Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРЕДМЕТ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»





ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

Учебно-методическое пособие

Краснодар 2012

УДК 17(07) = 379.84

У 31

Рецензенты:

В.В.Черпаков

Кандидат биологических наук, доцент декан факультета социально-культурного сервиса и туризма Института маркетинга и социально-информационных технологий

Е.Е.Михаелян

Кандидат исторических наук, доцент заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Кубанского социально-экономического института

Печатается по решению научно-методического совета КСЭИ

У31 Ольшанская С.А.

Человек и его потребности: Учебно-методическое пособие/ С.А. Ольшанская; 5-е изд., доп. и перераб. Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2012. 99 с.

Компьютерный набор, редактирование, оформление: Ольшанский А.В.

ISBN 5-901-930-21-5

Учебно-методическое пособие подготовлено студентам высших учебных заведений для ознакомления с содержанием курса: «Человек и его потребности». Пособие составлено с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 27 марта 2000г. В пособии рассмотрен комплексный подход исследования человека как целостности; представление о человеке как социально-природном существе; общности и в то же время различия его социальной сущности и биологической природы. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, и их связь с социальной активностью. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности - философского, социоприродных измерений человека; индивидуальные психические физиологические особенности человека, как основа запросов и потребности человека; классификация потребностей; теория самоактуализации А.Маслоу, обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов.

© Издательство Кубанского социально-экономического института

СОДЕРЖАНИЕ

  Предмет «Человек и его потребности»  
  Человек как социально-природное существо  
  Классические научные идеи духовно-культурной деятельности в философии  
3.1 Биологическое бытие человека  
3.2 Природа человека  
3.3 Общественное бытие человека  
3.4 Духовное бытие человека  
3.5 Сущность человека  
3.6 Личность как способ бытия человека  
  Активность личности и ее источники  
4.1 Понятие деятельности и поведения  
4.2 Мотивы человеческой деятельности  
4.3 Труд и деятельность  
  Индивидуальные особенности человека основа запросов и потребностей человека  
  Потребности. Их характеристики и свойства  
6.1 Классификация потребностей  
6.1.1 Физиологические потребности  
6.1.2 Потребности безопасности и защиты  
6.1.3 Потребности принадлежности и любви  
6.1.4 Потребности самоуважения  
6.1.5 Потребности самоактуализации  
6.1.6 Основные принципы гуманистической психологии  
6.1.7 Характеристики самоактуализирующихся людей  
6.2 Понимание потребности как нужды  
6.3 Потребность как предмет удовлетворения нужды  
6.4 Потребность как ценность.  
6.5 Потребность как необходимость  
6.6 Потребность как состояние  
6.7 Потребность личности как системная реакция  
  Вторичные потребности  
  Нормы и время удовлетворения потребностей  
  Потребности в туризме и их классификация  
  Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Вопросы к экзамену  

Тематика контрольных работ 88

Список использованной литературы 89

Природа человека

Это понятие характеризует не только биологические и антропологические признаки человека, она значительно содержательнее биологического бытия и нередко употребляется как синоним Сущности человека.

Человек высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в исторической философской мысли.

В связи с углублением экологического кризиса и истощением биологических ресурсов человеческой природы среди естествоиспытателей и их философских пользователей формируется концепция экоцентризма. Центральной идеей, которой является требование представить природу и биологическое бытие человека как высшую ценность.

Человек часть живой системы, представляющей собой единство физических, духовных, природных, социальных, наследственных и приобретенных при жизни качеств. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчинен биологическим (биохимическим, биофизическим, биофизиологическим) закономерностям на уровне сознательной психики и личности человека обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мировоззрения. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка с взрослым.

