|
Пер.: Владимир (Абдулла) НиршаСтр 1 из 5Следующая ⇒ И искупить грехи»
المنجد في أبواب الأجر وكفرات الخطايا عبد الرحمن الجامع
Пер.: Владимир (Абдулла) Нирша
О том, что поможет снискать награду Аллаха и искупить грехи Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, оказывающему великие милости и поддерживающему религию через тех, кто следует сунне; благословение и мир лучшему из созданий Аллаха, нашему господину Мухаммаду, членам его семьи и его сподвижникам. А затем, в предисловии к своей книге под названием “Внушение страха перед адом” имам Ибн Раджаб, указывающий на причины, которые побудили его взяться за написание этой книги, пишет: «Пусть она по воле Аллаха удерживает души от заблуждений и порочности и побуждает их спешить к спасению и благоразумию. Поистине, в наше время душами людей овладели леность и нерадение; они проявляют неумеренность в страстях и желаниях, но, несмотря на это, чего-то ждут от Аллаха. Что же касается страстей, то изгонять их из сердец может лишь одно из двух: либо внушающий тревогу жгучий страх, либо радующее и не дающее покоя страстное желание». Для того чтобы пробудить такое желание, мы подготовили для тебя, брат наш в исламе, эту небольшую брошюру, которая включает в себя ряд достоверных хадисов, указывающих на то, благодаря чему можно получить награду, а также на достоинство праведных дел. Наша цель состоит в том, чтобы ты очнулся от сна небрежения, стряхнул с себя пыль лености и нерадения, поспешил к благоволению Милостивого, постарался снискать Его любовь и получил в награду Его рай. Кроме того, в этих хадисах имеются указания на способы искупления грехов, чтобы люди знали, что Аллах − Сострадательный и Милосердный, что Он любит прощать грехи Своих рабов, допустивших упущения, открывает перед ними врата Своей милости и прощения и указывает им на тысячу путей, следуя которыми они могут этого добиться. Одним из них является путь покаяния; этот путь лёгок, и, может быть, они покаются и вернутся. Старайся же, брат-мусульманин, и да поможет тебе Аллах обрести знание и совершать благие дела, благодаря чему ты можешь оказаться среди тех, кого Аллах укроет в Своей тени в тот День, когда иной тени не будет, и где окажутся любимые нами Мухаммад и его сподвижники.
‘Абд ар-Рахман аль-Джами‘ 1411 г. х. Покаяние Аллах Всевышний сказал: «И обратитесь с покаянием к Аллаху все, о верующие, чтобы вы преуспели!» “Свет”, 31. 1. «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою[1] ночью, чтобы покаялся совершивший дурное днём, и будет Он протягивать руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший дурное ночью[2], до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит[3]» (Муслим). 2. Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня![4] О сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов, что заполнят они собой чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному[5], Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покроет собой все эти грехи)!» (Ат-Тирмизи). 3. «Человек, приносящий покаяние за грех, подобен тому, кто вообще не грешил» (Ибн Маджа). 4. «Если совершите вы столько прегрешений, что они достигнут небес, а потом покаетесь, Он примет ваше покаяние» (Ибн Маджа).
Поиски знания Аллах Всевышний сказал: «Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, кто уверовал и кому даровано знание...» “Препирающаяся”, 11. 5. «Когда человек покидает свой дом в поисках знания, Аллах неизменно облегчает для него путь в рай» (Сахих аль-Джами‘). 6. «Награда того, кто оправится в мечеть, только ради того, чтобы научиться благому или научить благому (других), будет такой же, как и награда за хадж» (Ат-таргиб ва-т-тархиб). 7. «(Человек,) отправившийся на поиски знания, будет (идти) по пути Аллаха, пока не вернётся обратно» (Ат-Тирмизи). 8. «Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага» (Аль-Бухари; Муслим).
