Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика № 2. Почтовый ящик.





ВВЕДЕНИЕ

 

Специальная психология – относительно молодая наука. Она является областью научного знания, возникшего в связи с запросами практической жизни на стыке ряда наук: психологии, дефектологии, медицины.

Наряду со школами с профильным обучением, гимназиями, лицеями, получили дальнейшее распространение классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах и другие институты помощи детям с трудностями развития. Вариабельность образовательных учреждений способствовала перераспределению учащихся: часть учащихся оказалось в школах с повышенными требованиями к способностям, часть детей с неярко выраженными трудностями обучения из специальных школ перешла в общеобразовательные школы. В то же время специальная школа осталась важным звеном в системе помощи детям с нарушениями развития. Всё это сделало широко востребованным психологическое знание о детях с нарушениями психического и физического развития.

Любой специалист, работающий в сфере образования, должен владеть системой психологических знаний о детях с атипией развития, об их трудностях и особенностях их обучения и жизни. В учебные планы государственных стандартов в качестве обязательной дисциплины профессионального образования для психологов и педагогов был введен учебный курс «Основы специальной психологии».

Специальная психология как учебная дисциплина сегодня также находится в стадии становления. Изучая специальную психологию, студенты получают подготовку в области современных методов и технологий психодиагностической, психокоррекционной, психотерапевтической и психореабилитационной работы с детьми, имеющими трудности в восприятии информации, нарушения внимания, памяти, речи, интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы, а также трудности в обучении. Подготовка по специальной психологии вооружает студента методами психологического консультирования, диагностики и психологической поддержки.

В предлагаемом лабораторном практикуме содержатся методики диагностики дизонтогений развития. Данные методики достаточно просты, доступны, не требуют применения специальной сложной аппаратуры. Они требуют лишь творческого, профессионального подхода к их проведению.

Практикум может быть интересен студентам педагогических вузов, педагогам-психологам, специалистам, интересующимся разработками в области специальной психологии.

 

Автор-составитель:

кандидат психологических

наук, доцент Льдокова Г.М.

РАЗДЕЛ I.ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Методика № 1. Пирамида в цветовой гаммеЛюшера.

ЗАДАНИЕ. Разбор и складывание пирамиды.

Методика описана А.А. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.).

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).

Материал: пирамида из 7 колец.

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания: ребенку жестом предлагается разобрать пирамиду, а затем собрать ее.

Виды помощи:

- подача колец ребенку с целью стимуляции его действий;

- демонстрация способа примеривания колец друг к другу с целью складывания пирамиды с учетом величины.

Диапазон применения: детям с 2-х до 6-ти лет.

Норма выполнения: дети 2-3-х лет могут складывать пирамиду без учета величины. Дети старше 4-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением. Детям старше 6-ти лет пирамидка не дается.

Методика № 2. Почтовый ящик.

ЗАДАНИЕ. Вкладывание объемных фигур.

Методика описана АА. Венгер, Т.Л. Выготской, Э.И. Леонгардт (1972г.)

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Материал: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Инструкция: жестовая или вербальная.

Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху коробки. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в ящик и жестом предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи:

- демонстрация способа примеривания вставки к прорези;

- подача вставки ребенку в ракурсе, не требующем пространственной переориентации,

- разъяснение порядка действий ребенку (сначала посмотри на фигурку, потом посмотри на отверстие, примеряя фигуру к отверстию, попробуй ее повернуть, примерь к другому отверстию).

Диапазон применения: детям с 3-х до 7-ми лет.

Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес. адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес., как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет - к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Т.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше 6-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением, а после 7-ми лет действовать на основе представлений.

Методика № 3. Доска с предметными вкладками,

Доска с предметными разрезными вкладками,Доска Сегена.

Все три тренажера предназначены для исследования наглядно-действенных форм мышления. Они различаются степенью кон­кретности изображений и количеством вкладок.

ЗАДАНИЕ. Вкладывание фигур.

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, уровня сформированности действий идентификации и моделирования.

Материал: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Инструкция: в действиях или словесная («Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно»).

Ход выполнения задания: ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.

Виды помощи: вкладывание 1-2 вставок экспериментатором с целью стимуляции деятельности ребенка.

Диапазон применения: детям от 3-х лет и старше.

