие-то правдивые истории, а вымышленные?

– Вымышленные; либо сказания какие-то. Но они тем не менее не противоречат Евангельскому духу. Как мне сказал отец Рафаил Карелин – и поддержал меня, потому что все знать очень трудно, и нужно всегда в таких сложных вопросах советоваться с духоносными людьми. И слава Богу, что у меня есть возможность посоветоваться.

– Все песни, которые Вы исполняете – под гитару?

– Да.

– А не пробовали какой-то другой инструмент?

– Еще мандолина у нас есть.

– Мандолина, а еще какие-то инструменты?

– Знаете, Александр Ольцман вообще окончил по классу баяна, но так как мы с ним часто выступаем вместе, и я надеюсь, что будет большой концерт летом (я собираюсь приехать на Царские дни сюда), скорей всего, мы приедем с Александром; он везет сюда гитары, мандолины. И говорит: «Светлана, представляешь, если я сюда еще буду везти баян». То есть ему ничего не стоит, может, освоить и другие инструменты, но мне кажется, что если петь под аранжировку (многие так делают), что-то теряется. Я люблю живую музыку. И мне не хочется примешивать какую-то синтетическую музыку, аранжировки, как многие исполнители.

– Ну вот, Вы рассказали практически о всех своих дальнейших планах, о всех своих творческих начинаниях…

– Прошу молитв, чтоб все это получилось.

– А вот на концерте будет что-то новое? Из того, что Вы еще не исполняли, или какой-то новый проект...

– Да, в эти дни, даст Бог, я выступлю в конференц-зале Храма-на-Крови. Екатеринбуржцы немного знакомы с моими песнями, по крайней мере, я знаю, что мой концерт в Славянском центре показывали по телеканалу «Союз» и клипы-мультфильмы. И, конечно, я думаю, что зрители что-то новенькое были бы рады послушать, и я не обману их надежд, что-то я исполню из новых песен-притч, которые сейчас мы записываем на студии.

– А вот еще о мультфильмах. Телеканал «Союз» эти клипы показывал. Хотелось бы узнать, чья это идея, как Вы пришли к тому, чтобы снять мультфильм на песню?

– Знаете, это не моя идея, просто я была на одном фестивале, и когда исполняла эти песни, там был куратор Института кино и телевидения Санкт-Петербурга; ему очень понравились эти песни, и он их предложил студентам. Я практически две песни пела, и на эти две песни были сняты дипломные работы, за которые, кстати, они получили награды. Одна студентка получила знак Святой Мученицы Татианы, а другая студентка – диплом. И я думаю, что наше сотрудничество будет продолжаться, потому что песни-притчи имеют такое свойство мультигеничности, их очень здорово экранизировать, хотя я должна сказать, что еще на одну песню-притчу снят мультфильм, но уже не студентами. Это работа ООО «Русский предприниматель»; они принимают тоже очень деятельное участие в жизни Церкви и также будут присутствовать на летних событиях. И я думаю, что они, конечно же, привезут мультфильм «Близнецы», который в Москве на открытии XII Всемирного Собора представлялся впервые. Вот знаете, мультфильмы как-то очень хорошо могут иллюстрировать слова этих песен.

– Спасибо. А почему у Вас до этого не получалось посетить наш город? Почему это только первый раз, когда Вы приезжаете, даете концерт?

– Вы знаете, обычно, когда меня приглашают, я приезжаю…

– То есть не приглашали?

– Да, меня пригласили впервые, но я очень этому рада и надеюсь, что не в последний раз. По крайней мере, летом, я думаю, удастся организовать большой концерт. И я думаю, что дальнейшее наше общение будет продолжаться.

– Спасибо большое. А что-то еще из Ваших песен можно услышать?

– Может быть, тогда самую популярную песню «Близнецы»?

– Хорошо.

– Я хочу сказать, что на концерте в Храме-на-Крови будут представлены все три моих диска, я привезла коробку с собой из Москвы, поэтому желающие все смогут познакомиться с этими дисками. / Исполнение песни /

– Спасибо. На Ваших концертах присутствуют молодые люди, молодые мамы? Как они воспринимают Ваши песни?

