|
статические подготовительные упражнения. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10—15 с. 2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10—15 с. 3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 с. 4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15с. 5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10—15 раз. Каждое из перечисленных упражнений выполняется медленно по 8—10 раз. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. 1. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15— 20 раз. 2. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз. 3. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз. 4. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз. 5. Змейка. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз. 6. Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз. 7. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. 8. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые необходимы для данной артикуляции и при данных особенностях подвижности органов артикуляционного аппарата ребенка.[ № 7 ]. В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф-в, с-з, п-б, (Т-д, к-г, ш-ж) свистящие и шипящие (с-ш, з-ж) фрикативные и аффрикаты (с-ц) плавные и вибранты (р-л, р'-л'), мягкие и твердые (с-с', з-з' и др.). С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи — дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь детей ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения. По мере овладения новыми звуками детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков с, с', з, з' дети подбирают существительные к прилагательным (синий... автобус, синяя... ваза, зеленая... скамейка). При дифференциации звуков р-л логопед подбирает словосочетания, в которых дети употребляют существительные в определенных падежах (Дрова рубят... топором. Дрова пилят... пилой). В это же время вводятся разнообразные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, опорным словам, по демонстрации действий. Постепенно в предложения включают предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, из-за, из-под, между, через. Далее логопед начинает включать в занятия упражнения в пересказе, заучивании текстов, составлении рассказов по картине, серии картин. На каждом фронтальном занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова («Хлопни в ладоши, если услышишь звук у, если услышишь слово со звуком т, слог со звуком га» и т. п.; «Отбери картинки, в названии которых есть звук к» и т. п.). Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов. Предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. Так, первоначальная подготовка к анализу включает в себя следующие разделы: 1) выделение первого ударного гласного звука (а, о, у, и) в начале слова. На материале этих звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях; 2) выделение первого и последнего согласного звука в односложных словах (кот, мак)', анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок; 3) выделение в слове ударного гласного из положения после согласного (кот, танк); 4) овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов типа са, а также односложных слов типа суп, сок, сук. По мере овладения детьми этими навыками во фронтальные занятия включают все большее количество упражнений, сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа помогает быстрейшему введению в речь поставленных звуков. Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Сначала обозначается все слово: ———, затем слоги: — — и далее звуки: — — — —. Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных и трехсложных слов без стечения согласных и со стечением (ваза, панама, стул, кошка, стакан, капуста и др.). Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены одного звука другим (Мура — Шура, кот — рот и т. п.). В это же время дети усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой» (согласные звуки). В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Теперь перед ребенком ставятся новые задачи: освоить буквенные обозначения звуков, научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение. Эффективным приемом обучения является чтение по следам анализа: слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс — соединение звуков в слоги и чтение слова по слогам. Необходимо строго следить за тем, чтобы ребенок читал слитно. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трех. Очень важно следить, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее и предложение, небольшой текст. Для тренировочных упражнений рекомендуется использовать составленные из букв слоговые ряды, специально подобранные слоги и слова, оформленные в виде таблиц.
3.2 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА. По окончании обучающего эксперимента, нами был проведён контрольный срез знаний детей экспериментальной группы. Была использована методика констатирующего эксперимента. I. Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата.
Таблица № 1.
N- норма; + - с заданием справился; -- - с заданием не справился.
Из таблицы по обследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, мы видим, что у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента, значительно улучшились результаты. У всех детей подвижность органов артикуляционного аппарата доведена до нормы: - отработаны артикуляционные движения губ, языка - переключение артикуляционных движений языка, губ. Что благотворно повлияло на коррекцию звукопроизношения. Однако строение артикуляционного аппарата осталось прежним, так как дефекты строения (губ, зубов, языка)- у Вани К., Гриши М., Насти К., Никиты К., не подлежат логопедическому воздействию. II Обследование звукопроизношения Таблица № 2
+ с заданием справился Значительно улучшилась у детей фонетическая сторона речи – у Вани Б., Коли П., Насти К., Никиты Л., Татевик М., были поставлены и закреплены в речи все дефектные звуки (шипящие, свистящие, соноры). Аня П., Гриша М., Ксюша Т., Никита К. – эти дети находятся на этапе автоматизации соноров (р, рь, л) в разговорной речи. Влад К. – у него были поставлены и автоматизированы шипящие звуки, идёт этап постановки звука [ р ]. Но в основном речь детей экспериментальной группы стала более чёткой, внятной. 1. Обследование состояния фонематического слуха. Таблица № 3.
+ с заданием справился - с заданием не справился I- с заданием справился наполовину
Улучшилось развитие фонематического слуха. Дети научились опознавать гласные, согласные фонемы, различать фонемы близкие по способу и месту образования и акустическим признакам. Однако есть дети – Ксюша Т., Ваня Б., Настя К., Никита К., которые испытывают затруднения при повторении слоговых рядов с сонорами, так как эти звуки до конца не автоматизировались в разговорной речи детей. Ксюша Т., в речи произносит шипящие и свистящие звуки, но на слух их различает недостаточно хорошо. Нужно продолжать работу по дифференциации шипящих и свистящих звуков и автоматизации соноров в речи. IV. Обследование состояния фонематического восприятия. Таблица № 4.
+ с заданием справился - с заданием не справился I- с заданием справился наполовину Фонематическое восприятие сформировано у трёх детей – Влад К., Гриша М., Татевик М. У остальных детей фонематическое восприятие сформировано недостаточно, так как они испытывают затруднения, при выполнении звукового анализа и синтеза слов: определение количества звуков, последнего глухого согласного. Следует продолжать работу по формированию операций звукового анализа и синтеза слов. V. Обследование слоговой структуры слова. Таблица № 5.
