Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Распространение простых предложений определениями





Задание 1. Составление словосочетаний.

Лимон (какой?)

Яблоко (какое?)...

Лекарство (какое?)...

Конфета (какая?)...

Задание 2. Составление предложений со словосочета­ниями.

Ранняя весна, густой лес, быстрая речка, сочная и круп­ная морковь, прохладный день.

Словосочетания подбираются с учетом темы занятия. Желательно составлять предложения на одну тему, чтобы приблизить детей к составлению рассказа.

Задание 3. Работа с текстом. Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?, используя словосочетания. Тексты подбираются с учетом возможностей восприятия их детьми.

Голубая пора. Март

У каждого месяца свой цвет. Январь - белый, июнь - зеленый, а вот март - голубой. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени, как синие молнии. Голубая даль, го­лубые льды, голубые на снегу следы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя по­лоска далекого леса. Весь мир голубой!

(По Н. Сладкову)

Задание 4. Дополнить предложения словами по вопро­сам: какой? какая? какое? какие?

В ручье (чистая) вода: (красная) ягода смотрит из тра­вы. На (хороший) цветок и пчелка летит. Детям дали (но­вый) мяч.

Распространение простых предложений обстоятельствами

Задание I. Закончить предложение.

- Листья падают (откуда?)...

- Птицы улетают (куда?)...

- Льют дожди (когда?)...

- Яблоки собираются (где?)...

- Девочка поет (как?)...

Задание 2. Продолжите предложение.

- Вчера было холодно, а сегодня...

- Вчера был вечер, а сегодня...

- Вчера было пасмурно, а сегодня...

Задание 3. Составление словосочетаний и введение их в предложения.

петь

работать

читать как? (наречие в качестве признака действия)

мастерить

рисовать

Задание 4. Составление словосочетаний с наречиями времени и введение их во фразовую речь. Используются наречия: вчера, давно, долго, вначале, днем, вечером, ут­ром, завтра, рано, весной, зимой, осенью, сегодня, тогда, теперь и т. п.

Задание 5. Составление глагольных словосочетаний с наречиями места и использование их во фразовой речи.

Наречия места: справа, слева, вверху, вниз, вверх, на­право, налево, назад, вперед, здесь, тут, там, возле, где, куда, откуда, оттуда.

В работе по активизации во фразовой речи наречий используются поручения, выполнение действий по словес­ной инструкции, отчет о выполненном действии. Оценка действий товарищей, ответы на вопросы по картине, про­читанному рассказу, дидактические игры, сюжетная игра, а также другие приемы работы.

 

 

Употребление в речи простых предложений с однородными членами (использование перечисления предметов, лиц, действий, качеств)

В работе по введению в устную речь различных одно­родных членов используются следующие приемы:

- отчет о проделанной работе, выполненных поруче­ниях;

- ответы на вопросы по картине;

- беседа по прочитанному тексту;

- ответы на вопросы по следам наблюдения, экскур­сии;

- рассказ по памяти.

Подвести детей к использованию в речи предложений типа:

С однородными подлежащими. На празднике были мальчики, девочки, воспитатели.

С однородными сказуемыми. На новогоднем праздни­ке мы пели, плясали, играли.

С однородными дополнениями. Дед Мороз нам пода­рил игрушки, книжки, конфеты.

С однородными обстоятельствами. На празднике нам было хорошо, радостно, весело.

С однородными определениями. Утренник был веселый, интересный.

 

 

Пятый этап. Практическое освоение детьми морфологической стороны речи

Задачи:

-обучение первоначальному самостоятельному сло­воизменению некоторых существительных и глаголов;

- практическое освоение категории рода и числа имен существительных;

- практическое освоение категории числа и лица гла­голов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени;

- предупреждение и исправление ошибок словоизме­нения;

- закрепление продуктивных способов словообразо­вания существительных, глаголов, относительных прила­гательных.

 

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на V этапе.

1. Освоение самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов

В работе используются дидактические игры, упражне­ния, выполнение поручений, беседа в ходе предметной и продуктивной деятельности. В устной речи, в общении закрепляются падежные формы, предложные конструкции.

Примерные задания.

Задание 1. Составление словосочетаний.

Читать что? Решить что?

Уважать кого? Любить кого?

Лепить кого? Рисовать что?

Задание 2. Составление словосочетаний и предложений по вопросам.

- поймали, встретились, бегут;

- на лыжах, зайчонка, лесником.

Задание 3. Выполнить действия. Ответить на вопросы.

Положите книги на стол. Где лежат книги?

Возьмите книги. Откуда взяли книги?

Положите книги в стол. Где они сейчас?

Возьмите их. Откуда взяли книги?

Задание 4. Построиться по указанию педагога.

Коля за Леной

Таня за Колей

Нина за Таней И т. п.

Ответить на вопросы:

За кем стоишь? Перед кем?

Впереди кого стоишь?

Позади кого стоишь?

Рядом с кем?

Задание 5. Закончить предложения

Дети идут... (в школу)

Дети выходят...

Девочки и мальчики купаются...

Мальчики идут (по дороге)

Задание 6. Исправить ошибки.

Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под сто­лом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет.

 

 

Освоение категории рода и числа существительных

Категория рода существительных обозначает их при­надлежность к разряду слов, который отличается особен­ностями согласования с другими словами. Поэтому основ­ной задачей является научить детей согласованию в роде.

Примерные задания.

Задание 1. Подобрать определения к существительным.

Подул... ветер. Набежало... облако. Поднялась....пыль. Пошел... дождь. Сверкнула.... молния. Загремел.... гром.

Задание 2. Составить предложения.

море, волна, толпа шумело, шумела

река, люди, лес шумели, шумел

Задание 3 Задать вопрос к словам.

Вода, чай, суп, каша, лекарство, кисель, сок - какой? ка­кая? какое?

Задание 4. Дидактическая игра «Чья игрушка?»

Подобрать слова мой, мои, мое, моя к существитель­ным: конь, кубики, машина, кукла, заяц, карандаши, мозаика, мишка, зеркало, домино, лото.

 

 

Освоение категории числа и лица глаголов настоящего времени, категории рода глаголов прошедшего времени

В работе используются ответы на вопросы по карти­не, по прочитанному тексту, к глаголам в предложении; выполнение поручений, действий и словесный отчет о них; рассказы на основе наблюдений, экскурсий, прогулок; подготовительные и неподготовленные беседы с детьми. В итоге дети учатся отвечать на вопросы: Что делает? Что делают? Что делал (делала, делали)?

Правильное употребление глаголов закрепляется в ро­левых играх, диалогах, инсценировках, в естественных ситуациях общения.

Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животными, птицами, насекомыми.

кошка - мяукает

корова - мычит

собака - лает

петух - кричит

комар - пищит

Задание 2. Дидактическая игра «На птичьем дворе», «Летом в деревне».

Задание 3. Учить подбирать глаголы к существитель­ным.

Примерный лексический материал:

Мальчик - читает, пишет, лежит, дерется и т. п.

Девочка - шьет, вяжет, печет, вышивает и т. п.

Собака -..., ручей -..., солнце -..., ветер -....

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.