Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







статические подготовительные упражнения.





1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, поло­жить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Дер­жать 10—15 с.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удер­живать язык в таком положении 10—15 с.

3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на­прячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 с.

4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние пе­редние зубы. Удерживать в таком положении 15с.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10—15 раз.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется медлен­но по 8—10 раз.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15— 20 раз.

2. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Про­делать 10—15 раз.

3. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз.

4. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верх­нюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

5. Змейка. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть впе­ред, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально вы­двигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в мед­ленном темпе 15 раз.

6. Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать снача­ла верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.

7. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Ши­рокий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проде­лать 15 раз.

8. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отры­вая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Про­делать 15 раз.

При подготовке к постановке каждого очередного звука ло­гопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые необходимы для данной артикуляции и при данных особенностях подвижности органов артикуляционного аппарата ребенка.[ № 7 ].

В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и вос­производить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки. Наряду с упражнениями на за­крепление поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф-в, с-з, п-б, (Т-д, к-г, ш-ж) свистящие и шипящие (с-ш, з-ж) фрикативные и аффрикаты (с-ц) плавные и вибранты (р-л, р'-л'), мягкие и твердые (с-с', з-з' и др.).

С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слу­ховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи — дети отве­чают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь детей ограничен. Вто­рая группа упражнений, имея те же цели, предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроиз­ведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звуко­произношения.

По мере овладения новыми звуками детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков с, с', з, з' дети подбирают существи­тельные к прилагательным (синий... автобус, синяя... ваза, зеле­ная... скамейка).

При дифференциации звуков р-л логопед подбирает словосо­четания, в которых дети употребляют существительные в опреде­ленных падежах (Дрова рубят... топором. Дрова пилят... пилой).

В это же время вводятся разнообразные упражнения на состав­ление и распространение предложений по вопросам, опорным сло­вам, по демонстрации действий.

Постепенно в предложения включают предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, из-за, из-под, между, через.

Далее логопед начинает включать в занятия упражнения в пересказе, заучивании текстов, составлении рассказов по картине, серии картин.

На каждом фронтальном занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова («Хлопни в ладоши, если услышишь звук у, если услышишь слово со звуком т, слог со звуком га» и т. п.; «Отбери кар­тинки, в названии которых есть звук к» и т. п.).

Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов.

Предусматривается определенное соответствие между изуча­емыми звуками и теми или иными формами анализа. Так, первона­чальная подготовка к анализу включает в себя следующие раз­делы:

1) выделение первого ударного гласного звука (а, о, у, и) в на­чале слова. На материале этих звуков детям дается первое пред­ставление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их после­довательность в звукосочетаниях;

2) выделение первого и последнего согласного звука в одно­сложных словах (кот, мак)', анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок;

3) выделение в слове ударного гласного из положения после согласного (кот, танк);

4) овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов типа са, а также односложных слов типа суп, сок, сук.

По мере овладения детьми этими навыками во фронтальные занятия включают все большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа помогает быстрей­шему введению в речь поставленных звуков.

Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Сначала обозначается все слово: ———, затем слоги:

— — и далее звуки: — — — —. Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных и трехсложных слов без стечения согласных и со стечением (ваза, панама, стул, кошка, стакан, капуста и др.). Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены од­ного звука другим (Мура — Шура, кот — рот и т. п.). В это же время дети усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой» (согласные звуки).

В результате многочисленных упражнений на правильное про­изношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Теперь перед ребенком ставятся новые задачи: освоить буквенные обозначения звуков, научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение.

Эффективным приемом обучения является чтение по следам анализа: слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чтение сло­ва по слогам. Необходимо строго следить за тем, чтобы ребенок читал слитно. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трех. Очень важно следить, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее и пред­ложение, небольшой текст. Для тренировочных упражнений рекомен­дуется использовать составленные из букв слоговые ряды, спе­циально подобранные слоги и слова, оформленные в виде таблиц.

 

3.2 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

По окончании обучающего эксперимента, нами был проведён контрольный срез знаний детей экспериментальной группы. Была использована методика констатирующего эксперимента.

I. Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата.

 

Таблица № 1.

 

Имя ребенка Строение артикуляционного аппарата Подвижность артикуляционного аппарата
  губы зубы прикус язык            
1. Аня П. N N Передн. N + + + + + +
2. Ваня К. N Мелкие N N + + + + + +
3.Влад К. N N N N + + + + + +
4.Гриша М. Толстые N N N + + + + + +
5.Коля П. N N N N + + + + + +
6.Ксюша Т. N N N N + + + + + +
7.Настя Н. N Крупные N N + + + + + +
8.Никита Л. N N N N + + + + + +
9.Никита К. N N N Толст. Массив. + + + + + +
10.Татевик М. N N N N + + + + + +

N- норма; + - с заданием справился; -- - с заданием не справился.

 

 

Из таблицы по обследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, мы видим, что у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента, значительно улучшились результаты.

