Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эффективность разработанных занятий по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста





правовой воспитание младший школьный

Целью контрольного этапа исследования является - сравнение исходного анкетирования детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования и на заключительном этапе.

В результате контрольной диагностики было выявлено следующее: ребята узнали о праве на образование, теперь в числе прочих они упоминают и его. Радует, что они больше не считают образование обязанностью, но несмотря на это продолжают хотеть учиться.

В ответ на второй вопрос все дети без исключения сказали, что права ребенка и взрослого отличаются и даже продемонстрировали несколько примеров. Теперь можно точно сказать, что ребята знают, на что они имеют право, а что дозволено только взрослым.

Благодаря занятию «Право на труд и отдых», в ответ на третий вопрос ребята ответили уже более осознанно. Не до конца, конечно, но они поняли, что существует не только право на отдых, но и право на труд. Так же на этом занятии мы рассмотрели право на выбор профессии, в итоге большинство детей ушли с занятия с решением выбрать профессию самостоятельно, не согласовывая с родителями.

После проведения занятия «Право на образование» оказалось, что большая часть группы знала, что оно существует, но первоначально неправильно поняла вопроса. Это выяснилось еще на занятии, а при повторном анкетировании детям снова пришлось напомнить, что это такое.

После турнира «Умники и Умницы» у детей осталось много впечатлений. Позже они поделились, что не знали, что у родителей столько прав. Так же им очень понравились заповеди для родителей. При личной беседе некоторые ребята рассказали, что не все эти заповеди родители выполняют, но так же им пришлось признать, что и не все «8 нельзя» они исполняют.

В таблице приведена сравнительная характеристика знаний учащихся младших классов о своих правах до и после формирующего эксперимента.

 

№ вопроса          
Ответ (%) до после до после до после до после до после
Правильный         ̶   ̶      
Ученик затруднился ответить   ̶ ̶̶ ̶ ̶         ̶
Неправильный   ̶   ̶   ̶   ̶ ̶ ̶

 

На первый вопрос (какие права человека вы знаете?) более полно ответил Сережа З.; Настя М., Катя Т., Надя Н., Федя П., Яна Г. назвали несколько прав; Наташа С., Коля Ч., Костя А., Вася С. не смогли назвать ни одного права. На второй вопрос (отличаются ли права ребенка от прав взрослого?) правильно ответили Настя М., Сережа З., Катя Т, Наташа С; остальные ребята ответили неправильно, либо не ответили совсем; на третий вопрос (Труд и отдых-это права или обязанности?) никто из детей не смог ответить правильно; на четвертый вопрос (необходимо ли ребенку право на образование?) Настя М. и Сережа З. затруднились ответить, остальные ребята не смогли правильно ответить на это вопрос; на 5 вопрос (какие действия родители имеют права к вам применять, какие нет?) все ребята, кроме Коли Ч., ответили верно.

В результате проведения программы, дети расширили свои знания о правах, узнали множество новых пословиц и поговорок. При беседе дети сказали, что им очень понравилось, что они теперь знают, что у них есть право на отдых, право на самостоятельный выбор профессии, что права и обязанности это совсем не так страшно, как им казалось вначале. При прощании прозвучало приглашение прийти еще.

 


Заключение

В данной курсовой работе мы всесторонне рассмотрели основные аспекты правового воспитания детей младшего школьного возраста.

При анализе психолого-педагогической литературы мы выяснили, что при правовом образовании и воспитании необходимо оказывать действие на эмоционально-волевую сферу воспитуемого, использую для этого метод убеждения и поощрения, а в некоторых случаях раскрывать угрозу, которая может привести к нарушению закона.

Правовое воспитание необходимо для того, чтобы сформировать у детей ответственность, научить их защищать свои права, даже во время излишней опеки, а также предотвратить появление у детей девиантного поведения и неуважительного отношения к взрослым.

Апробировав программу занятий по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста учителей МОУ СОШ №33 г.Череповца, мы выявили ее эффективность в правовом воспитании. Дети овладели знаниями о своих правах и обязанностях, а так же о правовых отношениях родителей и детей.

В данной работе мы охарактеризовали правовое воспитание, выделили методы и форм правового воспитания детей младшего школьного возраста, определили основную задачу правового воспитания, проанализировав психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, предположили, что может являться образовательной задачей ступени начального образования в сфере права.