Собрания людей, занятых поминанием Аллаха и приобретением знания
9. «Когда люди, собравшиеся для поминания Аллаха Всевышнего, (хотят) подняться со своих мест, (ангелы) говорят им: “Вставайте, Аллах простил вам ваши грехи, а ваши дурные дела заменены на добрые”» (Сахих аль-Джами‘). 10. «Когда люди (собираются где-либо) и (начинают) поминать Всемогущего и Великого Аллаха, их обязательно окружают ангелы, и покрывает их милость, и нисходит на них спокойствие /сакина/[6], и поминает их Аллах среди тех, кто (находится) при Нём[7]» (Муслим).
Поминание Аллаха Аллах Всевышний сказал: «Так поминайте же Меня, и Я буду помнить о вас...» [8] 11. Аллах Всевышний говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой,[9] и Я нахожусь вместе с ним,[10] когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их[11]. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» (Муслим). Совершение одобряемого шариатом и указание на благое 12. «Совершение любого дела, одобряемого шариатом, есть садака[12], а указывающий на благое (другим) подобен тому, кто сам совершает благое» (Сахих аль-Джами‘). 13. «Вы должны совершать одобряемое шариатом, ибо это защитит вас от дурного» (Сахих аль-Джами‘).
Достоинство призыва к Аллаху Аллах Всевышний сказал: «Чьи слова лучше, чем у того, кто взывает к Аллаху, и совершает праведные дела и говорит: “Поистине, я − из (числа) покорившихся (Аллаху)”?» “Разъяснены”, 33. 14. Однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ‘Али, да будет доволен им Аллах: «И, клянусь Аллахом, поистине, (если) Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами!» (Аль-Бухари; Муслим). 15. «Призывавший к правильному пути получит награду, равную наградам (всех) тех, кто последует за ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а тот, кто призывал (других) к заблуждению, понесёт на себе (бремя) греха, равное (по тяжести бремени) грехов тех, кто последует за ним, что никак не облегчит (тяжести) их собственных грехов» (Муслим).
Побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого шариатом Аллах Всевышний сказал: «И пусть будет из вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от отвергаемого. Такие-то и преуспеют» “Семейство ‘Имрана”, 104. 16. «Поистине, появятся в моей общине люди, которым будет дарована такая же награда, как и первым (её членам, за то, что) станут они удерживать (других) от порицаемого» (Ас-сильсилят ас-сахиха).
Изучение Корана в мечети 23. «Когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, на них обязательно нисходит спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним» (Муслим).
Приветствие 24. «Поистине, обращение (к людям) с приветствиями и добрыми словами непременно позволит заслужить прощение» (Сахих аль-Джами‘). 25. «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не войдёте вы в рай, пока не уверуете[21], а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте между собой мир!»[22] (Муслим).
Рукопожатие 26. «Если два мусульманина встретятся, пожмут друг другу руки и воздадут хвалу Аллаху Всевышнему, то когда они расстанутся. не будет меж ними греха» (Сахих аль-Джами‘).
Любовь ради Аллаха 27. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Я обязательно полюблю тех, кто любит друг друга ради Меня... Для любящих друг друга ради величия Моего (предназначены) минбары из света[23], и позавидуют[24] им пророки и павшие за веру!”» 28. «Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: “Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!”» (Муслим). 29. «Пусть тот, кто желает ощутить вкус веры, полюбит (другого) человека только ради Аллаха» (Сахих аль-Джами‘).
Посещение больного брата 30. «Семьдесят тысяч ангелов непременно станут обращаться с мольбами к Аллаху до самого вечера за любого мусульманина, навестившего больного мусульманина утром, если же он навестит (больного) вечером, семьдесят тысяч ангелов непременно станут обращаться к Аллаху с мольбами за него до самого утра, а в раю для него будут собраны плоды» (Ат-Тирмизи).
Ссуда 36. «Любому мусульманину, который дважды одолжит деньги другому мусульманину, это непременно запишется как садака, (поданная им) один раз» (Ибн Маджа).
