Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА II. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА





 

Хазарский каганат

 

Наиболее ранние достоверные упоминания о собственно хазарах относятся к VI в. На протяжении первых ста лет хазары активно участвовали в политической жизни Тюркского каганата. После гибели Тюркской державы на ее обломках стали возникать новые государственные образования, формирование которых началось еще внутри каганата.

Такими образованиями были на территории восточноевропейской степи Великая Болгария (на Тамани и в Приазовье) и Хазарский каганат (в Дагестане). Оба государства возглавляли выходцы из аристократических родов Тюркского каганата: Ашина - у хазар и Дуло - у болгар. Правителем Великой Болгарии был хан Кубрат. Он заключил союз с Византией, и император Ираклий пожаловал ему почетный титул патрикия, подкрепленный богатыми дарами. Византийцам всегда было важно иметь в Причерноморье сильных союзников, так как без них власть над далекими от Константинополя Крымскими провинциями становилась номинальной.

Столицей Великой Болгарии стала разграбленная еще в IV в. гуннами Фанагория. В VII в. город начал вновь застраиваться. Кубрат умер примерно в 40-х гг. VII в. После него созданное им объединение распалось на отдельные орды. Наиболее крупными были орда, возглавляемая ханом Аспарухом, и орда Батбая. Ослабление Великой Болгарии привело к тому, что Хазарский каганат присоединил Приазовье к своим землям, захватил пастбища и начавшие отстраиваться приазовские порты. Часть побежденных болгар, возглавленных ханом Аспарухом, откочевала на Дунай и основала там в 681 г. новое государство Дунайскую Болгарию.

Другая орда осталась и подчинилась хазарам, войдя составной частью в их объединение. К этому времени хазарский союз племен занимал степи и предгорья Дагестана, Прикубанье, приазовские степи, частично степи Северного Причерноморья и часть Крыма. Племенной союз кочевых племен превратился в государство. Столицы каганата Беленджер и Семендер выросли в большие, хорошо укрепленные города.

В начале VIII века началась изнурительная война с арабами. Арабы грабили и разоряли жителей каганата, подрывая его хозяйство. Это привело к тому, что население из Предкавказья начало массовые откочевки на север - в донские и поволжские степи.

В 20-е гг. VIII века на берегу Нижней Волги был основан новый город, названный по имени реки Итиль. Сюда была перенесена из Дагестана прежняя столица государства. В 735 г. Итиль подвергся удару арабского полководца Мервана, армия кагана была разбита, он запросил мира.

Однако Хазария не стала вассалом Арабского халифата. Каганат просто переменил место кочевок - прикавказские народы двинулись на север. На новых землях каганат быстро восстановил силы. Расцвела его экономика и культура. Письменные источники и результаты археологических раскопок позволяют говорить не только о развитом скотоводстве, но и о занятиях населения земледелием, виноградарством и др. Высокое развитие получает ремесло, в том числе строительное дело. Каганат активно торговал с Арабским халифатом, Средней Азией и Византией.

На рубеже VIII и IX столетий при кагане Обадии часть хазарской аристократии приняла иудейскую религию. Вызвано это было политическими соображениями, а именно желанием кагана противопоставить свое государство христианской Византии и мусульманскому халифату. Вскоре в стране началась смута. В течение почти ста лет продолжались в каганате религиозные и политические распри, в результате которых страна ослабела, а центральная власть потеряла прежнее значение.

В самом конце IX в. в степи Подонья и Приазовья ворвались печенежские орды. Уже в середине Х в. они овладели всей степью, разорили все оседлые поселки и многие хазарские города в степной и лесостепной зонах. В 965 г. киевский князь Святослав завершил полный разгром Хазарского каганата, взяв его столицу Итиль и пограничную крепость Саркел, которую переименовал в Белую Вежу.

Волжская Булгария

 

Около середины VIII в. в Среднее Поволжье проникают тюрко-язычные болгарские племена. Среди них известны баранджары, болгары, берсула, суаз и др., откочевавшие из районов северо-восточного Предкавказья в результате арабо-хазарских войн 732-735 гг. Ближе к Х в. произошла вторая волна булгарского переселения на Среднюю Волгу и в Прикамье из южных степей. В то же время неоднократно осуществляется приток урало-прикамского и южно-уральского населения, в том числе угорских (мадьярских) племен.