– Знаете, удивительно то, что на моих концертах никому не бывает скучно, даже деткам маленьким. Очень был забавный случай у меня в Южноуральске Челябинской области, куда я ездила в этом году уже второй раз, по приглашению главы Администрации – одна девочка четырехлетняя сидела в зале у папы на коленях, и когда я вышла и стала петь песни-притчи, она вдруг таким голосочком возмущенным сказала: «Папа, а что это тетя наши песни поет»?

– То есть до этого они, видимо, слушали с ней?

– Конечно, они уже стали ее песнями, понимаете! И мне это очень радостно. Молодые люди бывают; причем бывали даже такие случаи интересные. Например, в Твери ко мне подошел молодой человек после концерта и сказал: «Вы знаете, я вообще-то человек неверующий», а потом у него задрожал подбородок, и он добавил: «был»…

– То есть Вы своими песнями приводите как-то людей…

– Господь приводит людей посредством моих песен.

– Вы песни исполняете не ради чего-то, а ради спасения души человеческой?

– Вы знаете, это же очень громко, я не могу взять на себя такую миссию. Но Господь мне дает сочинять стихи и музыку, а у меня есть слух, я могу это донести. Людей трогает, многие в зале плачут, и меня это радует. Мне кажется, что если сердца хоть как-то открываются, может быть, очищаются, – я опять-таки не приписываю это себе – то, конечно, я считаю, что Господь через меня делает многое.

– Были такие примеры, что из других религий, из других течений религиозных люди приходили в Православие – баптисты, протестанты?

– На самом деле у меня диски покупают и баптисты, и протестанты оптом… Я даже некоторые песни-притчи, например, буддийские переделываю в православные. И, по-моему, нормально получается. На одном кришнаитском сайте я нашла такую фразу после моих песен-притч – ну, там шло обсуждение, я иногда в интернет заглядываю, мне просто интересно мнение людей – так вот, такая фраза там была: «Пора переходить в Православие». Поэтому, конечно, это действительно очень важно для меня.

– Если можно, еще бы одну песню послушать какую-нибудь…

– Обычно я заканчиваю «Близнецами»... Вы меня застали врасплох, поскольку я «Близнецы» уже исполнила. Ну давайте, я исполню для тех, кто не сможет быть на концерте, новую песню-притчу, которую я очень люблю. Она называется «Брошеный камень»… / Исполнение песни /

– Огромное спасибо Вам за то, что Вы посетили нас!

– Спасибо, что пригласили. Спасибо вам. Всех благ.

– До свидания.

Беседовал
Антон ПЕПЕЛЯЕВ
Расшифровка аудиозаписи
Анастасия МЕДВЕДЕВА

 

«Я хочу, чтобы души

Немножечко умягчились»

Санкт-Петербург, 2008г.

Слушать ее песни-притчи, песни-баллады не всегда легко. Не потому что песни ее публике не нравятся (кто был на концертах Светланы Копыловой, знает, как долго не отпускают ее зрители), а потому что эти песни затрагивают в душах людей то, что не всегда хочется вытаскивать на свет, то, о чем мы не хотели бы вспоминать. Жить, забыв про то, что «душа обязана трудиться и день, и ночь», в чем-то проще. И в нашей повседневной суете и текучке мы стараемся не беспокоить те затаенные уголки нашей души, где храним не самый свой лучший жизненный багаж.

— Если мне удалось затронуть какие-то струны души человека, то наверняка это будет иметь какое-то продолжение. Это такое маленькое семечко, которое Господь, в данном случае — через меня, в других — через кого-то другого, бросает в почву, — говорит Светлана. — Как известно, почва бывает каменистая, бывает плодородная. Поэтому не всегда зерно прорастает легко и быстро. Но мне хочется верить, что даже через каменистую почву зерно все же пробьется. А то, что не каждому хочется снова окунаться в прошлое, переживать, а тем более считать себя виноватым, пересматривать что-то в себе, каяться, — вполне объяснимо. У меня был случай, когда во время исполнения песни о нерожденном младенце женщина с рыданиями выбежала из зала. Сначала я подумала, что она не вернется, а потом увидела ее, заплаканную, в дверях. Она простояла там до конца.

