Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объект исследования: состояние фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста.





Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Состояние проблемы исследования в научной литературе………. 6

1.1 Формирование фонематического слуха и произношения в онтогенезе.. 8

1.2 Особенности речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи........................................………………....……………. 13

1.3 Содержание обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...……………………………………………..………….. 20

 

Глава 2. Состояние речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………………………… 25

2.1 Задачи, содержание. Методика констатирующего эксперимента.......…....………………………………………………………… 27

2.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования ………… 34

 

Глава 3. Особенности работы по обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….… 41

3.1. Основные направления обучающего эксперимента…………………… 43

3.2 Обсуждение результатов обучающего эксперимента………………….. 57

Заключение……………………………………………………………………. 63

Литература…………………………………………………………………….. 64

Приложение.

 

 

Введение.

Окружающее ребёнка человеческое общество делает его говорящим. Речевая деятельность является одной из важнейших функций человека. Она необходима для общения с окружающими, при участии человека в коллективном труде и при выполнении различных форм деятельности. Чтение и письмо - Виды речевой деятельности, основой для которых является устнаяречь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие. К сожалению, среди детей дошкольного возраста немало таких, речевое развитие которых нарушено. Однимиз речевых нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда страдает процесс формирования произношения из-за дефектов восприятия и различения фонем.

В специальной литературе проблема коррекционного обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обсуждается достаточно широко, особенно вопросы подготовки таких детей к обучению грамоте.

Исследования многих авторов (Л.Ф.Спирова, Р.Е.Левина, Р.М.Боскис) свидетельствуют о том, что исправление недостатков произношения не во всех случаях может обеспечить нужную фонематическую подготовку ребенка, и, что дети, занятия с которыми ограничиваются коррекцией звукопроизношения и не содержат в себе специальные упражнения по звуковому анализу, при обучении грамоте часто испытывают значительные трудности (Р.Е.Левина «Теория и практика логопедии»).

Дети с недостатками произношения, сопровождающимися фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальной логопедической помощи, направленной на исправление речевого дефекта и на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением.

Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, что и определило актуальность выбранной нами темы.

 

Мы поставили перед собой цель: установить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к усвоению грамоты. Провести обучение детей с учётом структуры речевого дефекта.

Объект исследования: состояние фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Методика обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Гипотеза: Применение специальных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, учёт структуры речевого дефекта, поможет более эффективно провести работу по обучению детей грамоте.

Задачи:

1. Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме.

2. Провести анализ существующих методик.

3. Провести исследования особенностей речевого развития детей.

4. Подобрать коррекционные приемы и методы для преодоления нарушений фонематической стороны речи.

5. Сопоставить полученные результаты констатирующего и формирующего эксперименты.

В своей работе мы использовали методы исследования:

1. Теоретический (анализ литературы).

2. Экспериментальный, констатирующий и формирующий эксперимент.

3. Сбор анамнестических данных.

4. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

5. Наблюдение за детьми в процессе учебной и свободной деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные методы, приемы по развитию фонематической стороны речи у детей могут применяться в коррекционном процессе, логопедами, воспитателями, в специальных дошкольных учреждениях пятого вида.

 

Структура работы.

Введение.

Три главы.

Заключение.

Список литературы, содержащий 40 наименований.

Приложения.

 

Методика обследования строения и подвижности речевого аппарата.

Обследование начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в состоянии покоя.

Отмечается:

1. рот открыт или закрыт;

2. наличие саливации;

3. имеются ли насильственные движения мимической мускулатуры- гиперкинезы и т.д.

Далее осматриваются особенности строения и дефекты аналитического характера следующих органов:

1. губ;

2. языка;

3. зубов;

4. мягкого нёба;

5. челюстей;.

6. твердого неба.

Затем проверяется подвижность органов артикуляции. Ребёнку предлагается выполнить задания по подражанию (вслед за логопедом) или по речевой инструкции:

1. Улыбнуться и вытянуть губы трубочкой.