Норма выполнения аналогична описанным в методике «Почтовый ящик».

Методика № 6. Классификация невербальная.

ЗАДАНИЕ. Классификация объектов по одному признаку.

ВАРИАНТ I.

Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации; выявление возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения одного ведущего признака.

Материал: набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур (по 6 штук кругов, квадратов, треугольников, ромбов) 3-х цветов (красный, желтый, синий), 2-х величин (большие, маленькие).

Инструкция: речевая инструкция сопровождает конкретные действия экспериментатора и является вспомогательной («Продолжай раскладывать карточки, подходящие с подходящими»).

Ход выполнения задания: экспериментатор выкладывает перед испытуемым два ряда карточек по две фигуры одного цвета и просит ребенка продолжить классификацию (должно получиться 3 ряда фигур, различающихся по цвету). Виды помощи:

- выкладывание начальной карточки третьего ряда;

- объяснение принципа раскладки («Они одинакового цвета: красные, синие, желтые»);

- дополнение карточек каждого из трех рядов экспериментатором.

Диапазон применения: для детей, начиная с 5-ти лет.
Норма выполнения: при выполнении задания по образцу детям 5-ти лет требуется 1-2 урока. Нормой является словесное обозначение признаков классификации.

ВАРИАНТ II той же методики предназначен для детей 7-ми лет и старше.

Методика была предложена в 1954г. Ю.Ф.Поляковым для исследования процесса обобщения в наглядном и словесном плане, а затем переработана А.Л. Ивановой по принципу обучающего эксперимента (для определения умственного развития детей 7-9-ти лет).

Цель методики: выявление сформированности обобщения на наглядно-действенном и вербальном уровне; выявление возможности переноса сформированного навыка в новые условия.

 

При этом не называется ни количество групп, ни признаки групп.

Участие экспериментатора состоит в стимулирующей организационной помощи в том случае, если ребенок проявляет пассивность («Попробуй, подумай: а еще как можно сделать?»). При выполнении этой части задания фиксируется наличие переноса навыка, сформированного при выполнении 1-й части задания, качество переноса (полный или частичный, словесный или в действиях). Возможны следующие варианты конечного результата:

1. Перенос полный, в словесной форме.

2. Перенос частичный, в словесной форме (при выделении не менее 2-х признаков).

3. Перенос полный, в действиях.

4. Перенос частичный, в действиях.

5. Перенос отсутствует (если указан только один признак или не указано ни одного).

Анализ эксперимента.

Использование ориентировочного этапа действия (планирует ли ребенок предстоящую деятельность на 30 сек. или отвлекается).

1. Количество уроков-подсказок, необходимое для выполнения всех трех задач.

2. Перенос навыка (результат анализа выполнения аналогичного задания).

По данным А.Л.Ивановой, дети с нормальным интеллектом нуждаются в 1-м-6-ти уроках, умственно отсталые в 8-ми-17-ти уроках. Данный эксперимент продуктивен при исследовании динамики мышления.

ВАРИАНТ I.

Соотнесение цвета и формы.

Методика является модификацией лото В.М.Когана.

Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.

Материал:

1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), а в горизонтальном – бесформенные цветовые мазки 6 цветов радуги;

2) набор геометрических фигур всех перечисленных форм и цветов, соответствующих по размеру образцам фигур вертикального ряда.

Инструкция: задается одновременно с раскладкой первых трех фигур экспериментатором: «Найти место для каждой фигурки так, чтобы у каждой фигурки был свой цветной домик»

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи:

- объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки («Посмотри: здесь нарисована фигурка, у нее
много домиков, (показ), и каждый - нового цвета»);

- объяснение принципа поиска (в действиях);

1. наложение фишки на образец формы;

2. поиск цвета;

3. совмещение движения фишки от формы к цвету.

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание в полном объеме с использованием проб и при зрительном соотнесении при уменьшении поля восприятия до 4-х форм и 5-ти цветов. Дети до 6-ти лет и старше выполняют задание в полном объеме на основе зрительного соотнесения. Дети 7-летнего возраста справляются с заданием, действуя в идеальном плане.

ВАРИАНТ II.

Соотнесение формы и величины (модификация задания, предложенного А. А. Венгер).

Цель: выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков, заданных и выделенных материалом.