Мы говорили со Светланой после концерта, состоявшегося недавно в Петербурге. Она много гастролирует. Тверь, Владикавказ, Екатеринбург, Рязань, Иркутск, Ярославль — это лишь малая часть городов, где она выступала только в этом году. Песни Светланы Копыловой знают не только в России, но и далеко за ее пределами. Поклонников ее творчества можно встретить в Польше, Болгарии, Германии, Украине и других странах. Уже после интервью от своих знакомых в Иерусалиме я узнала, что им дали диски с песнями Светланы Копыловой монахи одного из монастырей на Святой Земле. Как рассказала Светлана, недавно ей позвонили организаторы концерта в Севастополе и сказали, что одна из женщин, побывавших на ее выступлении, решила креститься.

— Такие случаи для меня — самые ценные. Я считаю, что для этого я, может, и вышла на сцену, а может (если это не прозвучит слишком громко), и родилась, — говорит Светлана Копылова. — Но, опять-таки, я не приписываю это ни в коем случае себе. Ясно, что Господь мне дал талант, ясно, что я должна служить по мере сил, с полной отдачей. А Господь уже творит чудеса с людьми, Он раскрывает их сердца. И сердца умягчаются. На глазах появляются слезы. Ко мне подошел человек и поделился, что проплакал весь концерт. Я сказала: «Ну простите, пожалуйста». А он: «Да что вы, я очень рад. Ведь это слезы очистительные».

Именно эту задачу — чтобы души умягчились, Светлана считает главной в своем творчестве. Возможно, именно поэтому люди после концерта подходят к ней не только для того, чтобы взять автографы, но и чтобы пообщаться, рассказать свою историю, поделиться впечатлениями о ее творчестве.

— Один раз позвонил человек, спецназовец, который рассказал, что услышал мои песни случайно в Болгарии, в машине. «Я сидел и плакал, — сказал он. — А я ведь столько прошел и столько повидал в жизни…» И это не единичный случай. Было и так: подошел молодой человек после концерта и сказал: «Вообще-то я неверующий…». Потом подбородок задрожал, и он добавил: «Был».

В творчестве Светланы много мудрых и удивительных песен-притч. Одна из них — о двух бывших подругах — Жизни и Смерти — вызывает особенный отклик у слушателей. Две подруги встречаются в кафе и ведут не очень простой разговор. Передать сюжет довольно трудно. Пересказывать притчи Светланы Копыловой мне кажется неправильным. Но ответ на вопрос, почему она называет Жизнь и Смерть подругами, мне было очень интересно услышать от самого автора.
— Мне почему-то именно такими представились они в воображении, — сказала Светлана. — Это одна из немногих притч, сюжет которой пришел мне сам, я не заимствовала его ни в каких изданиях. Я говорю и на концертах, и в интервью, что многие сюжеты для своих песен беру из различных источников. А с этой песней все было иначе. Такой мне почему-то увиделась Смерть — не старухой с косой, как привыкли ее изображать, а эдакой умудренной, как это ни странно, жизнью и опытом, в отличие от (не скажу легкомысленной, но все же не столь философски настроенной) Жизни.

Все мы проходим через этих «подруг». Рождаемся в жизнь, переходим в мир иной посредством другой «подружки» — смерти. И к ним нужно очень правильно относиться. Не знаю, насколько мне удалось передать то, что я хотела, но Промысл Божий готовит нам часто совсем не то, что мы ждем. И важно со смирением и по возможности философски принять, постараться понять и принять то, что Господь делает. Это Его святая воля, и надо верить, что нам это будет во благо. Пусть сегодня кажется, что это несправедливо, что Бог нас оставил. Но через какое-то время мы поймем, для чего это нужно было. И дай Господь, чтобы мы возблагодарили Его не только за то хорошее, что Он дает нам, но и за те испытания, которые Он нам посылает для нашей же пользы. Часто люди приходят в церковь, потеряв близкого человека, как будто в церкви они найдут связь с ушедшим любимым человеком. Так оно и есть! Но именно через эту потерю они обретают в душе веру в Бога, а значит, возможность быть спасенным для вечной жизни. Ведь если человек не хотел думать о Боге и своей бессмертной душе, когда у него все было хорошо, как вразумить его? Господь таким способом привел его для его же блага, потому что Он хочет спасения для всех. Просто у каждого свой путь. Но бывает, что люди погибают, так и не обретя то главное, ради чего пришли в этот мир.

— А что для вас уважение к памяти? К памяти близких, к истории своей страны — ее прошлому?