2. Облизать губы языком, постараться дотронуться языком до носа.

3. Пощелкать языком.

4. Сделать язык широким, а затем узким.

5. Поднять кончик языка вверх, удержать его в этом положении.

6. Раскрыть рот широко, а потом замкнуть его.

2. Методика обследования состояния звукопроизношения.

При обследовании звукопроизношения у детей обращается внимание на то, как дети произносят звуки в различных фонематических условиях:

1. изолированно;

2. в слогах;

3. в словах;

4. во фразовой речи;

5. в связных текстах.

Для проверки звукопроизношения фонем у детей используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В названиях картинок подбираются такие слова, в которых исследуемый звук находится в начале, середине и конце слова. Проверяются следующие группы звуков:

1. свистящие: с, сь, з, зь.

2. шипящие: ш, ж, щ, ч.

3. сонорные: р, рь, л, ль и другие звуки: к-г; в-ф; гь,хь,д, б.

Используется следующий речевой материал: предметные картинки.

Даётся задание - назови картинки.

С: сад, коляска, глобус

СЬ: беседка, гусь, листья

З: замок, коза, Незнайка

ЗЬ: земляника, обезьяна,

Ц: цапля, кольцо, заяц, цветок

Ш: шуба, кошка, шкаф

Ж: жук, лыжи, пижама

Щ: щенок, клещи, плащ

Ч: чайник, печенье, мяч

 

Л: лопата, колбаса, стол

ЛЬ: лента, малина, соль

Р: рука, торт, коробка, топор

РЬ: репка, мандарин, фонарь, бревно

Й: юла, ягода, лейка, друзья

В: волосы, совок, рукав, внук

Б: бочка, собака, столб

Д: дом, дым, удочка

Г: гора, огонь, виноград

ГЬ: гиря, снегирь, сапоги

Х: хлеб, сухарь, горох

К: кот, окно, сок, сетка

Ф: фары, кофе, шкаф, флаг

При обследовании каждой группы звуков отмечается как произносятся проверяемые звуки (изолированно, в слогах, в словах) и как они используются в самостоятельной речи.

На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:

а) отсутствие звука (ШУБА - УБА);

б) искажение звуков (с - межзубный);

в) замена звуков (ш - заменяется межзубным с, звук р - на л, рука - лука).

г) смешение звуков (ребёнок произносит оба звука, но в речи смешивает их, например, ЧАСЫ - ТЯСЫ).

 

Таблица № 2

Имя ребенка Cвистящие   Шипящие Сонорные Звонкие и глухие
  С С` З З` Ц Ш Ж Щ Ч Л Л` Р Р` В Б К Г
1Аня Б. +   + + + + + + + + + + Авт.в речи Авт.в Речи + + + +
2. Ваня Б. + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Влад К. + + + + + + + + + + + Гор- лов. + + + + +
4. Гриша М. + + + + + + + + + + + + Авт.в речи + + + +
5.Коля П. + + + + + + + + + + + + + + + + +
6.Ксюша Т. + + + + + + + + + + + Авт.в речи + + + + +
7,Настя К. + + + + + + + + + + + + + + + + +
8.Никита Л. + + + + + + + + + + + + + + + + +
9. Никита К. + + + + + + + + + Авт.в речи + + + + + + +
10.Татевик М. + + + + + + + + + + + + + + + + +

 

+ с заданием справился

Значительно улучшилась у детей фонетическая сторона речи – у Вани Б., Коли П., Насти К., Никиты Л., Татевик М., были поставлены и закреплены в речи все дефектные звуки (шипящие, свистящие, соноры). Аня П., Гриша М., Ксюша Т., Никита К. – эти дети находятся на этапе автоматизации соноров (р, рь, л) в разговорной речи. Влад К. – у него были поставлены и автоматизированы шипящие звуки, идёт этап постановки звука [ р ].

