Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Колядование (с 6 на 7 января)





 

Коляда (Сочельник, Солнопутье, Поворотник, Постная кутья, Таусень, Овсень) – древний языческий славянский, связанный с зимним солнцестоянием, в христианские времена приурочен к Рождеству и Святкам. Во время праздника переодевались, рядились с использованием шкур, масок; пели колядные песни, одаривали колядников, играли в молодёжные игры, гадали.

Праздник начинался в семейном кругу. Женщина, глава семьи, пекла круглый хлеб. На стол клали сено или солому, затем его накрывали скатертью. В качестве угощения подавали рождественскую кутью да кашу. Из теста выпекали фигурки животных ими украшали столы. Также этими фигурками одаривали колядников.

Коляда приурочен к посещению домов группой участников, которая исполняет благопожелательные приговоры и песни в честь хозяев дома, за что и получает ритуальное угощение (хлебные фигурки, конфеты, вяленое мясо, орехи).

У колядования множество родственных названий: овсенькание, щедрование, сурвакание, виноградье.

Колядование, ритуальный обход, может происходить, как на Новый год, Сочельник, Рождество, так и на Крещение. В деревнях часто отрицательно относились к колядованию, организованному по церковному обычаю. Напротив, колядки, проходившие по старому славянскому обычаю только приветствовались.

Колядники могут совершать обход, как ряжеными, так и нет. Если колядники приходили ряжеными, то они исполняли различные сценки и пели хвалебные «колядки». Колядники ходили по домам, совершали посевание (разбрасывание зёрен), обливание водой домочадцев, выметание углов из дома, раздачи хозяевам обрядовых веток на счастье.

Христианские обряд коледования характеризуется наличием фигурки Христа в колыбели и рождественской звезды.

С XV века христианская церковь не однократно пыталась запретить языческий обряд колядования. Или, по крайней мере, взять «эти бесовские ритуалы» под свой контроль, то есть придать колядованию соответствующее идеологическое содержание. Отсюда в христианских колядках и появились фигурка Христа, вертеп и Вифлеемская звезда.

В Европе священники запрещали надевать людям маски, видя в них сатанинское начало. В этот день они исполняли специальные гимны на латинском языке и стучались в дома. Простые люди не открывали им двери, чем навлекали на себя недовольство церкви. Преследование народных обычаев святочного колядования, называемых в церковных источниках дьявольской, сатанинской игрой, продолжалось вплоть до XIX в.

Колядники начинали обходы в вечернее и ночное время. У южных славян считалось, что колядовать можно только с полуночи до восхода солнца, так как именно в это время по улицам бегают упыри и злые духи, которые боятся колядных песен. В ряде областей считалось, что нельзя колядовать после рассвета.

Однако было и утреннее колядование, в нём участвовали дети и не ряженые взрослые. Дети колядовали утром и днём и не имели привычки рядиться. Изредка они надевали маски козы, коня, журавля.

Мужчины собирались колядовать по пять-шесть человек. Возглавлял их, как правило, женатый, мужчина. Каждый из колядников исполнял свою отведённую роль.

Предводитель держал в руках колядный посох, палку или трость, украшенную колокольчиками и лентами. В составе колядующих могли быть певцы, музыканты и плясуны. Кроме того, назначался ответственный колядник по сбору даров. Такие колядники ходили по домам в праздничной одежде, украшенной специальными букетиками, а поверх шапок надевали венки.

Перед началом колядования участники (мужчины, женщины) собирались вместе в одном доме, а как стемнеет, отправлялись в путь, переходя от дома к дому. Если колядовали несколько групп, то они старались между собой не сталкиваться, иначе это могло привести к дракам и ссорам. Шествуя по селу, колядники пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах, звонили в колокольчики. Словом, процессия вела себя очень шумно. В некоторых областях колядники изображали крики животных, некоторые брали с собой длинные бичи, которыми постоянно хлестали по заборам и другим строениям.

Приблизившись к дому, колядники вставали под окнами и звали хозяина. Вожак испрашивал дозволения хозяина колядовать. Если группа получала разрешение, то тотчас начиналось исполнение ритуального пения в честь хозяина. Затем колядников одаривали подарками. Хозяин, если был в благом настроении, приглашал колядников домой. Там они исполняли песни в честь каждого члена семьи. Также могли устраиваться танцы и различные развлечения.

Обряд колядования обеспечивал хозяевам дома высокие урожаи в поле и огороде, приплод скота. Колядники старались не пропустить ни одного дома, чтобы односельчане не обиделись.