В VIII-Х вв. в результате взаимодействия тюркоязычных болгарских племен и финно-угорского населения закладываются основы культуры нового народа - волжских булгар.

На рубеже IX-X вв. на Средней Волге под эгидой болгарских племен оформляется раннефеодальное государство Волжская Булгария. В период своего становления Булгария находилась в вассальной зависимости от Хазарского каганата и занимала небольшую территорию в районе слияния Камы с Волгой. Уже в это время существовало несколько городов-племенных центров - Болгар-Биляр, Болгар на Волге, Сувар, Ошель и др.

Появляется правящая династия, основателем которой исследователи считают князя Шилки. С именем его преемника, царя Алмуша (900-922), связывают начало сложения централизованной власти. Из письменных источников известно, что царь имел право на многие налоги - десятина с товара, привозимого и вывозимого, подомная подать, доля в добыче, единовременные поборы (например, на свадьбу) и т.п.

К концу Х в. Булгария проводит все более активную внешнюю политику: заключение мирного (985) и торгового (1006) договоров с Русью, установление особенно тесных связей с Арабским Халифатом, Средней Азией, Закавказьем, Ираном.

В домонгольской Волжской Булгарии, как и в большинстве раннегосударственных образований, существовало обложение свободного населения разными государственными повинностями. Государственной формой эксплуатации местного населения являлось и возведение не только мощных систем укреплений вокруг крупнейших городов, но и пограничных «засечных черт».

В X-XIII вв. в Булгарии оформляются раннефеодальные отношения с двумя формами эксплуатации - государственной и частновладельческой. Причем первая форма преобладала.

Одну из главных опор государства составляла мусульманская религия, официально принятая булгарами в начале X в. от арабов. Обращение к злейшему врагу хазар - Арабскому халифату означало, вероятно, стремление освободиться из-под власти каганата. Окончательное освобождение пришло только после разгрома Хазарии.

О событиях начальной истории Волжской Булгарии подробно рассказано в записке Ибн Фадлана, которую он написал после своего путешествия на Волгу в 922 г. в составе посольства багдадского халифа Муктадира. Это сочинение является самым полным и ценным источником по истории волжских булгар Х в. Другим важным источником являются результаты археологических исследований. Наиболее полно изучены булгарские города Сувар, Ошель, Муромский городок, Джукетау, а также Тигашевское городище, Хулаш, пограничные крепости - Чертово городище, Казань. Булгарские городища располагались как на мысах, используя естественные укрепления, так и в кольцевой обороне, характерной для кочевнических традиций.

Столицей государства в домонгольское время был Булгар (Биляр - Великий город) на р. Малый Черемшан. Город имел четкое деление на внутренний город, внешний город и посад. Площадь Билярского городища, огражденная тройной линией укреплений внешнего города и двумя линиями внутреннего города, составляла более 620 га, а с посадами - 800 га.

Билярское городище в домонгольское время являлось ядром обширной моноцентрической агломерации Западного Закамья. Здесь выявлено более 400 булгарских памятников, что свидетельствует о большой плотности населения в пределах государства. Очевидно, что название «Великий» отражало не только размеры города, но и значимость светской и духовной власти, сосредоточенной в нем.

В центре внутреннего города археологами открыты каменные и кирпичные сооружения: комплекс белокаменной Соборной мечети площадью около 2500 кв. м, двухэтажное «здание феодала», мавзолеи булгарской знати, караван-сарай у восточных ворот, баня; начаты раскопки дворцового комплекса. Все общественные и жилые каменные и кирпичные здания обогревались подпольной системой отопления. Но преобладающим видом жилых построек были срубные наземные дома.

Наибольший расцвет Билярского городища, как и всей страны, относится к XII - началу XIII вв. В 1236 г. Великий город подвергся жесточайшему разрушению монгольскими войсками. Как сообщает Джувейни, завоеватели «в течение нескольких дней не оставили от города ничего, кроме его имени». После монгольского завоевания Булгар-Биляр как город и даже как поселение на месте города больше не возрождался.