Одной из разновидностей проявления биологического бытия человека является принадлежность больших групп людей к расам. Расовые различия являются по преимуществу внешними, морфологическими различиями и не оказывают влияние на развитие умственных, физических и нравственных способностей людей. Но такая точка зрения сформировалась только в ХХ веке. До этого долгое время существовал расизм (многие народы уничтожены). Расизм и геноцид – следствия преувеличения биологической природы человека (биологизаторство). Значительно менее опасной с позиции гуманизма является другая крайность – в оценке биологического бытия - социологизаторство. Она выражается в игнорировании или недооценке биологического начала в человеке, в недооценке чувства порога, за пределами которого истощается природный ресурс человека и ставится под сомнение сохранение человека как биологического вида (атомное оружие, биологического оружие, рост нервно-психических заболеваний - атеросклероз с 18 лет, загрязнение среды, использование генной инженерии для переделки собственной природы).

Явноеили неявное следование тому или иному пониманию человеческой природы приводит к построению концепций человека. В философской антропологии раннего Маркса были заложены идеи всецелостной природы. Настаивая вслед за Фейербахом на том, что человек есть природное существо, Маркс подчеркивает, что окружающий человека предметный мир - это мир созданных предшествующими поколениями общественных предметов, который, одновременно, является раскрытой книгой человеческих сущностей или, чувственно представляющийся переднимчеловеческой психологией. В 6 тезисе Фейербаха говорится: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений. Иначе говоря, сущность человека располагается «вне» человека, в обществе «совокупности всех общественных отношений». Это истолкование природы человека как всецело общественной имеет ряд следствий. Первое следствие: изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей». Второе следствие: общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе становления. Третье следствие: радикально изменив общественные отношения, можно кардинально преобразовать природу человека, создать принципиально новых людей. Такой подход в сочетании с концепцией истории как системы общественно-экономических формаций, в которой «связь времен осуществляется почти исключительно через развитие производительных сил, позволил сделать ряд крупных открытий в области изучения человека и общества.

Из понимания природы человека исходит психоанализ. Согласно классической парадигме человек есть сознательное существо, абсолютно прозрачное для самого себя. В любое время человек может выяснить источник, механизмы, побудительные мотивы своих решений и действий. Классический психоанализ, созданный 3. Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять, так как человеческая психика содержит еще и бессознательное.

О бессознательном знали и раньше, но рассматривали его только как ослабленноесознание, как - то, что находится на периферии сознания и в любой момент, может быть подвергнуто сознательному рассмотрению. Фрейд же открыл бессознательное, котороене схватывается сознанием и в то жевремя определяет его. Согласно психоанализу, не внешнее раздражение, а влечения, исходящие изнутри, определяют по большей части, направленность человеческого развития и являются его двигателем. Бессознательное имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных институту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни.

Сознание - инстанция, сосредотачивающая в себе императивы долженствования и социокультурные запреты. В области бессознательного господствует жесткий детерминизм,нет свободы воли, нет ничего произвольного. Психика подчиняется двум принципам: реальности и наслаждения. Принципом реальности руководствуется сознание, принципом наслаждения - бессознательное.

Существует еще такое понятие, как экзистенциализм или философия существования, в ее нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. В концентрированном виде такая концепция представлена в труде П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм». Нет никакой природы человека, как и нет Бога, который бы ее задумал. Когда в 18 веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, он оставил понятие сущности человека - это и есть человеческая природа, которая имеется у всех людей, в силу чего каждый человек лишь частный случай общего понятия «человек».

Экзистенциализм же, исходит от противоположного. Согласно этому учению, в миреесть по крайне мере одно нечто, у которого существование предшествует сущности и этим нечто является именно человек. Более конкретно это означает, что нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам создает свою сущность, следовательно, творит самого себя. Причем это осуществляется не раз и навсегда, а каждодневно. «Если же - говорит Ж.П. Сартр, - человек творит свое Бытие, значит он, и ответственен за него. Он отвечает за свой выбор. Человек, который это осознает, не может не испытывать чувства в полной и глубокой ответственности.