Оказание помощи должникам 37. «Того, кто даст отсрочку оказавшемуся в затруднительном положении или простит ему долг, в День воскресения Аллах укроет в тени Своего престола, когда иной тени, кроме этой, не будет» (Ат-Тирмизи). 38. «В мире этом и в мире ином Аллах облегчит положение того, кто облегчит положение человека, оказавшегося в затруднительном положении» (Сахих аль-Джами‘). 39. «(Один) человек, часто ссужавший деньги людям, всегда говорил своему слуге: “Если придёшь к оказавшемуся в затруднительном положении, прости ему[25], может быть, и Аллах простит нам”, и когда (этот человек) встретил Аллаха, Он простил его» (Аль-Бухари; Муслим). 40. «Пусть (каждый,) кого порадует то, что Аллах избавит его от скорбей Дня воскресения, облегчает положение испытывающего затруднения или прощает ему[26]» (Муслим).
Сокрытие грехов людей 41. «Если (один) раб покроет (грех) другого в мире этом, Аллах обязательно покроет его (грех)[27] в День воскресения» (Муслим). 42. «В мире этом и в мире ином Аллах покроет (грех) того, кто покроет (грех) мусульманина» (Муслим).
Защита чести мусульманина 43. В День воскресения Аллах защитит от огня лицо того, кто защитит честь своего брата» (Сахих аль-Джами‘).
Защита праведных 44. «В мире этом и в мире ином Аллах поддержит того, кто поддержит брата своего в его отсутствие» (Сахих аль-Джами‘).
Хороший нрав 49. «(В День воскресения) не будет на весах ничего тяжелее благонравия» (Сахих аль-Джами‘). 50. «Поистине, благонравие обязательно приведёт человека к ступени совершающего ночные молитвы и соблюдающего пост днём[28]» (Сахих аль-Джами‘). 51. «Поистине, в День воскресения ближе всех из вас ко мне будут, те (люди), которые в мире этом отличались наилучшим нравом» (Сахих аль-Джами‘).
Посадка деревьев 54. «Если человек посадит дерево, а потом его плодов поест человек или любое из созданий Аллаха, он непременно (получит за это такую же награду, как и за) садаку» (Аль-Бухари). 55. «Есть семь дел, за которые раб Аллаха будет получать награду и после смерти, когда окажется в могиле. (Такую награду будет получать тот,) кто передавал знание, или прорыл канал, или выкопал колодец, или посадил пальму (т.е. дерево), или построил мечеть, или оставил в наследство Коран, или оставил после себя сына, который стал бы просить для него прощения после его смерти» (Сахих аль-Джами‘).
Правдивость Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!» “Покаяние”, 119. 56. «Вам следует быть правдивыми, ибо правдивость приведёт к благочестию, благочестие же приведёт к раю» (Сахих аль-Джами‘). 57. «Запретным для огня будет объявлен каждый лёгкий, мягкий и близкий к людям[29]» (Ас-сильсилят ас-сахиха). 58. «Поистине, Аллах добр, Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное» (Муслим). 59. «(Человек,) лишённый доброты, полностью лишён и блага» (Муслим).
Подавление гнева 60. «В День Воскресения Аллах Всевышний, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает» (Ат-Тирмизи).
Терпение Аллах Всевышний сказал: «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта» “Толпы”, 10. 62. «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом» (Муслим).
Отречение от мира 63. «Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Аллах, отрекись от (принадлежащего) людям[30], и тебя будут любить люди» (Ас-сильсилят ас-сахиха).
Омовение (вуду) 71. «Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из-под его ногтей» (Муслим). 72. «Совершение омовения должным образом, невзирая на неприятное[32], усилия, прилагаемые для посещения мечетей, и ожидание молитвы после молитвы полностью смывает грехи» (Ат-таргиб ва-т-тархиб). 73. «Если человек совершит омовение должным образом, а потом помолится, ему непременно будут прощены грехи, которые он совершит между этой и следующей молитвой» (Аль-Бухари; Муслим).
