Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выявление (диагностика) одарённости





Для выявления повышенных способностей ребёнка используются различные методы и методики.

Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказывании детей, самооценке ими своих данных по различным тестам, анкетам и опросникам.

Косвенные методы представляют собой наблюдения за деятельностью детей, анализ её результатов, изучение их непосредственных занятий во время досуга, предпочтений в чтении и слушании литературной тематики, видео- и телепередач|

Проективные методы предполагают применение специалнстами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребёнка.

· Среди наиболее известных в международной практике стандартных интеллектуальных тестов можно отметить следующие:

· Шкала интеллекта Стенфорд - Бине. Разработана для тестирования детей начиная с двухлетнего возраста, цель- получить единый показатель, xapaктеризующий общее интеллектуальное развитие индивида.

· Векслеровская шкала интеллекта. Включает как вербальные, так и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действия); предназначена для определения умственной отсталости.

· Интеллектуальный тест Слоссона на основе данных о словарном запасе, вербальных и математических суждениях, памяти.

· Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

· Кауфмановская оценочная батарея тестов даёт две глобальные оценки - умственных процессов и достижений.

· Шкала детских способностей Маккарти даёт обобщённую оценку (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, а также памяти).

· Тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т.е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное, как правило, число решений (в отличие от тестов интеллекта). - тесты Э.Л. Торренса, П. Роршаха и др.

· Тесты Г. Айзенка применяются чаще для самодиагностики.

· Школьный тест умственного развития (ШТУР К.М. Гуревича). Оценка по интеллектуальным тестам дополняется наблюдениями, беседами, опросами, тренинговыми методами. Используется педагогический консилиум для определения учебных возможностей ученика (по Ю.К. Бабанскому).

В начале прошлого века были разработаны способы определения уровня умственного развития (Ж. Бине, А. Стенфорд). Детям разного возраста предлагали краткие стандартизованные задания (тесты) разной степени сложности - для каждого возраста подбирался свой набор тестов. Их выполнение оценивалось в баллах. Умственный уровень ребёнка определялся по тому, задания для какого возраста оказывались ему посильны. Индивидуальный умственный уровень мог не соответствовать возрасту: например, ребёнок четырёх лет мог обнаруживать умственное развитие пяти- или шестилетнего. Соотношение между обнаруженным у ребёнка умственным уровнем и тем уровнем, который соответствовал бы его возрасту, позволяет судить о степени опережения (или отставания) в умственном развитии.

Так называемый "интеллектуальный коэффициент" (IQ) широко применяется в психологии. IQ вычисляется по формуле: в числителе - "умственный возраст" (т.е. число лет, соответствующее тому возрасту, с заданиями для которого ребёнок справляется), в знаменателе - действительный (хронологический) возраст. Чтобы избавиться от дробных чисел, результат умножается на 100.

Таким образом, ребёнок, у которого умственный возраст соответствует его хронологическому возрасту, имеет IQ, равный 100; ребёнок, опережающий свой возраст в умственном развитии, имеет IQ больший, чем 100: ребёнок, отстающий от своего возраста, имеет IQ меньший, чем 100. Ребёнок считается одаренным, если его IQ, согласно одним авторам, 120 и выше, согласно другим - 130 и выше. Высокоодарённый ребёнок - IQ 160 и выше.

Одарённые дети (вундеркинды, незаурядные) отличаются:

· способностью быстро схватывать смысл понятий, принципов, сосредотачиваться на интересующих их материалах, подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения;

· необычайной познавательной активностью;

· ранним интересом к проблемам мироздания и судьбе;

· ненасыщаемой потребностью в деятельности;

· выраженностью интересов и склонностей;

· увлечением определёнными видами деятельности;

· творческими достижениями в раннем возрасте;

· получением удовольствия от деятельности.