Мобилизация сил и ресурсов человечества для совершенствования биологического бытия человека – актуальная задача, и если говорить о человеке, как высшей ценности, мы должны признать в качестве ценности его биологическую природу, но природу, очеловеченную общественным бытием. Это значит, что естественная природа человека как высшая ценность, не тождественна природе вообще, но становится таковой в контексте социально-деятельной сущности человека. При всем при этом биологическое бытие человека – бытие среди растений, животных, составная часть биосферы, и должна быть гармония человека с природой.

Что же происходит сейчас? Человек привык к комфорту, и желание быть естественным (биологическая потребность) возникает редко и кратковременно. Будучи частью этой природы человек старается изменить ее под себя.

Общественное бытие

Человек осознает свое отношение к природе, к космосу, продуктам труда, своей телесности только осознавая свои отношения с другими людьми. К.Маркс писал, т.к. человек «родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом «Я есть Я», то человек сначала смотрит как в зеркало в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем Павел как таковой, во всей Павловской телесности становится для него формой проявления рода «человек».

То есть, идентифицируя себя с другими, человек осознает, что он из себя представляет. Тем самым, формируя свое отношение к своей телесности, к природе, к космосу, к продукту труда, осознает это отношение через призму своего отношения к другим людям, к обществу.

Человек – существо общественное, смысл жизни которого заключается в пребывании в обществе и взаимодействии с этим обществом. Высшая человеческая ценность- система общественных отношений, в которой возможно биологическое и духовное бытие человека.

Ребенок не может стать личностью в изоляции, для этого ему необходимо общество, которое регулирует и наполняет социальным содержанием его поведение. В истории известны 56 случаев, когда дети воспитывались среди животных, это не дало им возможности стать личностью. Сознание не является природным достоянием. Сознательные психические явления формируются в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.

Все многочисленные проявления бытия человека – биологическое духовное, все его отношения к окружающему миру – обретают свою значимость и смысл, если соответствуют таким фундаментальным нормам общественного бытия как право, истина, справедливость, красота.

Человек как обитатель вселенной, как духовный феномен и часть природы мог состояться, как человек и может раздвинуть границы своего бытия в пространстве и во времени лишь благодаря тому, что он создал и продолжает укреплять как высшую ценность – систему общественных отношений.

Общественные отношения – универсальная сторона бытия деятельной сущности человека, то пространство, в пределах которого только и возможно биологическое и духовное бытие человека, его самость и саморефлексия.

Рассматривая субстратную предпосылку индивидуального бытия человека нетрудно убедиться, что биологическое бытие предшествует общественному. Увидеть это просто на примере лечения агрессии. В Нидерландах, агрессия у мужчин передается в поколениях, ученые обнаружили, что при агрессии вырабатываются некоторые гормоны, поэтому ее научились лечить медикаментозно. Практически все нервно-психические заболевания то же лечат медикаментозно. В глобальном масштабе – лечение агрессии и насилия биохимическими средствами – это метод выключения из активной жизнедеятельности больших групп людей, т.к. гасится стремление к самовыражению, к человеческому общению. К счастью есть и другие исследования. Два американских автора сделали вывод из изучения 186 обществ: уровень насилия и агрессии в обществе прямопропорционален частоте, в которой эти общества вовлекаются в войны. Через 10 лет мирной жизни этот уровень падает, т.е. агрессия - социальный факт. Подмена организационной и воспитательной работы медикаментами замещает мораль или делает ее ненужной. Таким образом, агрессивность и стремление к насилию детерминируются общественным бытием человека, а наличие или отсутствие определенных гормонов - следствие, определенного состояния общественного бытия. То есть здесь мы опять встречаемся с законом экспансии – энергия социальной жизни может быть компенсирована биологической энергией лишь на уровне количественного измерения, а качественные преобразования в общественном бытии человека возможны с использованием исключительно социальной энергии. Ресурсы биологического бытия человека, попав под контроль социального субъекта, могут быть использованы как на пользу человека, так и во вред ему. Если общественные отношения являются непременным условием и социальной формой бытия человека, то материальной субстанцией, своеобразной исходной «клеточкой» бытия человека является человеческая деятельность. Выделяя акт «человеческой деятельности» в качестве исходной «клеточки» бытия необходимо разобраться с понятием «акт жизнедеятельности» или «акт социального действия».