Столицей в золотоордынское время становится город Болгар на Волге - главный торговый порт государства и центр международной торговли. Болгар на Волге, как и Внутренний Болгар (Биляр), перенес разорение, но возродился и в XIV в. даже переживает расцвет. В это время возводится весь основной архитектурный ансамбль монументальных сооружений Болгара - соборная мечеть («четырехугольник»), мавзолеи знати, бани и др., развивается ремесло, возобновляется торговля.

В X-XIII вв. Волжская Булгария - это феодальное государство с четким политическим строем и социальной структурой населения. Основная территория страны значительно расширяется, что сопровождается плотным заселением вновь освоенных земель. Археологами на территории Булгарии ныне учтено более 1500 памятников (остатков городов и сел) с булгарской культурой домонгольского времени. Судя по распространению этих памятников, в XI-XII вв. границы Волжской Булгарии доходили на востоке до р. Зай, на юге до р. Самара и Самарской Луки, на юго-западе охватывали южные районы Сурско-Окского междуречья - буртасские земли. Волжское правобережье являлось западной частью территории Булгарии, северная граница проходила по реке Казанке.

Возникновение государства активно содействовало консолидации племен, составивших булгарскую народность. Булгария получает известность во многих странах Европы и Азии. О Булгарии пишут прежде всего арабо-персидские авторы: Ибн Русте, Ибн Фадлан, Масуди, Марвази, Ибн Хаукаль, Мукаддаси, Гардизи, Аль-Гарнати и другие; русские летописи и европейские авторы: Юлиан, Рубрук, Плано Карпини и др.

Оформление Булгарского государства и булгарской народности сопровождалось бурным развитием культуры и экономики. Строительство городов, подъем ремесленного производства, развитие торговых связей благоприятствовали консолидации булгарских и финно-угорских племен в единую народность. Большая роль принадлежала в этом процессе распространению ислама. Единая религия нивелировала племенные религиозные различия, способствовала выработке единой культуры и единого мировоззрения.

Ислам способствовал проникновению в Волжскую Булгарию арабского языка и письменности, а вместе с ними арабоязычной литературы, науки и мусульманской культуры, созданной народами арабского Халифата - Египта, Аравии, Ирана, Ирака, Средней Азии, Закавказья - и впитавшей культурные традиции античности и древних цивилизаций Востока. С принятием мусульманства в Волжской Булгарии появляются и первые учебные заведения при мечетях, существование которых восточные авторы (Ибн Русте, Ибн Фадлан) отмечают уже в начале Х в.

С арабо-персидской литературой в Волжскую Булгарию проникали достижения передовой средневековой науки - математики, механики, астрономии, географии, алхимии, медицины и других. Ярким примером является, в частности, трактат булгарского ученого конца XII - начала XIII в. Тадж эд Дина ибн Юнуса аль Булгари «Великое противоядие».

Возведение грандиозных укреплений, строительство монументальных кирпичных зданий и городских коммуникаций в булгарских городах требовало надежных знаний механики и практической математики. Развитие торговли способствовало раннему приобщению булгар к восточной системе мер и весов, развитию знаний в астрономии и географии.

Получили развитие литература (Кул Гали) и науки гуманитарного цикла - богословие (Абдул Аля Хамид ибн Идрис аль Булгари), история (Якуб ибн Нугман аль Булгари) и др. Выдающимся памятником не только булгарской, но и мировой литературы является поэма Кул Гали «Кысса и Июсуф» - произведение яркое, своеобразное, вместившее в себя богатство восточной литературы и народной устной поэзии. Поэма предстает воплощением идеи гуманизма, общечеловеческих поисков идеала красоты, благородства.

Основу экономики Волжской Булгарии составляло развитое сельское хозяйство с плужным земледелием и продуктивным скотоводством. Булгары в Волго-Камье осваивали земли, разводили крупнопородный скот - лошадей, коров, коз и овец.

О высоком уровне земледельческой культуры волжских булгар свидетельствуют как письменные источники, так и археологические материалы. Кроме пшеницы, ячменя, проса сеяли рожь, овес, вику, чечевицу, горох, лен, коноплю, растили бахчевые (огурцы) и садовые (яблони, вишни) культуры. Господствующей была паровая система земледелия, где использовались тяжелые плуги - сабаны, мотыжки, массивные ножи-резаки; убирали урожай серпами, косами-горбушами, почти современной формы; зерно мололи каменными жерновами. Подсобными отраслями хозяйства являлись охота (прежде всего на пушного зверя), рыболовство, бортничество, собирательство.

