Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С детьми с нарушениями слуха





Основная задача педагогов при работе с детьми с нарушениями слуха - сформировать у них словесную речь.При этом коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия, обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха. Работа по развитию остаточного слуха и обучение произношению направлена на решение следующих задач: обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний; создание и совершенствование слухо-зрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации.Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры.[25]

Стимуляция речевого развития также проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативной связи. По мере формирования коммуникативного поведения ребенок все активнее начинает подражать речевым действиям взрослого в процессе совместной предметно-практической деятельности.На следующем этапе у ребенка формируют мотив достижения успеха в словесном обозначении окружающих предметов. И, наконец, на последнем этапе развивается мотив активного познания окружающей действительности.Для стимуляции речевого развития глухого и слабослышащего ребенка важное значение имеет создание для общения естественных ситуаций.

Обучение произношению неслышащихи слабослышащихдошкольников направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить не только целые слова и короткие фразы, но и отдельные элементы - звуки, слоги; при этом конечной целью всегда является слово, фраза. В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок, рядовая речь (произнесение отдельных рифмованных строк, считалок, чистоговорок, стихов, постоянных рядов слов; например: название времен года, числового ряда, дней недели), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере овладения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением.В первые годы обучения работа над произношением ведется на слухо-зрительной основе; позже - с 4-4,5 лет при необходимости применяются и разнообразные специальные приемы.У дошкольников с нарушениями слуха можно формировать умение читать слова, написанные на табличках («глобальное чтение» - чтение полных слов), и подкрепленные картинкой. Также рекомендуется «подписывать» все окружающие ребенка предметы.[26]

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение (метод обучения был предложен центром СУВАГ (Хорватия)).[27]

Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушнымислуховыми аппаратами и квалифицированной сурдопедагогической и техническойпомощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для работы малыми группами (по два, три, четыре ребенка), что позволитосуществлять любые формы деятельности, предполагающие широкое включениеречи, управляемое педагогом, и всемерное общение детей с педагогом и междусобой. (Это не исключает работы большими группами тогда, когда это можетпринести пользу психическому и физическому развитию детей.)[28] Также необходимо помнить, что у слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у глухого эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются глухим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для глухого некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.[29]

В настоящее время разработана оригинальная система ранней развивающей работы, которую проводят, начиная с тем: «Части тела. Лицо», «Помещение», «Мебель». Ребенка учат путем зрительно-тактильного восприятия познавать окружающий мир, для стимуляции ранней коммуникативной деятельности особое внимание обращается на лицо человека, ребенок соотносит фотографии с реальным человеком (членом семьи), дорисовывает недостающие части лица. Вся эта деятельность сопровождается расчлененной речевой инструкцией.Важное значение уделяется обучению ребенка освоению нового пространства (ориентация в собственной квартире, группе, ДОО, а также в новом помещении). Данная работа проводятся по специальной программе с последовательным изучение различных тем: «Одежда», «Продукты питания», «Посуда» и т.д.[30]

Для психического развития глухого ребенка на первом году жизни оченьважно, как взрослые организуют его знакомство с предметами ближайшегоокружения, его постельными вещами и одеждой, посудой, игрушками, а такжеего действия с этими предметами. Чем богаче и разнообразнее будут действиявзрослых с вещами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятельныедействия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но ипроцессы познания, предметно-практическая деятельность в целом. Привзаимодействии взрослых со слышащим ребенком они обязательно общаются сним, называют предметы и различные движения, оценивают действия ребенка.При правильном воспитании глухого ребенка взрослые тоже произносятотдельные слова или слоги близко к уху ребенка, привлекают внимание ребенкак предмету, по нескольку раз показывают простые действия с предметами идобиваются того, чтобы ребенок им подражал. Только в тех случаях, когдас глухим ребенком с самого раннего детства проводится разносторонняяпедагогическая работа специалистами-сурдологами, которая предполагаетразвитие остатков слуха у ребенка, грамотное использование подходящегослухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формированиекомплексного — слухового, зрительного, тактильно-вибрационного — восприятияустной речи и вызывание его собственной речи с помощью системы специальныхсредств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами дляобщения и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения (но созначительными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковомсоставе).[31]