Материал:

1) таблица, расчерченная на квадраты, в вертикальном ряду которой обозначены неокрашенные геометрические формы, а в нижнем ряду - постепенно уменьшающиеся по величине круги (5 кругов с диаметром от 20 до 6 мм);

2) набор геометрических фигур, каждая из которых пред­ставлена в 5-ти (включая последний столбец) последовательно изменяющихся величинах в соответствии с образцами.

Инструкция: вербальная, сопровождает конкретные действия экспериментатора.

Ход выполнения задания: экспериментатор раскладывает первые три карточки и предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи:

- объяснение принципа классификации путем указания на ее признаки;

- объяснение принципа поиска: наложение фишки на образец и сравнение с каждым порядковым элементом ряда;

-объяснение в действиях принципа совмещения двух признаков.

Диапазон применения: от 5-ти лет и старше.

Норма выполнения: дети 5-ти лет выполняют задание с использованием проб, выражающихся в промеривании с помощью наложения Количество проб уменьшается по мере заполнения рядов.

 

Методика № 13. Тексты.

ЗАДАНИЕ. Объяснение сюжета, выраженного в словесной форме (текст).

Цель: выяснение возможности осмысления ситуации на основе слухового восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Материал: текст (рассказ, басня), содержащий ряд существенных и побочных деталей, которые нужно проанализировать для понимания основного смысла.

Инструкция: «Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи».

Ход выполнения задания: ребенку зачитывают текст и просят пересказать его. После пересказа проводится беседа, направленная на выяснение глубины понимания смысла (форма вопросно-ответная).

Диапазон применения: начиная с 5-ти лет.

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста самостоятельно пересказывают текст, фиксируя внимание на существенных деталях Им доступно понимание скрытого смысла, что раскрывается в беседе.

 

СОСТОЯНИЯ.

 

Оснащение опыта. Шкала астенического состояния (ШАС) создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г.Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника ММРI. Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

Порядок работы. Условия проведения опыта аналогичны условиям опыта 1. Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка.

ШКАЛА АСТЕНИ ЧЕ СКОГО СОСТОЯНИЯ (ШАС)

Варианты ответа:

1 - нет, неверно;

2 - пожалуй, так;

3 - верно;

4 - совершенно верно.

 

 

1. Я работаю с большим напряжением          
2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо          
3. Моя жизнь не удовлетворяет меня          
4. Ожидание нервирует меня          
5. Я испытываю мышечную слабость          
6. Мне не хочется ходить в кино или в театр          
7. Я забывчив          
8. Я чувствую себя усталым          
9. Мои глаза устают при длительном чтении          
10. Мои руки дрожат          
11.У меня плохой аппетит          
12. Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании          
13. Я уже не так хорошо понимаю прочитанное          
14. Мои руки и ноги холодные          
15. Меня легко задеть        
16. У меня болит голова          
17. Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим          
18. У меня бывают головокружения          
19. У меня бывают подергивания мышц          
20. У меня шумит в ушах          
21. Меня беспокоят половые вопросы          
22. Я испытываю тяжесть в голове        
23. Я испытываю общую слабость          
24. Я испытываю боли в темени          
25. Жизнь для меня связана с напряжением        
26. Моя голова как бы стянута обручем        
27. Я легко просыпаюсь от шума          
28. Меня утомляют люди          
29. Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом          
30. Мне не дают заснуть беспокойные мысли        

 

Обработка результатов. После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. Весь диапазон шкалы, таким образом, включает от 30 до 120.

Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых показали, чти средняя величина индекса астении равна 37, 22±6, 47 баллов. Если принять результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении», то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона. При этом первый диапазон - от 30 до 50 баллов - «отсутствие астении», второй диапазон - от 51 до 75 баллов - «слабая астения», третий диапазон - от 76 до 100 баллов «умеренная астения» и четвертый диапазон - от 101 до 120 баллов - «выраженная астения». Таким образом, результаты каждого испытуемого предполагают одну из четырех степеней выраженности астении. В соответствующих графах протокола указывается количество набранных испытуемым баллов по шкале астении и степени ее выраженности.

 

ЯЗЫКОВАЯ ДИАГНОСТИКА

Язык - орган вкуса и речи. Мы воспринимаем вкус только влажным языком. Язык также орган речи, используемый для превращения мыслей и чувств в слова. Исследование этого важного органа дает информацию о том, что происходит в организме.

