Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема «ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ»





Семинарское занятие № 6

Тема «ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ»

План:

1. Понятие личности в философии и социологии.

2. Личность как психологический феномен.

3. Взаимосвязь биологического и социального в личности.

4. Структура личности.

 

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос начните с раскрытия понятия «личность» в философии.Охарактеризуйте личность как объект и субъект общественных отношений. Обозначьте особенности изучения личности в социологии. Дайте характеристику понятий «социальный статус», «социальная роль», «ролевые ожидания».

Отвечая на второй вопрос плана, охарактеризуйте личность как объект психологического исследования. Дайте научное определение понятия «личность». Коротко осветите факт наличия и сосуществования множества разных определений этого понятия в психологии – следствие многогранности и сложности феномена личности. Обоснуйте необходимость и недостаточность каждого из этих определений. Покажите необходимость интеграции научных дефиниций – путь получения наиболее разносторонней характеристики личности, общего представления о ней.

Осветите специфика изучения личности в разных областях психологического знания (общая психология, дифференциальная психология, социальная психология). Рассмотрите иерархию человеческой организации (индивид, личность, субъект, индивидуальность). Укажите различия в содержании и объеме этих понятий.

Раскрывая третий вопрос, укажите, какова взаимосвязь биологического и социального в личности. Осветите проблему взаимодействия биологического, социального и психического. Рассмотрите структурный подход А.Н. Леонтьева, концепцию личности А.В. Петровского, проблему личности в работах Б.Г. Ананьева, комплексный подход Б.Ф. Ломова к исследованию личности.

При ответе на четвертый вопрос выделите структурные компоненты личности: направленность, способности, темперамент, характер. Раскройте их содержание.

 

Литература:

1. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с.

2. Завгородняя, И. В. Конференция по проблемам личности в современном обществе [Текст] / И. В. Завгородняя, О. П. Макушина // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 170-172.

3. Куприна, О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

4. Леонтьев, Д. А. Личностное измерение человеческого развития [Текст] / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67-80.

5. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии – М.: Директ-Медиа, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

7. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 384 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир – М.: Директ-Медиа, 2008. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

9. Сергиенко, Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности [Текст] / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 2. – С. 5-16.

 

Практические задания

1. Сделайте конспект:

· Завгородняя, И. В. Конференция по проблемам личности в современном обществе [Текст] / И. В. Завгородняя, О. П. Макушина // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 170-172.

· Леонтьев, Д. А. Личностное измерение человеческого развития [Текст] / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2013. – № 3. – С. 67-80.

· Сергиенко, Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности [Текст] / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 2. – С. 5-16.

2. Составить схему «Структура личности».

3. Решите задачи.

Задача 1

Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.

А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

Б. Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.

В. Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

Г. У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.

Д. Мальчик записался в шахматный клуб.

Е. Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

Задача 2

Выберите правильный ответ из предложенных.

1. Человека как индивида характеризуют:

а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами:

а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

3. Личностные свойства, обусловленные социально:

а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.

4. Человека можно считать сложившейся личностью, если:

а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

 

Семинарское занятие №7

Тема «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ»

План:

1. История исследований личности и мотивации.

2. Классификация теорий личности.

3. Современные концепции личности и мотивации:

· психоанализ;

· гуманистическая психология;

· бихевиоризм;

· отечественные теории.

 

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, раскройте представления об истории исследований личности – три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный. Укажите их особенности и влияние на современное состояние этой области знания. Обоснуйте необходимость и раскройте сущность экспериментального подхода в изучении личности. Укажите, какой вклад сделали А.Ф, Лазурский, Г. Айзенк, Г. Оллпорт и Р. Кеттел в разработку проблем личности. Рассмотрите историю возникновения теорий мотивации. Укажите истоки современных концепций мотивации. Дайте трактовку поведению с позиции рационализма и иррационализма. Охарактеризуйте первые собственно психологические теории мотивации: теория принятия решений и теория автомата.