Важное значение имело ремесленное производство - кузнечное, ювелирное, строительное, гончарное, стеклодельческое, косторезное, кожевенное, ткацкое и др. Главными отраслями ремесленного производства являлись - черная металлургия и металлообработка. Железо булгары получали, как и их соседи, сыродутным способом, используя местные болотные руды. Булгарские кузнецы владели всеми известными в свое время операциями: горячей и холодной ковкой, закалкой железа, получением высокоуглеродистой стали способом цементации, широко применяли сварку, наварку, клепку, скручивание, волочение и т.п. Особое развитие названные приемы обработки металла получают в предмонгольское время. В XIV в. булгары научились получать чугун.

Ремесленник-металлург играл большую роль в средневековом городе и пользовался, судя по всему, особым положением в обществе. Кварталы металлургов были сосредоточены в самом центре внутреннего города в Биляре, Суваре и других городах.

Славились также и булгарские ювелиры, чья продукция была известна далеко за пределами страны. В домонгольское время они использовали литье, плетение из тонкой проволоки, скань, зернь, чернение, штамповку, тиснение, инкрустацию, гравировку. Мастера изготовляли ажурные браслеты и гривны, тончайшей работы височные кольца с фигуркой уточки в центре, перстни, дорогое оружие и посуду, украшенные инкрустацией, замочки на ларцы в виде фигурок животных, зеркала и др.

Глиняная посуда булгар была чрезвычайно разнообразна по своим формам, размерам и декору. Она имела красивый красно-коричневый цвет, высокий процент водонепроницаемости, хороший обжиг. Поверхность кувшинов, хумов, корчаг, кринок, кружек, чаш, мисок, светильников украшалась лощением и орнаментом или глазурью. В XII в. кроме изготовления столовой, тарной и бытовой посуды началось производство художественной керамики.

Собственное производство стеклянных изделий началось у булгар в XII в. под влиянием ближневосточной и закавказской и при посредстве среднеазиатской школ. Булгарские стеклоделы в Биляре, Суваре, на Муромском городке изготовляли прежде всего стеклянную посуду - столовую, химическую, аптекарскую - и оконное стекло.

Расцвет булгарской торговли во многом был обусловлен расположением государства на важнейшей трансконтинентальной торговой магистрали - волго-балтийском пути. Еще в догосударственный - дружинный - период своей истории в VIII-X вв. булгары активно включились в волжскую торговлю, о чем свидетельствуют материалы могильников. В их составе - изделия Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии, Византии, Скандинавии, Западной Европы. В IX-X вв. пути торговых операций отмечены кладами восточных серебряных монет. С Х в. в состав их входили и булгарские монеты. В это время в Булгарии на ключевых участках волжского пути возникают торговые фактории. Например, в районе села Измери, Ага Базар у Булгара и др., подобно Бирке, Готланду, Старой Ладоге и Белоозеру. Эти поселения, торжища на перекрестках торговых путей имели полиэтничный состав населения и зачатки ремесленных мастерских, как правило, по изготовлению продукции в подражание импортным образцам или с использованием полуфабрикатов.

Давние и традиционные связи имели Волжская Булгария и Прикамье. Эти отношения образовались значительно раньше, чем прочные контакты Булгара с Русью. Серебряные и золотые арабские изделия, посуда, украшения и куфические монеты указывают на участие прикамских и уральских народов в булгаро-арабской торговле. Дорогие восточные товары северные соседи булгар использовали в быту и в культовых целях. В обмен шли шкурки ценных пушных зверей.

С образованием государства у булгар международная торговля находится под контролем верховной администрации. Булгарские чиновники осуществляли таможенные функции на волго-балтийском пути и взимали одну десятую часть товара за право прохода через Булгарию.

Булгария вела активную внешнюю политику за сферы влияния, прежде всего, со своим главным соперником - Владимиро-Суздальским княжеством.

В 1223-1240 гг. Булгария отчаянно сопротивляется монгольским ордам, стремившимся завоевать страну. Неравная борьба окончилась в 1236-40 гг. завоеванием Булгарии, разгромом ее экономики, культуры, уничтожением городов. Разоренная Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды - государства, созданного монгольскими ханами на завоеванных землях Восточной Европы, Северного Кавказа и Средней Азии.