Посмотрите на свой язык в зеркале. Наблюдайте его размер, очертания контура, поверхность, края и цвет. Если цвет бледный, то это указывает на признаки анемии или недостатка крови в организме.

Если цвет желтоватый, есть избыток желчи в желчном пузыре или нарушения в печени. Если цвет голубой (когда человек не ел голубики) - значит, дефект в сердце.

Как показано на диаграмме, разные части языка связаны с разными органами тела. Если есть обесцвечивание языка, его вялость или поднятие его сферы - значит, этот важный орган имеет дефект. Например, если вы видите отпечаток зубов по краям языка, это указывает на недостаточную усваиваемость кишечника.

Налет, покрывающий язык, указывает на токсины в желудке, тонкой или толстой кишке. Если налетом покрыта только задняя часть языка, токсины есть в толстой кишке, если налет в середине языка - токсины присутствуют в желудке и тонкой кишке.

Линия, идущая посредине языка, указывает на возбуждение, идущее по. позвоночному столбу. Ее искривление может свидетельствовать о деформации или искривлении позвоночника.

Обесцвечивание или повышенная чувствительность отдельных частей языка указывает на нарушение в тех органах, которые связаны с этой частью. Беловатый цвет языка указывает на нарушения капха и скопление слизи. Красный или желто-зеленый язык - на нарушения питта. Темно-коричневая окраска - на вата нарушения. Обезвоживание языка является симптомом уменьшения дхату раса (плазмы). Бледный язык указывает на уменьшение дхату ракта (красные кровяные тельца).

ЛИЦЕВАЯ ДИАГНОСТИКА

Лицо - это зеркало ума, а также вашего состояния здоровья. На лице имеются линии и морщины. Внимательно наблюдайте за ним в зеркале. Горизонтальные морщины на лбу указывают на глубоко скрытые тревоги и беспокойства. Вертикальная линия между бровями с правой стороны - на то, что подавление ваших эмоций сказывается на печени. Вертикальная линия между бровями с левой стороны - на то, что селезенка возбуждена.

 

Полные и припухлые нижние веки указывают на нарушения в" почках. Изменение окраски (как у бабочки) носа или щек также относится к области почек и означает, что организм не усваивает железо или фолиевую кислоту и пищеварительный обмен веществ не действует должным образом из-за понижения агни.

Обычно люди вата конституции не могут набирать вес. Поэтому их щеки вялые и запавшие. Люди с медленным обменом веществ (капха конституции) могут задерживать воду и жир, и их щеки будут пухлые.

Кончик носа указывает на конституцию. Острый нос указывает на питта, приплюснутый, тупой - на капха, а крючковатый нос - на вата.

ГУБНАЯ ДИАГНОСТИКА

Как и другие части тела (язык, ногти, лицо, глаза), губы также отражают здоровое или болезненное состояние различных органов. Нужно наблюдать за размером, формой, поверхностью, цветом и очертанием губ. Сухиеи грубые губы указывают на обезвоживание или вата нарушения. Нервозность и страх также могут быть причиной сухости и дрожания губ. При анемии губы бледные. В результате хронического курения губы становятся коричневато-черные. Многократное возникновение воспаляющихся участков на поверхности губ - лишая и хронического нарушения питта. Если на губах много светло-коричневых крапинок, это указывает на плохое пищеварение или на присутствие глистов в толстой кишке. При заболевании желтухой губы становятся желтыми, при сердечных нарушениях, из-за недостатка кислорода, синими. Неодинаковая окраска различных участков губ указывает на дефекты в соответствующих органах.

Губы вата - тонкие и сухие. Губы питта - красные, а губы капха - полные и маслянистые. Сухие или потрескавшиеся губы указывают на обезвоживание и нарушение вата. Бледные губы - симптом анемии. Коричневые крапинки на губах - знак хронического несварения желудка и может означать наличие глистов в толстой кишке.

Волдыри или язвы на губах указывают на нарушения питта. Дрожание губ - признак страха и беспокойства.

 

НОГТЕВАЯ ДИАГНОСТИКА

Посмотрите на размер, форму, поверхность и очертания своих ногтей. Обратите внимание на то, гибкие ли они, мягкие, нежные или хрупкие, легко ломающиеся.