Особое значение в дошкольных образовательных организациях придается формированию удетей с нарушениями слухаигровых умений. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучения действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители, воображаемые предметы и действия, умения отражать в играх действия людей и их отношений, разворачивать и обогащать сюжеты игр.[32]Наиболее важным условием формирования игры глухих и слабослышащих дошкольников является последовательное руко­водство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руковод­ство в разных формах: в совместной и свободной деятельности детей, во время досуга и праздников. При этом воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки, показывает им различные способы действий с ними, другим помогает придумать сюжет и найти предметы-заместители, де­монстрирует исполнение различных ролей, помогает общаться участникам игры.

При работе с детьми преддошкольного возраста, важно вы­звать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляе­мые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закла­дываются предпосылки будущей сюжетной игры. Воспитатель привлекает внимание детей к игрушкам, фор­мирует предметные действия, показывает различные способы дей­ствий с одной игрушкой.Работа по обучению детей со сниженным слухом использова­нию предметов-заместителей предполагает определенную после­довательность и зависит от уровня развития игры детей. Когда воспитатель только приступает к обучению играм с использованием заместителей, он демонстрирует действие с реальным предметом (расческа, мыло, термометр). Только затем, в ситуации отсутствия данного предмета, подыскивается и пере­именовывается подходящий предмет (например, палочка, бру­сок — это будет расческа... Потеряли расческу... Нечем причесать куклу...), демонстрируется действие с ним.

По мере накопления детьми опыта действий с предметами-заместителями и усвоения смысла их использования воспита­тель показывает действия только реальным предметом, вместе с детьми подыскивает предмет-заместитель и обозначает его но­вым именем, но не демонстрирует действия с ним. В старшем дошкольном возрасте уже бывает достаточно простого указания на возможность использования какого-либо полифункциональ­ного предмета в роли сюжетной игрушки (например, эта палочка будет градусником). Следует помнить, что замещающий предмет должен иметь сходство с реальным предметом, особенно на первых порах. Дети с нарушениями слуха труднее принимают в роли заменителя знакомый предмет с зафиксированной функ­цией, чем малознакомый предмет полифункционального назна­чения.Глухие и слабослышащие дети длительное время остаются беспомощными в развертывании игр, привнесении новых элемен­тов, обыгрывании своего жизненного опыта, поэтому участие воспитателя очень важно на всех этапах.[33]

Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.

В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.[34]

Необходимо, начиная с 2-летнего возраста (при поступлении вдошкольнуюорганизацию), и воспитывать глухих и слабослышащих детей и обучать малыми группами (по 2-4 ребенка) и индивидуально в строгой зависимости от актуальных возможностейребенка на данный день и от того, с какой успешностью он овладевает новымиумениями. Всех детей, имеющих кроме глухоты другие нарушения, необходимообследовать многосторонне и особенно тщательно и обучать их в первый периодиндивидуально, а затем включать в небольшие группы.[35]

Наличие в группе неслышащего ребенка требует особого отношения к нему. Он должен видеть лицо педагога не только во время устных объяснений, но даже в тех случаях, когда он ходит по групповой комнате, рисует на доске, организует работу группы детей с картиной, иллюстрациями, схемами и др. Поэтому такого ребенка следует посадить за первыйстол сбоку от педагога (справа от него), по возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства сверстников, педагога, доску. Если позволяют условия, столы хорошо было бы поставить полукругом, а неслышащего ребенка посадить в центр лицом к педагогу.

