Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ключевые идеи, вклад в современную психологию).





На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека — ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений.

3. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других. Поэтому познание человека должно быть направлено на самого себя, на деятельность своей души.

Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность.

Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Это приближает человека к богоподобному состоянию, при котором он становится относительно свободен от телесных вожделений, а главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.

Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Как упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными, бог дал человеку более совершенное строение тела (прямохождение, освобожденная рука, язык и органы чувств) и душу.

В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, а понимание, представляющее собой пробуждение, оживление и припоминание знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или т. наз. Метода сократической беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека.

С именем Сократа связывают так называемые сократические школы, основанные его учениками: Антисфеном, Аристиппом, Евклидом. Название это условно, а для некоторых школ, более того, - спорно. И тем не менее каждая из них, по-разному решая принципиальные вопросы античной науки, внесла свой, пусть и неравнозначный, вклад в развитие психологического знания.

4. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ДУШЕ

Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы. Наивысшей идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоречиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию.

Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма: она может переселяться из одного тела в другое.

Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот.

Всякий человек, полагал Платон, стремится к счастью. Но, стремясь к счастью, человек должен вначале получить знание о нем. Сама по себе душа не продуцирует эти знания, ибо они существуют, по мнению философа, независимо от вещей и человека. Ее основная деятельность заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого. При этой деятельности бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным орудиям. Более того, органы чувств не дают нам истинного знания.

У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело действует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделеющая душа в печени.

И.М. Сеченов

Основоположником психологии в России принято считать И.М. Сеченова, а начальной точкой отсчета развития этой науки его книгу «Рефлексы головного мозга» (1863). Всвоих трудах ученый делает выводы о том, что психические процессы, происходящие в мозге человека, имеют ту же схему развития, что и рефлексы: они берут начало во внешнем воздействии, обрабатываются центральной нервной системой, а затем следует реакция (ответ на раздражитель).

Исследования условных рефлексов И.П. Павловым

Понимание природы психики, заложенное И.М. Сеченовым, было углублено и расширено другим российский ученым И.П. Павловым. Его труды были направлены на изучение условно-рефлекторной деятельности организма и физиологической природы психических явлений. Многие слышали о его опытах на собаках, объясняющих особенности формирования ощущений при выработке условно-рефлекторных реакций.

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского

Вышеуказанные ученые делали свои выводы о формировании психики человека без учета влияния культурно-исторических факторов. Л.С. Выготский выдвинул теории о взаимосвязи развития высших психических функций (это понятие он же впервые ввел в психологию) и разумной речи. Причем его концепция предполагает, что связь эта закономерна как для индивидуального развития человека, так и для формирования речи вообще.

Кроме того, Лев Семенович указывал на интериоризацию высших психических функций: внимания, памяти, мышления, то есть, на начальном этапе развития, эти функции являются внешними проявлениями, и лишь позже формируются, как внутренние части психики. Выготский много писал о развитии в процессе научения - передачи накопленного опыта взрослым ребенку.

другие громкие имена

Практическая психология была основана австрийцем З. Фрейдом, однако ее экспериментальная часть с использованием объективных методов исследования получила свое развитие благодаря деятельности В. М. Бехтерева. Ряд исследований по изучению интериоризации, как процесса усвоения орудийно-знаковых действий провел А.Н. Леонтьев.

П.Я. Гальперин рассматривал психические функции, как результат подвижной деятельности человека, то есть как реакцию на изменение внешних условий и раздражителей. Практическое применение его теории позволяет облегчить процесс обучения.

А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов являются первыми советскими учеными, изучавшими детскую психологию. Д.Б. Эльконин является автором периодизации возрастного развития, где говорится о дискретности (неравномерности) формирования психики ребенка.

С.Л. Рубинштейн вошел в историю российской психологии, как создатель фундаментального и обширного труда по проблематике этой науки под названием «Основы общей психологии».

24. Выделение психологии в самостоятельную науку. Классическая психология сознания







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.