Древняя Русь

 

Древняя Русь, или Древнерусское государство (иногда его называют Киевской Русью), хронологически охватывает период примерно в 300 лет - с середины IX в. и до 1132 г. Это государство обычно называется феодальным (иногда раннефеодальным). Справедливо поставить вопрос, что такое феодализм. Только ответив на него, можно выяснить и понять социально-экономическую природу политической структуры восточнославянского общества в IX-XI вв.

Феодализм имеет много конкретно-исторических, региональных разновидностей и стадиальных особенностей. Основными при этом являются две черты, которые характеризуют производственные отношения данного общественного строя. Это, во-первых, монополия господствующего класса на земельную собственность, историческое своеобразие которой заключалось в том, что она включала в себя (в той или иной юридической форме) и непосредственного производителя - земледельца (крестьянина). Во-вторых, формой экономической реализации этой собственности было наличие у непосредственного производителя самостоятельного хозяйства, земля которого принадлежала крупному собственнику (государству или господину).

Необходимым условием реализации феодального права на землю было внеэкономическое принуждение (которое могло варьироваться от крепостной зависимости до простого сословного неравноправия). Присвоение феодалами труда крестьян происходило в виде земельной ренты в пользу собственника, которая имела три формы: отработочную (барщина), продуктовую (натуральный оброк) и денежную (денежный оброк).

Феодальная собственность на землю имела сословный характер и определяла иерархическую структуру господствующего класса. Она, как правило, обуславливалась несением более мелкими феодалами (вассалами) определенной службы в пользу более крупных феодалов (сеньоров) в силу наличия между ними отношений личной зависимости.

Начало политической истории. Очевидно, что условия сложения ранних политических общностей восточного славянства создавались еще до IX в. Во всяком случае летопись упоминает трех братьев (Кия, Щека и Хорива), которые, якобы, возглавляли племя полян и остались в памяти потомства как первые князья в Киеве.

Дальнейшая политическая история Древней Руси, начиная с середины IX в., излагается в легендарной части «Повести временных лет», наиболее древней из сохранившихся русских летописей, следующим образом. Вначале славянские племена были данниками других народов: хазары брали дань с полян, северян, вятичей; а варяги «из заморья» - с чуди, со словен (новгородских славян), с мери, кривичей. Новгородские племена изгнали варягов «за море» и попытались «сами в собе володети», но начались между ними усобицы. Тогда порешили они между собой: «Поищем собе князя, иже бы [который бы] володел нами и судил по праву».

Далее излагается легендарная история призвания Рюрика с дружиной: «И идоша за море к варягом, к руси» и сказали им от имени чуди, словен, кривичей и веси: «Земля наша велика и обильна, а наряда [власти] в ней нет. Да поидете княжить и володети нами». Если верить этой легенде, то здесь четко указываются племена якобы участвовавшие «в призвании» варягов: финно-угорские (чудь и весь) и славянские - словени (славяне области Новгорода) и кривичи (верховья Волги).

И были призваны, - продолжает рассказ древнерусская летопись под 862 г., - три брата «с роды своими». Они «пояша по собе всю русь [взяли с собой всю русь] и придоша»: старший, Рюрик, сел в Новгороде; другой, Синеус, - на Белоозере; а третий, Трувор, - в Изборске. Далее летопись сообщает, что после смерти Синеуса и Трувора (якобы через два года после призвания) Рюрик как старший в роде овладел всей властью и стал раздавать «мужем своим» (дружинникам) города. Автор летописи подчеркивает, что варяги в этих городах - «суть находници» (то есть пришельцы).

По просьбе своих дружинников Аскольда и Дира Рюрик якобы отпустил их в Царьград (Константинополь). По пути Аскольд и Дир утвердились в Киеве и «начаста [начали] владети польскою землею [землею полян]». Рюрик же в это время продолжал княжить в Новгороде.

Ничего странного в сообщении о призвании варягов на Русь нет. IX в. был вообще временем необычайной активности варяжской экспансии в Восточной, Центральной и Западной Европе. Они завоевали Ирландию (820), Исландию (874), Нормандию (911) и др. По свидетельству ряда источников, до середины IX в. термин «русы» понимался как этносоциальный с доминирующим этническим значением обозначения скандинавов. Не случайно в IX в. слово «русь» всегда относилось исключительно к людям скандинавского происхождения. Однако постепенно этнонимом «русь», «рос» (Rusios, Rhos) стали называть восточных славян и их землю.

