Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пути коррекции личностной сферы дошкольника





 

На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами.

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения.

Коррекция и профилактика негативных черт поведения, возникновение которых обусловлено критическими периодами онтогенеза. Скачкообразность психического развития детей часто приводит к тому, что в моменты возрастных кризисов (3, 7 лет) в поведении дошкольников могут закрепиться на долгое время негативные проявления, такие, как капризы, упрямство, агрессия, протестные реакции и т.д. Своевременная коррекция этих и других «возрастных» черт поведения позволяет быстро и эффективно освободить ребенка от возможности закрепления их в психике и формирования вторичных поведенческих нарушений.

Профилактика негативного поведения в периоды возрастных кризисов:

кризисы возрастного развития - возникновение негативных черт поведения;

коррекция эмоционального развития, коррекция имеющихся нарушений эмоционально-психического развития;

профилактика невротического развития, эмоционального неблагополучия;

коррекция мотивационно-потребностной сферы - путем развития требуемых мотивов и потребностей;

коррекция поведения;

коррекция и развитие индивидуально-типологических свойств и качеств личности.

Профилактическая работа с родителями.

Наряду с коррекционными задачами необходимым является и выделение для родителей профилактических задач. Опыт показывает, что в консультативной практике в ряде случаев постановка собственно коррекционных задач оказывается нецелесообразной в силу отсутствия значимых отклонений от типичных вариантов нормального развития. Однако уже сам факт обращения родителей за помощью является показателем определенной степени риска социальной ситуации развития ребенка, некоторого неблагополучия в области детско-родительских отношений. Поэтому в любом случае обращения в консультацию перед психологом встает задача определения по предупреждению возможных отклонений в развитии ребенка.

Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе диктуется двумя обстоятельствами:

Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляет важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, во многом определяет зону его ближайшего развития. Полная реализация целей коррекции достигается лишь в случае изменения жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых как активных «строителей» этих отношений целенаправленных и осознанных усилий.

Широкое привлечение родителей, воспитателей и педагогов к осуществлению направленного коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребенка обусловлено пока еще явно недостаточным уровнем развития системы психологической службы в нашей стране.

Важным компонентом работы с родителями в практике психологического консультирования является информирование их об особенностях развития ребенка, о вероятностном прогнозе развития и выработке конкретных рекомендаций. Сообщение родителям полной объективной информации об особенностях развития ребенка с учетом родительских установок и особенностей социальной ситуации является обязательным этапом оказания психологической помощи в процессе консультирования.

Главным критерием отбора и структурирования информации должна быть охрана интересов ребенка. Поэтому при неадекватности родительских установок беседа консультанта должна быть построена таким образом, чтобы предотвратить искаженное восприятие родителями картины психического развития ребенка и попытаться изменить ошибочные установки и стереотипы, усвоенные родителями ранее. В случаях ошибочных установок обязательным компонентом профилактической работы должна стать специальная работа с родителями по формированию у них «воспитательной компетентности». Формулирование условно-вариативного прогноза развития ребенка в виде возможных прогнозов на ближайшие перспективы выполняет ряд функций:

раскрывает перед родителями проблемное альтернативное поле;

обеспечивает мотивационную готовность родителей к участию в совместной работе с психологом по выработке конкретных рекомендаций и их реализацию;

делает поиск целей и средств коррекции более разумным и «осознанным»;

позволяет распространить некоторые рекомендации на сферу профилактики отклонений в развитии.

личностный недоразвитие речь игра

Практическим итогом проведения консультации должна стать выработка рекомендаций по преодолению и предупреждению отклонений и негативных тенденций в развитии ребенка. Важно, чтобы сами родители стали активными участника и авторами сформулированных рекомендаций. Только в этом случае можно рассматривать на правильный выбор воспитании детей. Вместе с тем ведущая деятельность здесь принадлежит психологу, обладающему необходимой профессиональной компетенцией для принятия верного решения и выбора пути ее выполнения.

Организация родительских групп.

Наряду с индивидуальными формами работы


II ГЛАВА

Описание диагностических методов исследования развития личности ребенка с ОНР

 

В своей экспериментальной части мы использовали диагностические методы позволяющие выявить личностные нарушения у детей, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольника (биологические,, психологические, социальные.) Нами были обследованы три ребенка в возрасте 5лет с общим недоразвитием речи (III уроень).Для диагностики мы использовали материалы представленные в книге М.А. Панфиловой «Игротерапия общения».

Диагностический этап

Анализируемые факторы Методы
1. Диагностика межличностных конфликтов
- Беременность, роды; - Физическое развитие ребенка до 1 года; - Соматический статус; - Семейный статус (мать, отец, братья, сестры); - Проблемы ребенка (нарушение сна, еды, проблемы в самообслуживании, упрямство, навязчивые движения, тики); - Семейная атмосфера (стиль воспитания, единство требований, режим дня, эмоциональные привязанности) - Темперамент ребенка; - Напряженность; - Активность; - Чувствительность; - Импульсивность; - Адаптация в коллективе Анкета № 1 (для родителей) Анкета № 2 (для воспитателей)
- Эмоциональное восприятие членов семьи; - Эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном общении; - Наличие потребности в общении; - Конфронтация в семье; - Проявление эгоцентризма; - Сотрудничество в семье; - Половая идентификация - Предпочитаемые половые и возрастные группы общения Тест «Рисунок семьи» Социометрическая проба «День рождения»
2. Диагностика внутриличностных проблем ребенка
- Притязания ребенка (адекватные, низкие, высокие); - Эмоциональные стимулы (реакции на «успех»); - Фрустрированные реакции («неудача») - Общая удовлетворенность собой; - Частные характеристики самооценки; - Оценка способностей и возможностей ребенка воспитателями и родителями; - Родительские притязания Тест на определение уровня притязаний ребенка; Методика определения само-оценки дошкольника; Методика родительских оценок и притязаний
3.Диагностика реальных психологических возможностей ребенка
- Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка; - Наличие тревоги, страха, агрессии; Особенности агрессивного поведения (вербальная, физическая, внутренняя, внешняя) Графическая методика «кактус»

 

Описание диагностических методов

1. Диагностика межличностных конфликтов

А) Анкета № 1 (для родителей)

Цель 1-й части, в которую входит 14 вопросов- сбор анамнеза и общих сведений о ребенке и составе семьи.

-я часть включает в себя 10 вопросов, касающихся эмоционального развития ребенка, его привязанностей.

-я часть содержит подборку из 14 вопросов для ознакомления с особенностями воспитания ребенка в семье, его интересами и проблемами.

Б) Анкета № 2 (для воспитателей)

Из 30 вопросов, предлагаемых в анкете Т.А.Репиной, мы использовали 20 вопросов, которые соответствуют цели нашей работы. Восемь вопросов (2-6, 10,7, 28) определяют наличие конфликтности в общении ребенка со сверстниками, 12 вопросов дают представление о сформированности навыков общения ребенка со взрослым и сверстниками.

Анкета дается воспитателям в форме готовых вариантов ответов. Полученные данные систематизируются в специальную таблицу.

В) Тест «Рисунок семьи» (Интерпретация Г.Т. Хоментаускас)

Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:

а)последовательность рисования деталей;

б)паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»

Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части которые соответствуют трем выводам в конце работы.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.