|
ТРЕНИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯВ данном разделе мы приводим некоторые упражнения тре-нинга профессионально-педагогического общения, разработан-ные В.А.Кан-Каликом. Они предназначены также для тех, кто решил заняться систематической работой по овладению основа-ми педагогического общения. Заниматься самовоспитанием в об-щении лучше после знакомства с теоретическими основами ком-муникативного процесса и тщательного анализа особенностей собственного общения. Система упражнений, направленных на овладение основами про-фессионально-технического общения, включает в себя два цикла: 1. Упражнения, направленные на практическое овладение эле-ментами педагогической коммуникации, способствующие раз-витию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением. 2. Упражнения по овладению своей системой общения в за-данной педагогической ситуации. Овладение основами педагогической коммуникации РАЗВИТИЕ ПРОСТЕЙШИХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ Требуется войти в воображаемый класс и поздороваться с уче-никами и привлечь к себе внимание без речевого общения — средствами мимики, пантомимики, зрения. Затем надо обратиться к ученику, использовав разные приемы (просьба, требование, пре-дупреждение, похвала, шутка, вопрос, намек, приказ, пожела-ние и т.п.). Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правиль-ное положение тела (следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение). Нужно быть готовым среаги- ровать в неожиданных ситуациях (например: войдя в класс, вы слышите взрыв смеха). УПРАВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВОЙ (ПО А.А.ЛЕОНТЬЕВУ) Во время беседы роль одного участника — лидер контакта: он держит нить разговора в своих руках. Другому партнеру нужно свою роль пассивного участника разговора (поддакивающего, по-дающего реплики) сменить на роль лидера — перехватить ини-циативу. Это удастся не сразу: очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать свое преимущество. Другая ситуация. Готовясь к объяснению нового материала, нужно в течение 3 минут подумать, с чего начать урок. Затем приступить к объяснению с тем же выражением и эмоциональ-ностью, как если бы это происходило перед классом. Во время импровизированного объяснения нового материала или разговора с классом следует иметь в виду, что на последней парте в третьем ряду — озорники; разговаривая с классом, не следует терять их из виду. ТЕХНИКА ИНТОНИРОВАНИЯ Даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической ситуа-ции (фразы типа «Кто дежурный?», «Идите сюда», «Выполнили ли задание?», «Прошу внимания», «Да», «Будьте добры» и т.п.). Ведущий зачитывает часть психолого-педагогического рассказа и предлагает участникам закончить его сначала в словах, а затем в действии. Затем исполняется диалог педагогического содержания (мате-риал берется из художественной литературы или составляется самостоятельно). РАЗВИТИЕ МИМИКИ, ПАНТОМИМИКИ Занятия проводятся дома перед зеркалом: изобразите удивле-ние, волнение, гнев, смех, иронию и т.п. Эти задания полезны для передачи целесообразных педагогических переживаний. УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕАЕСООБРАЗНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ Нужно попытаться найти в себе зачатки чувства, которого вы сейчас не испытываете: радость, гнев, безразличие, горе, отчая- ние, негодование, возмущение и т.п., и в педагогически целесо-образной форме выразить эти чувства в различных ситуациях. РАЗВИТИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ Ставится задача — поиск двигательных мимических и зри-тельных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Нужно найти пантоми-мические и мимические средства выражения этих требований. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖЕСТА В ЭТЮДНОЙ СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Предлагается начать объяснять новый материал (в роли уче-ников — коллеги). Слушатели фиксируют жесты и оценивают их. Таким образом, прорабатываются все типичные педагогиче-ские жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т.д. Од-новременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания (не менее десяти каждый), затем меняются ролями. Это задание повторяется на других занятиях. УПРАВАЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОБЩЕНИЕМ Предлагается испытать себя в следующих ситуациях. 1. Представьте, что вы классный руководитель и вам необхо-димо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома. 2. На школьном вечере ученица 9 класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо — поговорите с ней. 3. Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — вы стараетесь его переубедить. 4. На перемене старшеклассник обидел второклассника — по-говорите со старшеклассником. МОБИАИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ ПЕРЕД ОБЩЕНИЕМ С КААССОМ Участнику нужно действовать в следующей ситуации. Надо давать урок по творчеству Маяковского. Необходимо мобилизо-вать себя к уроку, следуя схеме. Мысленно пробежать конспект Урока. Если не возникло желание преподавать эту тему, нужно попытаться найти в теме, в плане урока что-нибудь привлека-тельное. Представить себе класс, как вы входите, начинаете го-ворить... После того, как мысленно воспроизведена общая логи-ка стимулирования творческого самочувствия перед уроком, пред-лагается проиграть все это. Учитель должен «владеть своим вдохновением» (К.С.Станис-лавский). Представьте, что сегодня нет желания давать урок. Нуж-но мобилизовать свое творческое самочувствие перед общением, действуйте в ситуации «если бы»: «Если бы я был в хорошем настроении, я торопился бы в класс» и т.п. Почувствуйте по-требность в энергичном движении, ускорьте шаг, вы в хорошем настроении, у вас много педагогических планов, рука ощущает тяжесть портфеля, в нем хорошие учебные пособия. Вы идете по коридору, улыбнитесь доброжелательно детям, вспомните инте-ресные, привлекательные для вас моменты будущего урока... вой-дите в класс, начинайте урок. Эти задания сопровождаются кон-тролем за мышечным напряжением. Упражнение продолжается на нескольких занятиях и предлага-ется в качестве систематической самостоятельной работы над собой. Участникам предлагается составить конспект урока дома, а на занятиях, опираясь на этот конспект, вызвать в себе творческое самочувствие и начать урок в хорошем, продуктивном состоянии. Обучение целостному процессу педагогического Обіцения В этой группе упражнений можно выделить две большие под-группы. 1. Действия в типичных ситуациях: упражнения на развитие умений наблюдать, выделять главное и существенное, вдумчиво подходить к оценке, анализу и решению любого педагогического факта; упражнения на действия в типичных педагогических си-туациях сообразно условиям педагогической деятельности. 2. Упражнения на развитие педагогического воображения, ин-туиции, навыков импровизации в общении. Действия в типичных ситуациях В этот раздел включены занятия по развитию навыков педа-гогической наблюдательности, педагогического зрения и внима- ния при наблюдении. Все эти упражнения можно проводить в одном и том же классе, так как лучшее знание учащихся помо-жет понять целенаправленность действий учителя, способствует устранению шаблона в педагогической деятельности. Полезно посещать уроки разных учителей. Это дает возможность выявить особенности «педагогического почерка» учителя, его творческую педагогическую индивидуальность. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|