Но в основном речь детей экспериментальной группы стала более чёткой, внятной.

1. Обследование состояния фонематического слуха.

Таблица № 3.

Имя ребенка Опознание фонем. Различие фонем близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
             
1. АняП. + + + + + I-
2. Ваня Б. + + + + + +
3. Влад К. + + + + + +
4. Гриша М. + + + + + +
5. Коля П. + + + + + +
6. КсюшаТ. + + I- + + I-
7. НастяК. + + + + + I-
8. Никита Л. + + + + + +
9. Никита К. + + + + I- +
10.Татевик М. + + + + + +

 

+ с заданием справился

- с заданием не справился

I- с заданием справился наполовину

 

Улучшилось развитие фонематического слуха. Дети научились опознавать гласные, согласные фонемы, различать фонемы близкие по способу и месту образования и акустическим признакам. Однако есть дети – Ксюша Т., Ваня Б., Настя К., Никита К., которые испытывают затруднения при повторении слоговых рядов с сонорами, так как эти звуки до конца не автоматизировались в разговорной речи детей. Ксюша Т., в речи произносит шипящие и свистящие звуки, но на слух их различает недостаточно хорошо. Нужно продолжать работу по дифференциации шипящих и свистящих звуков и автоматизации соноров в речи.

IV. Обследование состояния фонематического восприятия.

Таблица № 4.

Имя ребенка Приемы
             
1. Аня Б. + + + + I- I-
2. ВаняБ. + + + I- + I-
3. ВладК. + + + + + +
4. Гриша М. + + + + + +
5. Коля П. + + + + I- +
6. КсюшаТ. + + + I- I- +
7. НастяК. + + + + I- +
8. Íèêèòà Ë. + + + + I- +
9. Никита К. + + + + I- +
10.Татевик М. + + + + + +

 

+ с заданием справился

- с заданием не справился

I- с заданием справился наполовину

Фонематическое восприятие сформировано у трёх детей – Влад К., Гриша М., Татевик М. У остальных детей фонематическое восприятие сформировано недостаточно, так как они испытывают затруднения, при выполнении звукового анализа и синтеза слов: определение количества звуков, последнего глухого согласного. Следует продолжать работу по формированию операций звукового анализа и синтеза слов.

V. Обследование слоговой структуры слова.

Таблица № 5.

ИМЯ РЕБЕНКА ПРИЕМЫ
             
1.Аня П. + + + + + +
2. Ваня Б. + + + + + +
3. Влад К. + + + + + +
4. Гриша М. + + + + + +
5. Коля П. + + + + + +
6. Ксюша Т. + + + + + +
7. Настя К. + + + + + +
8. Никита Л. + + + + + +
9. Никита К. + + + + I- +
10. Татевик М. + + + + + +

 

+ c заданием справился

I- с заданием справился наполовину

Слоговая структура слова была сформирована у девяти детей. Только Никита К., упрощает слоговую структуру трёхсложных и четырёхсложных слов со стечением согласных в середине и конце. Из этого следует, что надо продолжать работу по анализу и синтезу слова, для успешного формирования слоговой структуры слова.

Анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, мы представляем в виде графиков и диаграмм.

 
 

 


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучив и проанализировав специальную литературу по проблеме исследования и проведя собственное обследование состояния речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи мы установили что, дети данной группы не готовы к обучению грамоте. В структуре речевого дефекта основным является нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов. Общее звучание речи имеет свои особенности: смазанность, нечёткость, недостаточная интонационная выразительность. Эти речевые нарушения имеют специфический, стойкий характер и требуют специальной коррекционной работы.

В процессе обучающего эксперимента мы использовали методические приемы Г.А.Каше, Т.А.Ткаченко, В.В.Коноваленко. Работа проходила по следующим направлениям: постановка и автоматизация звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование операций звукобуквенного анализа и синтеза.