Но практика показывает, что одарённость часто сопровождается нежелательными проявлениями:

· отсутствием уважения к условностям и авторитетам;

· непредсказуемостью поступков;

· неприятием, социальной изоляцией их сверстниками;

· появлением эгоистических черт, звёздной болезни и т.п.;

· дисинхронией развития;

· большой независимостью суждений;

· обеспокоенностью, тревожностью из-за непохожести на сверстников

 


Саванты, индиго, гении

 

"Мудрецы" (саванты)

Саванты - дети с синдромом саванта, обладающие способностями в какой-либо узкой сфере (чаще всего это арифметика, музыка, изобразительное искусство), но часто имеющие проблемы в других (обычно в вербальных умениях). Часто у таких детей наблюдается синдром Аспергера.

· Савант-аутист - человек с аутизмом, обладающий способностями, редко достигаемые другими. Ранее таких людей называли idiot savants - "идиотомудрецы". В 1978 году д-р Бернард Римландввёл термин autistic savant - "савант-аутист" - который используют сейчас.

Уровни одарённости

Тесты коэффициента интеллекта используют следующую классификацию для определения различных уровней одарённости:

· "Яркий", "просветлённый": 115 и более, или 1 из шести (17 %)

· "Умеренно одарённый": 130 и более, или 1 из 50 (2 %)

· "Высоко одарённый": 145 и более, или 1 из 1000 (0,1 %)

· "Исключительно одарённый": 160 и более, или 1 из 30 тысяч (0,003 %)

· "Необычайно одарённый": 175 и более, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %)

Синдром саванта, иногда сокращённо называемый савантизм (от фр. savant - "учёный") - редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют "Остров гениальности" - выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Феномен может быть обусловлен генетически или же приобретён. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, например синдром Аспергера. В особо редких случаях может быть одним из последствий черепно-мозговой травмы или заболевания, затрагивающего головной мозг.

Общая для всех савантов интеллектуальная особенность - феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей.

Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз, безошибочно назвать результат умножения многозначных чисел, как будто результат ему известен заранее, или сказать, на какой день недели придётся 1 января 3001 года. Встречаются саванты, способные пропеть все услышанные арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом(как это сделал 29-летний савант Стивен Вилтшир). Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и другие. Одновременно с этим в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.

Дети индиго - псевдонаучный термин, впервые введённый Нэнси Энн Тэпп, женщиной, считающейся экстрасенсом, для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. Широкую известность термин получил в конце 1990-х благодаря упоминанию в источниках, имеющих отношение к движению нью-эйдж. Детям индиго приписывают множество различных свойств, такие как:

высокий уровень интеллекта,

необычайная чувствительность,

телепатические способности и мн. другие.

Утверждается также, что "дети индиго" будто бы представляют собой "новую расу людей". Явлению "детей индиго" были посвящены несколько фильмов и большое количество книг, но многие авторы расходятся во мнениях и представлениях.

Несмотря на широкую известность, не существует ни одного научного доказательства существования этого феномена. Скептически настроенные педагоги и журналисты отмечают, что само явление "дети индиго" носит характер мистификации. Кроме того, большая часть признаков и качеств "детей индиго" давно известна психиатрам и психотерапевтам и описывается диагнозом "синдром дефицита внимания и гиперактивности".

Некоторые особенности "детей индиго"

Явлению "дети индиго" посвящено большое число книг. Несмотря на широкую известность явления, на сегодняшний день не существует чётких критериев, по которым можно отличить их от остальных детей. Признаки, которые приводятся разными авторами, могут кардинально различаться. Тем не менее, можно выделить среди всего разнообразия критериев некоторые, которые пользуются наибольшей популярностью.

Ниже приведён перечень качеств и основных признаков, которые обычно приписывают "детям индиго".

· асоциальность, низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе;

· самоуважение, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов;

· большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта;

· склонность приобретать знания эмпирическим путём; интерес к далёким друг от друга предметам;

· неусидчивость, энергичность, дефицит внимания;

· импульсивность, резкие перепады настроения и поведения, при неблагоприятном стечении обстоятельств склонность к депрессиям;

· чувство социальной несправедливости, повышенное чувство ответственности;

· невосприимчивость к традиционным приёмам воспитания;

· развитая интуиция и чувство опасности;

· способность быстро осваивать использование цифровых технологий.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.