Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.





1. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.

2. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.

3. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.

1. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.

2. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.

3. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).

1. Такое однажды со мной было.

2. Со мной такое было два или три раза.

3. Со мной было такое много раз.

Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

1. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.

2. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.

3. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

Обработка результатов. Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами):

1 – 9 – депрессия отсутствует либо незначительна;

10–24 – депрессия минимальна;

25–44 – легкая депрессия;

45–67 – умеренная депрессия;

68–87 – выраженная депрессия;

88 и более – глубокая депрессия.

 

Методика 2.«Шкала ситуативной (реактивной) тревожности»

Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин

Цель: оценка состояния тревожности.

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции.

Ход работы: обследуемым предлагается ответить на 20 вопросов.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Варианты ответа:

1 – нет, это совсем не так;

2 – пожалуй, так;

3 – верно;

4 – совершенно верно.

 

Текст опросника

 

1. Я спокоен 1 2 3 4
2. Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4. Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6. Я расстроен 1 2 3 4
7. Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8. Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9. Я встревожен 1 2 3 4
10. Я испытывают чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11. Я уверен в себе 1 2 3 4
12. Я нервничаю 1 2 3 4
13. Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14. Я взвинчен 1 2 3 4
15. Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16. Я доволен 1 2 3 4
17. Я озабочен 1 2 3 4
18. Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19. Мне радостно 1 2 3 4
20. Мне приятно 1 2 3 4

 

Обработка результатов. Оценка состояния тревожности производится следующим образом: из суммы вопросов № 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18 вычитается сумма вопросов № 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20. К полученной разнице прибавляется цифра 50.

Итоговый показатель:

меньше 30 баллов – низкий уровень состояния тревожности;

30 – 45 баллов – средний уровень ситуативной тревожности;

выше 45 баллов – высокий уровень ситуативной тревожности.

 

Семинарское занятие №13

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА»

План:

1. Понятие о воле.

2. Физиологические механизмы волевых действий.

3. Структура волевого действия.

4. Волевые качества человека.

5. Развитие воли в онтогенезе.

Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос дайте определение понятию «воля». Укажите значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Перечислите основные признаки воли. Рассмотрите волю как процесс сознательного регулирования поведения. Дайте характеристику произвольных и непроизвольных движений. Рассмотрите особенности произвольных движений и действий. Дайте характеристики волевых действий. Укажите соотношение произвольной и волевой регуляции. Охарактеризуйте волевую регуляцию как наделение поведения более высоким смыслом (В.А. Иванников, В.И. Селиванов).

Отвечая на второй вопрос плана, опишите физиологические основы воли. Рассмотрите апраксию и абулию. Определите роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий.

Ответ на третий вопрос начните с описания структуры волевого действия. Перечислите компоненты волевых действий. Раскройте содержание, цели и характер волевого действия. Рассмотрите решительность и процесс принятия решения. Назовите типы решительности по Джемсу. Перечислите условия возникновения и осуществления волевого акта. Опишите механизмы принятие и исполне­ние волевого решения.

Отвечая на четвертый вопрос, обозначьте основные качества воли. Дайте определение понятия «сила воли». Рассмотрите три группы волевых качеств. Дайте их качественную характеристику.

При ответе на пятый вопрос рассмотрите развитие воли у человека на разных этапах онтогенеза. Дайте качественную характеристику каждому этапу.

 

Литература:

1. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

3. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010. –384 с.

4. Фетискин, В.В. Деятельность как атрибут человека [Текст] / Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 1. – С. 55-66

5. Штейнмец, А.Э. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. (ОПД. Ф. 01 - Психология) / А. Э. Штейнмец. –М.: Академия, 2006. – 288 с.

 

Практические задания и вопросы

1. Заполните таблицу «Теории воли».

АВТОР ТЕОРИИ НАЗВАНИЕ ТЕОРИИ СУТЬ ТЕОРИИ
     

 

2. Составьте схему «Структура волевого поведения».

3. Решите задачу.

Задача 1

Проанализируйте по стадиям несколько сложных волевых действий.

Выделите стадии: борьбы мотивов, принятия решения, осознания и формирования цели, формирования программы действий, исполнения действий и их коррекции, достижения результата и его итоговой оценки.

А. Школьник-подросток узнает, что товарищ занимается в фотокружке. У школьника возникает аналогичное желание – тоже научиться фотографировать. Школьник записывается на занятия.

Б. Студент посещает все лекции и практические занятия без исключения.

 

Лабораторная работа

Тема «ВОЛЯ»

Методика 1. «Уровень субъективного контроля (УСК)»

В.В. Бажин, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд

Цель: диагностика уровня субъективного контроля личности.

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции.

Ход работы: обследуемым предлагается ответить на 44 вопроса, используя одну из градаций 7-бальной шкалы.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7-балльной шкалы.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

Опросник УСК

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало е зависит от того, как сложатся обстоятельства.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

26. Я часто чувствую, что ничего lie могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

28. На подрастающее поколение влияет так немало разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

29. То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен


33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными,несмотря на все его старания.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Полностью не согласен -3 -2 -1         Полностью согласен

 

Обработка результатов. Ключи к шкалам УСК. Обработку заполненных бланков следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «–» с обратным знаком.

1. Шкала Ио

+: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44.

–: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33,

35,. 38, 40, 41, 43.

2. Шкала Ид:

+: 12, 15, 27, 32, 36, 37.

–: 1, 5, 6, 14, 26, 43.

3. Шкала Ин:

+: 2, 4, 20,31,42,44.

–:7,24,33,36,40,41

4. Шкала Ис:

+: 7,24,33,36,40,41

–: 7, 14,26,28,41

5. Шкала Ип:

+: 19,22,25,31,42.

–: 1,9, 10,24,30

6. Шкала Им:

+; 4,27.

–:6, 38

7. Шкала И:

+: 13,34.

–:3,23.

Качественная интерпретация:

1. Шкала общей интернальности Ио. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале И о соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контро­лировать их развитие и полагают, что большинство их являют­ся результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений Ид. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач Ин. Высокие показатели но этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным собы­тиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях Ис. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек •читает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий И с указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений Ип. Высокий И п свидетельствует о том, что чело­век считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складываю­щихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий И п указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению – невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений Им. Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий Им, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни Из. Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во немало м ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во немало м зависит от его действий. Человек с низким Из: считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, первым делом врачей.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.