Азан 76. «Непременно войдёт в рай тот, кто возглашал азан в течение двенадцати лет, и будет ему записываться ежедневно по шестьдесят добрых дел за азан и по тридцать − за икаму» (Сахих аль-Джами‘). 77. «Кто бы ни услышал (голос) муаззина, будь то джинн, человек или любое иное (создание), он станет свидетельствовать за него в День воскресения» (Аль-Бухари). 78. «Прощения для муаззина станут просить все, кто услышит его голос, и он получит награду, равную награде всех, кто будет молиться вместе с ним» (Сахих аль-Джами‘).
Строительство мечетей 81. «Для того, кто построит мечеть размером с гнездо куропатки или ещё меньше, Аллах построит дом в раю» (Ибн Маджа).
Зубочистка 82. «Зубочистка (мисвак) служит для очищения рта и является угодной Господу» (Ан-Наса’и).
Посещение молитвы 83. «Если человек совершит омовение у себя дома, а потом отправится в один из домов Аллаха, чтобы выполнить ту или иную обязанность, возложенную на него Аллахом, то за один шаг с него будет сниматься одно прегрешение, а за другой его будут возвышать на одну ступень» (Муслим). 84. «Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение[37] в раю каждый раз, как (человек) делает это» (Аль-Бухари; Муслим). 85. «Награда того, кто покинет свой дом чистым (и направится в мечеть для совершения) обязательной молитвы, будет подобна награде человека, надевшего ихрам[38]» (Абу Дауд). 86. «Порадуй тех, кто часто ходит в мечеть во мраке, тем, что в День воскресения (они увидят) совершенный свет» (Ибн Маджа).
Молитвы 87. «Когда раб (Аллаха) приступает к молитве, все его грехи приносят и кладут ему на голову и на плечи, и каждый раз, как он склоняется в поясном или земном поклоне, они осыпаются с него» (Ас-сильсилят ас-сахиха). 88. «Любому рабу, который склонится перед Аллахом в земном поклоне, Аллах непременно запишет за это одно доброе дело, и снимет с него (бремя) одного дурного дела, и возвысит его на одну ступень, так совершайте же земные поклоны как можно чаще» (Сахих аль-Джами‘). 89. «Поистине, пятикратная молитва уносит с собой грехи подобно тому, как вода уносит грязь» (Сахих аль-Джами‘). 90. «Для того, кто совершает омовение так, как велел ему Аллах, обязательные молитвы служат искуплением прегрешений, совершаемых им между омовениями» (Муслим). 91. «Достойнейшей молитвой пред Аллахом является общая утренняя молитва в пятницу» (Сахих аль-Джами‘).
Общая молитва 94. «Общая молитва, в которой принимает участие человек, лучше молитвы, совершаемой им у себя дома или на рынке[39], в двадцать пять раз (в том случае), когда он совершает омовение должным образом, а потом отправляется в мечеть только для того, чтобы совершить молитву. (И тогда) за каждый свой шаг он обязательно будет возвышен на (одну) ступень, а (одно) прегрешение будет с него снято; когда же он приступит к молитве, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбами за него (всё то время), пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, не осквернившись. И они станут говорить: “О Аллах, прости его, о Аллах, помилуй его!” − а он будет пребывать в (состоянии) молитвы (всё то время, пока) дожидается её (начала)» (Аль-Бухари; Муслим). 95. «Тот, кто ради Аллаха в течение сорока дней будет принимать участие в общих молитвах, успевая услышать “такбират аль-ихрам”[40], будет записан как человек, избавленный от двух вещей: от огня и от лицемерия» (Сахих аль-Джами‘).
Первый ряд молящихся 96. «Если бы знали люди о (награде, ожидающей тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время общей молитвы,) и кроме жребия по стрелам не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду), то они обязательно прибегали бы к этому!» (Аль-Бухари; Муслим).
Произнесение слова “Аминь” 97. «Если кто-нибудь из вас скажет: “Аминь”, и ангелы на небесах скажут: “Аминь”, и будут эти слова произнесены одновременно, ему простятся его прежние грехи» (Аль-Бухари; Муслим).