— Сейчас недалеко от Задонска, в селе Липовка, восстанавливается один храм — во имя преподобного Сергия Радонежского, храм родового имения царского поэта Сергея Бехтеева. Это наша история, наше прошлое. Храм разрушается, и если мы допустим это, значит, мы относимся к нашему прошлому равнодушно. А если мы сделаем что-либо, чтобы его восстановить, значит, Господь, видя наши желания и попытки, конечно же, Сам восстановит его. А мы будем теми маленькими орудиями, кисточками в Божьих руках, с помощью которых Он и будет это делать.

Можно сравнить храм с человеком. Алтарь — самое святое место в храме, а наше тело — это жилище для нашей души, которую можно сравнить с алтарем. Душа без Бога похожа на разрушенный храм. Если мы начинаем заботиться о душе, очищать ее покаянием, в ней поселяется Бог. Храм, в котором идет богослужение, отличается от запущенного храма, как душа, примиренная с Богом, и душа, ожесточенная злобой и ненавистью. Как душа, тоскующая по Божьей любви, жаждет очищения в бане покаяния, так же и храм жаждет обновления, и если мы его восстановим с Божьей помощью, то это будет почитание истории не на словах, а на деле.

Уважение к памяти близких — это часть моей души. Моя бабушка Валя, уже почившая, чью память я не просто чту, а трепетно чту, взрастила меня с младых ногтей. И каждый раз, когда я произношу молитвы о ее упокоении, я искренно прошу Господа, чтобы Он ее помиловал. Как можно жить без такой памяти, не молиться за наших умерших, отошедших в мир иной родных? Ведь мы сами через какое-то время отойдем в загробный мир. И как нам будет отрадно, когда и за нас будет кому помолиться в этой жизни или хотя бы просто вспомнить о нас. Я уж не говорю о том, чтобы вспомнить добрым словом.
У меня в песне про бабушку есть такие слова: «Наше упование — что за расставанием долгожданной встречи будет час… Сердце успокоится, а она помолится у Престола Божьего за нас». Нам, увы, уже не суждено увидеться в этой жизни, но духовная связь все равно остается, и как это отрадно — знать, что душа жива и когда-то наши души встретятся…

Алена ИВАНОВА

 

«Светлана Копылова получила от Бога дар детской, истинной и искренней веры. Вера в Воплощенное Слово и в Церковь всколыхнула в ней прежде затаенное поэтическое чувство. Как отрадно, что исходящее из ее женского сердца слово не туманное и неопределенное в его значениях, не вялое и путаное, но простое, ясное и… прекрасное… Меня удивляет богатство языкового мышления автора, смелость и свежесть ее рифм, тонкое чувство родной речи, в которой органично сливаются в одно русло и церковнославянская лексика, и простое, ничем не приукрашенное народное слово», — эту цитату из предисловия к сборнику стихов Светланы Копыловой «Царская баллада», написанного протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем храма Всех Святых, что в Красном Селе, в Москве, смело можно применить ко всему ее творчеству, с которым можно познакомиться на ее личном сайте: www.svetlana-kopylova.ru.

 

Источник: http://www.svetlana-kopylova.ru/svetlana-kopylova-ya-hochu-chtoby-dushi-nemnozhechko-umyagchilis/

 

 

 

 

Притчи от актрисы

Страна.Ру 02.11.2007

"Каменская", "Время танцора", "Алмазы шаха", "Карьер", "Фуфель", и, конечно, "Меня зовут Арлекино". И еще много других фильмов, в которых играла актриса Светлана Копылова. Однако в последнее время Светлану все реже можно увидеть на экранах. Оказалось, что в последние годы Копылова прочно завоевала "звание" единственной в России (и, возможно, в мире) исполнительницы песен-притчей. О необыкновенном жанре, Пушкине, Щукинском училище и, конечно, кино Светлана Копылова рассказала Стране.Ru.

- Светлана, по сей день ваши поклонники переживают, что вы больше практически не снимаетесь в кино. Последние годы о вас мало что слышно. Это ваша позиция?

- Почему не снимаюсь в кино? Просто не предлагают достойной роли.

- Что значит достойной? Сейчас, все же, снимается очень разное кино.

- Разное, но мне почему-то предлагают такую ерунду, в которой я, в силу своих убеждений, сниматься не могу. Не могу играть любовницу инопланетянина, которая родила от него бесноватого мальчика. Или такие роли предлагают, где матом надо ругаться обязательно. Я говорю: "Неужели нельзя без этого обойтись?" - "Нет, такая концепция". Еще предлагали убийцу мужа сыграть, пьяницу, которая, выйдя из тюрьмы, продает свою дочь, а то что-нибудь и похлеще. Почему-то хороших ролей мне не предлагают.

