Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Описание формирующего эксперимента





Результаты констатирующего эксперимента показали, что необходимо запланировать, организовать и провести работу по развитию произвольной образной памяти и её объёма в зависимости от содержания запоминаемого материала у детей средствами народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные формы работы с детьми, воспитателями и родителями.

В первую очередь определили задачи:

показать возможности развития образной памяти средствами народного декоративно-прикладного искусства.

определить эффективность использование народного декоративно-прикладного искусства в целях развития образной памяти у детей дошкольного возраста.

В работу с детьми входили разработка и проведение занятий по декоративному рисованию, по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством: Например:

. ЗАНЯТИЕ «РАСПИСНЫЕ ПТИЦЫ»

Цель. Познакомить детей с тем, как народные мастера «берут» узора из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек узором. Близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам; изготовлять полуобъёмные стоячие игрушки для игр и подарков.

Материал. Несколько дымковских птиц и их изображений (по числу детей); книга о дымковской игрушке, фотографии разнообразных трав, берёзы, спила дерева с годовыми кольцами, паутины с капельками росы, самодельная игрушка из бумаги, приклеенная к конусу, для детей двойные силуэты дымковских птиц из плотной бумаги, круги для изготовления конусов, краски гуашь, мягкие кисточки, фломастеры, ножницы, клей.

Предварительная работа. Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций о дымковской росписи; занятия, на которых дети учились рисовать элементы дымковской росписи: экскурсия в музей на выставку народного декоративно-прикладного искусства.

. ЗАНЯТИЕ. «УЗОР НА МИСКЕ».

Цель. Учить составлять узор из плавно изгибающейся ветки с ягодами, листьев, завитков, «травки»; располагать ветку вдоль изделия; рисовать узор в определённой последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»); сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: чёрный, красный, «золотой»).

Материал. Миска с хохломским узором или образец её, нарисованная мелом на доске миской с изогнутой веткой, мел. У детей миски чёрного цвета, вырезанные из бумаги; краски, гуашь, мягкие кисточки, салфетки.

Предварительная работа. Рассматривание альбомов, фотографий и иллюстраций с изображением предметов домашней утвари народных мастеров Хохломской росписи, посещение выставки изостудии «Школы искусств» детских работ.

. ЗАНЯТИЕ «УЗОР НА БОЧОНКЕ ИЛИ ВАЗЕ».

Цель. Продолжать учить детей составлять хохломской узор, украшать им высокое изделие; ввести в узор новые элементы - ягоды и листья смородины и рябины; закреплять умение рисовать завитки, лёгкую изогнутую травку; закрепить знание о колорите хохломской росписи.

Материал. Два образца: бочонок, украшенный узором из ягод и листьев смородины, и ваза с узором из ягод и листьев рябины; предметные картинки с изображением смородины и рябины, таблица с элементами хохломской росписи, нарисованные на доске мелом контуры бочонка и вазы, образец миски с прошлого занятия. У одних детей чёрные силуэтные изображения бочонков, у других - силуэтные изображения ваз, краски гуашь, мягкие кисти.

. ЗАНЯТИЕ «ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ».

Цель. Учить детей новой композиции хохломского узора - изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия; ввести в узор новые элементы - ягоды клубники, малины, крыжовника; учить рисовать узоры на разных фонах - красном, чёрном или жёлтом 9 охра), в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.

Материал. Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора - ягодами клубники, малины, крыжовника (каждая ягода в двух вариантах). У детей по 2-3 ложки разного цвета: красные, чёрные, темно-жёлтые; краски гуашь и мягкие кисточки.

. ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛЫЕ МАТРЁШКИ».

Цель. Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенностями росписи Полхов-Майданских матрёшек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал. Образцы матрёшек Полхов-Майдана; бумажный силуэт матрёшки, восковые карандаши чёрного цвета. Акварель, кисти, салфетки - на каждого ребёнка. Аудиозапись русских народных мелодий.

Предварительная работа. Рассматривание матрёшек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрёшки.

Проводили игры с детьми и упражнения для запоминания в индивидуальной и работе с детьми:

«ЦИФРЫ, БУКВЫ, СЛОВА».

Показывали детям цифровой ряд, написанный на карточке и просили повторить в той же последовательности эти цифры, потом увеличивать этот ряд на одну цифру.

«БЕСПОРЯДОК НА КУХНЕ».