Хвала Аллаху 98. «Когда имам скажет: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида-ху/”, говорите: “Господь наш, хвала Тебе /Рабба-на ля-кя-ль-хамд/”, ибо, поистине, тому, кто произнесёт эти слова одновременно с ангелами, простятся его прежние грехи» (Аль-Бухари).
Пятничная молитва 99. «Тому, кто должным образом совершит омовение[41], а потом явится на пятничную молитву и станет слушать[42], храня молчание, простятся его прегрешения[43], совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней; что же касается перебирающего камешки[44], то он занимается пустым» (Муслим).
Добровольные молитвы 103. «Добровольная молитва человека, когда его не видят люди, равна двадцати пяти молитвам, совершённым на глазах людей» (Сахих аль-Джами‘). 104. «Два раката (добровольной) утренней молитвы лучше мира этого и всего, что в нём есть» (Муслим). 105. «Войдёт в рай тот, кто в течение дня и ночи станет неуклонно совершать двенадцать добровольных ракатов: четыре раката до полуденной молитвы и два после неё, два раката после закатной молитвы, два раката после вечерней молитвы и два раката перед утренней молитвой» (Ан-Наса’и). 106. «Аллах сделает запретным для огня того, кто станет неуклонно совершать добровольные молитвы в четыре раката перед обязательной полуденной молитвой и после неё» (Абу Дауд). 107. «Да помилует Аллах человека, который станет совершать добровольную молитву в четыре раката перед обязательной послеполуденной молитвой» (Абу Дауд).
Добровольная утренняя (духа) [51] молитва 108. «(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку[52] столько раз, сколько есть (в его теле) суставов[53]. Каждое произнесение слов “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик /Аллаху акбар/” есть садака, и побуждение к одобряемому (шариатом) есть садака, и удержание от порицаемого (им) есть садака, но всё это заменяют собой два раката (добровольной дополнительной молитвы) утром /духа/[54]» (Муслим).
Ночная молитва 109. «Вам следует совершать ночные молитвы, ибо это было обыкновением праведников, живших до вас, и это служит средством приближения к Аллаху Всевышнему, служит защитой от греховного, является средством искупления грехов и изгоняет болезни тела» (Муслим). 110. «Если человек разбудит ночью свою жену, и они помолятся (или: вместе совершат молитву в два раката), их запишут как поминающих Аллаха» (Ат-таргиб ва-т-тархиб).
Земной поклон 114. «Если кто-либо из рабов (Аллаха) совершит земной поклон пред Аллахом, за это Аллах непременно запишет за ним одно доброе дело, и сотрёт запись об одном из его дурных дел, и возвысит его на одну ступень, так совершайте же как можно больше земных поклонов» (Ибн Маджа).
Просьба о прощении Аллах Всевышний сказал: «А кто совершит что-нибудь дурное или обидит самого себя, а потом попросит у Аллаха прощения, увидит, что Аллах − Прощающий, Милосердный» “Женщины”, 110. Аллах Всевышний также сказал: «Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя, [59] а потом вспомнил Аллаха и попросил прощения за свои грехи..., воздаянием таким послужат прощение от их Господа и райские сады» “Семейство ‘Имрана”, 135 – 136. 119. «Блажен тот, кто обнаружит в книге (своих дел) множество записей об обращениях к Аллаху с просьбами о прощении» (Ибн Маджа). 120. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах простит грех любому рабу (Аллаха), который согрешит, потом должным образом совершит омовение, совершит молитву в два раката, а потом попросит Аллаха о прощении», после чего прочитал айаты, в которых сказано: «Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя, а потом вспомнил Аллаха и попросил прощения за свои грехи..., воздаянием таким послужат прощение от их Господа и райские сады» “Семейство ‘Имрана”, 135 – 136.
Слова “нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха” 121. «Как можно чаще произноси слова “нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/”, ибо они относятся к числу сокровищ рая» (Ибн Маджа).