У всех детей подвижность органов артикуляционного аппарата доведена до нормы:

- отработаны артикуляционные движения губ, языка

- переключение артикуляционных движений языка, губ.

Что благотворно повлияло на коррекцию звукопроизношения. Однако строение артикуляционного аппарата осталось прежним, так как дефекты строения (губ, зубов, языка)- у Вани К., Гриши М., Насти К., Никиты К., не подлежат логопедическому воздействию.

II Обследование звукопроизношения

Таблица № 2

Имя ребенка Cвистящие   Шипящие Сонорные Звонкие и глухие
  С С` З З` Ц Ш Ж Щ Ч Л Л` Р Р` В Б К Г
1Аня Б. +   + + + + + + + + + + Авт.в речи Авт.в Речи + + + +
2. Ваня Б. + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. Влад К. + + + + + + + + + + + Гор- лов. + + + + +
4. Гриша М. + + + + + + + + + + + + Авт.в речи + + + +
5.Коля П. + + + + + + + + + + + + + + + + +
6.Ксюша Т. + + + + + + + + + + + Авт.в речи + + + + +
7,Настя К. + + + + + + + + + + + + + + + + +
8.Никита Л. + + + + + + + + + + + + + + + + +
9. Никита К. + + + + + + + + + Авт.в речи + + + + + + +
10.Татевик М. + + + + + + + + + + + + + + + + +

 

+ с заданием справился

Значительно улучшилась у детей фонетическая сторона речи – у Вани Б., Коли П., Насти К., Никиты Л., Татевик М., были поставлены и закреплены в речи все дефектные звуки (шипящие, свистящие, соноры). Аня П., Гриша М., Ксюша Т., Никита К. – эти дети находятся на этапе автоматизации соноров (р, рь, л) в разговорной речи. Влад К. – у него были поставлены и автоматизированы шипящие звуки, идёт этап постановки звука [ р ].

Но в основном речь детей экспериментальной группы стала более чёткой, внятной.

1. Обследование состояния фонематического слуха.

Таблица № 3.

Имя ребенка Опознание фонем. Различие фонем близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
             
1. АняП. + + + + + I-
2. Ваня Б. + + + + + +
3. Влад К. + + + + + +
4. Гриша М. + + + + + +
5. Коля П. + + + + + +
6. КсюшаТ. + + I- + + I-
7. НастяК. + + + + + I-
8. Никита Л. + + + + + +
9. Никита К. + + + + I- +
10.Татевик М. + + + + + +

 

+ с заданием справился

- с заданием не справился

I- с заданием справился наполовину

 

Улучшилось развитие фонематического слуха. Дети научились опознавать гласные, согласные фонемы, различать фонемы близкие по способу и месту образования и акустическим признакам. Однако есть дети – Ксюша Т., Ваня Б., Настя К., Никита К., которые испытывают затруднения при повторении слоговых рядов с сонорами, так как эти звуки до конца не автоматизировались в разговорной речи детей. Ксюша Т., в речи произносит шипящие и свистящие звуки, но на слух их различает недостаточно хорошо. Нужно продолжать работу по дифференциации шипящих и свистящих звуков и автоматизации соноров в речи.

IV. Обследование состояния фонематического восприятия.

Таблица № 4.

Имя ребенка Приемы
             
1. Аня Б. + + + + I- I-
2. ВаняБ. + + + I- + I-
3. ВладК. + + + + + +
4. Гриша М. + + + + + +
5. Коля П. + + + + I- +
6. КсюшаТ. + + + I- I- +
7. НастяК. + + + + I- +
8. Íèêèòà Ë. + + + + I- +
9. Никита К. + + + + I- +
10.Татевик М. + + + + + +

 

+ с заданием справился

- с заданием не справился

I- с заданием справился наполовину

Фонематическое восприятие сформировано у трёх детей – Влад К., Гриша М., Татевик М. У остальных детей фонематическое восприятие сформировано недостаточно, так как они испытывают затруднения, при выполнении звукового анализа и синтеза слов: определение количества звуков, последнего глухого согласного. Следует продолжать работу по формированию операций звукового анализа и синтеза слов.

V. Обследование слоговой структуры слова.

Таблица № 5.

ИМЯ РЕБЕНКА ПРИЕМЫ
             
1.Аня П. + + + + + +
2. Ваня Б. + + + + + +
3. Влад К. + + + + + +
4. Гриша М. + + + + + +
5. Коля П. + + + + + +
6. Ксюша Т. + + + + + +
7. Настя К. + + + + + +
8. Никита Л. + + + + + +
9. Никита К. + + + + I- +
10. Татевик М. + + + + + +

 

+ c заданием справился

I- с заданием справился наполовину

Слоговая структура слова была сформирована у девяти детей. Только Никита К., упрощает слоговую структуру трёхсложных и четырёхсложных слов со стечением согласных в середине и конце. Из этого следует, что надо продолжать работу по анализу и синтезу слова, для успешного формирования слоговой структуры слова.

Анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, мы представляем в виде графиков и диаграмм.

