Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Немного о минусах «бесполой педагогики»





Изменение традиционных ролей и моделей по­ведения всегда чревато отрицательными по­следствиями. Хотя порой это бывает очевид­ным не сразу.

В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и де­вочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успе­ваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учат­ся вместе.

Странно? — Ничуть! Дело в том, что физи­ологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек. Поэтому, когда они учатся вместе, у мальчиков разви­вается комплекс неуспешности. В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически часто слабее, и неаккуратней. В тетрадках у них грязь, почерк хуже, оценки, соответственно, тоже... Все это, как вы пони­маете, не стимулирует у большинства мальчи­шек желание учиться... Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты.

Ну, а с другой стороны, девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересовать­ся вопросами пола, не отвлекаются при раз­дельном обучении на уроках, не строят глаз­ки, не перебрасываются записочками...

Недавно я побывала в московском детском саду, где тоже предпринята попытка отдель­но воспитывать мальчиков и девочек. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры — прохо­дит порознь.

Побывала я там и подумала: «Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать об ошибочности «бесполой педагогики» (так прозвали педагогику, не учитывающую поло­вые различия) и о необходимости полового воспитания детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тем, которые традиционно считаются у нас недетскими, без циничного подглядывания в замочную скважину...»

С детьми в этом детском саду не муссиру­ют тему «откуда я взялся», а просто каждый день преподносят им образцы эталонного муж­ского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галант­ными по отношению к девочкам.

О девочках же поговорим поподробней.

Когда попадаешь на их половину, вспомина­ется роман Золя «Дамское счастье». Чего там только нет! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мо­роженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылеп­ленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Насто­ящее женское царство, в котором каждая де­вочка — маленькая принцесса. Они и держат­ся соответственно. Такая непринужденно-пря­мая осанка бывает разве что у балерин, а пла­стика поражает женственностью и изяще­ством. Хотя, впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек. Особенно те, у кого есть старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из не­благополучных семей, где грубость и агрессив­ность — норма жизни.

Но здесь девочки быстро меняются. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Про­сто в этой уютной и какой-то очень благород­ной обстановке вести себя по-хамски проти­воестественно. А дети чутко улавливают фальшь.

Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно обалдевают от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно мужскому антура­жу: саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна раз­рушить девчоночий рай. Хотя вообще-то маль­чишек хлебом не корми — дай поломать дев­чонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ «пометить территорию», показать, «кто самее». И пока детсад был обычным, сорван­цы, естественно, не упускали возможности напакостить девчонкам. Теперь же, когда де­лить нечего, они не только не обижают дево­чек, но и с удовольствием пропускают их впе­ред, уступают лучшие места и т. п.

 

Воспитание женственности

По-моему, основная проблема воспитания ны­нешних девочек — это воспитание женствен­ности. Вроде бы чепуха. Зачем воспитывать то, что заложено самой природой?

Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и наивную мило-ту, которая так трогает сильных мужчин.

Современный стиль — напористый, агрес­сивный, дерзкий. Девушки-подростки стара­ются не отстать от парней: матерятся, зани­маются карате и у-шу, курят, пьют, «меня­ют партнеров», все чаще вступают в банды. Женственность многим кажется непрестижной, воспринимается как проявление слабос­ти. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на лопатки. Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями. Но оно и не нужно, они не по этой части.

А посмотрите на игрушки. Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных самым разным оружием? Спра­ведливости ради замечу, что очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конеч­но, есть на прилавках. Но, во-первых, они не всем по карману, а во-вторых, это вчерашний день, стиль ретро.

Я уж не говорю про книги. Собственно, и двадцать лет назад у нас было маловато спе­цифически девичьей литературы (вот она, «бесполая педагогика»!): зачитанная до дыр «Динка» Асеевой, некоторые повести Льва Кассиля, новеллы Александра Грина, очень популярная в 70-80-е годы. «Девочки, книга для вас»... Сейчас книг для девочек и того меньше. Старые далеко не все переизданы, а новые — это, в основном, детективы и при­ключения для мальчишек и про мальчишек. Даже «Алису» Кира Булычева, по моим на­блюдениям, больше нравится читать мальчи­кам! (Ну да, это ведь фантастические приклю­чения!) Мы справедливо ругаем латиноамери­канские телесериалы, но не предлагаем девоч­кам качественных образцов романтизма.

То же можно сказать и о популярных сей­час среди девочек-подростков бульварных кни­жонках, срочно переведенных с английского или наспех состряпанных отечественными ав­торами. Мало того, что они портят литератур­ный вкус, и без того неразвитый у современ­ных детей. Так еще — и это главная опас­ность — поглощая подобную литературную стряпню, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству совращения», усваивают взгляды и установки, которые, как правило, не доводят до добра.