Итак, по сообщению древнейшей летописи, варяги (скандинавы) принимали достаточно активное участие в ранней древнерусской социально-политической истории. Они брали дань с части восточнославянских племен еще до создания Древнерусского государства. При этом обращает на себя внимание то, что первое политическое объединение ряда славянских племен происходило не в южных, как обычно считается, а в северных областях Восточной Европы (в районе расселения чуди, словен, кривичей и веси) с центром в Новгороде. Варягами была создана надплеменная территориально-политическая структура, которая в дальнейшем включила в себя Поднепровье и постепенно перерастала в раннефеодальное государственное образование. В дальнейшем по мере освоения пути «из варяг в греки» центр этого объединения переносится в Среднее Поднепровье, и Киев становится его политическим центром.

Для первых веков эволюции политической структуры Древней Руси характерно наличие лишь отдельных элементов феодального землевладения по сравнению с широким развитием торговых операций на пути «из варяг в греки». На Руси, по крайней мере до середины XI в. включительно, княжеские пожалования составляли не земельные угодья, а часть доходов с определенной территории - дань и повинности населения (развитие промыслов и изделий различных ремесел). Обращает на себя внимание то, что в древнейших редакциях «Русской Правды» практически нет материала по земледельческому населению, он начинает появляться только в более позднейших частях памятника, преимущественно в статьях, составленных при сыновьях Ярослава Мудрого - «Ярославичах».

Основной задачей княжеской власти в ранний период было вершение суда, сбор дани (полюдье) и отправление торговых караванов в Царьград (Константинополь). Красочное описание полюдья на Руси и организации княжеской торговли содержится в известном трактате византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении государством» (середина X в.): «Зимний... образ жизни... руссов таков. Когда наступит ноябрь..., князья их тотчас выходят со всеми русами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой объезд,... в славянские земли вервианов [древлян], другувитов [дреговичей], кривичей, севериев [северян] и остальных славян, платящих дань русам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле..., когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают однодеревки [суда]..., снаряжаются и отправляются в Романию [Византию]».

Постепенно варяги завладели всеми главными водными путями, ведущими к Черному морю, и основали на них опорные базы - крепости (в своих сагах варяги называли Восточную Европу «Гардарик» - страной городов). Из этих военно-административных пунктов они собирали дань со славян, угро-финнов и литовцев в виде товаров, имевших наибольший спрос в Византии и арабском мире: рабов, мехов, воска, меда.

Державная власть над городами-крепостями и окрестными землями принадлежала, по-видимому, династии, ведущей свое происхождение от легендарного варяжского конунга (князя) Рюрика. Ее глава, великий князь, правил в Киеве, а сыновья его, родичи и главные дружинники сидели в других городах, переходя с места на место, то есть прочно не оседая на землю. Эта династия, установившая власть над восточными славянами, в дальнейшем по имени легендарного Рюрика получила название династии Рюриковичей, а созданное ею политическое сообщество - державой Рюриковичей (ее нередко называют Киевской Русью или Древнерусским государством).

Таким образом, если в Западной Европе варяги (норманны) быстро осели и слились с местной земледельческой знатью, то на Руси они, судя по всему, создали военно-политическое объединение ряда славянских племен с преимущественно торговым характером экономики. Не случайно в важнейшем законодательном документе того времени «Русской Правде» (XI в.) много статей посвящено организации внутридружинных отношений, положению и правам членов княжеской дружины, а также торговле. Норманны, несомненно, активизировали процесс складывания государственности на Руси, как и во многих странах Западной Европы. Но вместе с тем скандинавы пришли на славянскую почву, еще недостаточно подготовленную к государственному развитию, еще не вышедшую из рамок военной демократии.

Первые русские князья. О племенных старейшинах, князьях «дорюрикова периода» мы можем только догадываться. Первым исторически реальным русским князем считается Рюрик. Но и о нем говорить очень трудно, так как в источниках он отражается лишь в весьма туманных, легендарных и чаще всего спорных упоминаниях. Во всяком случае, по мнению раннего древнерусского летописца, правил он не в Киеве, а в Новгороде, который, несомненно, и является первым, наиболее древним центром Древней Руси. После смерти Рюрика (ок. 879 г.?) его сын Ингвар (Игорь) был, по утверждению того же летописца, «детеск вельми» (то есть весьма мал), и поэтому, считает летописец, власть в Новгороде перешла к варягу из близкого окружения князя - Олегу (Helgi).