Если ногти сухие, крючковатые, грубые, легко ломаются - значит, в организме преобладает вата. Когда ногти мягкие, розовые, нежные, легко гнущиеся и слегка блестят, то в организме преобладает питта. Если ногти толстые, крепкие, мягкие, сильно блестят, с одинаковым контуром, тогда преобладает капха.

Длинные линии на ногтях - знак плохой всасываемости пищи в системе пищеварения. Поперечные желобки на ногтях указывают на плохое питание или на запущенные болезни.

Иногда ногти бывают выступающими, выпуклыми, луковицеобразными, похожими на барабанные палочки. Такое состояние ногтей, называемое "клаббинг", свидетельствует о слабости сердца и легких. Когда ноготь имеет форму ложки и вогнут так, что может удержать каплю воды, это указывает на недостаток железа. Белые пятнышки на ногте - знак недостатка цинка или кальция.

Бледный цвет ногтей указывает на анемию. Чрезмерная их краснота - на излишек красных кровяных телец; желтизна - на слабость печени или на желтуху. Синие ногти говорят о слабом сердце.

Каждый палец имеет связь с определенным органом. Большой палец связан с мозгом и черепом, а указательный - с легкими. Средний палец связан с тонкой кишкой, безымянный - с почками, а мизинец - с сердцем.

Белые крапинки на безымянном пальце указывают на отложения кальция в почках. Если белые крапинки есть на указательном пальце, это говорит о

скоплении кальция в легких.

ГЛАЗНАЯ ДИАГНОСТИКА

Маленькие и часто мигающие глаза указывают на преобладание вата в организме. Чрезмерное мигание глаз - знак глубоко скрытой нервозности, беспокойства и страха. Поникшее верхнее веко говорит о чувстве незащищенности, страха, потере уверенности, нарушение вата.

Большие, прекрасные, привлекательные глаза указывают на капха конституцию.

Глаза питта блестящие и чувствительны к свету, светлого оттенка, имеют тенденции к близорукости. Чувствительность сетчатки к свету - это результат энергии огня. Таким образом, люди пита-конституции имеют избыток огня в организме, и их глаза часто сверхчувствительны к свету.

Если глаза выдаются - это указывает на неправильное функционирование щитовидной железы. Если конъюктива глаз бледная - это указывает на анемию; если конъюктива желтая - значит слабая печень.

Нужно наблюдать за цветом, размером и формой радужной оболочки глаза. Маленькая радужная оболочка указывает на слабость суставов. Белый круг вокруг оболочки указывает на избыточное потребление соли или сахара. В среднем возрасте это может быть знаком стресса. Если белое кольцо очень выдается и очень белое (особенно в среднем возрасте), то налицо перерождение суставов. Они будут трескаться и ломаться, вероятны боли в суставах и артриты. Коричневато-темные точки на радужной оболочке указывают на неусвояемость кишечником железа. Глаза вата маленькие и нервозные, с поникшими веками и сухими, редкими ресницами. Белок глаза обычно мутный, с темной, серо-коричневой или черной радужной оболочкой. Глаза питта имеют средний размер, остры, блестящи и чувствительны к свету; ресницы редкие, маслянистые; радужная оболочка красная или желтоватая. Глаза капха большие, прекрасные и влажные, с длинными, густы­ми, маслянистыми ресницами; белок глаза очень белый, радужная оболочка бледная, голубая или темная.

 

ДИАГНОСТИКА

 

 


 


ВАТА ПИТТА КАПХА

ДИАГРАММА


ЗАБОЛЕВАНИЯ НОСА


 

ЗАБОЛЕВАНИЯ УШЕЙ


 

ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ

 

ВЬЕТНАМСКИЕ врачи рекомендуют

ПРИМЕЧАНИЕ. При гриппе, ангине, головной боли (если она охватывает всю голову), ринитах, при боли спастического характера в области живота, при радикулите, люмбаго (ели боль беспокоит с обеих сторон) массировать надо симметричные точки.

