Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КЛАССИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ





Для раскрытия сущности человека рассмотрим следующие понятия:

Бытие человека – наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методологическому потенциалу бытие человека представляет собой фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и в пространстве, с неизбежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня, будет завтра. Знание этого дает оптимизм и уверенность в будущем. Вместе с тем мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным и бессмысленным.

Смысл бытия состоит в придании смысла бытию мира. С переходом человека в небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии последующих поколений. В бесконечной смене поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты – залог бессмертия человечества – смысл жизни. В рамках курса «Человек и его потребности» выделение видов бытия человека будет играть роль исходного методологического принципа для осуществления классификации потребностей, их взаимовлияния и трансформацию.

Выделим три вида бытия: биологическое, социальное и духовное. Из выяснения связи и субординации этих видов бытия вытекает определение сущности человека.

Биологическое бытие человека

Как биологический феномен человек существует, подчиняясь, зову своей телесности, в недрах которой формируется комплекс естественных потребностей, побуждающих человека к действиям, направленным на их немедленное удовлетворение.

Естественные потребности – питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь в экстремальных условиях, экспансия за пределы жизненного пространства. Все это свойственно человеку как всему роду животного мира. С первых дней своего возникновения основные усилия человека были направлены на преодоление своей животности. Первый волевой акт выходящего из лона природы был направлен на обуздание своих животных страстей (культура, нормы и правила поведения). Но этот акт исходил не от отдельного индивида, а от первобытного коллектива и широко известен как табу (запрет иметь гарем). Так сексуальный эгоизм человека был преодолен коллективом. Хотя современное общество показывает, что это не совсем так (хотя здесь тоже много точек зрения), человек имеет несколько видов деятельности: умственный и физический труд, духовная. Если они совмещены, то все хорошо, но если убрать физический труд – секс выходит на первое место как фактор, устанавливающий физическое равновесие, гармонию. Сейчас в некоторых странах опять легализованы гаремы.

Современная генная инженерия и др. проникают в святая святых биологического бытия. Становятся обыденностью структурные изменения человеческого тела – пластические операции, изменение пола. При этом возникает этический вопрос: стоит ли выполнять потребность одного индивида, не рискуя потерять биологическую неповторимость и свое – «Я». На сколько клонирование морально? Но нельзя соглашаться и с теми представителями философской антропологии, которые утверждают, что биологическое не выделяет человека из мира животных.

Биологический ресурс человека – его физическая сила, здоровье, жизнестойкость организма, сексуальная энергия и способность к деторождению – это тот природный потенциал, который определяет перспективу и долговечность общественного бытия человека, его профессиональную и общественную пригодность, продолжительность его активной жизни как субъекта социальной деятельности. Сохранять этот ресурс – задача жизни человека.

Все биологическое бытие человека – способы принятия жизни, половой акт, течение болезни, взросление и старость - отмечены печатью человеческой сущности, т.е. осознанны. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер. Наличие человеческого феномена в биологическом бытии человека вряд ли кто может подвергнуть сомнениям, но нельзя его определять как биологическую сущность человека.

Биологическое бытие человека – это субстрат, носитель и предпосылка сущности человека, но не сама эта сущность, т.к. в этой форме бытие человека идентично со всеми другими формами существования животного мира. Появление человеческого в биологическом бытии человека выражает форму инобытия человека, его стремление преодолеть экспансию жизни, начать новый ряд бытия. Для этого необходима высокая духовность и высокий уровень культуры. Иначе, уже был фашизм, исключительность одной расы, избранность нордического характера, особое устройство черепа, цвет волос. Фашизм трактует сущность человека как биологическую, это выгодно. Но отсутствие волос, преобразование под влиянием труда конечности, устройство нервной системы, особый характер удовлетворения сексуальных потребностей, устройство мозга- эти и другие антропологические особенности человека – доказательства преодоления животности. Хотя эти изменения ничтожны по сравнению с изменениями ландшафта Земли и условий человеческого бытия, которые произошли в результате преобразующей деятельности человека.

Прогресс человеческого общества – результат социально-деятельной сущности человека, а не проявление его биологического бытия. В процессе эволюции природы на Земле появлялись и исчезали многие виды растений и животных, и лишь человек, не претерпев заметных изменений в своей биологической сущности, продолжает, численно расти, совершенствуя свою социальную организацию. Говоря о человеческом бытии, мы не можем не коснуться «природы человека».

Природа человека

Это понятие характеризует не только биологические и антропологические признаки человека, она значительно содержательнее биологического бытия и нередко употребляется как синоним Сущности человека.

Человек высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в исторической философской мысли.

В связи с углублением экологического кризиса и истощением биологических ресурсов человеческой природы среди естествоиспытателей и их философских пользователей формируется концепция экоцентризма. Центральной идеей, которой является требование представить природу и биологическое бытие человека как высшую ценность.