Понятие «акт жизнедеятельности» было введено в Н. Сеченовым: «Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная».

Структура «акта жизнедеятельности» может быть представлена следующим образом, начало (раздражитель), середина (сознание), конец (мышечное движение). Эту идею развил И.А. Павлов и А.Н. Леонтьев, сконцентрировав внимание на сознании (психике) как центральном звене акта, что имеет важное значение для изучения человека как субъекта психической деятельности. Но психология не может представить деятельность как социальный феномен. Очевидна несостоятельность попыток на распространение психологической категории «акт жизнедеятельности» на объяснение социально-деятельной сущности человека.

Структура «акта социального действия» изложена в работе Парсона и используется им в качестве универсального философского принципа при формулировании структуры личности, общественных отношений, иерархии социальных институтов.

Духовное бытие человека

Духовность, что это? Конечно, духовность от души. В пьесе Горького «На дне» Сатин говорит: «Человек – это звучит гордо, не жалеть, уважать надо человека». Все творчество Горького может служить образцом формирования духовного бытия человека. Вот еще слова Горького: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном движении к лучшему – истинное счастье… Стремление вперед – вот цель жизни. Пусть вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высокопрекрасные часы». Наличие идеала – дает движение, является смыслом жизни, к которому человек стремится сознательно, преднамеренно и бессознательно, инстинктивно.

Духовное бытие – это и сознательное, и бессознательное стремление к преодолению материального, интеллектуального уровня индивидуального и общественного бытия во всех формах бытия: в искусстве, литературе, религии, философии, производственной деятельности. Конечно, между сознательным и бессознательным стремлением существует различие по принадлежности: если сознательное стремление – феномен духовного, то бессознательное стремление – феномен душевного опыта.

Как же существует духовное бытие: объективно или субъективно, постоянно или прерывисто, рядом с материальным бытием или в нем? Выделить духовность из потока жизнедеятельности практически очень трудно. Во «Введении в философию» выделяют 2 вида духовного бытия: а) индивидуализированное и б) объективированное.

Специфика индивидуализированных форм духовного бытия заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Но это не означает обязательной «смерти» всех результатов деятельности сознания. Сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую надындивидуальную духовную форму, т. е. передаются другим людям в процессе общения.

Бессознательное в жизни индивидов есть выражение не духовного бытия, т.к. в нем в равной степени проявляется как стремление к возвышению подлинно человеческого бытия, так и стремление к выражению животных форм бытия.

В науке на сегодняшний день существуют трудности в определении духовности. Но если бессознательное признать духовным, следовательно, все живые формы можно наделить духовностью. Т.е. должны согласиться с Ф.Ницше – признать волю к власти универсальным двигателем прогресса. Так ли это?

Но можно ли согласиться и с тем, что духовность – это все формы сознания? Сознательная деятельность наркомана, алкоголика - это духовность?

Объективированное духовное существует вне отдельных индивидов, в различных формах духовной культуры, материализуется в языке, в звуках, в словах, в телодвижениях…

Наиболее ярким примером объективированного духовного является воплощение в жизнь идей справедливости, добра, красоты, истины. Материальные носители объективированного нравственного духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, мрамор и бронза статуй, фильмы, картины, ноты).

Специфика объективированного бытия духовного состоит в том, что его фрагменты и целые сочинения могут сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

Духовная жизнь общества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь в целом – это и есть объективированное духовное бытие.

Количественно и качественно духовное бытие, феномен духовности рассредоточен крайне неравномерно среди различных социальных и профессиональных групп общества.

