|
Чатур шлока Шримад Бхагаватам ЗА косвенную проповедь?ШБ 2.9.36 этавад эва джиджнасйам таттва-джиджнасунатманах анвайа-вйатирекабхйам йат сйат сарватра сарвада «Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели - всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами». Неужели ШБ говорит здесь о проповеди СК через семинар по астрологии и психологии? Вроде бы о проповеди вообще ничего не говорится в этом стихе. Может быть Ачарьи в комментарии говорят о проповеди через эзотерику? Нет. Ничего. Вишванатха Чакраварти Тхакур поясняет, что к косвенным методам достижения высшей цели является варнашрама, карма-йога, гьяна – йога…. Шрила Прабхупада говорит о Истинном духовном учителе, который приводит из шастр прямые и косвенные ответы на все вопросы. И ничего о так называемой косвенной проповеди. Путаница, и ложная трактовка этого стиха возникает из-за слова: вьятирекабхйам (косвенный). В своём длинном комментарии к этой шлоке Шрила Прабхупада не проясняет очевидным образом, чёрным по белому, смысл слова вйатирекабхйам, что даёт свободу для личного творчества, особенно если рассматривать этот стих отдельно от всего учения и наставлений Шрилы Прабхупады. "Выражение анвайа-вйатирекабхйам («прямо и косвенно») указывает на то, что метод преданного служения надлежит изучать в двух его аспектах: в прямом, то есть научиться служить Господу с любовью и преданностью, и в косвенном, что означает научится избегать препятствий на этом пути." Обратите внимание: объясняя смысл слова "косвенный", Шрила Прабхупада не говорит про астрологию, как стать успешным, счастливую семейную жизнь и прочие манящие ум обусловленного существа темы. Он говорит, что необходимо избегать препятствий на пути преданного служения, что подразумевает следование регулирующим принципам и запретам, а также, научиться отделять чистое бхакти от всевозможных примесей.
Мы не должны рассматривать стихи отдельно от главы, главы отдельно от всего произведения. И раз уж в первой песни Нарада Муни отругал за позиционирование вед, с акцентом на счастливую жизнь, то разве в этом стихе Господь Станет утверждать обратное? Ведь само произведение позиционирует себя, как свободное от любой мирской религиозности: «дхарма проджджхита-каитаво ‘тра парамо» Поэтому, даже та варнашрама, которую применяют и проповедуют преданные - это дайви варнашрама, это не путь правритти – чувственных наслаждений. Мирской религиозности хватает в этом мире и без нас. ШБ 1.2.13 атах пумбхир двиджа-шрештха «Поэтому, о лучший из дваждырожденных, считается, что наивысшее совершенство, которого можно достичь, выполняя предписанные обязанности, соответствующие касте и укладу жизни, — это удовлетворить Личность Бога.»
Бхагавад Гита тоже ЗА косвенную проповедь? Сейчас я продемонстрирую, как ловко можно выдирать цитаты из контекста, меняя тем самым смысл до наоборот. Итак:
Бг 3.26 На буддхи-бхедам джанайед аджнанам карма-сангинам Джошайет сарва-кармани видван йуктах самачаран «Чтобы не вносить смятение в умы невежд, привязанных к плодам своего труда, мудрец не должен побуждать их прекратить всякую деятельность. Напротив, трудясь в духе преданного служения Господу, он должен занимать их разнообразной деятельностью [чтобы они могли постепенно развить в себе сознание Кришны].»
3.29 Пракртер гуна-саммудхах саджджанте гуна-кармасу Тан акртсна-видо мандан кртсна-вин на вичалайет
«Обманутые гунами природы, невежественные люди погружаются в материальную деятельность и привязываются к ней. Однако мудрец не должен беспокоить их, хотя он понимает, что из-за отсутствия знания они занимаются деятельностью низшего порядка.»
Но как же тогда проповедовать? Нужно проповедовать косвенно!
Ком ШП 3.29: «Невежественным и сбитым с толку людям нужно предоставить возможность следовать простым моральным принципам, таким как ненасилие, или заниматься различными видами мирской благотворительности.» А это как раз то, что делают косвенные проповедники.
Ком ШП 3.26: "Поэтому тот, кто уже обрел сознание Кришны, не должен убеждать людей в том, что их деятельность бессмысленна или что их представления о жизни ошибочны, но должен на собственном примере показать им, как результаты любой деятельности могут быть использованы в служении Кришне. Человек, усвоивший науку сознания Кришны, должен действовать так, чтобы невежественные люди, которые трудятся ради чувственных наслаждений, могли научиться тому, как правильно действовать и жить".
Не нужно беспокоить людей страшной философией.Нужно просто показать пример, как правильно жить, как человеком быть хорошим! В чем подвох?
Рассмотрим контекст главы:
Глава называется Карма йога. Арджуна задает вопрос: «Что же лучше, карма канда (деятельность внутри варнашрамы ради плодов, т.е. карма), буддхи йога (путь отречения), или гйана (путь философских размышлений)? Очевидно, что буддхи йога лучше, но почему Ты просишь меня сражаться (карма)?» (стих1). Кришна отвечает ему, что лучше исполнять свой долг (в системе варнаашрамы) в духе карма-йоги, то есть как подношение Вишну, чем искусственно отрекаться (бездействовать), при этом постоянно думая об объектах чувств. Все вынуждены действовать в соответствии со своими качествами и потому не стоит оставлять своих обязанностей, своей дхармы в системе варнашрамы. (ст с4-по9) Эта система так замечательно устроена, что следуя ей даже ради своих желаний человек косвенно удовлетворяет Господа и прогрессирует. (ст. с 10-по15) Тот, кто не следует ведам, проживает жизнь впустую (ст16), но если человек следует совей дхарме без привязанности, то он придет ко Всевышнему. (ст17) Великие цари исполняют свою роль в варнашраме, и даже Сам Кришна также делает это. Невежды выполняют свои обязанности ради плодов, а мудрецы - чтобы показать пример (ст25). Поэтому мудрец не побуждает людей оставить корыстную деятельность в системе варнашрамы (карму), но побуждает их к действию, (стих 26 и 29), уча их на своем примере как все задействовать в служении Кришне (карма-йоге). Таков контекст Главы.
Из данного контекста мы понимаем, что под невежественными людьми, которых не нужно побуждать к прекращению деятельности, имеются в виду карма-канди, люди следующие варнашраме, но не понимающие её цель!
Бладева Видьябхушана подтверждает этот вывод в своем комментари к 3.26: «Мудрец не должен беспокоить умы тех, кто привязан к карме (карма сангинам), говоря: «Какая польза от выполнения этих обязанностей? Просто став гьяни, как я, вы достигнете успеха.». Скорее, наоборот, выполняя все предписанные обязанности сам, совершая все сооответствующие анги полностью (самачаран), он должен с любовью вовлекать невежественных людей в выполнение своих обязанностей согласно Священным Писаниям (сарва кармани джошайет). Если же он побеспокоит их разум, тогда они потеряют веру в выполнение предписанных обязанностей, и тем более не достигнут уровня гьяны. Таким образом, они проиграют на обоих фронтах.»
Таким образом, все встает на свои места:
1) Не беспокоить невежд – не значит, проповедовать им то, что им нравится! Карму, гьяну, йогу, и выдуманные эзотерические спекуляции. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|