Но не могу сказать, что на кино я поставила крест, мне нравится сниматься. И если бы появилась какая-то интересная роль - историческая, серьезная, хорошая - даже, может быть, и отрицательная, но с духовным катарсисом в финале, я согласилась бы. А если ни уму, ни сердцу, для чего играть? Ради денег я не хочу это делать. Кроме того, у меня теперь довольно плотный график.

- Но раз вы не играете в кино, то о каком плотном графике может идти речь?

- Я даю концерты. Много концертов. На днях в Храме Христа Спасителя было выступление. Перед этим – концерт в Твери, неделю назад – в Краснознаменске, только что вернулась из Питера: там меня особенно любят…

- То есть вы из актрисы переквалифицировались в певицу?

- В певицу – это очень громко сказано, потому что у меня нет ни певческого, ни музыкального образования. Я себя называю автором-исполнителем - не люблю слова бард, мне больше нравится исполнитель. И поскольку я себя не считаю певицей, то позволяю себе исполнять только свои песни. Как мне кажется, я их больше чувствую, чем кто-либо другой.

- Для меня было неожиданностью узнать, что вы исполняете свои песни. Еще несколько лет назад я слышала, что вы писали тексты для Кристины Орбакайте, Вячеслава Малежика, Игоря Саруханова, группы "Рефлекс". Почему вы решили выйти на сцену, почему перестали отдавать более известным лицам ваши творения? Это же менее выгодно.

- Как ни странно, более известной я стала, когда начала исполнять свои песни сама. Я недавно встретила Игоря Саруханова (мы записываемся на одной студии), у нас с ним есть очень симпатичная песня "Парижское такси": я - автор слов, Игорь – автор музыки. Он меня увидел и говорит: "Света, напиши мне что-нибудь еще!" И я честно пыталась даже, но у меня абсолютно перестали получаться светские песни, видимо, такой период прошел. Может быть, он мне с технической точки зрения что-то дал, но дух другой у моих песен стал.

- И какие они?

- Раз дух, я думаю, наверное, духовные.

- То есть мы можем говорить о том, что вы возрождаете стиль исполнения духовных стихов?

- Меня называют первооткрывателем жанра песни-притчи. Говорят, что до меня такого еще не было. Стихи, канты – не мое, а песня-притча – это поучительная житейская история, возможно, с неожиданным объяснением или финалом, заставляющим задуматься, трогающим сердце. Ведь известно, что Господь говорил притчами, и это было самое лучшее воздействие на человека: не путем назидания, обличения, поучения. Нет, рассказчик как бы исподволь подводит слушателя, и тот сам для себя делает выводы, примеряя услышанное на себя. И были такие случаи, когда, послушав ту или иную притчу, человек что-то осознавал в своих поступках.

Сначала у меня были баллады - это жития святых в стихах, потом песни, потом появились песни-притчи. И родились они достаточно интересно. Я читала проповеди архимандрита Рафаила Карелина "Путь христианина" и наткнулась на рассказ про слезу грешника. Мне так понравился сюжет, что я подумала: он мог бы лечь в основу песни. А когда песня получилась, мне подсказали следующий сюжет "следы на песке", и тоже получилась песня. Тогда я решила, что надо попробовать сделать целый альбом в этом ключе. Так и вышло, а альбом "Дар Богу", на удивление для меня, пользуется очень широкой популярностью. Меня стали приглашать с концертами в ближнее и в дальнее зарубежье, православное телевидение стало транслировать мои концерты и клипы.

- То есть, с одной стороны, вы стали более известны, а с другой, ваша аудитория теперь – это сугубо православный мир?

- Нет, ни в коем случае. Самое удивительное, что, несмотря на то, что притчи православные и дух у них православный, они нравятся всем. Больше того, протестанты, евангелисты, баптисты и католики на моих притчах в своих воскресных школах учат детей. Их и в тюрьмах великолепно воспринимают – зэки-мужики сидят, плачут… и в больницах... Ведь эти истории - житейские, они всем близки. И по возрасту моя аудитория – это не только среднее и старшее поколение, их очень любят дети: 4, 5, 6 лет. Слушают часами по несколько раз. Хотя песни недетские.