Олег организовал поход по пути «из варяг в греки» (из Новгорода по речке Ловать и далее по Днепру), дошел до Киева и захватил там власть, предательски убив княживших там Аскольда и Дира (882). В последующие годы рядом новых походов он подчинил соседние славянские племена - древлян, северян и радимичей (северяне и радимичи платили до этого дань хазарам), воевал с хазарами, уличами и тиверцами.

Но наиболее крупное действие Олега - это победоносный (хотя и весьма спорный) поход на Византию в 907 г., последствием которого явился русско-византийский договор 911 г., по которому устанавливались: беспошлинная торговля, особое содержание русских купцов в Византии (предоставление им места для проживания в Константинополе, обеспечение их снастями, продуктами на обратный путь и т.д.).

Каких-либо документов о внутриполитической деятельности Олега, как и его предшественника Рюрика, не имеется, все сведения записаны через 200-250 лет и носят, как уже отмечено, легендарный, а часто и откровенно мифический характер.

Преемник Олега Игорь (912-945), якобы сын Рюрика, известен также несколькими политическими действиями: покорением древлян, которые после смерти Олега, видимо, прекратили уплату дани; походами на северян и радимичей; завершением подчинения уличей и тиверцев; началом борьбы с кочевыми племенами печенегов; двумя походами на Кавказ (до Баку и до Бердаа); борьбой с Византией (неудачный поход в 941 г. и поход 944 г., завершившийся новым мирным договором). В основном все эти действия Игоря очевидно были направлены на расширение территории своего господства в Восточной Европе и завоевание торговых путей.

После смерти Игоря, убитого восставшими против его господства древлянами, номинально киевским князем стал его сын Святослав (по-видимому, малолетний), но фактически власть сконцентрировалась в руках жены Игоря Ольги (ум. 969). Она впервые серьезно занялась внутренними делами на Руси: зафиксировала размер дани с подвластных Киеву племен и установила погосты - места ее сбора. В 957 г. Ольга посетила Константинополь (при императоре Константине Багрянородном), где приняла христианство. При ней Древняя Русь начала устанавливать контакты с западноевропейскими странами: одно из посольств было направлено к германскому императору Оттону I.

Активная деятельность ее сына Святослава охватывает вторую половину 60-х и начало 70-х гг. X в. Он показал себя деятельным военачальником, всю свою жизнь проведшим в военных походах с целью расширения подвластной ему территории. Святослав покорил вятичей (видимо, восставших после смерти Игоря), организовал походы в Среднее Поволжье (на Волжскую Булгарию), на Северный Кавказ (разгромил Хазарский каганат в 965 г.), совершил два похода на Балканы (в 968 г. взял Переяславец на Дунае и намеревался даже перевести туда свою столицу). Как видно, интересы Святослава, как, впрочем, и других русских князей того времени, сосредотачивались главным образом вокруг торговых путей.

В 70-е гг. X в. появляются первые признаки междоусобной борьбы за власть между князьями из дома «Рюрика». После смерти Святослава (972) его сын Ярополк, занявший великокняжеский стол, вступил в столкновение с братом Олегом, получившим в управление землю древлян. Оба брата погибли в ходе междоусобной борьбы, а на престоле оказался побочный сын Святослава (от ключницы Малуши) Владимир.

Древняя Русь в конце X - первой половине XI в. Это период великого княжения двух наиболее известных древнерусских князей - Владимира I Святославича и Ярослава Владимировича («Мудрого»).

35-летнее княжение в Киеве Владимира Святославича (980-1015) явилось расцветом державы Рюриковичей. и оставило знаменательный след. Это был наивысший этап политического развития Древней Руси.

После смерти Святослава многие племена, по-видимому, вновь отказались подчиняться власти Киева. Владимиру пришлось совершить несколько походов в различные славянские земли для восстановления былого «единства» Древней Руси. Попутно шло и расширение ее границ.