 
 

 


 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучив и проанализировав специальную литературу по проблеме исследования и проведя собственное обследование состояния речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи мы установили что, дети данной группы не готовы к обучению грамоте. В структуре речевого дефекта основным является нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов. Общее звучание речи имеет свои особенности: смазанность, нечёткость, недостаточная интонационная выразительность. Эти речевые нарушения имеют специфический, стойкий характер и требуют специальной коррекционной работы.

В процессе обучающего эксперимента мы использовали методические приемы Г.А.Каше, Т.А.Ткаченко, В.В.Коноваленко. Работа проходила по следующим направлениям: постановка и автоматизация звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование операций звукобуквенного анализа и синтеза.

В результате эксперимента получили следующие результаты. У всех детей подвижность органов артикуляционного аппарата доведена до нормы, что благотворно повлияло на коррекцию звукопроизношения. Значительно улучшилась у детей фонетическая сторона речи, речь стала более четкой, внятной. Улучшилось развитие фонематического слуха. Большая часть ребят экспериментальной группы научились опознавать гласные, согласные, различать фонемы близкие по способу и месту образования и акустическим признакам; была сформирована слоговая структура слова. Но следует ещё продолжить работу по формированию операций звукового анализа и синтеза слов.

Результаты формирующего эксперимента представлены в таблицах и диаграммах, что наглядно подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Использование специально подобранных методов и приемов в коррекционной работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, учет структуры речевого дефекта поможет более эффективно провести работу по обучению грамоте.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агранович З.Е. " Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов детей. " СП.б: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

2. Агранович З.Е. " Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. " СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2001г.

3. Бельтюков В.И. " Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. " М., Педагогика, 1977.

4. Волкова Л.С. "Логопедия" М. Просвещение 1989г.

5. Гвоздев А.Н. " Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. " М., Изд-во АПН РСФР, 1948.

6. Гризик В.И. " Обучение детей грамоте." Методическое руководство к пр." Радуга." М. 1991г.

7. Жинкин Н.И. " Механизмы речи." М., Просвещение, 1981г.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б." Логопедия. " Екатиринобург, АРД, 1973г.

9. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов./ Под редакцией В.И.Селивёрстова. 3-е изд.М.Просвещение, 1987г.

10. Каше Г.А. " Подготовка к школе детей с недостатками речи." М. Просвещение, 1985г.

11. Кондратов А. М. " Звуки и знаки. " М., 1978г.

12. Кольцова М.М. "Ребенок учиться говорить. " М.,1978г.

13. Колесникова Е.В. " Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М. Гном-Пресс. 2000г.

14. Лопухина И.А. " Логопедия 550 занимательных упражнений и игр для развития речи." изд. Аквариум М. 1996г.

15. Максаков А.И. " Правильно ли говорит ваш ребёнок? ", 1989г.

16. Максаков А.И., Тумакова Т.А. " Учите, играя."М. Просвещение, 1983г.

17. Поваляева М.А. " Справочник логопеда." Изд. Феникс, Ростов-на-Дону 2002г.

18. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1979г.

19. Правдина О.В. " Логопедия." М., 1973г.

20. Селивёрстов В.И. " Речевые игры с детьми. " М.Владос,1994г.

21. Словарь логопедов./ Под ред. Селивёрстова В.И. М.Владос, 1997г.

22. Тумакова Г.А. " Ознакомление дошкольника со звучащим словом." М. Просвещение, 1991г.

23. Тумакова Г.А. " Методическое руководство к учебно-наглядному пособию \ Звучащее слово\.М., 1980г.

24. Ткаченко Т.А. Практическая логопедия. " Развитие фонематического восприятия. " М. Гном и Д, 2000г.

25. Тихеева Е. И. " Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. " М. 1981г.

26. Тихеева Е. И. " Развитие речи детей. "М. 1972г.

27. Усова А.П. "Обучение в детском саду. " Под. ред. А.В.Запорожца. М., 1981г.

28. Успенская Л. П., Успенский М. Б. "Учись говорить правильно. " М.,1973г.

29. Ушинский К. Д. Родное слово // Собр. соч.: В 11 т. М., 1949г.

30. Филичёва Т.Б. Туманова Т.В. " Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием." М.Гном-пресс 1991г.

31. Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. " Основы логопедии." М., 1989г.

32. Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А. " Логопедическая работа в специальном детском саду. " М. Просвещение, 1981г.

33. Фомичёва М.Ф. " Воспитание у детей правильного произношения. " М. Посвещение, 1991г.

34. Хрестоматия по логопедии./ Под редакцией Волковой Л.С. и Селивёрстова В.И. М., 1997г.

35. Цейтлин С.Н. " Речевые ошибки и их предупреждение." СПб, 1997г.

36. Швайко Г.С. " Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983г.

37. Швачкин Н.Х. " Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте."// Известия АПН РСФСР, 1943г.27.

38. Шохор-Троцкая М.К " Коррекция сложных речевых расстройств." В.Секачёв. Эксмо-пресс., 2001г.

39. Эльконин Д.Б. " Развитие устной речи и письма у учащихся." М., 1998г.

40. Эльконин Д.Б. " Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста // Под. ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., 1964.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.