Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема «ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ»





План:

1. Понятие о характере

2. Физиологические основы характера

3. Структура черт характера

4. Типологические концепции характера

5. Формирование характера

 

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос начните с раскрытия общих представлений о характере: социальное происхождение характера; характер как си­стема наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных ви­дах деятельности (общение и взаимодействие человека с окружающими людь­ми).

Отвечая на второй вопрос плана, назовите физиологические механизмы характера. Дайте характеристику динамическому стереотипу. Опишите механизм, лежащий в основе свойств характера.

Раскрывая третий вопрос, выделите структуру черт характера. Рассмотрите классификации черт характера. Укажите мотивационные и инструментальные черты личности. Определите место характера в общей структуре личности. Рассмотрите черты характера и другие черты личности. Определите взаимосвязь: характер и темперамент человека; характер и воля человека; характер и мотивация поведения.

При ответе на четвертый вопрос выделите теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Рассмотрите типологию ха­рактера как центральную проблему экспериментальных исследований и теоретических поисков. Укажите общие основания для построения типологии харак­теров. Проанализируйте типологии характеров: Э.Кречмера (аргументы за и против); система ак­центуированных характеров подростков по А.Е.Личко; акцентуированные ти­пы характеров по К.Леонгарду; социальные типы характеров по Э.Фромму; типология характера по К. Юнгу.

Ответ на пятый вопрос плана начните с характеристики процесса формирования характера. Укажите ранние и поздние возраст­ные проявления характера у детей. Осветите процесс трансформации характера в течение жизни. Укажите роль самовоспитания и труда в формировании характера. Дайте характеристику проблеме перевоспитания характера.

 

Литература:

1. Васягина, Н. Н. Основы психологии [Текст]: учебник / Н. Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии, Каф. психологии образования. – Екатеринбург: [б.и.], 2012. – 327 с.

2. Куприна, О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

3. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии – М.: Директ-Медиа, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: Учеб.пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол.дисциплин/ А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2006. – 583с.

5. Марцинковская, Т.Д. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 384 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир – М.: Директ-Медиа, 2008. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/198/

 

Практические задания

1. По материалам литературного произведения либо художественного фильма (по вашему выбору), напишите эссе, характеризующее совокупность устойчивый индивидуальных особенностей личности.

2. Составить схему «Структура характера».

3. Проанализируйте типологии, предложенные А.Е. Личко, К. Леонгардом, Э. Фроммом, и выделите схожие характеристики акцентуаций характера.

4. Решите задачи.

Задача 1

Разработайте 7 психологических рекомендаций в помощь учителю, перед которым стоит задача адаптировать нового ученика к классному коллективу. Рекомендации в данном случае следует составлять, придерживаясь следующей схемы: «Если новый ученик такой-то (обладает определенной чертой характера, способностью), то учитель должен (может) сделать то-то».

Задача 2

Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях.

А. Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.

Б. Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.

В. Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая что «новшества» только повредят отработанной технологии.

Г. Студент активный, увереннный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.

Д. Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом.

Е. Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении.

Ж. Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.

З. Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.

И. Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.

К. Учительница в начале дня была веселой, но когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.

Л. Женщина пришла с работы уставшая, поссорилась с мужем из-за немытой посуды, но потом стала извиняться за свое поведение.

 

Лабораторная работа

Тема «ХАРАКТЕР»

Методика 1. «Тест-опросник Леонгарда-Шмишека»

Цель: выявление акцентуаций (заострений) характера.

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции.

Ход работы: обследуемым предлагается ответить на 88 вопросов. Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. При групповом обследовании каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник используется как в целях психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если нет – знак «–» (нет). Над вопросами долго не думайте, здесь нет правильных и неправильных ответов».

Текст опросника

1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?

4. Сделав что-то. Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-то?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?

36. Вы любите работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили несправедливо?

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли Вы?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?

46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была всегда на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли Вас тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?

87. В беседе Вы скудны на слова?

88. Если бы Вам необходимо играть на сцене. Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Ф.И.О. ______________________________________________________________________________________

Бланк

«Да» «Нет» «Да» «Нет»
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Обработка результатов. Ключ:

1. Г-1 Гипертимые х 3 (умножить значение на 3) + 1,11, 23, 33,45, 55, 67, 77.