Человек часть живой системы, представляющей собой единство физических, духовных, природных, социальных, наследственных и приобретенных при жизни качеств. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчинен биологическим (биохимическим, биофизическим, биофизиологическим) закономерностям на уровне сознательной психики и личности человека обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мировоззрения. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка с взрослым.

Одной из разновидностей проявления биологического бытия человека является принадлежность больших групп людей к расам. Расовые различия являются по преимуществу внешними, морфологическими различиями и не оказывают влияние на развитие умственных, физических и нравственных способностей людей. Но такая точка зрения сформировалась только в ХХ веке. До этого долгое время существовал расизм (многие народы уничтожены). Расизм и геноцид – следствия преувеличения биологической природы человека (биологизаторство). Значительно менее опасной с позиции гуманизма является другая крайность – в оценке биологического бытия - социологизаторство. Она выражается в игнорировании или недооценке биологического начала в человеке, в недооценке чувства порога, за пределами которого истощается природный ресурс человека и ставится под сомнение сохранение человека как биологического вида (атомное оружие, биологического оружие, рост нервно-психических заболеваний - атеросклероз с 18 лет, загрязнение среды, использование генной инженерии для переделки собственной природы).

Явноеили неявное следование тому или иному пониманию человеческой природы приводит к построению концепций человека. В философской антропологии раннего Маркса были заложены идеи всецелостной природы. Настаивая вслед за Фейербахом на том, что человек есть природное существо, Маркс подчеркивает, что окружающий человека предметный мир - это мир созданных предшествующими поколениями общественных предметов, который, одновременно, является раскрытой книгой человеческих сущностей или, чувственно представляющийся переднимчеловеческой психологией. В 6 тезисе Фейербаха говорится: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений. Иначе говоря, сущность человека располагается «вне» человека, в обществе «совокупности всех общественных отношений». Это истолкование природы человека как всецело общественной имеет ряд следствий. Первое следствие: изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей». Второе следствие: общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе становления. Третье следствие: радикально изменив общественные отношения, можно кардинально преобразовать природу человека, создать принципиально новых людей. Такой подход в сочетании с концепцией истории как системы общественно-экономических формаций, в которой «связь времен осуществляется почти исключительно через развитие производительных сил, позволил сделать ряд крупных открытий в области изучения человека и общества.

Из понимания природы человека исходит психоанализ. Согласно классической парадигме человек есть сознательное существо, абсолютно прозрачное для самого себя. В любое время человек может выяснить источник, механизмы, побудительные мотивы своих решений и действий. Классический психоанализ, созданный 3. Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять, так как человеческая психика содержит еще и бессознательное.

О бессознательном знали и раньше, но рассматривали его только как ослабленноесознание, как - то, что находится на периферии сознания и в любой момент, может быть подвергнуто сознательному рассмотрению. Фрейд же открыл бессознательное, котороене схватывается сознанием и в то жевремя определяет его. Согласно психоанализу, не внешнее раздражение, а влечения, исходящие изнутри, определяют по большей части, направленность человеческого развития и являются его двигателем. Бессознательное имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных институту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни.

Сознание - инстанция, сосредотачивающая в себе императивы долженствования и социокультурные запреты. В области бессознательного господствует жесткий детерминизм,нет свободы воли, нет ничего произвольного. Психика подчиняется двум принципам: реальности и наслаждения. Принципом реальности руководствуется сознание, принципом наслаждения - бессознательное.

Существует еще такое понятие, как экзистенциализм или философия существования, в ее нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. В концентрированном виде такая концепция представлена в труде П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм». Нет никакой природы человека, как и нет Бога, который бы ее задумал. Когда в 18 веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, он оставил понятие сущности человека - это и есть человеческая природа, которая имеется у всех людей, в силу чего каждый человек лишь частный случай общего понятия «человек».

Экзистенциализм же, исходит от противоположного. Согласно этому учению, в миреесть по крайне мере одно нечто, у которого существование предшествует сущности и этим нечто является именно человек. Более конкретно это означает, что нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам создает свою сущность, следовательно, творит самого себя. Причем это осуществляется не раз и навсегда, а каждодневно. «Если же - говорит Ж.П. Сартр, - человек творит свое Бытие, значит он, и ответственен за него. Он отвечает за свой выбор. Человек, который это осознает, не может не испытывать чувства в полной и глубокой ответственности.

Мобилизация сил и ресурсов человечества для совершенствования биологического бытия человека – актуальная задача, и если говорить о человеке, как высшей ценности, мы должны признать в качестве ценности его биологическую природу, но природу, очеловеченную общественным бытием. Это значит, что естественная природа человека как высшая ценность, не тождественна природе вообще, но становится таковой в контексте социально-деятельной сущности человека. При всем при этом биологическое бытие человека – бытие среди растений, животных, составная часть биосферы, и должна быть гармония человека с природой.