При ответе на второй вопрос плана дайте классификацию современных психологических теорий личности, перечислите ее основания. Рассмотрите три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистические. Рассмотрите особенности экспериментальных и неэкспериментальных, структурных и динамических теорий.

Отвечая на третий вопрос плана, раскройте специфику современных теорий личности и мотивации. Охарактеризуйте такие теории как фрейдизм и неофрейдизм (теория инстинктов) (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни); гуманистическая теория личности (К. Роджерс, А. Маслоу); теория социального научения (Уотсон, Толмен, Халл). Дайте характеристику теориям мотивации, описывающим мотивы поведения человека: теория поля К. Левина, теория социальных потребностей (Д. Маккелланд, Д. Аткинсон, Ю. Роттер и др.), когнитивный подход (Фестингер). Осветите основные положения феноменологического подхода; концепции личности и теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева; теории ВНД (И.П. Павлов). Дайте характеристику новейшим тенденциям в теоретической разработке психологических проблем личности и мотивации.

 

Литература:

1. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с.

2. Куприна, О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

3. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

4. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 384 с.

5. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Т. III Психология личности [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – М.: «Юрайт», 2012. – 739 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир – М.: Директ-Медиа, 2008. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

 

Практические задания

1. Подготовьте доклад по одной из теорий личности и мотивации (объем 2-3с.).

2. Составьте психологический портрет хорошо знакомого вам человека. Перечислите основные личностные черты, которыми он обладает. Напишите, как можно взаимодействовать с данным человеком, учитывая особенности его личности.

3. Решите задачи.

Задача 1

Семинарское занятие №8

«ПРОБЛЕМА НАПРАВЛЕННОСТИ И МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ»

План:

1. Основные формы направленности личности.

2. Соотношение понятий «мотив» и «мотивация».

3. Характеристики мотивационной сферы личности.

4. Мотивационное поведение как характеристика личности.

 

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос дайте определение понятия направленность личности. Раскройте основные формы направленности: влечение, желание, стремления, интересы, склонности, мировоззрение, убеждения. Соотнесите побудительную и регулятивную стороны поведения.

Отвечая на второй вопрос плана, раскройте соотношение понятий «мотив» и «мотивация». Рассмотрите мотив как основной источник поведения. Дайте характеристику понятию «потребность», перечислите виды потребностей. Назовите основные характеристики человеческих потребностей. Опишите ситуативные и личностные диспозиции. Раскройте содержание проблемы надситуативной активности.

Ответ на третий вопрос начните с перечисления основных характеристик мотивационной сферы: широта, гибкость, иерархизированность.

При ответе на четвертый вопрос дайте характеристику эмпирическим исследованиям мотивации. Опишите влияние мотивации на деятельность. Раскройте роль устойчивых мотивов поведения в успешности выполнения деятельности. Рассмотрите мотивацию достижения успехов в различных видах деятельности. Дайте характеристику поведенческим особенностям людей, ориентированных на успех и неудачу (Д. Маккелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен). Рассмотрите тревожность как мотив поведения (ситуативная и личностная тревожность). Опишите психологические особенности высокотревожных людей. Раскройте понятие об оптимальном уровне тревожности. Соотнесите понятия «мотивация» и «личность». Рассмотрите самооценку как мотив поведения. Опишите специфику определения самооценки в отечественной и зарубежной психологии. Раскройте содержание мотивов аффиляции и власти. Перечислите признаки наличия у человека мотива власти. Рассмотрите агрессивность как мотив поведения. Раскройте мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и тенденция к подавлению.

 

Литература:

1. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с.

2. Ильин, Е.П. Виды мотивационных образований [Текст] / Е. П. Ильин // Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб., СПб., 2008. – Гл. 8. – С. 143-183.

3. Куприна, О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии – М.: Директ-Медиа, 2008. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

5. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

6. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 384 с.