Я помню, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл говорил, что, когда ему поставили мои песни-притчи, он впервые в жизни дослушал диск до конца. А однажды после концерта ко мне подошел молодой человек (дождавшись, пока я раздам автографы)… Он терпеливо ждал, потом подошел самым последним ко мне и говорит: "Вообще-то я человек неверующий". И вдруг у него покатились слезы, подбородок дрожит… И добавляет: "Был"… Вот это для меня самая большая награда. Расхвасталась, да?

- Этого я не знаю, но образ интересный возникает: чужая музыка мне становится скучной, а мои песни – уникальны.

- Нет, нет, нет! Когда меня спрашивают, какой твой любимый исполнитель, я до недавнего времени очень от этого вопроса комплексовала: получается, что я одна такая, себе сама нравлюсь… да еще первооткрыватель жанра… Но не так давно я побывала в Рязани и там познакомилась с замечательной учительницей основ православной культуры Софией Никулиной. Она по совместительству - автор-исполнитель, местный, рязанский. И я плакала, когда слушала ее альбом. Хотя вообще я - очень строгий критик, мне действительно очень трудно угодить. И в поэзии трудно угодить, и в музыке.

- А стихи Пушкина плохие?

- Ну, что же я Пушкина буду… Но и у него есть посредственные стихи. А есть гениальные. Но ведь не может все быть гениальным. У меня тоже песни разные, какая-то лучше, какая-то хуже, я объективно могу оценивать. Что-то я пою на концерте всегда, а некоторые песни просто остаются в альбоме.

- А бывает так, что песня вам нравится, а у слушателя она не идет? Или такого быть не может?

- Как правило, чутье меня не подводит. Я могу объективно оценивать свое творчество. Может быть, этот опыт пришел с теми песнями, которые я писала для эстрадных исполнителей. Я как-то чувствую "фишку"…

- Если вернуться к аудитории на концерте, кто это – молодые, старые, дети? Сколько человек обычно приходит?

- Как ни странно, ни удивительно, приходят самые разные люди. И детки, начиная лет с трех, с четырех, очень внимательно сидят, не мешают, наоборот, подпевают. И приходит немало. "Славянский центр", в котором я выступала до недавнего времени, стал для меня мал. Так что, пользуясь случаем, я приглашаю всех читателей Страны.Ru на свой концерт, который состоится 11 ноября в Белом зале Центрального дома кино в 18 часов. Помимо нового альбома "Ладан Сомали" там будут представлены клип и два мультфильма, снятые на мои песни-притчи студентами-выпускниками Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.

Вообще в Москве я не часто даю концерты, потому что мне трудно с организацией, а когда приглашают, все проще: я только приезжаю и работаю. А число людей - в Твери было человек 500, в Краснознаменске - около 200, но там и не предполагалось больше, в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры зал на 300 мест – всегда аншлаг. Выступала даже в БДТ, но это был не сольный концерт, там полторы тысячи мест.

- То есть можно говорить о том, что вы – клубный исполнитель или, что называется, камерный. А как быстро сочиняются песни для этого загадочного жанра? Насколько часто вы выпускаете альбомы, если они есть? И, кстати, как возникают сюжеты для таких песен?

- На сегодняшний день у меня три альбома, и все их я довольно быстро записала. Обычно человек или группа за полтора-два года один альбом выпускает. Иногда за год, и это считается очень быстро. Так получилось, что в течение двух месяцев я написала все притчи и довольно быстро записала материал на студии. Это был мой первый альбом "Дар Богу". Во второй - "Богоносная Россия" - вошли баллады о святых. И сейчас вышел третий по счету альбом - "Ладан Сомали" – просто песни. Это мои сюжеты, мое ощущение жизни.

А пишутся песни по-разному. Могу сказать только, что они мне даются довольно-таки легко. Иногда приходит в голову какая-то строчка. Вот позвонила мне одна знакомая и говорит: "Надо привезти 20 кг ладана Сомали. Батюшка просил". Я: "Чего? Какого ладана?" - "Сомали". Я записала себе: ладан Сомали. Стала обзванивать, искать, вдруг она мне звонит и говорит: "Я перепутала, он про другую Свету говорил", - а бумажка осталась лежать. А через день я стала сочинять песню, где есть строчка "Царица неба и земли, покрой меня Своим покровом". Я стала искать рифму на "земли", и оказалось, что это непросто. И вдруг мой взгляд упал на стол, а там лежит бумажка, где написано "ладан Сомали". Земли-Сомали…А иногда приходит фраза музыкальная. Так у песни "Осенний лист" (на которую снят клип) в голове возникла вторая часть куплета, повтор. И только потом она обросла музыкой, форму приобрела, и я стала вкладывать в нее слова.

