Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 26. Каждому овощу свое время, или об опасности раннего интеллектуального развития





 

В последние десятилетия многие родители ув­лекаются ранним интеллектуальным развити­ем своих чад. В Москве и других городах по­явились мини-лицеи для четырех-пятилетних детей, шахматные школы для трех-четырех­леток. А недавно в Сибири мне с гордостью показали детский центр, в котором полутора­годовалых малышей учат... математике и ан­глийскому языку. Они еще ходить как следу­ет не умеют, многие вообще предпочитают передвигаться ползком, поскольку так быст­рей и привычней, а им показывают англий­ские буквы и по многу раз повторяют иност­ранные слова.

Глядя на это, я вспомнила, как в начале 70-х моя знакомая, учившаяся на психологи­ческом факультете МГУ, рассказывала об уди­вительной американской методике обучения чтению... полугодовалых малюток. Я, правда, так и не смогла добиться от нее ответа, каким образом проверяют, научился младенец читать или нет. Это до сих пор остается для меня за­гадкой. Вероятно, ему называют слово, а он тя­нет руку к карточке, на которой оно написано?

Как бы там ни было, эффективность тех или иных методов и подходов определяется по результатам. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20)... Каковы же плоды подобных экспери­ментов? Может, и у нас, и на Западе, где эта тенденция появилась еще раньше, выросло поколение гениев или, если не гениев, то хо­тя бы крупных интеллектуалов? Да нет, непо­хоже. Читают молодые все меньше и меньше, преподаватели высших учебных заведений жа­луются, что общий интеллектуальный уровень первокурсников с каждым годом заметно сни­жается, дела с логическим мышлением обсто­ят плохо. А во многих российских вузах на самых разных факультетах уже ввели предмет «Русский язык», ужаснувшись безграмотнос­ти вчерашних школьников. В ТОМ ЧИСЛЕ И ТЕХ, КТО УЧИЛСЯ В ПРЕСТИЖНЫХ ГИМ­НАЗИЯХ! А ведь с ними явно занимались в детстве по программам раннего интеллектуаль­ного развития, поскольку неподготовленных детей в «продвинутые» гимназии просто не берут. Нет, как-то не сходятся концы с кон­цами...

 

Все смешалось в доме Облонских

Психологи бьют тревогу: множество дошколь­ников НЕ ХОТЯТ В ШКОЛУ! По некоторым опросам — до 50%! «Такого раньше никогда не было», — говорят специалисты. Дети, на­оборот, мечтали о школе, потому что это был важный рубеж взросления. Конечно, потом многих постигало разочарование, и в среднюю школу рвались уже не так, как в начальную. Но в первый класс дети шли как на празд­ник. Еще бы! Ведь они становились «больши­ми» и уже могли сверху вниз взирать на дет­садовскую «малышню», с которой еще весной играли на равных.

Почему происходит такой откат, надеюсь, понятно. Раньше школа действительно являлась для первоклашек новой ступенькой. У них на­чиналась новая жизнь. В школе все обстояло по-другому, не так, как в детском саду. При­чем различия были самые что ни на есть суще­ственные для этого возраста. В школе никто не спал, не играл, не гулял, а УЧИЛСЯ. Конеч­но, в подготовительной группе детского сада тоже устраивались занятия, но они воспринима­лись ребятишками скорее как репетиция, «игра в школу». И самое главное, в саду не задавали уроков и не ставили оценок. То есть мера от­ветственности ребенка за свою учебу была в саду минимальной, а при переходе в первый класс резко возрастала. Что, собственно, и по­рождало вполне справедливые представления о том, что школьник — человек взрослый.

Да одна покупка «Подарка первоклассни­ку» — ранца с множеством школьных принад­лежностей — чего стоила! Весной или в кон­це лета родители торжественно шли с чадом в магазин и покупали ему «Подарок», которым он потом хвастался перед родными и соседя­ми, а те, преувеличенно восторгаясь, говори­ли: «Да, Вася, наконец-то и ты дождался! Видишь, как время летит? Еще вчера ты был малыш, а уже — первоклассник».

Теперь же ранцем первоклашку не потря­сешь, потому что он привык носить его на за­нятия по подготовке к школе. Оценок в на­чальных классах часто не ставят, а уроки, на­оборот, задают и четырех-пятилеткам. Как го­ворится, все смешалось в доме Облонских, и никакой особой разницы при поступлении в школу дети не чувствуют, никаких взрослых «привилегий» не получают. Только нагрузка увеличивается, а к этому-то ребята как раз оказываются не готовы.