Пост 123. «Пост является щитом, которым раб (Аллаха) защитится от огня» (Сахих аль-Джами‘). 124. «От соблюдавшего пост на пути Аллаха в течение одного дня Аллах удалит геенну на сто лет пути» (Сахих аль-Джами‘). 125. «Аллах введёт в рай человека, соблюдавшего пост в течение одного дня с верой и надеждой на награду Аллаха» (Ас-сильсилят ас-сахиха).
Пост во время рамадана 127. «Тому, кто во время рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Аль-Бухари; Муслим).
Соблюдение поста зимой 129. «Пост зимой является лёгкой добычей» (Ас-сильсилят ас-сахиха).
Соблюдение поста в день ‘Арафата, а также в день “‘ашура” [60] 130. «Пост в день ‘Арафата служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года, а пост в день “‘ашуры” служит искуплением (грехов) прошлого года» (Ат-таргиб ва-т-тархиб).
Соблюдение поста в месяце ша‘бан 131. «Ша‘бан занимает место между раджабом и рамаданом, и люди не придают ему значения, тогда как в этом месяце дела (людей) возносятся (к небесам), и я хочу, чтобы мои дела возносились в то время, когда я пощусь» (Ас-сильсилят ас-сахиха).
Закят 137. Сообщается, что ‘Амр бин Мура аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сказал: − Один человек из племени Куда‘а пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: «Я засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты − посланник Аллаха, стал совершать пять молитв, поститься и молиться по ночам во время рамадана и выплачивать закят». (Выслушав его,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тот, кто умрёт, не отступив от этого, будет причислен к правдивейшим и шахидам» (Ат-таргиб ва-т-тархиб).
Садака 139. «Пост является щитом, а садака гасит грех подобно тому, как вода гасит огонь» (Ат-таргиб ва-т-тархиб). 140. «Вам следует давать садаку тайно, ибо (такая садака) гасит гнев Всемогущего и Великого Господа» (Сахих аль-Джами‘).
Доброе слово 141. «Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика[61], а если не найдёте и этого, то − с помощью доброго слова!» (Аль-Бухари; Муслим).
Хаджж 143. «Тот, кто совершит хаджж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене[62] и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать»[63] (Аль-Бухари). 144. «Если говорить о том, что ты покинешь свой дом, стремясь к Священному дому, то за каждый шаг, который сделает твоя верблюдица, Аллах запишет тебе одно доброе дело и сотрёт запись об одном из твоих дурных дел. Если говорить о твоём стоянии на ‘Арафате, то в этот день Всемогущий и Великий Аллах нисходит к нижнему небу и хвалится собравшимися перед ангелами, говоря: “Эти покрытые пылью люди с всклокоченными волосами − рабы Мои, которые явились ко Мне из разных далёких ущелий, надеясь на (Мою награду) и боясь Моего наказания, и они не видели Меня, а что было бы, если бы они увидели Меня?” Если будет у Тебя столько грехов, что количество их будет равно количеству песчинок пустыни, или количеству дней существования мира этого, или количеству капель дождя, падающего с неба, Аллах смоет с тебя эти грехи. Если говорить о побивании идолов камнями, то это послужит для тебя запасом (в мире вечном). Если говорить о бритье головы, то за каждый сбритый волосок тебе будет записано доброе дело, а после того, как ты совершишь обход Каабы, ты станешь таким же, каким был он в тот день, когда родила тебя мать» (Сахих аль-Джами‘). 145. «За безупречный хаджж[64] не будет иного воздаяния, кроме рая» (Сахих аль-Джами‘).
Умра 147. «(Совершение каждой следующей) умры (после предыдущей) служит искуплением (совершённых) между ними (грехов)» (Сахих аль-Джами‘). 148. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Совершение) умры в рамадане равнозначно (совершению) хаджжа (или: совершению хаджжа со мной)»[66] (Аль-Бухари; Муслим). 149. «Совершайте хадж поочерёдно с умрой, ибо, поистине, это удаляет бедность и грехи подобно тому, как мех удаляет окалину из железа» (Ас-сильсилят ас-сахиха).