В результате формирующего эксперимента процент правильных ответов детей вырос в четыре раза. А процент неправильных стал равен нулю.

Таким образом, мы сделали вывод, что правовое воспитание в младшем школьном возрасте весьма необходимо, так как именно в этот период своей жизни ребенок начинает осознавать происходящее вокруг, именно в этом возрасте формируются первые задатки самооценки, и если упустить тот момент, когда ребенок наиболее внушаем, и еще абсолютно доверяет взрослому, можно не суметь воспитать образцового гражданина правового государства.

 


Литература

1. Азаров А. Я. Права человека. − М.: Новый взгляд, 1995. - 360 с.

2. Аникеев А.С. и др. О развитии гражданского образования в России / А.С. Аникеев // Преподавание истории и обществознания в школе, − 2003. − №8. − С.57.

. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева, - М.: Лань, 2003. - 380 с.

. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. - М.: Лань, 2003. − 254с.

. Бурякова В.В. О началах права в курсе обществознания / В.В. Буряков // Право в школе, − 2004. − №4. − С.46.

. Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права [Электронный ресурс]: Allpravo.RU. - 2004. URL: http: //www.allpravo. ru/library/ doc108p/instrum151/.

. Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учеб. курс. − М.: МИЭМП, 2004. - 64 с.

. Козулин А.И. Политика и право для каждого из нас. − Екатеринбург: МирОК, 1995. - 187 с.

9. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Ростов, 2002. - 412с.

10. Люблинская А.А. Детская психология. − М.: Просвещение, 1971. − 360с.

11. Морозова В.С. Выбор есть / В.С. Морозова//Право в школе, − 2004. − №3. − С. 32-35.

. Назарова О.Ю. Теория и методика обучения праву: Методические рекомендации для студентов. − Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - 52 с.

. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков [Электронный ресурс]. URL: http: //tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004 /kon1.11/sek2/2/http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek1/13.htm

14. Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. проф. В.К. Бабаева, - М.: Юристъ, 2005. - 540 с.

. Основы государства и права: Учеб. пособие. ч.1, − Р-н/Д.: Феникс, 1995. - 342 с.

. Основы права. Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева, - М.: ЮРИСТЪ, 2001. - 216 с.

. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е.А.Певцова // Современное право, − 2003. - №8. - С.52

. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. канд. юрид. Наук. - М., 2001. - 50 с.

. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько, - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.

. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. − 267с.

 


Приложение 1

Анкета

1. Какие права человека вы знаете?

2. Отличаются ли права ребенка от прав взрослого?

. Труд и отдых - это права или обязанности?

. Необходимо ли ребенку право на образование? Можно ли обойтись без него (образования)?

. Какие действия родители имеют право к вам применять? Какие не имеют?

 


Приложение 2

1. Тема: «Право на труд и свободный выбор работы».

Программная задача: Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.

Оборудование: Книга «Декларация прав человека», картинка древнего мира, иллюстрации из сказки «Мороз Иванович».

Ход занятия. Ребята сегодня у нас опять в гостях книга «Декларация прав человека», значит, разговор пойдет о том, что является важным для всех людей - о наших правах.

Посмотрите, пожалуйста, на эмблему права? Как вы думаете, о каком праве мы будем сегодня говорить? (на фланелеграфе картина древнего мира)

Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них не было современных домов, современной одежды. Чем они занимались? (Ответы детей)

Да, мужчины ходили на охоту, рыбную ловлю, приносили добычу. Женщины готовили еду из того, что добывали мужчины, выделывали шкуры животных, чтобы сшить из них одежду.

Дети также не сидели без дела, помогали родителям - мальчики учились ездить на лошади и принимали участие в охоте. А девочки росли тоже умелыми, с малых лет помогали по дому: готовили, стирали, ухаживали за малыми, да за старыми.

Так постепенно труд становится основой жизни.

А для чего люди трудятся?

Что было бы с нами, если бы мы не трудились? (Ответы детей)

Правильно, если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Потому народная мудрость гласит: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Расскажите, где и как работают ваши родители? (Рассказы детей)

Человек все время трудился и трудится для обеспечения достойного существования его самого и его семьи.

