Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие-беседа «Как художник составляет натюрморт».





Цель. Дать детям представление о том, как художник придумывает композицию для своей картины. Показать роль цветового фона для натюрморта. Поупражнять детей в составлении композиции из разных предметов и рисовании наброска составленного натюрморта. Для этого занятия воспитатель подбирает несколько объектов (овощи, ягоды, цветы, посуду), подносы или вазы, ткань, имеющую разный цветовой тон, или цветные листы бумаги. Кроме того, готовит на каждого ребенка бумагу, простые карандаши, резинки. Ставятся 2-3 стола, на которых будут выстраиваться натюрморты, а около каждого стола – мольберты для работы для работы детей.

В другой части комнаты на стенде помещаются репродукции натюрмортов, имеющих разную композицию. Например: К.Петров-Водкин, «Яблоки на красном фоне»; Е. Леонова, «Цветы»; И.Машков, «Синие сливы» и др. Воспитатель, собирая около себя детей, говорит им: «Сегодня мы с вами будем художниками и поучимся составлять красивые натюрморты. Художник, прежде чем писать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы все они были видны и украшали друг друга. Есть такое слово «композиция». Это значит сочинение, объединение всех частей выделение главного. Вот сегодня мы и будем «сочинять» натюрморт. У нас на столах лежат разные овощи, фрукты, ягоды, посуда, цветы. Давайте сначала решим, из чего мы будем составлять натюрморт. У нас три стола, поэтому мы разделимся на три группы, и каждая группа подойдет к одному из столов». Дети подходят к столам, на которых лежат предметы, договариваются и выбирают те, из которых будут составлять натюрморт. После этого воспитатель приглашает детей в другую часть комнаты – туда, где висят репродукции натюрмортов.

- Прежде чем вы будете составлять натюрморт, я хочу показать вам картины различных художников. Посмотрите, как интересно они придумали композиции своих натюрмортов. (Дети подходят к стендам.) Вот натюрморт художника Кончаловского «Клубника» (Помните, мы уже видели его.) Как любопытно художник расположил клубнику: на белую тарелочку положил зеленые листочки, а на них – много красных, спелых ягод. Тарелка с горкой ягод здесь самая главная, а рядом, прямо на столе, зеленые листочки и в их центре еще несколько красных ягод. Красные ягоды и зеленые листья смотрятся очень нарядно. Ближе к нам, у края стола, лежит веточка с несколькими ягодками. Весь натюрморт смотрится очень празднично, ярко. А полотно на котором он написан? Какую оно имеет форму? (Прямоугольную.) как вы думаете, почему художник положил это полотно горизонтально? (Чтобы все предметы поместились.) А какой цвет фона и стола, на котором лежат ягоды? (Светло-коричневато-серый.) Да, правильно, поэтому на нем так ярко видна тарелка с ягодами и листьями.

Еще одна картина (Машков И., «Синие сливы»). Какая необычная композиция натюрморта! Тарелка с яркими синими сливами стоит в самом центре картины, на столе, она здесь самая главная. Сливы лежат по кругу тарелки, кА бусы. Синий цвет – это какой цвет? (Холодный.) А в центре слив, сверху лежит ярко-оранжево-красный крупный персик. Вокруг тарелки тоже красуются красные, желтые, оранжевые персики. Картина очень нарядная. А какой цвет фона и стола? (Серовато-белый.) Он не мешает видеть фрукты, а наоборот, подчеркивает их красоту. Фрукты как бы ведут дружный хоровод, любуются друг другом. Видите, как по-разному и интересно можно составить натюрморты. А сейчас вы вернетесь к своим столам и попробуете сами составить натюрморт

После того как дети составят натюрморты, воспитатель предлагает найти для каждого натюрморта подходящий по цвету фон (ткань, бумагу) – так, чтобы натюрморт не сливался с фоном, выглядел нарядно.