Посещение больных 158. «Любого человека, отправившегося навестить больного вечером, будут сопровождать семьдесят тысяч ангелов, которые станут просить для него прощения до самого утра, того же, кто навестит больного утром, будут сопровождать семьдесят тысяч ангелов, которые станут просить для него прощения до самого вечера» (Сахих аль-Джами‘).
Мольба за отсутствующего 163. «Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутствие, будет услышана, (ибо) у головы его находится получивший (особое) поручение ангел, и каждый раз, как (мусульманин) обращается к Аллаху с мольбой за своего брата(, призывая на него) благо, (этот) получивший поручение ангел говорит: “Аминь, и (да будет) тебе то же!”» (Муслим).
[1] В этом хадисе говорится об одном из атрибутов Аллаха Всевышнего. Как и в прочих подобных случаях, словам пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следует верить, отдавая себе отчёт в том, что атрибуты Аллаха не имеют ничего общего с атрибутами или же свойствами людей. [2] Это значит, что Аллах постоянно готов принимать покаяние согрешившего. [3] То есть с запада. Иначе говоря, Аллах будет принимать покаяние Своих рабов вплоть до самого Дня воскресения. В Коране сказано: «В тот День, когда явятся некоторые из знамений твоего Господа, не принесёт человеку пользы его вера, если не уверовал он раньше…» (“Скот”, 158). [4] То есть надеяться на Моё милосердие и прощение. [5] Иначе говоря, строго придерживаясь единобожия. [6] В Коране сказано: «Он − Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере» (“Победа”, 4). В комментариях указывается, что известны разные толкования слова “сакина”. Согласно наиболее предпочтительному из них, “сакина” является одним из созданий Аллаха, которое нисходит на человека вместе с ангелами, принося ему милость Аллаха и спокойствие, после чего мирские дела перестают волновать его. [7] Имеется в виду, что Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздаёт таким людям хвалу, принимает их дела и возвышает их. [8] “Корова”, 152. [9] Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Него ожидать. [10] Эти слова означают: в этот момент Я оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия. [11] Здесь речь идёт об ангелах, приближенных к Аллаху. [12] Садака − добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня. Здесь имеется в виду, что за совершение любого дела, одобряемого шариатом, человека ждёт такая же награда, как и за оказание помощи нуждающимся. [13] Имеются в виду ангелы, записывающие дела людей и покорные воле Аллаха, до положения которых в мире ином возвысятся искусные чтецы Корана, поскольку они, подобно ангелам, доносят до верующих Книгу Аллаха, тем самым принося людям огромную пользу. [14] Одну награду человек получит за чтение, а другую − за преодоление трудностей. [15] С этих букв начинаются некоторые суры Корана. [16] Иными словами, всё это − отдельные буквы, и за прочтение каждой из них человеку запишется совершение десяти добрых дел. [17] Имеется в виду человек, который знал Коран наизусть полностью или частично. [18] Здесь речь идёт о восхождении по ступеням рая. Количество этих ступеней соответствует количеству айатов Корана, которых насчитывается более шести тысяч, а расстояние от одной ступени до другой равно расстоянию между небом и землёй. [19] “Тартиль” − чтение Корана по всем правилам, подразумевающее чёткое произнесение каждой буквы. [20] Таким образом, высшую ступень займёт человек, знавший наизусть весь Коран, но только при том условии, что он на деле следовал всем установлениям Корана. [21] То есть пока не уверуете в полной мере. [22] Слово “салям” (мир) означает также “приветствие”. Эти слова, пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, надо понимать и как веление приветствовать друг друга словами “Ас-саляму ‘аляй-кум” (Мир вам), и как веление поддерживать между собой добрые отношения, всячески способствуя сохранению мира и спокойствия в обществе. [23] Речь идёт о возвышениях, на которых будут восседать такие люди. [24] Имеется в виду так называемая “белая зависть”, когда человек желает иметь то, чем обладает другой, не желая другому, чтобы он лишился этого. [25] Здесь речь может идти либо об отсрочке долга, либо о полном его прощении. [26] То есть пусть облегчает такому человеку