Просили посмотреть на нарисованный беспорядок на кухне. Просили расставить все по своим местам! Просили навести порядок!

«ЗАБЛУДИВШИЙСЯ ГРИБ».

Задание 1. Просилипосмотреть на картинку, постараться запомнить, что нарисовано. (Время показа приблизительно 1 минута.)

Задание 2. Рассказать, чтобыло нарисовано на картинке.

Задание 3. Вспомнить, какие деревья нарисованы на картинке?

Какие цветы? Какие грибы нарисованные? Как они думают, то, что, нарисовано на картине это правда или выдумка? Почему они так думают?

«ИГРА В СЛОВА».

Задание 1. Мы называли детям несколько слов, а они должны были постараться их запомнить.

Задание 2. Задавали вопросы. Как ты думаешь можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова?

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова ещё раз.

«РАССЕЯННЫЙ КРОКОДИЛ».

Задание 1. Просили детей посмотреть внимательно на неаккуратного Крокодила.

Задание 2. А теперь задание нарисовать то, что они запомнили!

Задание 3. Перечислить всё, что они рисовали.

Задание 4. С равнить свой рисунок с рисунком в книжке. Отличаются ли эти рисунки чем-нибудь? Какие отличия дети видят?

«ГУЛЯЕМ ПО ЛЕСУ».

Просили детей представить, что они уже в лесу! Называть им птиц, а дети должны вспомнить тех, кто пропущен.

Задание 1. Назвать всех птиц, каких дети знают. Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками.

Задание 2. Картинки убираются. Детей просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

ВКУС И ЗАПАХ.

Задание 1. Представьте лимон.

Каков он на вкус?

Вспомнить, как пахнет лимон? Рассказать об этом?

Представить, что держишь лимон в руке. Что чувствуешь?

Задание 2. Нарисовать лимон.

Задание 3. Представить апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомнить, как пахнет апельсин? Рассказать об этом.

Какого цвета апельсин?

Представить, что в руках апельсин. Что чувствуешь?

Задание 4. Нарисовать апельсин.

Задание 5. Рассказать, чем отличаются апельсин и лимон. Чем они похожи?

«ЗАГАДКА».

Загадать загадку, а отгадку попросить ребёнка нарисовать.

Задание 1. Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание 2. Вспомнить и повторить загадку.

«Я ПОЛОЖИЛ В МЕШОК».

В эту игру играли с детьми во время прогулок.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (Порядок тот же).

«Я - ФОТОАППАРАТ».

Предлагали детям представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

В группе оформили «Полочку красоты», куда выставляются изделия народного декоративно-прикладного искусства: семёновская раскладная матрёшка, керамическая посуда с гжельской росписью, жостовские подносы, каргопольские игрушки и свистульки, деревянная посуда хохломской росписи (ложки разных размеров, ладья, бочонок, миска, тарелка, доски, солонка), статуэтки зверей и людей из керамики и фарфора, шкатулки, ажурные салфетки, вышивка русская и кубанская (рубашка, рушники, косынка), шали, с каждой из которых дети в течение недели знакомились самостоятельно с помощью наблюдений, рассматривания, индивидуальных бесед, индивидуальных действий под присмотром взрослого. Через неделю одни изделия менялись на другие. В этом огромное участие приняли сами родители.

Для родителей оформлена папка-передвижка с консультацией на тему: «Развитие памяти у детей от 3 до 7 лет», в которой раскрыты особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Желание ребёнка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Для того, чтобы работа по развитию памяти была успешной, необходимо использовать игры, задания, упражнения и занятия, где требуются бумага, карандаши, картон, ножницы, предметные и сюжетные картинки. На последней странице папки предложили родителям упражнения и игры для всех желающих.

Оформили выставку детских работ, изготовленных на занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации и выставку для родителей литературы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством и развитию у детей памяти:

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. -Ярославль, 1997

Пантелеева Е.Е. Декоративное рисование в детском саду. - М., 1986

Житникова Л. Учите детей запоминать. -М., 1978

Пантелеева Е.Е. Декоративное рисование в детском саду. - М., 1986

Ю.Г. Дорожен. Сказочная гжель. - М., Мозаика - синтез, 1998

Ю.Г. Дорожен. Филимоновские свистульки. - Мозаика - синтез, 2000

Т.Я. Шпикалова, Г.А. Велечкина. Дымковская игрушка. - Мозаика синтез, 1998

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.