В результате эксперимента получили следующие результаты. У всех детей подвижность органов артикуляционного аппарата доведена до нормы, что благотворно повлияло на коррекцию звукопроизношения. Значительно улучшилась у детей фонетическая сторона речи, речь стала более четкой, внятной. Улучшилось развитие фонематического слуха. Большая часть ребят экспериментальной группы научились опознавать гласные, согласные, различать фонемы близкие по способу и месту образования и акустическим признакам; была сформирована слоговая структура слова. Но следует ещё продолжить работу по формированию операций звукового анализа и синтеза слов.

Результаты формирующего эксперимента представлены в таблицах и диаграммах, что наглядно подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Использование специально подобранных методов и приемов в коррекционной работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, учет структуры речевого дефекта поможет более эффективно провести работу по обучению грамоте.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агранович З.Е. " Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов детей. " СП.б: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

2. Агранович З.Е. " Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. " СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2001г.

3. Бельтюков В.И. " Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. " М., Педагогика, 1977.

4. Волкова Л.С. "Логопедия" М. Просвещение 1989г.

5. Гвоздев А.Н. " Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. " М., Изд-во АПН РСФР, 1948.

6. Гризик В.И. " Обучение детей грамоте." Методическое руководство к пр." Радуга." М. 1991г.

7. Жинкин Н.И. " Механизмы речи." М., Просвещение, 1981г.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б." Логопедия. " Екатиринобург, АРД, 1973г.

9. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов./ Под редакцией В.И.Селивёрстова. 3-е изд.М.Просвещение, 1987г.

10. Каше Г.А. " Подготовка к школе детей с недостатками речи." М. Просвещение, 1985г.

11. Кондратов А. М. " Звуки и знаки. " М., 1978г.

12. Кольцова М.М. "Ребенок учиться говорить. " М.,1978г.

13. Колесникова Е.В. " Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М. Гном-Пресс. 2000г.

14. Лопухина И.А. " Логопедия 550 занимательных упражнений и игр для развития речи." изд. Аквариум М. 1996г.

15. Максаков А.И. " Правильно ли говорит ваш ребёнок? ", 1989г.

16. Максаков А.И., Тумакова Т.А. " Учите, играя."М. Просвещение, 1983г.

17. Поваляева М.А. " Справочник логопеда." Изд. Феникс, Ростов-на-Дону 2002г.

18. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1979г.

19. Правдина О.В. " Логопедия." М., 1973г.

20. Селивёрстов В.И. " Речевые игры с детьми. " М.Владос,1994г.

21. Словарь логопедов./ Под ред. Селивёрстова В.И. М.Владос, 1997г.

22. Тумакова Г.А. " Ознакомление дошкольника со звучащим словом." М. Просвещение, 1991г.

23. Тумакова Г.А. " Методическое руководство к учебно-наглядному пособию \ Звучащее слово\.М., 1980г.

24. Ткаченко Т.А. Практическая логопедия. " Развитие фонематического восприятия. " М. Гном и Д, 2000г.

25. Тихеева Е. И. " Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. " М. 1981г.

26. Тихеева Е. И. " Развитие речи детей. "М. 1972г.

27. Усова А.П. "Обучение в детском саду. " Под. ред. А.В.Запорожца. М., 1981г.

28. Успенская Л. П., Успенский М. Б. "Учись говорить правильно. " М.,1973г.

29. Ушинский К. Д. Родное слово // Собр. соч.: В 11 т. М., 1949г.

30. Филичёва Т.Б. Туманова Т.В. " Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием." М.Гном-пресс 1991г.

31. Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. " Основы логопедии." М., 1989г.

32. Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А. " Логопедическая работа в специальном детском саду. " М. Просвещение, 1981г.

33. Фомичёва М.Ф. " Воспитание у детей правильного произношения. " М. Посвещение, 1991г.

34. Хрестоматия по логопедии./ Под редакцией Волковой Л.С. и Селивёрстова В.И. М., 1997г.