 

РАЗДЕЛ IV. ЗАДАЧИ

Задача 1. Таня М., 7 лет. Обратилась учительница с жалобой на своеобразное поведение девочки. В отсутствие педагога она стремится занять учительский стул, строго следит за дисциплиной в классе. В то же время, если учительница пытается сделать заме­чание Тане на уроке, та может заплакать, выбежать из класса, от­казаться вообще работать и выполнять задания. В целом, девочка справляется с программой, не страдает особыми нарушениями поведения.

1. Как можно объяснить поведение Тани с позиций трансакционного анализа?

2. С позиции теории Адлера?

Задача 2. Таня О., 8 лет. Ученица 2-го класса. Обратилась учи­тельница с жалобой на непонятные ошибки при письме. Из беседы с мамой выяснилось, что у девочки была задержка формирования речи, слова появились только к трем, а фразовая речь к - пяти го­дам. До сих пор отмечаются нарушения в произношении отдельных звуков: б, п, с, л, р. При анализе выполненных Таней письменных заданий отмечаются замены этих букв, особенно выраженные при письме под диктовку, слабее при - переписывании текста. Затруд­нены фонематический анализ и синтез слова. Интеллект - в гра­ницах возрастной нормы.

1. К какому типу относится нарушение письма в данном случае?

2. Консультация какого специалиста обязательна?

Задача 3. Вова М., 7 лет. Обратилась мама с мальчиком на пред­мет выявления школьной готовности. Ребенок состоит на учете у психиатра с раннего возраста с диагнозом «болезнь Дауна». Ходить начал с 1,5 лет, речь - с 3 лет. В настоящее время отмечается фра­зовая речь, но в основном это повторение слышанных выражений без понимания их смысла.

При патопсихологическом обследовании отмечается хорошая механическая память, опосредование ухудшает запоминание. Мыш­ление конкретное: испытуемый называет цифры до 100, знает от­дельные английские слова. Ручная моторика недостаточна, выпол­нение графических проб крайне затруднено. Нарушена целенаправ­ленность, выражена двигательная расторможенность.

1. Каков тип нарушений развития?

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

Задача 4. Ростислав С., 11 лет. Учащийся 4-го класса. Обрати­лась классный руководитель в связи с нарушениями поведения: ос­корбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая.

Мальчик страдает легкой формой детского церебрального пара­лича, что привело к нарушению ходьбы и некоторой асимметрии лица. С первого класса продолжаются конфликты с детьми: его драз­нят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году маль­чик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно.

Из беседы со Славой выяснилось, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: «Чтоб боялись и не приста­вали».

Какой тип нарушений имеется в данном случае?

Задача 5. Миша 3., 3 года. Обратилась мама с мальчиком по совету знакомых. Маму беспокоит своеобразное развитие ребенка. Отдельные слова появились в 7 месяцев, фразовая речь - к году. Сейчас у ребенка фразовая речь со своеобразными, не соответству­ющими содержанию интонациями. Формирование двигательных навыков задержано: ходить ребенок начал с 1,5 лет. До настоящего момента самостоятельно не ест, но одевается. Ходит на носочках, размахивая руками. Игровые интересы не выражены, может часа­ми сидеть и перекладывать шнурок, крышку от бутылки и т. п. с места на место. Знает цифры и интересуется ими: запоминает но­мера троллейбусов, проезжающих машин.

Какие нарушения имеются в данном случае?

Задача 6. Вася Л., 13 лет. Ученик 6-го класса. Обратились мама и классный руководитель. Ребенок родился в срок, рос и развивался соответственно возрасту. В школу пошел с 7-ми лет и _учился на «4» и «5». В течение последних двух месяцев после перенесенного ОРЗ резко ухудшилась успеваемость по всем предметам. Дома готовит­ся к урокам, но стал обращаться к родителям за помощью при вы­полнении элементарных арифметических действий, иногда забы­вает начертание букв, не запоминает только что выученный мате­риал. На уроках сонлив, часто жалуется на головную боль.

При патопсихологическом обследовании отмечается затруднен­ная врабатываемость, гипостеническая истощаемость. Резкое суже­ние объема внимания. Механическое запоминание затруднено, от­сроченное воспроизведение одного слова из десяти. Нарушена фун­кция зрительного синтеза, а в результате этого — навыки чтения и письма. Вася не осознает происходящие с ним изменения и отно­сится к ним с безразличием или смехом. Нарушена целенаправлен­ность деятельности, при сохранности стереотипных действий: сам ест, одевается, но может положить в портфель не те учебники, а иногда и посторонние вещи.