 

Практические задания

1. Сделайте конспект:

· Ильин, Е.П. Виды мотивационных образований [Текст] / Е. П. Ильин // Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб., СПб., 2008. – Гл. 8. – С. 143-183.

2. Из сюжетов художественных фильмов и литературных произведений подберите примеры, в которых описывается направленность личности (3-4 примера).

3. Решите задачи.

Задача 1

Определите, на актуализацию каких потребностей и мотивов ориентированы следующие воздействия.

А. Если Вы хотите хорошо провести вечер, посетите наше кафе.

Б. Если ты сейчас уйдешь, то больше никогда не увидишь меня.

В. Если Вы не прекратите разговаривать со мной в таком тоне, я вынужден буду просить Вас покинуть мой кабинет!

Г. Расскажи Деду Морозу стихотворение про елочку, тогда он даст тебе подарок.

Д. Чтобы ваши питомцы росли здоровыми и полными сил, добавляйте им в корм специальные витамины.

Задача 2

В какой из семей, скорее всего, вырастут дети с высокой потребностью в достижениях.

А. Где родители очень опекают своих детей.

Б. Где родители поощряют в детях самостоятельность.

В. Где родители стараются, чтобы у их детей было много друзей.

Д. Где родители сами выбирают, с кем дружить их детям.

 

 

Лабораторная работа

Тема «МОТИВАЦИЯ»

А.А. Реан

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции.

Ход работы: обследуемым предлагается ответить на 20 вопросов опросника.

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику

Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

 

 

Методика 2. «Определение направленности личности – анкета Б. Басса»

Цель: определение направленности личности.

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Ход работы: обследуемым предлагается ответить на 27 пунктов-суждений анкеты, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас».

Текст методики

Бланк

Ф.И.О. ___________________________________________________________

№ п\п Больше всего Меньше всего № п\п Больше всего Меньше всего
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Обработка результатов.С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Ключ

Я О Д Я О Д
  А В Б   Б В А
  Б В А   А В Б
  А В Б   А В Б
  В Б А   А Б В
  Б А В   А Б В
  В А Б   В Б А
  В Б А   Б А В
  А Б В   Б А В
  В А Б   В А Б
  А В Б   Б В А
  Б А В   А В Б
  Б А В   В А Б
  В А Б   Б А В
  А Б В        

 

 

Методика 3. «Мотивы выбора профессии»
(Р.В. Овчарова)

Цель: определение ведущего мотива при выборе профессии: внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые.

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции.

Ход работы: обследуемым предлагается ответить на двадцать утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.

Ответы могут быть 5 видов:

«очень сильно повлияло» – 5 баллов;

«сильно повлияло» – 4 балла;

«средне повлияло» – 3 балла;

«слабо повлияло» – 2 балла;

«никак не повлияло» – 1 балл.

Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий Вашему ответу балл.

Бланк для ответов

Утверждения Оценка
  Требует общения с разными людьми  
  Нравится родителям  
  Предполагает высокое чувство ответственности  
  Требует переезда на новое место жительства  
  Соответствует моим способностям  
  Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием  
  Дает возможность приносить пользу людям  
  Способствует умственному и физическому развитию  
  Является высокооплачиваемой  
  Позволяет работать близко от дома  
  Является престижной  
  Дает возможности для роста профессионального мастерства  
  Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах  
  Позволяет реализовать способности к руководящей работе  
  Является привлекательной  
  Близка к любимому школьному предмету  
  Позволяет сразу получить хороший результат труда для других  
  Избрана моими друзьями  
  Позволяет использовать профессиональные умения вне работы  
  Дает большие возможности проявить творчество  

Обработка данных

Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.

Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.

Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.

Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии – ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

 

 

Семинарское занятие №9

«ТЕМПЕРАМЕНТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ»

План:

1. Понятие о типе темперамента.

2. Психологическая характеристика типов темперамента.

3. Современное представление о темпераменте.