Количественно наибольшей мерой духовности обладают священнослужители, религиозные фанатики. Но качественно эта духовность не выдерживает критики: она не всегда есть стремление к возвышенному, к красоте многостороннего развития личности. Духовность религиозного деятеля скована религиозными догмами, иерархией церковных чинов. Качеству духовности можно позавидовать духовенству и интеллигентам. Большинство из них не поддаются искушениям деньгами, доходным должностям, не впадут в духовную нищету алкоголизма, наркомании.

Духовные люди – честные, образованные, последовательные в реализации своих жизненных идеалов, способные жертвовать материальным состоянием во имя достижения гуманных целей.

В силу многократности феномена духовности и ее интерпретации в различных культурах, тема духовного бытия не поддается систематизации. Рост или уменьшение объема духовного бытия в жизни каждого народа или больших групп людей не находятся в прямо пропорциональной зависимости от условий общественного прогресса. Дикие племена молились Богу, боролись со злыми духами, но это не сказывалось на улучшении их жизни, или перед войной – а где духовность? В США самый высокий уровень прогресса – при этом низкий уровень образования, недооценка морали.…

В диалектико-материалистической концепции, соотношения материи и сознания общественное бытие представляется первичным, а общественное сознание, следовательно, и духовное бытие вторичным.

Марксизм обогатил общественное сознание путеводным идеалом, и этот идеал ценится намного выше материальных благ, или биологических ценностей, т.е. ценность духовного бытия выше ценности общественного бытия.

Сущность человека

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о нем. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в самоопределение любого предмета и без этого невозможно вести разговор о его функциях и значении.

В истории развития науки философии ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличить от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии, и по потребностям и т.д. При этом нельзя не заметить, что в этом случае сущность человека пытаются определить, исходя не из самого человека, а, апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида. Однако с методологической точки зрения такой прием оказывается не совсем правомерным. Ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренним законом его собственного существования. Хотя сущность человека и отличает его от животных, но не все отличительные признаки человека являются существенными, раскрывающими его сущность.

Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек – существо физическое, телесное, подчиненное всем законом биологии и физиологии. Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. Человек детерминирован своим прошлым. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Сознание, разум и свобода присущи человеку.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Определение сущности человека имеет большое методологическое значение, от понимания сущности человека во многом зависит направленность исследования, субординация различных сторон бытия человека. Далее следует разобраться в трех основных версиях сущности человека:

Версия 1. Сущность человека духовна.

Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических учений. В соответствии и в ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так в соответствии и христианством Бог наделял человека единством духа и души, способным подниматься над инстинктами и телесными требованиями, а так же над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью и способен заглушать свои потребности. В соответствии с эзотерическими учениями истинное «Я» человека – духовная монада – просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для совершенствования.

Версия 2. Сущность человека – разум.

Эта версия полагает, что разум – особая самостоятельная инстанция, и человек отличается от животных именно разумом – умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе, удовлетворения своих социальных потребностей.

Версия 3. Сущность человека – предметно-деятельная социокультурная.

Выдающуюся роль в утверждении этой версии сыграли работы К. Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспосабливается к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает вторую «очеловеченную» природу – мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как человек разумный и свободный, ибо творит «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты».

Важно не забывать того что, являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным.

Он не сможет трудиться вне общества. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп и удовлетворением своих потребностей. Поэтому сущность человека – это совокупность всех общественных отношений и удовлетворение потребностей представителя общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – личности.

Личность – мера цельности человека. Без внутренней цельности нет личности. Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

Человеческое общество – высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Человек – субъект общественно-исторической деятельности и культуры, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи, высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостность многосложной биосоциальной системы.

Степень свободы человека зависит от характера и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, (свободное развитие каждого является условием свободного развития всех).

Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности - в труде, воспитании семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т.д. При этом труд и производство - не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.