2. Г-2 Возбудимые х 2 +: 2,15,24,34,37,56,68,78,81, -: 12,46, 59.

3. Г-3 Эмотивные х 3 +: 3,13, 35, 47, 57. 69, 79, -: 25.

4. Г-1 Педантичные х 2 +: 4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83,-: 36.

5. Г-5 Тревожные х 3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82, -: 5.

6. Г-б Циклотивные х 3 +: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84, -: нет.

7. Г-7 Демонстративные х 2 +: 7, 19,22, 29,41,44, 63,66, 73, 85,88,-: 51.

8. Г-8 Застревающий х 3 +: 8,20,30,42,52,64,74,86, -: нет.

9. Г-9 Дистимные х 3 +: 9, 21, 43, 75, 87, -: 31, 53, 65.

10. Г-10 Экзальтированные х 6 +: 10, 32, 54, 76, -: нет.

Описание акцентуаций

1.Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3.Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительнотью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток,

8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа – способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивный тип. Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта – гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными,

10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

 

 

Методика 2. «Индивидуально-типологический опросник (ИТО)»
Л.Н. Собчик

Цель: диагностика ведущих черт характера.

Оборудование: бланк методики, содержащий инструкции.

Ход работы: обследуемым предлагается ответить на 91 вопрос. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности. Время выполнения теста – 30 минут.

Инструкция. Прочитав каждое утверждение реши верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».

Опросник

1. Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).

2. У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.

3. Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.

4. Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.

5. Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.

6. Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.

7. Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.

8. Я часто тревожусь по пустякам.

9. В моих неудачах виноваты определенные люди.

10.Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.

11.Меня мало касается все, что случается с другими.

12.Мне интересны яркие, артистичные личности.

13.Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.

14.В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.

15.Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.

16.Я - человек абсолютно правдивый и искренний.

17.Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.

18.Меня часто тянет к шумным компаниям.

19.Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.

20.Мне всегда приятно заводить новых знакомых.

21.Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.

22.Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.

23.Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

24.Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.

25.Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.

26.В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.

27.Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.

28.Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.

29.Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.

30.Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.

31.Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).

32.Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.

33.Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.

34.Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.

35.Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.

36.Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.

37.Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.

38.Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

39.Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.

40.Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.

41.Никто не может навязать мне свое мнение.

42.Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.

43.Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.

44.В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.

45.Я никогда не вру.

46.Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

47.Я вечно ничем недоволен (недовольна).

48.Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.

49.Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.

50.Мне нравится командовать другими.

51.Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

52.Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.

53.Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.

54.Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.

55.Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.

56.Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.

57.Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.

58.Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.

59.Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.

60.Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.

61.Меня любят все мои друзья.

62.У меня трагичная судьба.

63.У меня много близких друзей.

64.Я-самый несчастный человек на свете.

65.Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.

66.Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.

67.Я – человек спокойный, уравновешенный.

68.Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.

69.Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.

70.Я не люблю присутствовать на шумных застольях.

71.Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.

72.Я люблю ходить в гости.

73.Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

74.Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.

75.Я никогда не испытываю желания выругаться.

76.Я никого никогда не обманывал(а).

77.Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.

78.Я - человек застенчивый.

79.Мне ужасно не везет в жизни.

80.Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.

81.Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).

82.Меня ничем не испугать.

83.Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.

84.В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.

85.Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.

86.Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.

87.Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».

88.Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.

89.Малейшая неудача резко снижает мое настроение.

90.Я никогда не сержусь.

91.Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.

 

Ключ к ИТО

L. Ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете) верно: 16,31,45,46,60,61,75,76,90
F. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера) верно: 2,17,32,47,62,77,64,79
неверно: 91
I. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность) верно: 12,27,29,42,44,72
неверно: 14,57,87
II. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках) верно: 4,19,21,34,49,50
неверно: 6,65,80
III. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов) верно: 7,22,36,37,51,53,68
неверно: 66,81
IV. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений) верно: 9,24,26,39,41,56
неверно: 71,83,86
V. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость) верно: 3,5,33,35,48,78
неверно: 18,20,63
VI. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив) верно: 15,28,43,59,89
неверно: 11,13,30,74
VII. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость) верно: 8,23,38,52,54,69,84
неверно: 67,82
VIII. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности) верно: 10,25,40,55,58
неверно: 70,73,85,88

Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.