 

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос дайте определение понятия «темперамент». Охарактеризуйте типологические концепции темперамента: учение о темпераменте Гиппократа и Галена. Рассмотрите основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхоличе­ский, флегматический. Выделите положитель­ные и отрицательные стороны каждого типа темперамента.

Отвечая на второй вопрос плана, раскройте клинические (К. Юнг) и гуморальные теории темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон). Дайте краткую характеристику истории исследований темперамента.

Ответ на третий вопрос начните с описания исследования про­блемы физиологических механизмов темперамента. Рассмотрите свойства нервной системы как основу темпера­мента. Осветите учение И. П. Павлова о типах ВНД (сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвиж­ность нервных процессов). Раскройте основные положения исследования свойств нерв­ной системы, проведенного Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыиым. Дайте характеристику темпераменту как свойству личности. Укажите основные свойства темперамента и их проявления по Б. М. Теплову. Раскройте положения концепции темперамента В.М. Русалова. Перечислите психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу. Укажите психологические характеристики темперамента в проявлении его ос­новных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормозимости, переключаемости – применительно к познавательным процессам, пред­метной деятельности и общению человека (В.С. Мерлин).

 

Литература:

1. Базылевич, Т. Ф. Становление дифференциальной психофизиологии и ее актуальность для современной психологии [Текст]: к 85-летию со дня рождения В. Д. Небылицына / Т. Ф. Базылевич // Психологический журнал –2010. - Т. 31. – (Памятные даты)., 2010. –Т. 31, № 6. – С. 107-117.

2. Белоус, В. В. В. С. Мерлин – творец учения об интегральной индивидуальности [Текст]: [рос. психолог] / В. В. Белоус, И. В. Боязитова // Психологический журнал – 2008. - Т. 29. – (Памятные дата)., 2008. – Т. 29, № 1. – С. 126-132.

3. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с.

4. Куприна, О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

5. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии – М.: Директ-Медиа, 2008. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

6. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

7. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010. –384 с.

8. Семяшкин, А. А. Взаимосвязи когнитивных стилей и темперамента у мужчин и женщин с различной мотивацией достижения успеха [Текст] / А. А. Семяшкин // Мир психологии. – 2013. – № 2. – С. 246-260.

 

Практические задания

1. Сделайте конспект:

· Базылевич, Т. Ф. Становление дифференциальной психофизиологии и ее актуальность для современной психологии [Текст]: к 85-летию со дня рождения В. Д. Небылицына / Т. Ф. Базылевич // Психологический журнал –2010. - Т. 31. – (Памятные даты)., 2010. –Т. 31, № 6. – С. 107-117.

· Белоус, В. В. В. С. Мерлин – творец учения об интегральной индивидуальности [Текст]: [рос. психолог] / В. В. Белоус, И. В. Боязитова // Психологический журнал – 2008. - Т. 29. – (Памятные дата)., 2008. – Т. 29, № 1. – С. 126-132.

· Семяшкин, А. А. Взаимосвязи когнитивных стилей и темперамента у мужчин и женщин с различной мотивацией достижения успеха [Текст] / А. А. Семяшкин // Мир психологии. – 2013. – № 2. – С. 246-260.

2. Решите задачи.

Задача 1

Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения.

А. При получении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.

Б. Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.

В. Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.

Г. Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.

Д. Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

Е. Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.

Ж. При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.

Задача 2

Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях.

А. Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.

Б. Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.

В. Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.

Г. Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.

Какие виды психолого-педагогических взаимодействия можно применить к данным школьникам, учитывая их типы темперамента?

 

 

Лабораторная работа

Тема «ТЕМПЕРАМЕНТ»

Методика 1. «Опросник Айзенка»

Цель: выявление темпераментных характеристик.

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции.

Ход работы: обследуемым предлагается ответить на 56 вопросов опросника.

Инструкция: на каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т. к. это не испытание умственных способностей.

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на «спор» вы способны решить







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.