Военными походами были заняты несколько первых лет княжения Владимира: на дулебов и волынян (бужан), на червенские города (Польша) и литовское племя ятвягов, на вятичей, радимичей, хорватов. Их результатом было укрепление связей между отдельными частями Древней Руси: Владимир везде заменял местных князей своими ставленниками - «посадниками».

Одной из важнейших задач киевских князей того времени была борьба против печенегов. Печенежские кочевья появились в южных степях в начале X в. Первые сведения о столкновениях их с русами относятся ко временам княжения Игоря, начало систематических столкновений - к середине века, широкое наступление на Русь - к концу X столетия. В постоянной опасности находился Киев. Всего день пути отделял его от печенегов, а их кочевья были раскинуты на месяц конного пути. С большим трудом княжеские дружины отбивались от наступления печенегов.

Владимир построил цепочку крепостей, создал оборонительные рубежи на границах Руси с печенегами по рекам Десне (Чернигов, Новгород-Северский), Остеру, Трубежу (Переяславль), Суле, Стугне (Василев) и др.

Но самым крупным и важнейшим по своим последствиям действием Владимира было принятие ок. 988 г. единой религии - христианства. Инициаторами выступили русы (варяги), а местное славянское население долго сопротивлялось этому. Язычество не желало уступать свои позиции. Крупные антихристианские выступления происходили в 1024 г. в Суздальской земле, в 1071 г. в Ростовской земле и Новгороде. Их руководителями чаще всего выступали местные волхвы.

После смерти Владимира (1015) снова вспыхивает княжеская междоусобица, начинают проявляться центробежные тенденции в державе Рюриковичей. Святополк (сын Ярополка или Владимира от вдовы Ярополка), ставший киевским князем, убивает своих братьев: древлянского князя Святослава, ростовского князя Бориса и муромского князя Глеба. В ходе последующей братоубийственной борьбы (наиболее крупные битвы: под Любечем в 1015 г. и на р. Альте в 1019 г.) Святополк погибает, а киевский княжеский стол оказывается в руках Ярослава Мудрого (1019-1054).

Вскоре после вокняжения Ярослава его племянник Брячислав Изяславич Полоцкий фактически перестал подчиняться великому князю и начал войну против Киева (1021-1024), которая приводит к обособлению Полоцкого княжества. Брат Ярослава тмутараканский князь Мстислав Владимирович также поднимается на борьбу против Киева, в ходе которой одерживает победу в решающей битве под Лиственом (1024) и через два года (в 1026 г.) добивается полной независимости от Киева, «отхватив» при этом почти половину территории - все Левобережье Днепра. Лишь через 10 лет (после смерти Мстислава в 1036 г.) Ярославу удалось восстановить относительное единство Руси, но для поддержания этого единства в том же году пришлось посадить в тюрьму другого брата, Судислава псковского (находился в темнице 23 года - до 1059 г.). Таким образом, при Ярославе (во всяком случае в первую половину его княжения, до 1036 г.) единой территории Киевской державы уже не существовало; в лучшем случае ее можно называть конфедерацией русских земель, но отнюдь не единым политическим образованием.

Нельзя не обратить внимания на то, что Ярослав Мудрый прилагал лихорадочные усилия для сохранения единства страны. В этом отношении особенно показательно его внимание к вопросам идеологии. Он поднимает значение христианской религии. При нем возводятся изумительный по красоте храм Святой Софии в Киеве, величественный Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковные сооружения в других городах. В стране возникают монастыри, которые становятся центрами духовной культуры и просвещения. В монастырских библиотеках концентрируются уникальные собрания религиозной и светской литературы.

В 1037 г. на Руси учреждается митрополия, во главе которой был поставлен греческий священнослужитель Феопемпт. В 1051 г. Ярослав делает попытку вывести русскую церковь из-под идеологического влияния и контроля Византии и назначает митрополитом русского священника Илариона, автора глубокого по содержанию философско-публицистического трактата «Слово о законе и благодати».

Не желая ни в чем уступать Константинополю, Ярослав украшает столицу так называемыми Золотыми воротами, подобными константинопольским. Он стремится укрепить династические связи с королевскими домами Швеции, Норвегии, Франции, Германии, Венгрии, Польши и Византии.

Вместе с тем характерно, что князья в X и первой половины XI в. еще не стремились к обл







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.