Известны так называемые поздравительно-величальные песни – виноградье, исполняемые (преимущественно на Русском Севере) во время Святочного колядования (аналог среднерусского авсеня, овсеня).

 

Стефанов день (9 января)

 

Третий день праздника Христова, день первомученика и архидиакона Стефана.

В этот день проходили молодёжные вечеринки, ряженые ходили по дворам. Девушки хоронили свою грусть-печаль. Для этого устанавливалась специальная деревянная бадья. Девушки подходили к ней по очереди с чашами, наполненными водой, которую сливали в бадью. Иначе говоря, они сливали с водой с сердца тоску. По всем углам двора ставили деревянные колья, чтобы нечистая сила не могла подойти и помешать проведению обряда.

После обряда девушки веселились с парнями, выбирали себе суженых. Если девушка положила глаз на молодца, а он (она) не отвечал ей взаимностью, применялись любовные заговоры.

 

Заговор на любовь добра молодца

 

1. Говорить нужно на солнышко: «Стану я благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, выйду в чисто поле, в восточную сторону, под красное солнышко. Красное солнышко-батюшка, ходишь высоко, видишь далеко, за высокими горами, за крутыми холмами, за черными грязями. Ты усмотри, угляди раба Божьего (имя рек), подсеки резвые ноги, опусти белые руки, расстреляй белую грудь, черную печень, кровь горячую, вострые глаза, голову, мозга, напусти на раба Божья дружбу, любовь и сухоту, пусть он сохнет обо мне рабе Божьей, глядит и глаз не сводит с меня, рабы Божьей».

2. Ветры буйные, тучки чёрные, снесите всю мою сухоту рабу Божьему (имя), чтобы он не мог жить без меня ни днём по солнышку, ни ночью по месяцу, ни на утренней заре, ни на вечерней. Всё бы болел и скорбел по мне, девице (имя), не мог бы ничем заедать: ни сладостью, ни горестью, ни пирожным, ни воложным, ни масляным; всё бы душой болел по мне, девице (имя), и приснилась бы я во сне; в тот же час, в тот же день явись ко мне. Всем моим словам ключ и замок. Аминь. (Читать трижды на дороге, в направлении ветра).

 

Заговор на любовь девушки

 

«За морем за Хвалынским, во медном городе, во железном тереме сидит добрый молодец, заточен во неволе, закован в семьдесят семь цепей, за семидесятью семью дверями, а двери заперты семьюдесятью семью замками, семьюдесятью семью крюками. Никто доброго молодца из неволи не освободит, никто доброго молодца досыта не накормит, допьяна не напоит. Приходила к нему родная матушка (имя) во слезах горючих, поила молодца сытой медовой, кормила молодца сытой, белоснеговой крупой; а кормивши молодца, сама приговаривала: не скакать бы молодцу по чисту полю, не искать бы молодцу чужой добычи, не свыкаться бы молодцу с буйными ветрами, не радоваться бы молодцу на рать могучу, не пускать бы молодцу калёну стрелу по поднебесью, не стрелять бы во белых лебедей, что лебедей княжьих, не доставать бы молодцу меч-гладенец врага-супостата, а жить бы молодцу во терему родительском, с отцом-матерью, с родом-племенем. Уж как возговорит добрый молодец: не чисто поле меня сгубило, не буйны ветры занесли на чужую добычу, не каленой стрелой доставал я белых лебедей, не мечом-гладенцом я мечтал достать врагов-супостатов, а сгубила молодца воля молодецкая, во княжем терему над девицей красной (имя). Заговариваю я, родная матушка (имя), полюбовного молодца (имя) на любовь красной девицы (имя). Вы, ветры буйные, распорите ее белу грудь, откройте ретивое сердце, тоску со кручиной, чтобы она тосковала и горевала; чтобы он ей был милее своего лица, светлее ясного дня, краше роду-племени, приветливее отца с матерью; чтобы он ей казался во сне и наяву, в день и в полночь; чтобы он ей был во пригожество красное, во любовь залучную; чтобы она плакала и рыдала по нем, и без него бы радости не видала, утех не находила. Кто камень Алатырь изгложет, тот мой заговор превозможет. Моему слову конец на любовь красной девицы (имя)».

 

 

Домочадцев день (10 января)

 

В этот день крестьяне жгли свечи и читали специальные заговоры для защиты дома от нечистой силы.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.