Необходимо требовать от ребенка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего. Для этого полезно почаще контролировать ребёнка со сниженным слухом в разных формах, например: «Повтори, что я сказала», «Что сказал Саша?», «Продолжи, пожалуйста» и т.п. Ребенку ничего не останется делать, как внимательно следить за всем, что происходит. Ребёнка со сниженным слухом нужно контролировать в каждом виде деятельности. Оставленное без внимания хотя бы небольшое непонимание нового материала ведет к недопониманию последующих тем, видов деятельности. Любой педагог может с помощью одного-двух вопросов выяснить, понял ли ребенок самое главное в теме. При этом сами вопросы должны быть поняты ребенком. Чтобы проверить это, следует требовать от него повторения вслух заданного вопроса.

В случае, когда впервые проводится новый вид работы, и неслышащий ребенок не понял, что надо делать, педагог может дать ему возможность самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы другие дети. В этой ситуации ребенка с нарушенным слухом нельзя спрашивать первым. Нельзя предлагать неслышащемуребёнку выполнять работу в рабочих тетрадях в то время, когда остальные дети работают устно, т.к. он не совершенствует своих навыков в устной работе и постепенно педагогу приходится все чаще создавать для него особые условия.

Педагог должен помочь ребенку освоиться в коллективе слышащих сверстников, постараться подружить его со сверстниками. Одновременно в тактичной форме педагог должен объяснить детям, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте ребенка, тем более дразнить и обижать его. Наличие в группенеслышащего учит детей не на словах, а на деле сочувствовать беде другого человека, принимать его как равного, помогать ему, не унижая, защищать в необходимых случаях. При этом важно избегать гиперопеки: не помогать там, где неслышащий ребенок может и должен справиться сам.[36]

При разговоре со слабослышащим ребенком необходимо четко и достаточно громком произносить все слова. Только в этом случае он получит реальную возможность для того, чтобы с самого начала усваивать все слова в их точном значении и правильном звукослоговом и грамматическом оформлении.[37]

Вовремя заподозрить нарушение слуха могут и сами родители ребенка.[38]Первую оценку состояния слуха ре­бенка дает педиатр или оториноларинго­лог на основании опроса родителей.[39]

Если у ребенка обнаруживается нарушение слуха, то необходима консультация специалиста и обследование. Важно как можно раньше (с 3-4 месячного возраста) установить слуховой аппарат и разработать программу реабилитации. Обязательно проводятся специальные занятия для детей по развитию слухового восприятия с одновременным формированием устной речи и навыков чтения.[40]Родителямнеобходимо постараться уже в самом раннем возрасте поставить развитие речи ребенка на правильные "рельсы". И сделать это можно только путем максимального обеспечения ее слышания, что достигается следующим:

· достаточно громкой, небыстрой и отчетливой речью окружающих, которую ребенок сможет лучше услышать и понять;

· привлечением внимания ребенка к артикуляции говорящего, что значительно облегчает восприятие им речи за счет дополнительного использования и более сохранного зрительного анализатора; а сокращением расстояния до ребенка во время речевого общения с ним, что также улучшает слышимость речи;

· обогащением словарного запаса ребенка, поскольку знакомые слова всегда значительно легче воспринять и понять, чем впервые слышимые;

· четким и достаточно громким проговариванием окончаний слов, что позволит ребенку овладеть правильными грамматическими нормами речи. [41]

Важно помнить, что без специального обучения речь у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.[42]Комплекс мероприятий по коррекции слуха включает: слухопротезирование, специальные программы обучения, работу с сурдопедагогом.

Определяющим фактором в проблеме реабилитации детей с нарушенным слу­хом является время начала работы с туго­ухим или глухим ребенком. Поэтому пра­вильная оценка состояния слуховой функ­ции имеет особую значимость у детей ран­него возраста, поскольку своевременный диагноз дает возможность как можно раньше приступить к их реабилитации и помещению в речевую среду.

Современное развитие техники и соз­дание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют выявлять наруше­ния слуха в любом возрасте, даже у ново­рожденных.[43]

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.