условия уплаты долга или вообще прощает его. [27] Имеется в виду, что Аллах либо сотрёт грех такого человека, либо не станет требовать с него отчёта за этот грех, либо спросит с него за грех так, что никто больше об этом не узнает, после чего простит его. [28] То есть к наивысшей ступени. [29] То есть человек, ставший близким к людям благодаря хорошему обхождению с ними и отличающийся мягкостью и лёгкостью характера. [30] То есть не старайся завладеть тем, что принадлежит другим. [31] Здесь имеется в виду, что наградой за оказание престарелым родителям должного внимания и необходимой помощи послужит рай, тогда как человека, не выполняющего свои обязанности по отношению к ним, ждут унижения и суровое наказание. [32] Подразумеваются различные трудности при совершении омовения, преодоление которых может быть неприятным для человека, например, холод. [33] То есть положение людей в раю. [34] Иначе говоря, преодоление значительного расстояния для участия в общей молитве. [35] “Рибат” − укрепление на границе. В данном случае имеется в виду джихад, борьба, которую с помощью названных пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, средств человеку необходимо постоянно вести против собственной души, побуждающей его к дурному, а также против наущений шайтана. [36] Здесь имеются в виду мелкие прегрешения, так как для искупления тяжких грехов следует принести покаяние, а в случае необходимости − возместить ущерб пострадавшим. [37] “Нузуль” − имеется в виду еда и всё то, чем встречают гостя. [38] Иначе говоря, человека, который отправился в хадж или умру. [39] Здесь подразумевается, что в обоих случаях человек совершает индивидуальную молитву. [40] Такбират аль-ихрам или тахрима − произнесение слов “Аллаху акбар” в начале молитвы имамом или человеком, совершающим индивидуальную молитву. [41] Имеется в виду совершение омовения по всем правилам и без каких бы то ни было упущений. [42] То есть слушать слова имама, произносящего хутбу. [43] Имеются в виду мелкие прегрешения. [44] На земляном полу мечети пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медине всегда попадалось достаточно много мелких камешков. Здесь имеются в виду люди, которые во время проповеди забавлялись перебиранием этих камешков или чем-нибудь ещё в этом роде вместо того, чтобы внимательно слушать имама. [45] Например, после полового сношения. [46] Другими словами, как можно раньше. [47] Иначе говоря, получит за это такую же награду. [48] То есть когда имам поднимется на минбар и приступает к чтению хутбы. [49] Таким образом, человек, пришедший позже начала чтения хутбы, уже не будет отмечен ангелами, которым поручено записывать людей, приходящих на пятничную молитву. [50] Имеется в виду определённый период времени. [51] Духа − период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня. [52] В данном случае имеется в виду либо садака как таковая, либо такое благое дело, награда за которое в мире вечном будет равна награде за садаку. [53] Имеется в виду, что подобным образом человек должен воздать благодарность Аллаху за то, что он дожил до утра целым и невредимым. Кроме того, это является средством защиты от всевозможных бедствий. [54] Такая молитва может состоять из разного количества ракатов − от двух до восьми. Начинать совершать её можно по истечении трети часа после восхода солнца. [55] То есть по сто раз произнося слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”. [56] Поскольку за каждое доброе дело Аллах обещает человеку по меньшей мере десятикратную награду. [57] В комментариях указывается, что слова в скобках могут являться указанием на то, что передатчик не знал точно, какую из этих двух фраз произнёс пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Возможно также, что союз “или” употребляется здесь в значении “и”. В таком случае перевод данного места должен выглядеть следующим образом: «…и тогда ему будет записываться по тысяче добрых дел, а (бремя) тысячи прегрешений будет с него сниматься». [58] Имеются в виду фразы. [59] Имеется в виду совершение такого греха, который нанёс ущерб только самому согрешившему человеку. [60] “‘Ашура” − десятый день мухаррама. [61] То есть с помощью хотя бы самого незначительного подаяния. [62] Конкретн Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|