 

Нельзя перескакивать через ступеньки

Любой психолог знает, что ребенок в своем развитии проходит разные этапы или стадии. Сперва его мышление бывает наглядно-дейст­венным: осваивая мир, он воспринимает его через те или иные действия. Например, тарел­ка — это то, из чего едят суп или кашу. При­мерно к двум годам появляется наглядно-образ­ное мышление: взяв палочку, малыш уже мо­жет представить себе, что это ложка, и совер­шать ею нужные действия: кормить плюшево­го мишку и т. п. И в два, и в три года дет­ское мышление еще очень конкретно, абстрак­тные категории становятся доступными позже. Начатки логического мышления возникают при нормальном развитии к концу дошкольного пе­риода, а окончательно этот тип мышления фор­мируется в подростковом возрасте.

Если же раньше времени пытаться развить то, до чего ребенок еще объективно не дорос, происходят серьезные деформации. Когда речь идет о физическом здоровье, это более или менее понятно. Никакой здравомыслящий ро­дитель, как бы ему ни хотелось вырастить ребенка настоящим мужчиной, не будет на­вьючивать на дошколенка мешок с картошкой, прекрасно понимая, что бедняга надорвется. Но, когда речь идет о вещах нематериальных, которые нельзя увидеть или пощупать, здра­вомыслие порой нам отказывает.

«Преждевременная интеллектуальная трени­ровка ведет к перенапряжению структур моз­га, — утверждает крупнейший детский пси­хиатр Галина Вячеславовна Козловская. — Это чрезмерная нагрузка на левое полушарие, височные области и лоб. В результате, лишая ребенка возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным. Психика его расшатывается, и впоследствии он будет плохо развиваться».

То есть цель вырастить интеллектуала, ра­ди которой ребенка зачастую лишают детства, достигнута не будет, и логическое мышление, которое преждевременно пытались развить, в результате не разовьется даже до нормально­го уровня. Именно это и наблюдают сейчас педагоги, изумляясь тому, что вроде бы эру­дированные, натасканные старшеклассники неспособны к обобщениям, логическому пере­носу, мыслят шаблонно, изъясняются готовы­ми клише.

Гибкость мышления, свойственная юности, у них отсутствует. Они с таким упорством цепляются за стереотипы, как будто им не пятнадцать, а семьдесят пять, когда человеку действительно бывает не под силу (и то обыч­но при не очень тренированном уме!) отказать­ся от своих закоснелых представлений.

Но это достаточно отдаленные последствия, которые проявятся лишь в подростково-юно­шеском возрасте. А какие отклонения замет­ны раньше?

 

Дети не умеют играть

Ребенок не умеет играть. Еще недавно это ка­залось странным. Как?! Неужели кого-то надо учить играть? Да такого быть не может, ведь игра — неотъемлемая часть детской жизни, детей хлебом не корми — дай поиграть! И действительно, раньше отсутствие интереса к играм встречалось только у детей с очень се­рьезным повреждением психики (например, при глубокой умственной отсталости или силь­ном аутизме).

Теперь же родители все чаще жалуются на то, что их вроде бы совершенно нормальные сыновья или дочки не интересуются игруш­ками и не умеют играть даже в простейшие ролевые игры (типа «дочки-матери» или «док­тора»). И очень часто оказывается, что этих ребятишек с раннего возраста усиленно разви­вали в интеллектуальном плане. Кое-кто (осо­бенно папы) даже радуется, что ребенок «не бьет баклуши, а занимается делом»: решает математические задачки, с четырех лет само­стоятельно читает, метит в юные гроссмейсте­ры. И родителям удобно: взял готовое пособие, выполняешь вместе с малышом полезные задания. Не надо ломать голову, изобретая сюжеты для игр, которые, вдобавок, кажут­ся многим взрослым бессмысленными и скуч­ными.

Но игра — важнейшая сфера деятельности ребенка. Самая, наверное, важная, ведь в игре он познает мир, примеряет на себя различ­ные, в том числе «взрослые» роли, учится об­щению, постигает оттенки чувств. И, если в этой сфере пробел, эмоциональное развитие ребенка затормаживается, а личность дефор­мируется.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.