Труд не только должен приносить благосостояние, но доставлять удовольствие, радость. Поэтому каждый выбирает себе профессию, которая ему нравится. И сейчас я предлагаю вам нарисовать, кем вы хотите быть, когда станете взрослыми. (Работы детей)

Речевая подвижная игра «Профессии» (Импровизация движений)

 

Профессии все важны,

Профессии все нужны,

Надо только браться за дело,

Очень старательно и умело.

 

Игра: «Назови лишнее» (на фланелеграфе картинки из сказки «Мороз Иванович»)

Как называется сказка?

Как зовут героев сказки?

Кто положительный герой этой сказки? Почему?

Что можно сказать о ленивице?

Достойное ли вознаграждение получила за свой труд Ленивица? Почему? Воспитатель: В декларации прав человека так и записано: «Каждый человек имеет право на труд и достойную оплату этого труда». Скажите, на какого героя этой сказки вы хотите быть похожим? Народ всегда уважает трудолюбивых людей, и поэтому сложил немало поговорок и пословиц о труде. (Дети говорят пословицы и поговорки)

«Труд - основа жизни на земле, и все от человека до малой букашки трудятся».

 


Человек и зверь и птица -

Все берутся за дела,

С ношей тащится букашка,

За медком летит пчела,

Рыбаки уж тянут сеть,

На лугу коса звенит.

За дела пора уж, люди.

Русь лениться не велит.

 

. Тема: Право на отдых и досуг

Программная задача: Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учить ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.

Оборудование: Карточки к игре «Путешествие в разные страны». Книга «Декларация прав человека». Карточки с изображениями различного вида деятельности.

Ход занятия. Сегодня вновь на наше занятие я принесла книгу «Декларация прав человека» и значит, мы с вами будем говорить о правах человека. (стук в дверь и под музыку песни «Антошка» вбегает Антошка)

Антошка: Здравствуйте, дети! Как поживаете?

Дети: Хорошо!

Антошка: Раз хорошо, что сидите, скучаете? Нужно играть, веселиться, то есть отдыхать.

Учитель: Не торопитесь Антошка, всему свое время. Недаром в народе говорят: «Делу время, а потехе час» Предлагаю тебе посидеть на нашем занятии и послушать, о чем мы будем говорить.

Учитель: Отдыхать это хорошо. Человек обязательно должен отдыхать, так уж устроен наш организм. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. Как и когда вы отдыхаете? (Ответы детей)

И взрослые, и дети отдыхают каждый день: днем поработали - ночью отдохнули, поспали. Назовите мне дни недели, в которые мама и папа не ходят на работу? Что они делают в эти дни? Отдыхать можно по-разному: можно просто лежать на диване, смотреть в потолок или спать. Иногда когда очень устанешь, так и нужно делать. Но можно отдыхать и по-другому: путешествовать, ходить в туристические походы, в театры, в кино, в гости. Купаться в реке или море. Иногда можно делать то, что ты любишь, что тебе интересно. Отдыхом может быть смена деятельности.

Предлагаю поиграть и игру «Исправь ошибку»

Правила игры: Учитель выкладывает картинки с видом деятельности в определенном порядке. Дети должны решить, правильна ли последовательность, в которой они расположены, верно, ли показано чередование труда и отдыха: от чего может устать человек и как ему отдохнуть?

Отдыхают люди по-разному. Бывает отдых длительный. Кто знает, как называется длительный отдых? Расскажите, были ли вы с родителями в отпуске? Куда ездили, что видели? Всем работающим предоставляется оплачиваемый отпуск, так как в Декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на отдых, досуг и оплачиваемый отпуск».

Предлагаю поиграть в игру «Путешествие в разные страны»

Правила игры: На столах у детей большие карточки с изображением известных достопримечательностей стран: Австралия, Греция, Англия, Египет, Франция, Италия, Америка, Россия, Индия, Китай. К ним дети подбирают соответствующие 4 карточки.

Люди в разных странах имеют свои традиции, обычаи проведения отдыха. Например: в Латинской Америке веселый народный карнавал. Соревнование на оленях в Якутии.

Сегодня вы познакомились с правом на отдых, я предлагаю вам нарисовать эмблему этого права. (Конкурс рисунков на лучшую эмблему).







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.