|
Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 1. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного. 2. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного. 3. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи. 1. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи. 2. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи. 3. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью). 1. Такое однажды со мной было. 2. Со мной такое было два или три раза. 3. Со мной было такое много раз. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго. 1. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца. 2. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами. 3. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше. Обработка результатов. Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами): 1 – 9 – депрессия отсутствует либо незначительна; 10–24 – депрессия минимальна; 25–44 – легкая депрессия; 45–67 – умеренная депрессия; 68–87 – выраженная депрессия; 88 и более – глубокая депрессия.
Методика 2.«Шкала ситуативной (реактивной) тревожности» Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин Цель: оценка состояния тревожности. Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции. Ход работы: обследуемым предлагается ответить на 20 вопросов. Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет». Варианты ответа: 1 – нет, это совсем не так; 2 – пожалуй, так; 3 – верно; 4 – совершенно верно.
Текст опросника
Обработка результатов. Оценка состояния тревожности производится следующим образом: из суммы вопросов № 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18 вычитается сумма вопросов № 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20. К полученной разнице прибавляется цифра 50. Итоговый показатель: меньше 30 баллов – низкий уровень состояния тревожности; 30 – 45 баллов – средний уровень ситуативной тревожности; выше 45 баллов – высокий уровень ситуативной тревожности.
Семинарское занятие №13 «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА» План: 1. Понятие о воле. 2. Физиологические механизмы волевых действий. 3. Структура волевого действия. 4. Волевые качества человека. 5. Развитие воли в онтогенезе. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос дайте определение понятию «воля». Укажите значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения. Перечислите основные признаки воли. Рассмотрите волю как процесс сознательного регулирования поведения. Дайте характеристику произвольных и непроизвольных движений. Рассмотрите особенности произвольных движений и действий. Дайте характеристики волевых действий. Укажите соотношение произвольной и волевой регуляции. Охарактеризуйте волевую регуляцию как наделение поведения более высоким смыслом (В.А. Иванников, В.И. Селиванов). Отвечая на второй вопрос плана, опишите физиологические основы воли. Рассмотрите апраксию и абулию. Определите роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Ответ на третий вопрос начните с описания структуры волевого действия. Перечислите компоненты волевых действий. Раскройте содержание, цели и характер волевого действия. Рассмотрите решительность и процесс принятия решения. Назовите типы решительности по Джемсу. Перечислите условия возникновения и осуществления волевого акта. Опишите механизмы принятие и исполнение волевого решения. Отвечая на четвертый вопрос, обозначьте основные качества воли. Дайте определение понятия «сила воли». Рассмотрите три группы волевых качеств. Дайте их качественную характеристику. При ответе на пятый вопрос рассмотрите развитие воли у человека на разных этапах онтогенеза. Дайте качественную характеристику каждому этапу.
Литература: 1. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с. 2. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с. 3. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2010. –384 с. 4. Фетискин, В.В. Деятельность как атрибут человека [Текст] / Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 1. – С. 55-66 5. Штейнмец, А.Э. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. (ОПД. Ф. 01 - Психология) / А. Э. Штейнмец. –М.: Академия, 2006. – 288 с.
Практические задания и вопросы 1. Заполните таблицу «Теории воли».
2. Составьте схему «Структура волевого поведения». 3. Решите задачу. Задача 1 Проанализируйте по стадиям несколько сложных волевых действий. Выделите стадии: борьбы мотивов, принятия решения, осознания и формирования цели, формирования программы действий, исполнения действий и их коррекции, достижения результата и его итоговой оценки. А. Школьник-подросток узнает, что товарищ занимается в фотокружке. У школьника возникает аналогичное желание – тоже научиться фотографировать. Школьник записывается на занятия. Б. Студент посещает все лекции и практические занятия без исключения.
Лабораторная работа Тема «ВОЛЯ» Методика 1. «Уровень субъективного контроля (УСК)» В.В. Бажин, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд Цель: диагностика уровня субъективного контроля личности. Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции. Ход работы: обследуемым предлагается ответить на 44 вопроса, используя одну из градаций 7-бальной шкалы. Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 7-балльной шкалы.
Опросник УСК 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало е зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего lie могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так немало разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными,несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка результатов. Ключи к шкалам УСК. Обработку заполненных бланков следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «–» с обратным знаком. 1. Шкала Ио +: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44. –: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35,. 38, 40, 41, 43. 2. Шкала Ид: +: 12, 15, 27, 32, 36, 37. –: 1, 5, 6, 14, 26, 43. 3. Шкала Ин: +: 2, 4, 20,31,42,44. –:7,24,33,36,40,41 4. Шкала Ис: +: 7,24,33,36,40,41 –: 7, 14,26,28,41 5. Шкала Ип: +: 19,22,25,31,42. –: 1,9, 10,24,30 6. Шкала Им: +; 4,27. –:6, 38 7. Шкала И: +: 13,34. –:3,23. Качественная интерпретация: 1. Шкала общей интернальности Ио. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале И о соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их являются результатом случая или действий других людей. 2. Шкала интернальности в области достижений Ид. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей. 3. Шкала интернальности в области неудач Ин. Высокие показатели но этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения. 4. Шкала интернальности в семейных отношениях Ис. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек •читает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий И с указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. 5. Шкала интернальности в области производственных отношений Ип. Высокий И п свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий И п указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению – невезению. 6. Шкала интернальности в области межличностных отношений Им. Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий Им, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров. 7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни Из. Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во немало м ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во немало м зависит от его действий. Человек с низким Из: считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, первым делом врачей.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|