В этих книгах очень часто сцеплены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочки-подро­стки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви платонической, возвышенной нацелива­ют юных читательниц совсем на другое. На то, что с предельной откровенностью выража­ется в подростковых журналах заголовками типа «Неужели ты в тринадцать лет все еще девственница?» В книжках это может быть немного закамуфлировано, но суть остается неизменной.

Большинство современной бульварной лите­ратуры для девочек-подростков распаляет чув­ственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит в каче­стве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням (у нее это называется «добиваться своего»), часто ведет себя как законченная проститутка, превыше всего ста­вит собственное удовольствие, а потому, есте­ственно, нарушает «устаревшие» моральные нормы, считая их глупыми, дремучими пред­рассудками. Одно из основных качеств такой девахи — разгулявшееся своеволие, красиво названное «жаждой свободы». Родители ее, конечно, «не понимают», «мешают», «давят». При этом все описано так, чтобы вызвать у девочек сочувствие к героине и восхищение ею. Она рисуется умной, смелой, независи­мой, успешной. В конце книги ее, как прави­ло, ждет удача.

И обольщенные девочки-подростки начина­ют подражать любимым героиням, не задумы­ваясь о том, что попадают в ловушку. Игра на чужом поле — занятие опасное. Отказываясь от естественных женских качеств: скромнос­ти, мягкости, заботливости, умения терпеть и сострадать, — девушки, сами того не подозре­вая, отрекаются от своей природы и перехо­дят в другую категорию. Нет, не в категорию мужчин. Это все равно невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала себе полос на спи­не, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем в зверином царстве стать может.

Так и с «продвинутыми» девочками-подро­стками. Поначалу им кажется, что они обре­ли свободу и независимость, что весь мир ле­жит у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясня­ется, что парни смотрят на них как на вещь, объект потребления. А вещь, особенно в обще­стве, проникнутом потребительской психологи­ей, ценится только, пока она новая. Пополь­зовался — и бросил. Зачем беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?

Как только девичья свежесть проходит (а сейчас, с распространением педофилии это случается очень быстро: для поклонников Ло­лит 18-19-летняя девушка уже старуха), «объект» становится неинтересен. И это ло­гично. Почему, собственно, должно быть по-другому? В обществе потребления вещи взаи­мозаменяемы. А чувства, переживания... Да­же смешно. Какие чувства у вещи?

Поэтому родителям, которые всерьез заду­мываются о будущем дочерей, я бы посовето­вала уделить повышенное внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бой­тесь, что оно вступит в противоречие с жиз­нью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш. Бронте. (Хотя и не насквозь цинична, как нам пытаются внушить «желтые» СМИ.) Ро­мантизм удивительным образом закаляет ду­шу. Тем более, что он соответствует самой женской природе.

Не ограничивайтесь литературой — есте­ственно, ее классическими, качественными об­разцами. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы счита­ете достойным образцом для подражания.

Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней ведь немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.

Почаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться. И, конечно, отмечайте это как большое достоинство! При­знание заслуг — огромный стимул для ребен­ка, но многие родители, к сожалению, до сих пор им пренебрегают. Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике.

Сейчас некоторые мамы, наслушавшись со­ветов о том, как важно сызмальства приучать девочек краситься и ухаживать за кожей (дес­кать, в этом и заключается воспитание жен­ственности), накупают десяти-двенадцатилет-ним девчонкам «детской» губной помады или «детских» теней для век. Почему это настой­чиво пропагандируют фирмы-производители косметики, понятно: для них чем больше по­купателей, тем лучше. А вот почему родите­ли покупаются на эти дешевые уловки, по­нять нелегко. Ведь в восприятии девочек упот­ребление косметики очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И, поощряя такие шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с современ­ными подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашен­ные девочки идут совсем в другие места и играют в другие, уже не столь невинные игры.

 

Мягкое побеждает твердое

— И все-таки, — спросите вы, — почему одни девочки — маленькие принцессы, а дру­гие — маленькие разбойницы? Неужели дело только лишь в воспитании?

Нет, конечно. Очень многое зависит от ха­рактерологических особенностей ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойницами часто бывают гиперактивные дети. Или де­монстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отри­цательное. А бывает и просто авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подаются ребен­ку. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда) подражают мальчишкам.

В каждом конкретном случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, как настроить ее на что-то положи­тельное. Согласитесь, что между бандиткой и заядлой походницей «две большие разницы», как говорят в Одессе.

Но вообще-то любопытно, что в том детс­ком садике, о котором я рассказывала — где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой — даже отпетые маленькие разбойницы постепенно становятся ласковей и послуш­ней.

«Мягкое побеждает твердое», — гласит ста­ринная китайская пословица.

И эта древняя мудрость сегодня мне кажет­ся как нельзя более современной.








Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.