35. Цейтлин С.Н. " Речевые ошибки и их предупреждение." СПб, 1997г.

36. Швайко Г.С. " Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983г.

37. Швачкин Н.Х. " Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте."// Известия АПН РСФСР, 1943г.27.

38. Шохор-Троцкая М.К " Коррекция сложных речевых расстройств." В.Секачёв. Эксмо-пресс., 2001г.

39. Эльконин Д.Б. " Развитие устной речи и письма у учащихся." М., 1998г.

40. Эльконин Д.Б. " Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста // Под. ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., 1964.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Состояние проблемы исследования в научной литературе………. 6

1.1 Формирование фонематического слуха и произношения в онтогенезе.. 8

1.2 Особенности речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи........................................………………....……………. 13

1.3 Содержание обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...……………………………………………..………….. 20

 

Глава 2. Состояние речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………………………… 25

2.1 Задачи, содержание. Методика констатирующего эксперимента.......…....………………………………………………………… 27

2.2 Обсуждение результатов экспериментального исследования ………… 34

 

Глава 3. Особенности работы по обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………….… 41

3.1. Основные направления обучающего эксперимента…………………… 43

3.2 Обсуждение результатов обучающего эксперимента………………….. 57

Заключение……………………………………………………………………. 63

Литература…………………………………………………………………….. 64

Приложение.

 

 

Введение.

Окружающее ребёнка человеческое общество делает его говорящим. Речевая деятельность является одной из важнейших функций человека. Она необходима для общения с окружающими, при участии человека в коллективном труде и при выполнении различных форм деятельности. Чтение и письмо - Виды речевой деятельности, основой для которых является устнаяречь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие. К сожалению, среди детей дошкольного возраста немало таких, речевое развитие которых нарушено. Однимиз речевых нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда страдает процесс формирования произношения из-за дефектов восприятия и различения фонем.

В специальной литературе проблема коррекционного обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обсуждается достаточно широко, особенно вопросы подготовки таких детей к обучению грамоте.

Исследования многих авторов (Л.Ф.Спирова, Р.Е.Левина, Р.М.Боскис) свидетельствуют о том, что исправление недостатков произношения не во всех случаях может обеспечить нужную фонематическую подготовку ребенка, и, что дети, занятия с которыми ограничиваются коррекцией звукопроизношения и не содержат в себе специальные упражнения по звуковому анализу, при обучении грамоте часто испытывают значительные трудности (Р.Е.Левина «Теория и практика логопедии»).

Дети с недостатками произношения, сопровождающимися фонематическим недоразвитием речи нуждаются в специальной логопедической помощи, направленной на исправление речевого дефекта и на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением.

Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, что и определило актуальность выбранной нами темы.

 

Мы поставили перед собой цель: установить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к усвоению грамоты. Провести обучение детей с учётом структуры речевого дефекта.

Объект исследования: состояние фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Методика обучения грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Гипотеза: Применение специальных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, учёт структуры речевого дефекта, поможет более эффективно провести работу по обучению детей грамоте.

Задачи:

1. Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме.

2. Провести анализ существующих методик.

3. Провести исследования особенностей речевого развития детей.

4. Подобрать коррекционные приемы и методы для преодоления нарушений фонематической стороны речи.

5. Сопоставить полученные результаты констатирующего и формирующего эксперименты.

В своей работе мы использовали методы исследования:

1. Теоретический (анализ литературы).

2. Экспериментальный, констатирующий и формирующий эксперимент.

3. Сбор анамнестических данных.

4. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

5. Наблюдение за детьми в процессе учебной и свободной деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные методы, приемы по развитию фонематической стороны речи у детей могут применяться в коррекционном процессе, логопедами, воспитателями, в специальных дошкольных учреждениях пятого вида.

 

Структура работы.

Введение.

Три главы.

Заключение.

Список литературы, содержащий 40 наименований.

Приложения.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.