1. Какой тип нарушений психических функций имеется в данном случае?

2. Какие экстренные мероприятия необходимы?

Задача 7. Сергей Л., 15 лет. К психологу на консультацию об­ратилась мать мальчика в связи с нарушениями поведения у сына. Он иногда не ночует дома. Когда и бывает дома, то очень мало спит (3- 4 часа в сутки), школу не посещает. Из дома стали пропадать деньги, вещи. Грубит, выгоняет всех из своей комнаты. В после­днее время мама замечает, что мальчик сильно похудел, хотя ест даже больше обычного. Часто приходит домой в возбужденном со­стоянии, быстро двигается, говорит. Несколько раз заявлял мате­ри: «Я умею взглядом передвигать предметы, останавливать маши­ны». До последнего года мальчик регулярно посещал школу, зани­мался на «4» и «5», быстро уставал, жаловался на головные боли. Друзей было мало. Год назад семья переехала в другой район, и у Сергея появились какие-то «друзья», с которыми он не знакомит родителей.

При психологическом обследовании выражена истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено. Нарушений со стороны мышления не обнаружено. Уровень притя­заний высокий, неустойчивый. При обследовании по ПДО - ла­бильно-сенситивный тип акцентуации. При описании картин ТАТ - проекции переживаний, связанных с наркопотреблением. В речи используются специфические слова и выражения. При осмотре об­наружены следы уколов по ходу вен. Из беседы выяснились факты употребления эфедрина.

1. Какие возможны заболевания?

2. Какие мероприятия необходимы?

Задача 8. Маша С, 7 лет. Девочка на осмотре будущих перво­классников перед поступлением в школу обратила на себя внима­ние «мальчишеской» одеждой, короткой стрижкой. Называет себя в мужском роде: «Я пошел, я сделал». По документам и фактичес­ки является девочкой, с точки зрения педиатра - здорова. Из бе­седы с мамой выяснилось, что девочка примерно с 3-4 лет назы­вает себя «он - Миша», считает себя мальчиком, играет только с машинами, танками, солдатиками. Любые попытки «перевоспита­ния» были безуспешными. В связи с такими нарушениями девоч­ка не посещала дошкольное учреждение. Педиатр считает эти про­явления «дефектом воспитания» и не рекомендовал никаких кон­сультаций. При психологическом обследовании нарушений со стороны психических процессов не обнаружено, запас знаний со­ответствует возрастной норме, интеллект - в границах нормы. При самооценке значимые параметры «силы», «настойчивости», «умение драться».

1. Какая возможная причина состояния девочки?

2. Консультация каких специалистов желательна?

3. Как можно решить школьные проблемы?

Задача 9. Представьте, что Вы приняты на должность школь­ного психолога. Район, где находится школа, крайне неблагополуч­ный: многие подростки совершают правонарушения, злоупотреб­ляют алкоголем, а самое главное - курят коноплю. Даже в школе четверо подростков были уличены в том, что курили сигарету «с начинкой», в связи с чем за ними прочно укрепился ярлык «нар­команы». Директор школы сразу заявил, что он освобождает Вас от всех функций школьного психолога, чтобы Вы сосредоточились на решении только одной задачи - борьба с наркоманией. Дирек­тор сказал, что Вы должны «наводнить» школу информацией о вреде наркотиков, как можно чаще проводить лекции, диспуты, викторины, вечера вопросов и ответов на эту тему и к концу вто­рой четверти искоренить даже мысли о наркотиках хотя бы у двух из четырех «наркоманов».

1. Верную ли позицию избрал директор?

2. С чего Вы начнете свою деятельность?

 

Задача 10. П редставьте, что сейчас у вас горячая пора - экзаме­ны. Вы очень много занимаетесь, силы уже на пределе, а впереди еще два экзамена. Тут подходит ваш друг и говорит:

- Ну, ты, я вижу, совсем уже в «ауте», еле живой. Даже похудел и глаза ввалились.

- Да вот, уже голова скоро лопнет, а еще сколько надо выучить!

Сил уже нет!

- Слушай, я тебе могу помочь. У меня тут таблетки остались, психостимуляторы. Брат мой, врач, недавно приезжал и дав







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.