Полюбовавшись вместе с детьми составленными натюрмортами, воспитатель предлагает детям сделать набросок натюрморта карандашом (дети выбирают натюрморт по желанию).

- После того как художник составит натюрморт, он делает его легкий набросок карандашом на бумаге или холсте, а уже потом пишет красками. Вот и вы сейчас попробуйте сделать набросок. Я расскажу, как это делать.

Сначала нужно решить, как расположить лист бумаги – вертикально или горизонтально, чтобы вся композиция поместилась на лист. Затем надо определить, где и как расположены предметы (в центре, сбоку, вверху, внизу), сколько пространства занимают ваза, цветы (или тарелка, фрукты). Легким движением карандаша делаем общий набросок формы предметов.

Пока дети делают наброски, звучит негромкая музыка. Воспитатель помогает детям советом, поощряет их. В конце занятия все наброски раскладываются около того натюрморта, с которого их делали. Воспитатель оценивает работы, отмечая наблюдательность детей.

На следующем занятии дети могут писать натюрморты акварелью. При этом советует использовать сначала светлые цветовые тона, а затем более яркие и темные, предлагая составлять необходимый цвет на палитре и с палитры переносить его на бумагу.

Закрепляя представления детей о композиции, хорошо провести занятие по выполнению аппликации натюрморта. Для этого в качестве натуры могут быть даны другие объекты. Можно использовать художественно-развивающую игру «Узнай натюрморт и по людям» для этого нужно подготовить схемы к уже знакомым детям натюрмортам и новым. Модель представляет собой графический рисунок композиции натюрморта [16, C. 100].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Первое, что делают люди, желающие узнать новый интересующий их край, - изучают язык, живущих в нем людей. Так и с изобразительным искусством.

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Постепенно дети учатся говорить на языке художников. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими, так как дети, постепенно воспринимая их на слух, привыкают к ним. Главное – как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей. В средней группе дети научились правильно пользоваться карандашами и фломастерами, познакомились с акварельными красками и их свойствами, с техникой многослойного ажурного вырезания из бумаги, научились комбинировать различные материалы, усовершенствовались навыки в лепке из пластилина и комбинировании его с другими разнофактурными материалами, познакомились с коллажом, научились использовать цвет для передачи настроения, состояния и своего отношения к изображаемому и т.д.

В старшей группе дети познакомились с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры – рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью, пластику предметов, обогащать форму, исключая мелкие детали, научились делать простые самобытные вещи.

Кроме того, дети получили первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для раннего возраста, об искусстве современного дизайна.

В подготовительной группе дети познакомились с работой в смешанной технике (карандаши и фломастеры), с рисованием тушью, получили представление о тоне.

Роль цвета в работах детей огромна. На занятиях с детьми обсуждалось, какие чувства и впечатления вызывают у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш или кисть и рисовать. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков в работе м акварелью и гуашью помогают развитию у детей чувства цвета.

Беседуя с детьми об изобразительных средствах и их применении, нужно показывать, как эти средства использовались людьми, для которых изобразительное искусство стало призванием. Дети имеют возможность сравнивать свои работы с работами мастеров, что научит их понимать и любить изобразительное искусство.

Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. – 1997, № 7.

2. Богатеева З.А. занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

3. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 80 с.

4. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М.: Просвещение, 1985. – 189 с.

5. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. – 1998, № 4.

6. Князева М. Азбука искусств. – М.: «Открытый мир», 1995. – 80 с.

7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990. – 178 с.

9. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

10. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы «Детство». – С-Пб: Изд-во «Детство-Пресс», 2004. – 112 с.

11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание»/ Комаровой Т.С. – М.: Просвещение, 1991. – 265 с.

12. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. – 48 с.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 88 с.

15. Топалова Е П. Художники с пеленок.- М.: Айрис-Пресс, 2004. – 128 с.

16. Трофимова М.В., Тарабанова Т.И. Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.

17. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М., 1956. -297 с.

18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – 181 с.

19. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972. – 250 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жанр натюрморта.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.