Или притчи. Меня задела одна история, как в больнице лежали в палате два человека – один у окна, другой у двери. И тот, который лежал у двери, второму позавидовал, потому что он все время рассказывал, что видно в окно. И когда ночью рассказчику было плохо, он не помог ему, и тот умер. А утром пришла сестра милосердия поменять белье, и он попросился лечь к окну. И когда ему помогли это сделать, он увидел, что перед окном глухая стена, что там нет ничего из того, о чем рассказывал тот больной. А самое удивительное то, что когда он спросил сестру милосердия: "Как же так, ведь он же рассказывал?", - она ответила: "Он вас утешить старался. Он вообще-то слепым был всю жизнь". Так получилась трогательная притча "Окно", и именно на нее кинематографисты сняли мультфильм, который тоже будет представлен в Доме кино 11 ноября.

- Актерское образование вам помогает?

- Очень помогает. Вот в клипе снималась, и снова почувствовала себя актрисой. На сцене - то же самое. У меня нет волнения, мандража, я совершенно спокойно выхожу и общаюсь со зрителями. Если только самые близкие в зале сидят, тогда немного боишься. Они ведь самые строгие критики.

- Кстати о близких. Вы и в "Щуке" на 20-летии курса исполняли свои притчи?

- Мы там спели песню, которую придумали на мотив Юрия Антонова "Гляжу в тебя, как в зеркало", посвященную преподавателям. "Мы смотрим в вас, как в зеркало и вспоминаем прошлое, когда мы были юными и глупыми порой. Как радостно, что в памяти осталось все хорошее"…

- Все-таки не со своей притчей вышли? Побоялись?

- Да. Но, когда все ушли со сцены, я тихой сапой осталась… В учебном театре, где собрались одни звезды – Юлия Борисова, Татьяна Самойлова, Владимир Этуш, Евгений Герасимов, много было звезд, я подумала: "Света, неужели ты здесь не споешь?" И я спела "Близнецов". Это песня, которая на ура идет вообще в любой аудитории. Я, естественно, сказала, что только сейчас, через 20 лет, я нашла себя в роли автора-исполнителя и хотела бы исполнить песню о добром и вечном, с которой я стала лауреатом нескольких международных фестивалей, и эта победа не только моя победа, но и ваша. И я исполнила эту песню.

Мне показалось, что все были ошарашены, потому что это слишком шло вразрез с тем, что было до того. Я чувствовала какую-то, может, напряженность из зала… Но хлопали великолепно, кричали браво, а я почему-то сразу ушла. И потом мне звонили мои сокурсники, говорили: "Ты чего ушла вообще? Тебя все спрашивали, подходили, телефон твой брали". Что ж, слава Богу!

- Вы счастливы в вашем новом творчестве? Как-то Валентина Толкунова сказала: "Не верьте артисту, который говорит, что он устал от сцены и поклонников. Что он хотел бы покоя и уединения". Олег Фомин по сей день вспоминает ваш с ним фильм "Меня зовут Арлекино" - как эпохальное событие в его жизни. Вы уверены, что не хотели бы играть в кино?

- Я только сейчас себя почувствовала счастливым человеком. Я всегда была творчески неудовлетворенной. Мне казалось, что, раз главную роль я не сыграла, а в какой-то фильм меня не позвали, не утвердили, все – конец света пришел. Но сейчас я очень востребована и счастлива, тем более что я постоянно чувствую отдачу: мне многие пишут, после концерта долго не отпускают… Я от народа не бегу: все, кто хочет что-то сказать или получить автограф, имеют возможность это сделать. Чувствую, что наконец нашла то, чем я должна заниматься в жизни.

Мария Свешникова, Страна.Ру

 

 

Очень старое интервью

(еще до начала сольной карьеры)

(самое старое интервью, которое удалось найти автору сборника)

 

28.11.2004

 

Источник: http://www.pe







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.