+ c заданием справился I- с заданием справился наполовину Слоговая структура слова была сформирована у девяти детей. Только Никита К., упрощает слоговую структуру трёхсложных и четырёхсложных слов со стечением согласных в середине и конце. Из этого следует, что надо продолжать работу по анализу и синтезу слова, для успешного формирования слоговой структуры слова. Анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, мы представляем в виде графиков и диаграмм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изучив и проанализировав специальную литературу по проблеме исследования и проведя собственное обследование состояния речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи мы установили что, дети данной группы не готовы к обучению грамоте. В структуре речевого дефекта основным является нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов. Общее звучание речи имеет свои особенности: смазанность, нечёткость, недостаточная интонационная выразительность. Эти речевые нарушения имеют специфический, стойкий характер и требуют специальной коррекционной работы. В процессе обучающего эксперимента мы использовали методические приемы Г.А.Каше, Т.А.Ткаченко, В.В.Коноваленко. Работа проходила по следующим направлениям: постановка и автоматизация звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование операций звукобуквенного анализа и синтеза. В результате эксперимента получили следующие результаты. У всех детей подвижность органов артикуляционного аппарата доведена до нормы, что благотворно повлияло на коррекцию звукопроизношения. Значительно улучшилась у детей фонетическая сторона речи, речь стала более четкой, внятной. Улучшилось развитие фонематического слуха. Большая часть ребят экспериментальной группы научились опознавать гласные, согласные, различать фонемы близкие по способу и месту образования и акустическим признакам; была сформирована слоговая структура слова. Но следует ещё продолжить работу по формированию операций звукового анализа и синтеза слов. Результаты формирующего эксперимента представлены в таблицах и диаграммах, что наглядно подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Использование специально подобранных методов и приемов в коррекционной работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, учет структуры речевого дефекта поможет более эффективно провести работу по обучению грамоте. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Агранович З.Е. " Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов детей. " СП.б: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. 2. Агранович З.Е. " Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. " СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2001г. 3. Бельтюков В.И. " Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. " М., Педагогика, 1977. 4. Волкова Л.С. "Логопедия" М. Просвещение 1989г. 5. Гвоздев А.Н. " Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. " М., Изд-во АПН РСФР, 1948. 6. Гризик В.И. " Обучение детей грамоте." Методическое руководство к пр." Радуга." М. 1991г. 7. Жинкин Н.И. " Механизмы речи." М., Просвещение, 1981г. 8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б." Логопедия. " Екатиринобург, АРД, 1973г. 9. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов./ Под редакцией В.И.Селивёрстова. 3-е изд.М.Просвещение, 1987г. 10. Каше Г.А. " Подготовка к школе детей с недостатками речи." М. Просвещение, 1985г. 11. Кондратов А. М. " Звуки и знаки. " М., 1978г. 12. Кольцова М.М. "Ребенок учиться говорить. " М.,1978г. 13. Колесникова Е.В. " Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М. Гном-Пресс. 2000г. 14. Лопухина И.А. " Логопедия 550 занимательных упражнений и игр для развития речи." изд. Аквариум М. 1996г. 15. Максаков А.И. " Правильно ли говорит ваш ребёнок? ", 1989г. 16. Максаков А.И., Тумакова Т.А. " Учите, играя."М. Просвещение, 1983г. 17. Поваляева М.А. " Справочник логопеда." Изд. Феникс, Ростов-на-Дону 2002г. 18. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1979г. 19. Правдина О.В. " Логопедия." М., 1973г. 20. Селивёрстов В.И. " Речевые игры с детьми. " М.Владос,1994г. 21. Словарь логопедов./ Под ред. Селивёрстова В.И. М.Владос, 1997г. 22. Тумакова Г.А. " Ознакомление дошкольника со звучащим словом." М. Просвещение, 1991г. 23. Тумакова Г.А. " Методическое руководство к учебно-наглядному пособию \ Звучащее слово\.М., 1980г. 24. Ткаченко Т.А. Практическая логопедия. " Развитие фонематического восприятия. " М. Гном и Д, 2000г. 25. Тихеева Е. И. " Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. " М. 1981г. 26. Тихеева Е. И. " Развитие речи детей. "М. 1972г. 27. Усова А.П. "Обучение в детском саду. " Под. ред. А.В.Запорожца. М., 1981г. 28. Успенская Л. П., Успенский М. Б. "Учись говорить правильно. " М.,1973г. 29. Ушинский К. Д. Родное слово // Собр. соч.: В 11 т. М., 1949г. 30. Филичёва Т.Б. Туманова Т.В. " Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием." М.Гном-пресс 1991г. 31. Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. " Основы логопедии." М., 1989г. 32. Филичёва Т.Б., Чевелёва Н.А. " Логопедическая работа в специальном детском саду. " М. Просвещение, 1981г. 33. Фомичёва М.Ф. " Воспитание у детей правильного произношения. " М. Посвещение, 1991г. 34. Хрестоматия по логопедии./ Под редакцией Волковой Л.С. и Селивёрстова В.И. М., 1997г. 35. Цейтлин С.Н. " Речевые ошибки и их предупреждение." СПб, 1997г. 36. Швайко Г.С. " Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983г. 37. Швачкин Н.Х. " Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте."// Известия АПН РСФСР, 1943г.27. 38. Шохор-Троцкая М.К " Коррекция сложных речевых расстройств." В.Секачёв. Эксмо-пресс., 2001г. 39. Эльконин Д.Б. " Развитие устной речи и письма у учащихся." М., 1998г. 40. Эльконин Д.Б. " Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста // Под. ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., 1964.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|