Назначение каждого человека не в том, чтобы готовить себя к «потусторонней жизни», и не в том, чтобы стремиться к неограниченному удовлетворению своих биологических потребностей и инстинктов, а в том, чтобы всесторонне развивать свои физические и духовные силы, все свои способности. В борьбе за земные цели, за создание достойной человека жизни, в борьбе со многими формами зла формируется человек большой души, светлой мечты, преисполненный веры в значительность выбранных им ценностей, ради которых стоит жить.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

Учебно-методическое пособие

Краснодар 2012

УДК 17(07) = 379.84

У 31

Рецензенты:

В.В.Черпаков

Кандидат биологических наук, доцент декан факультета социально-культурного сервиса и туризма Института маркетинга и социально-информационных технологий

Е.Е.Михаелян

Кандидат исторических наук, доцент заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Кубанского социально-экономического института

Печатается по решению научно-методического совета КСЭИ

У31 Ольшанская С.А.

Человек и его потребности: Учебно-методическое пособие/ С.А. Ольшанская; 5-е изд., доп. и перераб. Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2012. 99 с.

Компьютерный набор, редактирование, оформление: Ольшанский А.В.

ISBN 5-901-930-21-5

Учебно-методическое пособие подготовлено студентам высших учебных заведений для ознакомления с содержанием курса: «Человек и его потребности». Пособие составлено с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 27 марта 2000г. В пособии рассмотрен комплексный подход исследования человека как целостности; представление о человеке как социально-природном существе; общности и в то же время различия его социальной сущности и биологической природы. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, и их связь с социальной активностью. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности - философского, социоприродных измерений человека; индивидуальные психические физиологические особенности человека, как основа запросов и потребности человека; классификация потребностей; теория самоактуализации А.Маслоу, обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов.

© Издательство Кубанского социально-экономического института

СОДЕРЖАНИЕ

  Предмет «Человек и его потребности»  
  Человек как социально-природное существо  
  Классические научные идеи духовно-культурной деятельности в философии  
3.1 Биологическое бытие человека  
3.2 Природа человека  
3.3 Общественное бытие человека  
3.4 Духовное бытие человека  
3.5 Сущность человека  
3.6 Личность как способ бытия человека  
  Активность личности и ее источники  
4.1 Понятие деятельности и поведения  
4.2 Мотивы человеческой деятельности  
4.3 Труд и деятельность  
  Индивидуальные особенности человека основа запросов и потребностей человека  
  Потребности. Их характеристики и свойства  
6.1 Классификация потребностей  
6.1.1 Физиологические потребности  
6.1.2 Потребности безопасности и защиты  
6.1.3 Потребности принадлежности и любви  
6.1.4 Потребности самоуважения  
6.1.5 Потребности самоактуализации  
6.1.6 Основные принципы гуманистической психологии  
6.1.7 Характеристики самоактуализирующихся людей  
6.2 Понимание потребности как нужды  
6.3 Потребность как предмет удовлетворения нужды  
6.4 Потребность как ценность.  
6.5 Потребность как необходимость  
6.6 Потребность как состояние  
6.7 Потребность личности как системная реакция  
  Вторичные потребности  
  Нормы и время удовлетворения потребностей  
  Потребности в туризме и их классификация  
  Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Вопросы к экзамену  

Тематика контрольных работ 88

Список использованной литературы 89

ПРЕДМЕТ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»

В настоящее время Россия развивается в условиях рыночных отношений. Надо заметить, что рынок не стимулирует возвышенных потребностей и является средством, способом выживания одних и обогащения других. Рыночные отношения стали синонимом общественных отношений, превратившись из категории экономической в категорию общесоциальную. Это привнесло изменение в такие базовые сферы общественной жизни как материальное производство, наука, образование, духовная культура. С одной стороны, если рассматривать прагматическую сторону этого явления, учитывая повседневные интересы малых социальных групп, то рыночная экономика имеет положительные аспекты в общественной жизни, так как более оперативно реагирует на изменения в балансе спроса и предложения, тем самым н







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.