Что же происходит сейчас? Человек привык к комфорту, и желание быть естественным (биологическая потребность) возникает редко и кратковременно. Будучи частью этой природы человек старается изменить ее под себя.

Общественное бытие

Человек осознает свое отношение к природе, к космосу, продуктам труда, своей телесности только осознавая свои отношения с другими людьми. К.Маркс писал, т.к. человек «родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом «Я есть Я», то человек сначала смотрит как в зеркало в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Вместе с тем Павел как таковой, во всей Павловской телесности становится для него формой проявления рода «человек».

То есть, идентифицируя себя с другими, человек осознает, что он из себя представляет. Тем самым, формируя свое отношение к своей телесности, к природе, к космосу, к продукту труда, осознает это отношение через призму своего отношения к другим людям, к обществу.

Человек – существо общественное, смысл жизни которого заключается в пребывании в обществе и взаимодействии с этим обществом. Высшая человеческая ценность- система общественных отношений, в которой возможно биологическое и духовное бытие человека.

Ребенок не может стать личностью в изоляции, для этого ему необходимо общество, которое регулирует и наполняет социальным содержанием его поведение. В истории известны 56 случаев, когда дети воспитывались среди животных, это не дало им возможности стать личностью. Сознание не является природным достоянием. Сознательные психические явления формируются в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.

Все многочисленные проявления бытия человека – биологическое духовное, все его отношения к окружающему миру – обретают свою значимость и смысл, если соответствуют таким фундаментальным нормам общественного бытия как право, истина, справедливость, красота.

Человек как обитатель вселенной, как духовный феномен и часть природы мог состояться, как человек и может раздвинуть границы своего бытия в пространстве и во времени лишь благодаря тому, что он создал и продолжает укреплять как высшую ценность – систему общественных отношений.

Общественные отношения – универсальная сторона бытия деятельной сущности человека, то пространство, в пределах которого только и возможно биологическое и духовное бытие человека, его самость и саморефлексия.

Рассматривая субстратную предпосылку индивидуального бытия человека нетрудно убедиться, что биологическое бытие предшествует общественному. Увидеть это просто на примере лечения агрессии. В Нидерландах, агрессия у мужчин передается в поколениях, ученые обнаружили, что при агрессии вырабатываются некоторые гормоны, поэтому ее научились лечить медикаментозно. Практически все нервно-психические заболевания то же лечат медикаментозно. В глобальном масштабе – лечение агрессии и насилия биохимическими средствами – это метод выключения из активной жизнедеятельности больших групп людей, т.к. гасится стремление к самовыражению, к человеческому общению. К счастью есть и другие исследования. Два американских автора сделали вывод из изучения 186 обществ: уровень насилия и агрессии в обществе прямопропорционален частоте, в которой эти общества вовлекаются в войны. Через 10 лет мирной жизни этот уровень падает, т.е. агрессия - социальный факт. Подмена организационной и воспитательной работы медикаментами замещает мораль или делает ее ненужной. Таким образом, агрессивность и стремление к насилию детерминируются общественным бытием человека, а наличие или отсутствие определенных гормонов - следствие, определенного состояния общественного бытия. То есть здесь мы опять встречаемся с законом экспансии – энергия социальной жизни может быть компенсирована биологической энергией лишь на уровне количественного измерения, а качественные преобразования в общественном бытии человека возможны с использованием исключительно социальной энергии. Ресурсы биологического бытия человека, попав под контроль социального субъекта, могут быть использованы как на пользу человека, так и во вред ему. Если общественные отношения являются непременным условием и социальной формой бытия человека, то материальной субстанцией, своеобразной исходной «клеточкой» бытия человека является человеческая деятельность. Выделяя акт «человеческой деятельности» в качестве исходной «клеточки» бытия необходимо разобраться с понятием «акт жизнедеятельности» или «акт социального действия».

Понятие «акт жизнедеятельности» было введено в Н. Сеченовым: «Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная».

Структура «акта жизнедеятельности» может быть представлена следующим образом, начало (раздражитель), середина (сознание), конец (мышечное движение). Эту идею развил И.А. Павлов и А.Н. Леонтьев, сконцентрировав внимание на сознании (психике) как центральном звене акта, что имеет важное значение для изучения человека как субъекта психической деятельности. Но психология не может представить деятельность как социальный феномен. Очевидна несостоятельность попыток на распространение психологической категории «акт жизнедеятельности» на объяснение социально-деятельной сущности человека.

Структура «акта социального действия» изложена в работе Парсона и используется им в качестве универсального философского принципа при формулировании структуры личности, общественных отношений, иерархии социальных институтов.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.